Связанные: Русское барокко история русской литературы
Русское барокко Русское барокко — это первое направление в русской литературе переходного периода (на рубеже XVII и XVIII вв.). Оно является связующим звеном между уходящей в прошлое древнерусской литературой и русской литературой нового времени, только еще зарождавшейся, т.е. классицизмом. Стиль барокко во многом определил литературную историю России конца 17 - первой половины 18 веков.
В первой половине 18 века происходит завершение перестройки русской литературной культуры на западноевропейский лад, а также формирование собственного литературного сознания. Это свидетельствует о вхождении русской литературы в пространство европейских литератур. Очень важно разобраться в соотношении русской словесности того времени с общими художественными тенденциями европейской литературы. Для начала рассмотрим краткую характеристику европейского барокко, чтобы наглядно объяснить, какие особенности появились у этого стиля в русской литературе.
В Европе барокко пришло на смену Ренессансу. Для ренессанса же был характерен интерес к человеку, осознание великих географических открытий и достижений, а также преклонение перед античностью. Но если в системе ренессансных ценностей на первом месте стоял человек, то барокко снова вернулось к средневековой идее бога как первопричины и цели земного существования. Заново обратившись к средним векам, искусство барокко возродило мистику, темы страшного суда. Многообразие жизни, которое вдохновляло в эпоху возрождения, теперь, напротив, тревожило и пугало, казалось трудно постижимым. Человек начал ощущать свою неспособность воспринять и прочувствовать то. что он сам же обнаружил в мироздании. Это противоречие и легло в основу барочного сознания - крайне напряженного, динамичного. Барокко знаменовало собой причудливый синтез средневековья и Ренессанса.
В русской литературе барокко появилось во второй половине 17 века, в первый период европеизации и было связано с польско-украинским влиянием на русскую словесность. В это время барокко отмечено целым рядом особенностей, обусловленных прежде всего тем, что русская культура вовсе не знала Ренессанса. Барокко непосредственно сменило Средневековое искусство, взяв на себя некоторые возрожденческие функции. В этих условиях, напряжённость и динамизм, характерные для европейского барокко, ослабли, а на первый план вышли декоративные элементы, придавшие русскому варианту барочного стиля нарядность и праздничность. Таким образом, характерная черта русского барокко - декоративность. Декоративность сказалась в пристрастии русских писателей раннего барокко к внешним эффектам (акростихи разных типов, необычная графическая композиция стихотворений и т.д) Можно утверждать, что Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного, она проникает даже в стихосложение. Внешний вид стихов приобретает барочные формы, они строятся в виде орнамента или фигур в виде креста, ромба, орла, звезды и т. д.
Проникновение барокко в русскую литературу имело важнейшие последствия для всех регистров национальной жизни.