24.Сюжетно - ролевая игра, ее своеобразие, значение, структура, этапы и условия развития. Комплексное руководство С-Р-И в разных возрастных группах
Основные понятия С-Р-И
Тема и содержание – отображаемая в игре область действительности.
Воображаемая ситуация – образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия.
Сюжет – последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержанием игры.
Роль – игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с к-л персонажем воображаемой ситуации.
Тема, содержание, воображаемая ситуация и роль претерпевают изменения на протяжении всего дошкольного возраста.
Руководство игрой
Руководство С-Р играми осуществляется в 2 направлениях:
1 - формирование игры как деятельности: расширение тематики детских игр, углубление содержания игры, овладение детьми ролевым поведением.
2 - использование игры как средства воспитание ребенка, становление детского коллектива.
Приемы руководства (традиционная классификация): прямые и косвенные.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окр/жизни, обновления игр/материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Основное содержание развернутых С-Р-Игр детей – изображение труда людей, их разнообразной деятельности. Формирование знаний о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знаний о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей оказывает существенное влияние на содержание творческих сюжетно-ролевых игр детей.
Знания дети получают на занятиях, во время наблюдений на прогулках, в разговорах с детьми, при чтении книг, путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций, в свободное от занятий время и т.д.
Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.
Прием косвенное руководства – внесения игрушек и создание игровой обстановки до начала игры – чтобы вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игр/уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.
Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и т.д. целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре.
"Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой" Е.В. Зворыгина и Н.Ф. Комарова.
Выделяют 4 группы задач:
1 - задачи, направленные на развитие сюжета игры.
2 - задачи, направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).
3 - задачи формирования взаимоотношений.
4 - задачи формирования самостоятельности и творчества.
Эти задачи решаются 4 компонентами комплексного руководства:
1 компонент - Ознакомление с окружающим.
2 компонент - Обогащение игрового опыта.
3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды.
4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми.
"Методика руководства сюжетно-ролевой игрой" Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой
Метод обучения детей игре заключается в руководстве игрой как процессе постепенной передачи ребенку усложняющихся способов построения игры:
-
Обучение предметно - игровым действиям, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие и используют соответствующие предметы и игрушки.
-
Обучение ролевому поведению, с помощью которого ребенок имитирует характерное для персонажа поведение, использует речь и его действия.
-
Обучение детей сюжето - сложению, т.е. как придумывать сюжет, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Данные технологии делают акцент на формировании исполнительной, а не смысловой части деятельности. Принципиальные положения данной технологии в том, что взрослый является носителем формирующего способа действия, т.е. передается ребенку в готовом виде.
Пед/принципы организации с-р-и:
1.Для того чтобы дети овладели игр/умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми сразу "открывался" и усваивался новый более сложный способ ее построения.
3.Начиная с р/в и далее на каждом этапе д/в, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером.
4.На каждом возрастном этапе пед/процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Задачи и методика руководства с-р-игрой в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст
Задачи (Н.М. Михайленко):
1.развитие и обогащение игр/действий с игрушками на основе обогащения отдельных игр/действий;
2.развитие и обогащение сюжетов игры,
3.формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Методика руководства:
Основной прием руководства играми малышей – участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.
Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль мамы, врача, учительницы, шофера… Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. В роль, которую выполняет воспитатель, служит примером для подражания.
Ролевое участие воспитателя в играх малышей м/б направлено также на обогащение замысла и игр/действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.
По мере обогащения игры игр/действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому помогают вопросы воспитателя, обращенные к ребенку, как персонажу. Все это способствует становлению С-Р-И. по данным исследований, такое естественное развитие игры характерно не для всех детей. Нередко оно остается на уроке предметных игр. Отсюда, возникает необходимость специального дифференцированного обучения детей игр/действиям, элементам игр/поведения, умению строить сюжет.
Основной прием решения этих задач – совместная деятельность воспитателя с детьми. Педагог использует предложение готового сюжета разной степени сложности, показ образца игр/действия, включение в игры наряду с игрушками предметы – заместителя. Эффективность таких приемов обеспечивается живой заинтересованностью взрослого в совместной игре с ребенком.
Воспитатель устраивает игры-развлечения со всеми детьми, организует С-Р-И по собственному замыслу: празднование для рождения куклы, веселое путешествие и т.д.
Средний дошкольный возраст
Задача:
1.обогащение содержания игр,
2.формирование умений организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры,
3.поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Методика руководства:
Косвенные приемы руководства: обогащение знаний детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто возникает одновременно несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для 1-2 игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.
Воспитатель использует разнообразные приемы формирования у детей умений организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. Возможны короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней. Воспитатель помогает распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т.д.
Детям 5 года жизни можно помочь в объединении 2-х и более играющих групп для общей игры.
Воспитатель может участвовать в игре в той или иной роли, но он берет на себя не основную, а второстепенную роль, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений: сломалась машина – дети заняты починкой, чем игрой в путешествие. Воспитатель берет роль механика, исправляет повреждение – игра продолжается.
При совместной игре воспитатель соблюдает 2 условия:
1 - использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой стр-рой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
2 - отказ от однозначного соотнесения числа персонажей (ролей) кол-ву участников игры, т.е. персонажей в сюжете д/б больше, чем участников.
Н.Я. Михайленко предлагает выделять 3 типа отношений между людьми:
1 тип - роли связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (врач - больной);
2 тип - отношения управления - подчинения (врач - медсестра, милиционер - шофер);
3 тип - отношения взаимопомощи (шофер помогает другому шоферу, врач советуется с другим врачом).
Старший дошкольный возраст
Основная задача:
Развитие самостоятельности и самоорганизации: формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Сохраняется задача обогащения содержания игр. Разнообразие игр/интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу.
Методика руководства:
Как и в ср/гр, основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Во всех возрастных группах отдельным группкам детей, чьи игры стереотипны воспитатель предлагает новую тему игры, но не навязывает, старается возбудить к ней интерес. Приемы предложения м/б различными: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей, рассказ о своих детских играх, об играх, которые он видел.
Дети старшего д/в предъявляют высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей. Это порождает недовольство друг другом, приводит к конфликтам: отказываются принять в игру ребенка, плохо выполняющего роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игр/объединения. Возможно образование замкнутых группировок неохотно принимают в игру посторонних, обособление в игре мальчиков и девочек. Здесь необходимо прямое воздействие воспитателя: оценка поведения играющих, осуждение резкости, себялюбия, эгоизма, поощрение взаимопомощи, похвала за выдумку, подсказка увлекательной подробности. Беседы д/б короткими, требуют от воспитателя умения вникнуть в игр/замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.
Беседуя с детьми о предстоящей игре, воспитатель направляет их внимание на подбор игр/оборудования, оказывает помощь в недостающем, приучает к планированию игры, к самостоятельной организации игр/обстановки.
По ходу игры воспитатель дает совет, может задать вопрос, привлекает внимание к той или иной стороне игры.
В ст/гр воспитатель реже берет на себя роль, но дети принимают его в игру, если он способен искренне войти в роль.
Поделитесь с Вашими друзьями: |