Руководство по написанию заключения экспериментально-психологического исследования подэкспертного



страница1/6
Дата29.03.2018
Размер367 Kb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6

СОЦИАЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ

И.А. Кудрявцев М.В. Морозова О.Ф. Савина

РУКОВОДСТВО

ПО НАПИСАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДЭКСПЕРТНОГО

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОДНОРОДНЫХ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИХ

И КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНЫХ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Руководство для врачей

ФГБУ "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии

имени В.П. Сербского"

Министерства здравоохранения и социального развития РФ






Москва - 2012




ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в условиях реформы судебной системы, введения новых Уголовного и Уголовно-процессуального ко­дексов Российской федерации, Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года существенно возросла роль психолога в экспертном процессе как при проведении однородных судебно-психиатрических экспертиз, так и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз. При этом заключение экспериментально-психологического исследования выступает одним из важных научных аргументов при обосновании не толь­ко экспертного решения психолога при проведении КСППЭ, но и диагностических и экспертных выводов экспертной комиссии, в том числе и в рамках СПЭ.

Проведенный нами анализ заключений различных экс­пертных комиссий отделений СПЭ и амбулаторных СПЭК свидетельствует об отсутствии единых стандартов оформления результатов экспериментально-психологического исследования. Нередко заключения психолога не отвечают ни общим требова­ниям законодательства к экспертной деятельности и оформле­нию ее результатов, ни принципам анализа, обобщения, систе­матизации информации экспериментально-психологического исследования в патопсихологии. Сложившееся положение обусловливает необходимость разработки унифицированных правил написания заключения ЭПИ, что позволит повысить качество этого документа, сделать его содержание более дока­зательным, информативным и научно обоснованным.

Написание психологически грамотного, полного, научно обоснованного заключения должно базироваться на соблюдении общих принципов патопсихологического, в том числе и экспериментального, исследования с учетом специфики экспертных требований. Такое заключение может быть составлено только при условии проведения полноценного ЭПИ, в котором наря­ду с клинической психологической беседой будут применены адекватные для каждого конкретного случая (в зависимости от сложности, возможностей обследуемого, экспертных задач) специально подобранные методики, позволяющие определить особенности структуры психической деятельности и функциони­рования когнитивной, личностной, эмоционально-волевой сфер подэкспертного. Принципы и методы проведения патопсихоло­гического, в том числе и экспериментального, исследования, сбора экспертно значимой информации подробно освещены в методической литературе1, в то время как модели составления и написания заключения экспериментально-психологического обследования в экспертной практике в специальных пособиях представлены недостаточно. Обычно эксперты-психологи полу­чают навыки написания заключения ЭПИ при непосредствен­ном контакте с наставником в процессе обучения, что и проводит к сосуществованию разных по форме, уровню, качеству, объему и используемой терминологии заключений в зависимости от субъективного взгляда обучающего и психологической школы, к которой он принадлежит. Такое положение с учетом роли и значимости ЭПИ обусловливает актуальность и необходимость разработки унифицированных правил написания заключения экспериментально-психологического обследования в экспертизе.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница