Руководство по организации обучения дисциплине



страница1/5
Дата23.05.2016
Размер0,91 Mb.
#48023
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ»
Естественнонаучный факультет
Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2015 г



Учебно-методический комплекс дисциплины




«ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»

Код и направление подготовки



050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки



Биология, химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

очная форма обучения

Тобольск 2014



Содержание
Рабочая программа дисциплины …………………………………...…………………......... 5

Руководство по организации обучения дисциплине ………………………………..……23

Приложения ……………………………………………………………………………….…. 26

Приложение 1. Лекционные материалы ………………………………………..…………….26

Приложение 2. Практические занятия ……………………………………………………….28

2.1. Планы практических занятий …………………………………………………..28

2.2. Методические указания к практическим занятиям ………………...…………28

Приложение 3. Лабораторный практикум ………………………………………………..…. 29

3.1.Задания к лабораторному практикуму ………………………………………… 29

3.2.Методические указания к лабораторному практикуму …………………….....31

Приложение 4. Самостоятельная работа студентов …………………………………...…… 32

4.1. Задания для самостоятельной работы ……………………………………...…. 32

4.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы ……..……34

Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине ……………………………………………………………………………………..35

5.1. Технологическая карта дисциплины ………………………………….…….…35

5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине …………. 39

5.3. Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине ….…...…58

5.4. Вопросы к экзамену ……………………………………………………………. 58

Приложение 6. Глоссарий ……………………………………………………………….…… 60

Приложение 7. Дополнительные учебно-методические материалы……………...61

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ»
Естественнонаучный факультет
Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания
Рабочая программа дисциплины

«ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»

Код и направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Биология, химия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

очная форма обучения

Тобольск 2014

Содержание


Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………………..5

Место дисциплины в структуре ОП ВПО……………………………………………………..5

Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………...………..5

Структура и содержание дисциплины…………………………..……………………..……… 6

Структура дисциплины ………………………………………………..………………..………6

Содержание разделов дисциплины …………………………………………………..……..… 6

Образовательные технологии ………………………………………….………………….…... 7

Самостоятельная работа студентов………………………………………………….…….….10

Компетентностно-ориентированные оценочные средства…………………………………..10

Оценочные средства диагностирующего контроля ……………………………………..…. 10

Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов……………………………………………………………………………….11

Оценочные средства промежуточной аттестации ………………………………………….. 16

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………...….. 20

Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………………………….... 21

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)........................................................................................................................................21



1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является вооружение студентов знаниями об основных положениях эволюционной теории и причинно-следственных связях природных явлений.

Задачами данной дисциплины является изучение истории развития эволюционной мысли, взаимоотношений живой и неживой природы, практического и общенаучного значения эволюционной теории.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры)

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Изучение данного курса предполагает проведение экзамена.

Курс «Теория эволюции» логически и содержательно - методически взаимосвязан с другими дисциплинами ООП: зоологией, ботаникой, физиологией человека и животных.

Содержание курса базируется на знаниях, полученных при изучении школьного курса биологии и дисциплин «Ботаника», «Зоология» и « Генетика» рассматривает объекты изучения в филогенетическом аспекте.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные компетенции (ОК):

ОК-4. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

б) общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • знать: основные биологические понятия, биологические законы, историю

возникновения и развития эволюционных идей, частную филогенетику, закономерности микро- и макроэволюции, практическое значение эволюционной теории и понимать механизм эволюционных процессов; ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

  • уметь: применять полученные знания по теории эволюции в своей профессиональной деятельности, осознавать социальную значимость своей будущей профессии, формировать мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности; применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

- владеть: навыками научно- исследовательской работы, способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часа), из них 35,7 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т,.ч. иные виды работы (контактной) 3,7 ч.), 72,3 часов –на самостоятельную работу (из них 27 часов -на контроль) .



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СРС

ЛК

КСР

ЛБ

1.

История развития эволюционных идей

9

4




4

10

2.

Учение о естественном отборе




2




2

12

3.

Микроэволюция

9

4




4

6

4.

Макроэволюция.

9

2




2

6

5.

Происхождение и развитие жизни на Земле

9

4

4

4

11

Итого:

16

4

16

45

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

История развития эволюционных идей

Предмет, цель, задачи, методы и значение эволюционной теории .История эволюционной идеи в развитии естественных наук (Древний мир, Средневековье, эпоха Возрождения, 18- начало19 вв.). Дарвинизм. Предпосылки возникновения. Основные положения и судьба дарвинизма. Доказательства эволюции. Течения неодарвинизма и генетического антидарвинизма.

Синтез эволюционной теории с генетикой , физиологией, экологией и др. наyками. Современные проблемы эволюционной теории. Генетические основы эволюции



2.

Учение о естественном отборе

Концепция естественного отбора. Естественный отбор, типы и его результаты. Искусственный отбор. Сходство и отличия естественного и искyсственного отбора. Результаты отбора при разных формах элиминации

3.

Микроэволюция

Микроэволюция. Популяция – единица микроэволюции. Факторы изменяющие генофонд популяции. Стрyктyра попyляции . Закон Харди- Вайнберга. Изоляция . Генетикоавтоматические процессы. Результаты микроэволюции. Вид и его критерии. Развитие понятия вида. Структура вида. Биологические виды. Понятие политипического вида. Пути видообразования:. Монофилитическая концепция видообразования. Моно - и полифилия. Сетчатая эволюция. Понятие и виды онтогенеза. Эволюция онтогенеза. Ценогенезы. Филэмбриогенезы. Эмбрионезация онтогенеза. История вопроса, современные взгляды

4.

Макроэволюция

Пути макроэволюции . Способы макроэволюции. Результаты макроэволюции. Морфологические закономерности эволюции. Системные подходы к проблемам макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Понятие биологического прогресса. Виды и критерии биологического прогресса по Северцеву и Шмальгаузену. Проблемы направленности эволюционного процесса. Проблемы вымирания. Биологический регресс , его критерии и причины

5.

Происхождение и развитие жизни на Земле

Современные гипотезы происхождения жизни. Развитие понятия жизни. Уровни организации живого. Основные этапы биогенеза. Эволюция биосферы

5. Образовательные технологии

Таблица 3






занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1-2

1

История эволюционной идеи в развитии естественных наук

Информационно-коммуникационная образовательная технология: лекция – визуализация

Технологии кооперативно - группового обучения: незаконченные предложения, обсуждение проблемы в общем кругу




2
2

3

1

Предпосылки возникновения, основные положения и судьба дарвинизма.

Традиционная образовательная технология:

информационная лекция



2


4

2

Концепция естественного отбора, типы и результаты отбора.

Информационно-коммуникационная образовательная технология: лекция – визуализация

Технологии кооперативно - группового обучения: незаконченные предложения, обсуждение проблемы в общем кругу




2

5

3

Понятие, пути , результаты микроэволюции

Информационно-коммуникационная образовательная технология: лекция – визуализация

Технологии кооперативно - группового обучения: незаконченные предложения, обсуждение проблемы в общем кругу




2

6

4

Понятие, пути , результаты макроэволюции

Традиционная образовательная технология:

информационная лекция



2

7

5

Современные гипотезы происхождения жизни

Традиционная образовательная технология:

информационная лекция



2

8

5

Основные этапы биогенеза

Информационно-коммуникационная образовательная технология: лекция – визуализация

Технологии кооперативно - группового обучения: незаконченные предложения, обсуждение проблемы в общем кругу




2

1

2


1

История развития эволюционных идей до 16 века

История развития эволюционных идей до 21века




Интерактивные технологии - кооперативного обучения: обучение в парах; кооперативно - группового обучения: обсуждение проблемы в общем кругу; способы интерактивного обучения: работа с наглядным пособием, работа в малых группах


2

2


3

2

Концепция естественного отбора, типы и результаты отбора

Интерактивные технологии - кооперативного обучения: обучение в парах; кооперативно - группового обучения: обсуждение проблемы в общем кругу; способы интерактивного обучения: работа с наглядным пособием, работа в малых группах


2

4

5

5



3

Современные концепции популяции и вида
Эволюция онтогенеза

Традиционная образовательная технология:

практическая работа



2

2


6

4

Пути и результаты макроэволюции

Традиционная образовательная технология:

практическая работа



4

7


5

Современные гипотезы происхождения жизни


Традиционная образовательная технология:

практическая работа



2

8

5

Антропогенез

Интерактивные технологии - кооперативного обучения: обучение в парах; кооперативно - группового обучения: обсуждение проблемы в общем кругу; способы интерактивного обучения: работа с наглядным пособием, работа в малых группах


2

6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1.

История развития эволюционных идей

Конспектирование труда Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии» Подготовка к тестированию

8
2

2.

Учение о естественном отборе

Конспектирование трудов Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора….», «Изменение домашних животных и культурных растений….».


6

6


3.

Микроэволюция

Подготовить реферат на тему «Особенности генетической структуры популяций разных видов животных и растений»

Подготовка к тестированию



4

2


4.

Макроэволюция.

Подготовить реферат на тему «Способы филогенетического преобразования органов в процессе эволюции»

Подготовка к тестированию



4

2


5.

Происхождение и развитие жизни на Земле

Подготовить реферат на тему «Современные гипотезы происхождения жизни»,

Подготовка к компьютерному тестированию



4

7


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница