Русский язык в диалоге культур народов России в год А. С



Дата22.02.2016
Размер26.5 Kb.
Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Северо-западное отделение

Российской Академии Образования

Росийский государственный педагогический университет

им. А.И.Герцена

Петровская акдемия наук и искусств

Кафедра ЮНЕСКО « Теория образования в

поликультурном обществе»

Якутский государственный университет

Русский язык в диалоге культур народов России в год А.С.Пушкина
Материалы Всероссийской конференции,

Санкт-Петербург, 17-18 мая 2009 г.


г.Санкт-Петербург, 2009


Козлова Р.М.

( С-Петербург)
«СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ» ТВОРЧЕСТВА

А.С. ПУШКИНА

Великий поэт оставил потомкам огромное наследие.

Более полутора веков просвещенный мир открывает новые страницы пушкинских шедевров. Продолжает удивлять поэт и наших современников, особенно молодое поколение. С Пушкиным становятся « новы все впечатления бытия»

Перед учителем старших классов стоит очень трудная задача : помочь юношеству приблизиться к поэту, преодолеть традиционно -хрестоматийного Пушкина. Работая с учащимися ,отмечаешь, что их не удовлетворяют оценочные высказывания о поэте даже авторитетов русской и мировой культуры.. им нужен свой ЖИВОЙ поэт. И что же? Чтение прозы и поэзии Пушкина помогло ребятам преодолеть «дух отрицанья, дух сомненья». Так, например, перечитывая поэмы и трагедии ученики пришли к выводу, что эти творения будут современны до той поры, пока существует человек, ибо в них сталкиваются противоположные взгляды и поступки, прослеживаются «взаимоотношения» власти и денег, говорится о губительном влиянии на человека несвободы в любых ее проявлениях и т.п. Но больше всего поражает то (об этом ученики пишут в своих сочинениях) ,что пушкинских героев нельзя по традиции разделить на положительных и отрицательных. Каждый образ выведен так, что имеет право на существование. Ребята отметили, что пушкинские герои достойны их восхищения, или сожаления, но не ненависти. Это ли не христианская мораль, одна из тех нравственных заповедей, которая так необходима в непростое нынешнее время?! Пушкин стал для учеников опытным мудрым путеводителем в поиске истины. Исследуя тексты произведений Пушкина, ученики еще раз убедились в том, что будущее любого народа возможно тогда, когда ему ведомо прошлое, «родное пепелище».Только той нации уготованы признание, уважение и любовь и любовь , где «ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу». Дорого в полном смысле этого слова обходится человеку забвение. Ребята приходят к мысли, что изменить жизнь к лучшему может любой человек ,если он будет рядом с тем , кто нуждается в помощи , кто ищет сострадания и ждет защиты.

Читая Пушкина, ученики находят ответы на повседневные вопросы современной жизни. Прислушиваясь к его мудрым советам, лукавым , ироничным замечаниям, они понимают , что до сей поры, им не доставало поэта., «жизни мышья беготня»- не самое главное. Возможно (хочется надеяться) молодые примут мудрое завещание гения и будут строить свою жизнь более нравственно, ем навязчиво советует дешевая реклама.

Открытием для учащихся стал художественный стиль Пушкина. Лаконизм и глубина одновременно. Художественный вымысел и поразительная правдивость изображения жизни. Историзм и пророчество. И главное- никаких загадок, как кажется на первый взгляд. Поэт «коснувшись до всего слегка», сумел затронуть серьезные вопросы всех сфер человеческой жизни. Чем больше узнаешь Пушкина, тем больше хочется его читать. Думается , это наивысшая оценка творчества поэта молодым поколением конца ХХ века.

Подводя итоги изучения творчества А.С. Пушкина в 11 классе, можно отметить,что выпускники научились всю литературу сравнивать с великими творениями, видеть традиции и движения мысли авторов- последователей поэта: А.Блока, С.Есенина, Н.Рубцова и др. Отрадно и то, что все больше и больше учеников интересуются творчеством Пушкина, так как он подчеркивает независимость суждений и мыслей любого человека, его право идти туда, «куда влечет/ / свободный ум» поднимаясь все к новым и новым высотам творчества и мысли. И пусть лучшее станет не врагом хорошего, пусть творчество гордости России, Великого Пушкина, станет в жизни любого человека тем ориентиром, который поможет ему найти призвание и не растерять человечность.

Оглавление

Ю.Шестаков Пушкин …...................................................3

часть 1 А.С. Пушкин и духовная культура

раздел 1. А.С.Пушкин в диалоге культур.

Субетто А.И. От Кирилла и Мефодия до Александра Сергеевича Пушкина............................................................4

Башарин К.Г. А.С. Пушкин и нравственное воспитание молодежи в современных условиях …................................5

Донская Т.К. А.С. Пушкин и современные проблемы этнофилологии …..................................................................14

Ионин Г.К. А.С.Пушкин и проблемы становления и формирования национальных литератур............................19

Савинова Л.К. «Записка о народном воспитании» А.С.Пушкина и некоторые вопросы отечественной истории педагогики..............................................................37

Пышкина В.С. Молданова С.Н. Лингвистический контекст слов «Русь», «Россия», «русский», «россиянин» в поэтических произведениях А.С.Пушкина.......................41

Роговер Е.С. Язык романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»..................................................................................47

Данилова Н.К. Герои А.С.Пушкина в восприятии И.С.Тургенева …..................................................................52

Пьяных М.Ф. Антидостоевский взгляд на Пушкина......57

Башарина З.К. Башарина А.К. Диалог литератур (о переводе «Евгения Онегина» на якутский язык)...............68

Гладкова Н.И. А.С.Пушеин и поэты Севера, диалог культур...................................................................................70



Раздел 2 А.С. Пушкин в школе

Пышкина В.С. Пушкин на уроках словесности...............75

Гай М.В. К проблеме взаимосвязанного изучения художественных произведений русской и зарубежной литературы в средней школе.................................................81

Кубышина Н.Н. проблемное изучение стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».........................................................89

Тощева А.И. Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте А.С.Пушкина.................................97

Козлова Р.М. «Сквозь магический кристалл» творчества А.С Пушкина...........................................................................103

Лыскова Н.А. Русский язык — язык Пушкина - в формировании личности учащихся школ Севера.
Каталог: Kozlova
Kozlova -> Индивидуальные консультации помогут вам
Kozlova -> Коморбидность ишемической болезни сердца и аффективных расстройств тревожно-депрессивного спектра: клинико-патогенетические аспекты, прогноз и возможности медикаментозной коррекции 14. 01. 05 Кардиология 14. 01. 06 Психиатрия
Kozlova -> Социальное время пенсионеров как этапы самореализации личности
Kozlova -> Дошкольное воспитание Тема опыта: «Овладение детьми полоролевым опытом на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»
Kozlova -> «Без стремления к научной работе учитель … попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница