Руководство для достижения уровней Практика нлп и Мастера нлп наилучш ий источник информации по нлп в России



страница1/90
Дата17.04.2016
Размер6,28 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   90
Майкл Холл, Боб Боденхамер – Полный курс НЛП. Руководство для достижения уровней Практика НЛП и Мастера НЛП


Наилучший источник информации по НЛП в России

Полная программа прохождения курса международной сертификации уровней Практика НЛП и Мастера НЛП

Необходимое и достаточное руководство для самостоятельного получения системного фундаментального образования в НЛП

Рекомендован сертифицированными специалистами Москвы и Санкт-Петербурга
Crown House Publishing

Санкт-Петербург

ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК

2006

УДК 159.9.019+159.98

ББК 88.53

Права на перевод получены издательством «Прайм-Еврознак» соглашением с Crown House Publishing Ltd. (Великобритания) при участии Агентства Александра Коржепевского (Россия).

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


Bob Bodenhamer Michael Hall

The Complete Manual For Neuro-Lingvistic Programming Practitioner Certification

Volume I

Michael Hall • Bob Bodenhamer

Mastering Systemic NLP

Volume II



Холл, M.

X36 Полный курс НЛП / Майкл Холл, Боб Боденхамер. — СПб.: Прайм-ЕВРО- ЗНАК, 2006.-635, [5] с.

ISBN 5-93878-240-6
Грамотно структурированное и профессионально организованное, отличающееся богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надежному усвоению материала, — данное руководство предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее из НЛП как для удовлетворения первого любопытства, так и для повышения своей профессиональной квалификации до уровней Практика и Мастера НЛП.

Эта книга учит совершенству в использовании всех возможностей человеческой психики. Практические занятия, упражнения и демонстрации, которыми изобилует книга, позволят вам обогатить свой тренерский, управленческий или методический репертуар на основе новейших достижений прикладного НЛП.
Перевод с английского: С. Комаров (том I), Н. Миронов (том II) Редактор: Н.Мигаловская Научный редактор: С. Комаров

Общероссийский классификатор продукции СЖ-005-93, том 2-953000 — книги, брошюры.

Подписано в печать г готовых диаиозитивов заказчика 31.05.0(). Формат ТОхМХ'/ш Бумага офсетная Печать офсетная. Уел. печ. л. 56,0 Тираж 3000 :жз. Закал № 182:1

«Прайм-ЕВРО.ЧИАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д 11.

Издание осуществлено при техническом участии ООО «И.ушельство ACT*

Издано при участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0056935 от 30.04.04 Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д 1, корп. 3, :>т. 4, к 42

Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати». Республика Беларусь, 220013, Минск, пр Независимости, 79

© Crown House Publishing Limited, 2005
ISBN 1899836322 (англ.) - Том I ISBN 1899836888 (англ.) - Том II ISBN 5-93878-240-6 ISBN 985-13-8271-X (Харвест)

© Bob G. Bodenhamer & L. Michael Hall, 2005 © Перевод на русский язык: С. Комаров, 2002 © Перевод на русский язык: Н. Миронов, 2003

© Серия, оформление, «Прайм-Еврознак», 2006 © «Прайм-Еврозна,р, 2006


КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ


TOM I

НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС

(Б. Боденхамер, М. Холл)

Введение 15

ЧАСТЬ I. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП ....20

Глава 1. Сущность модели: репрезентативные системы 21

Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта 50

Глава 3. Позиции восприятия 59

Глава 4. Базовые пресуппозиции КПП и использование ресурсных состояний. Размышления о теории 64

Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации.

Моделирование техники мастеров коммуникации 82

Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния 97

Глава 7. Искусство управления состояниями 108

ЧАСТЬ II. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП.... 114

Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии» 115

Глава 9. Гипноз. Часть I.

Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания

нейролингвистических «реальностей» 141

Глава 10. Гипноз. Часть II.

Милтон модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности 159

Глава 11. Гипноз. Часть III.

Истории, метафоры, аналогии 169

Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию 182

ЧАСТЬ III. МОДЕЛЬ

НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 188

Глава 13. Якорение: управление нервными процессами.

Разговор на беззвучном языке 189

Глава 14. Фокусирование на субмодальностях 213

ЧАСТЬ IV. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 232

Глава 15. Стратегии 233

Глава 16. Введение в работу на линии времени 259

ТОМ II

НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (М. Холл, Б. Боденхамер)



Введение 288

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП.... 293

Глава 1. Системное мышление в КПП.

НЛП как системная модель нашей нейро-лингвистики 294

Глава 2. Кинотеатр сознания.

Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной кинематографической продукции 301

Глава 3. Путь к мастерству 322

ЧАСТЬ II. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП 344

Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими

фильмами 345

Глава 5. Управление метасостояниями 356

Глава 6. Мастерство метасостояний 378

Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни.

Четвертая метасфера 394

Глава 8. Метамодальности.

Использование фрейма кинематографических характеристик 405

Глава 9. Овладение программами восприятия. Метасфера

Метапрограмм 415

Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Метапрограмм 428

Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели 448

Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели 458

ЧАСТЬ III. СИСТЕМНОЕ НЛП 467

Глава 13. Системное НЛП.

Системное мышление о кинематографии нашего сознания 468

Глава 14. Теория метасостояний как единая теория поля 484

Глава 15. Единые теории поля НЛП.

Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер 495

ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП.. 513

Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП 514

Глава 17. Моделирование с использованием метауровней.

Модели стратегий в НЛП 527

ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО 543

Глава 18. Мастерство транса 544

Глава 19. Линии разума.

Разговорный рефрейминг 560

Глава 20. Использование линий разума в повседневной жизни 575

Глава 21. Пресуппозиционное использование языка. Часть 1 588

Глава 22. Пресуппозиционное использование языка. Часть II 601

Глава 23. Практическое НЛП.

Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений, здравоохранения и личностного роста 616

Глава 24. Мастерство НЛП 630

РАЗВЕРНУТОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ


TOM II

НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (Б. Боденхамер, М. Холл)

Введение 15

История магии в нейролингвистике 15

Изучение мастерства 16

Эмпирическая природа НЛП 16

Эксперимент № 1 16

Анализ опыта 17

Формальное определение НЛП 18

Вопросы для размышления 19

ЧАСТЬ I. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП 20

Глава 1. Сущность модели: репрезентативные системы 21

Тест для определения

предпочитаемой репрезентативной системы 25

Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы ....26 Тренировка репрезентативной системы

(домашняя работа) 26

Предикаты и слова, описывающие процесс 27

Предикаты 28

Визуальные предикаты 29

Аудиальные предикаты 29

Кинестетические предикаты 30

Обонятельные/вкусовые предикаты 31

Неопределенные предикаты 31

Предикатные фразы 31

Визуальные 31

Аудиальные 32

Кинестетические 32

Дигитальные 33

Упражнение на присоединение к предикатам 33

Ключи глазного доступа 33

Ведущая система 36

Возможные отклонения (Young, 1999) 36

Упражнение: составление карты паттернов глазного

доступа 37

Вопросы для выявления паттернов глазного доступа 37

Групповое упражнение по паттернам глазного доступа 38

I. Первое упражнение по паттернам глазного доступа 38

II. Второе упражнение по паттернам глазного доступа 38

Характеристики основных репрезентативных систем... 39

Визуальная система 39

Аудиальная система 39

Кинестетическая система 40

Аудиально-дигитальная система 40

Субмодальности - качества модальностей 40

Эксперимент № 1 44

Дигитальные и аналоговые субмодальности 47

Эксперимент № 2. Обнаружение замешательства

и понимания 47

Заключение 49

Вопросы для размышления 49

Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта 50

Сенсорная острота 51

Ежедневная тренировка 51

Указания по работе в группе 53

Роль наблюдателя/металичности 53

Калибровка: упражнения на сенсорную остроту 53

Как устанавливать раппорт: присоединение

и отзеркаливание 54

Пример раппорта 54

Упражнение на отзеркаливание 55

Отзеркаливание тела 55

Отзеркаливание поведения 56

Различие между присоединением и отзеркаливанием 56 Присоединение к рассерженному человеку

и его отзеркаливание 56

Признаки установления раппорта 57

Домашнее задание 57

Вопросы для размышления 58

Глава 3. Позиции восприятия 59

Четвертая позиция восприятия 60

Пятая позиция восприятия 60

Упражнение: позиции восприятия 61

Паттерн выравнивания позиций восприятия 61

Паттери 62

Вопросы для размышления 63

Глава 4. Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний. Размышления о теории 64

Удержание контекста в сознании 65

Теоретические пресуппозиции НЛП 65

Исходные убеждения НЛП 66

Операционная система пресуппозиций 68

Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки.... 68

1. «‘Карта* - не ‘территория"», или «меню - не пища» 68

2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам 69

3. Значение зависит от контекста 69

4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга 70

5. Индивидуальные кавыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем 72

Стратегии 72

6. Мы уважаем модели мира других людей 74

Пресуппозиции, касающиеся поведения/реакций

человека 75

7. Личность и поведение - это различные явления 75

8. Каждый вид поведения практичен

и полезен в определенном контексте 75

9. Мы оцениваем поведение и изменения

в терминах контекста и экологии 76

Коммуникативные пресуппозиции 76

10. Мы не можем не общаться 76

11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие 76

12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает 76

13. Человек, задающий фрейм коммуникации,

контролирует ее 77

14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь» 77

15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе 78

16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта 78

Пресуппозиции, касающиеся обучения,

выбора и изменения 78

17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели 78

18. Люди способны научиться чему-либо с одной полытки....79

19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив 79

20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов 79

21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты 80

Заключение 80

Упражнения 80

Вопросы для размышления 81

Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации.

Моделирование техники мастеров коммуникации 82

Три качества мастеров коммуникации 84

Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата 84

1. Позитивная формулировка результата 85

2. Описание результата сенсорным языком 86

3. Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь 87

4. Соответствие результата контексту 87

5. Учет вторичной выгоды 88

6. Учет необходимых ресурсов 88

7. Экологичность результата для целой системы 88

Декартовы координаты 89

Упражнения на создание хорошо сформулированного

результата 90

Упражнение 1 90

Упражнение 2 90

Обзор модели коммуникации НЛП 91

Аспекты коммуникации 91

Сложности при коммуникации 91

Параметры коммуникации 95

Вопросы для размышления 96

Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния.... 97

Часть I - использование различных фреймов 98

Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели

хорошо сформулированного результата 98

Фрейм возвращения 98

Упражнение на возвращение 98

Фрейм «как если бы» 99

Типы фреймов «как если бы» 99

Упражнение на фрейм «как если бы» 100

Фрейм «согласия» 100

Паттерн фрейма согласия 100

Часть II - диссоциативный фрейм реагирования

на критику 101

Часть III - диссоциативный фрейм лечения

фобий и травм 103

Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант) 105

Другие инструменты редактирования 106

Вопросы для размышления 103

Глава 7. Искусство управления состояниями 108

1. Понимание состояния 109

2. Осведомленность о состоянии 110

3. Изменение состояния 110

4. Использование состояния 111

Паттерн 111

Упражнение 112

Навык вызова состояний 112

Как вызывать субъективные состояния и работать с ними 112

Заключение 113

Вопросы для размышления 113

ЧАСТЬ II. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП? 114

Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии» 115

Глубинная структура/поверхностная структура 117

Искажения 118

1. Номинализация’. 118

2. Чтение мыслей 120

3. Причинно-следственные отношения 120

4. Комплексный эквивалент 123

5. Пресуппозиции 124

Обобщения 125

6. Кванторы общности 125

7. Модальные операторы 125

8. Утраченный перформатив 127

Опущения 127

9. Простые опущения 127

10. Неполные сравнения 127

11. Отсутствие референтного индекса 128

12. Неспецифические глаголы 128

Заключение 128

Расширение метамодели 129

1. Идентичность/идентификация 129

2. Статические слова (сигнальные слова, однозначные термины) 132

3. Чрезмерно и недостаточно определенные термины 132

4. Ложные вербальные разделения 133

5. Термины и фразы «или-или» 134

6. Псевдослова 135

7. Многопорядковость 136

8. Персонализация 137

9. Метафоры 138

Лингвистика сегодня 138

Вопросы для размышления 140

Глава 9. Гипноз. Часть I.

Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания

нейролингвистических «реальностей» 141

Определение гипноза 142

Сознание и подсознание 145

Измененные состояния и транс 147

Хорошо, дайте нам паттерны! 147

Введение себя в транс для встречи

с внутренней тьмой 148

Ощущение транса 148

«Гипноз* как поэзия 150

Определение сознательных/неосознанных аспектов психики 150

1. Когда сознательное становится неосознанным 150

2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы 151

3. Подсознание 152

4. Забытая информация 153

5. Вытесненная информация 153

6. Метауровни осведомленности 154

Паттерн НЛП для работы с подсознанием 154

Расширенный шестишаговый 154

Так как же работает «гипноз»? 156

Вопросы для размышления 158

Глава 10. Гипноз. Часть II.

Милтон модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности 159

Милтон-модель 160

1. Краткие общие вопросы 162

2. Подстройка к текущему опыту 162

3. Двойные связи 162

4. Разговорные допущения 163

5. Расширенные цитаты 163

6. Выборочные нарушения ограничений 164

7. Фонетическая неопределенность 165

8. Синтаксическая неопределенность 165

9. Неопределенность границ 165

10. Пунктуационная неопределенность 165

11. Утилизация 166

12. Встроенные команды 166

13. Аналоговое маркирование 166

14. Произношение слов по буквам 166

15. Связывающий язык 167

A. Конъюнкция 167

Б. Дизъюнкция 167

B. Адвербиальная клауза,

или подразумеваемый каузатив 167

Заключение 167

Резюме Милтон-модели языка 168

Языковые паттерны Милтон-модели с использованием

нарушений метамодели 168

Милтон-модель. Продолжение 168

Связывающий язык 168

Этапы коммуникации 168

Вопросы для размышления 168

Глава 11. Гипноз. Часть III.

Истории, метафоры, аналогии 169

Трансдеривационный поиск 171

Замена референтных индексов 171

Изоморфизм 172

Трансформация значения при помощи метафоры 173

Соединение настоящего состояния с желаемым 174

Подстройка 174

Ведение 174

Использование рефрейминга в метафорах 175

Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование ....176

Неспецифические глаголы 176

Номинализации 176

Встроенные команды 177

Резюме. Польза метафор 177

Метафора бойлерной фабрики 177

Анализ метафоры 178

Конструирование метафор 178

Начало всего НЛП 179

Основные этапы создания метафоры 179

Упражнения на метафоры 179

I. Построение ассоциаций 179

II. Сходство 180

III. Психотерапевтическая метафора 180

Вопросы для размышления 181

Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию 182

Категории 183

Подстройка к категориям по Сатир 185

Упражнение 186

Категории по Сатир (3 человека) 186

Примеры ответов 186

Категории Сатир в публичной речи 187

Вопросы для размышления 187

ЧАСТЬ III. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 188

Глава 13. Якорение: управление нервными процессами. Разговор на беззвучном языке 189

Концепция «стимул-реакция» 190

Что мы подразумеваем nd| понятием «якорь»? 191

Осторожно: негативные якоря! 191

Якорение прощения 192

Сознательное якорение в психотерапии 192

Развитие искусства эффективного якорения 193

Четыре принципа якорения 193

1. Уникальность: используйте уникальное

положение для установки якоря 194

2. Интенсивность: устанавливайте якорь

в момент наивысшей интенсивности состояния 194

3. Чистота: якорь должен быть как можно

более обособленным 195

4. Точность: точно выбирайте время

для установки якоря 196

Пять шагов к якорению 196

1. Установите раппорт 196

2. Объясните процесс 196

3. Вызовите и заякорите желаемое

переживание (позитивное или негативное) 197

4. Прарвите состояние так, чтобы человек

из него вышел 197

5. Проверьте якорь, применив его 197

Упражнения 198

I. Якорение состояний 1 198

II. Якорение состояний 2 199

III. Якорение и трансдеривационный поиск 199

IV. Трансдеривационный поиск: ограничение

чувств. Хорошо помогает при тревоге 199

V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм» 200

VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм» 201

VII. Упражнение «Круг совершенства» 202

VIII. Коллапс якорей: интеграция частей 203

Упражнение на коллапс якорей 204

IX. Изменение личностной истории 205

Паттерн 205

X. Изменение личностной истории

с точки зрения модели метасостояния 206

XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения 206

XII. Сцепление якорей 207

XIII. Визуальные и аудиальные якоря:

сценическое якорение 210

XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн 211

Паттерн 211

Заключение 211

Вопросы для размышления 212

Глава 14. Фокусирование на субмодальностях 213

Различные виды субмодальностей 216

Психотерапевтические вмешательства с использованием

субмодальностей 218

Упражнения 218

I. Упражнение на исследование субмодальностей 218

II. «Лечение» головной боли и других

дискомфортных ощущений 219

III. Перекрестное отображение

субмодальностей 219

Субмодальности «линии времени* 220

Как ваш мозг различает время 221

IV. Субмодальности «линии времени» 222

V. Паттерн «Шоколад леди Годивы» 222

VI. Паттерн «Взмах» 223

Убеждения 225

VII. Паттерн изменения убеждения 226

Сбор и подготовка информгши 227

Процесс изменения убеждеЖя 228

VIII. Паттерн горя/потери 229

Часть I 229

Часть II 230

Вопросы для размышления 231

ЧАСТЬ IV. ПРОДВИНУТОЕ ЧЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 232

Глава 15. Стратегии 233

Часть I. Определение элементов

субъективного опыта 234

НЛП - модель моделей 234

Философия/эпистемология НЛП 235

Компоненты субъективного опыта 235

Основные визуальные субмодальности: 236

Основные аудиальные субмодальности: 236

Основные кинестетические субмодальности: 237

«Картографирование»: создание «карт*

для описания территории 237

Опущение 237

Обобщение 238

Искажение 238

Моделирование, создающее «карты» стратегий 238

Заключение 239

Часть II. Модель стратегий НЛП 239

Исследование осознания 239

«Когда-то была модель “стимул - реакция”...» 239

«А затем принцип “стимул - реакция"

превратился в ТОТЕ» 240

Затем НЛП улучшило модель ТОТЕ

и создало «стратегии» 242

Использование «анализа стратегий»

отслеживания ментальных процессов 243

Создание «модели стратегий» 244

Извлечение стратегий 245

Распаковка стратегий 246

Разработка стратегий 247

Разработка новых и улучшенных стратегий 248

Использование стратегий 248

Встраивание стратегий 249

Часть III. Еще о стратегиях 251

Извлечение стратегии 251

Пример: извлечение стратегии принятия решений 252

Извлечение стратегии при помощи возвращения 252

Потенциальные проблемы в стратегиях принятия

решений 253

Советы по извлечению стратегий 253

Упражнения 254

I. Стратегия обучения правописанию 254

II. Стратегия принятия решений 255

III. Стратегия мотивации 256

IV. Стратегия обучения 257

Вопросы для размышления 258

Глава 16. Введение в работу на линии времени 259

Англо-европейское и арабское время 262

Определение своей личной линии времени 262

Сложности при извлечении линии времени 263

Рефрейминг частей 264

«Сквозь время» и «во времени» 264

Периоды развития 268

Период отпечатков 268

Период моделирования 268

Период социализации 269

По ту сторону предъявленной проблемы 269

Управление памятью:

переживание своей линии времени 270

Рефрейминг воспоминаний

при помощи быстрого лечения фобий 271

Замена воспоминаний при помощи паттерна «Взмах» 271

Этапы работы на линии времени 272

1. Установление раппорта 272

2. Сбор информации 272

3. Переход от следствия к причине 272

4. Научите меня, как делать это 272

5. Прерывание стратегии 273

6. Обнаружение исходной причины 273

Освобождение от отрицательных эмоций

с помощью работы на линии времени 274

Переживание своей линии времени:

освобождение от отрицательных эмоций 274

Когда эмоции не хотят уходить 277

Если во время проверки выясняется,

что эмоция не исчезла 278

Основные принципы «психотерапии на линии

времени» (Young, 1999) 278

Альтернативная методика работы

на линии времени (Young, 1999) 279

Вопросы для размышления 279

Словарь терминов 280

Литература 285


ТОМ III

НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (М. Холл, Б. Боденхамер)

Введение 288

Что означает стать мастером 288

Осознанное и неосознанное обучение 289

Расширение практического опыта 290

Достижение мастерства 290

Комментарии к данному руководству и стилю изложения 291

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП 293

Глава 1. Системное мышление в НЛП.

НЛП как системная модель нашей нейролингвистики 294

СистемНое мышление 295

Системное мышление о системах НЛП 297

Системная Модель-Ill 298

Овладение системным НЛП 299

Резюме 300

Глава 2. Кинотеатр сознания.

Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной кинематографической продукции 301

Часть 1


Составляющие субъективности 302

Информационные процессы в нашей

нейро-лингвистической системе 305

От фильмов к смыслу 306

Базовая коммуникативная модель НЛП 307

Фреймы наших фильмов 307

Кинематография НЛП/НС 309

Режиссура фильмов сознания 309

Упражнения в кинематографии 310

Часть 2


Свет, звук, мотор! «Коммуникация* как фактор,

вызывающий к жизни наши фильмы 312

«Успех* как картирование полезных фильмов 315

Кинематография как нейро-семантическая система ....316

Так почему же люди смотрят такие фильмы? 317

Благие намерения, стоящие за жуткими фильмами 318

Метасферы наших фильмов 320

Резюме 320

Глава 3. Путь к мастерству 322

Часть 1


Установка, творящая чудеса 323

Установка волшебника 324

Пресуппозиционные установки 325

Построение гештальт-метафрейма 331

Часть 2

Встраивание в сознание пресуппозиций



как обогащающих нас метасостояний 342

Тестирование и оценка духа мастерства 342

Резюме 343

ЧАСТЬ II. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП 344

Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими фильмами 345

Нейро-лингвистические состояния 346

Пути к состояниям 347

Отработка навыков менеджмента состояний 348

Базовый курс менеджмента состояний 348

Кинематография и эмоции 353

Использование магии ментальных фильмов 354

Вперед, в мир нейросемантики! 354

Магия трансформации фильмов 355

Резюме 355

Глава 5. Управление метасостояниями 356

Часть1


Введение в метасферы 357

Метасостояния и кинотеатр нашего сознания 360

Повышение качества менеджмента состояний

с помощью метасостояний 361

Характеристики метасостояний 362

Первичные состояния и метасостояния 362

Эффективное различение первичных состояний

и метасостояний 364

Обучение, ускоренное метасостояниями 364

Часть 2


Переживание метасостояний 364

Якорение метасостояний 366

Психо-логика метасостояний 367

Кинематографический клей 368

Трансформация фильмов «о неудачах» 369

Рефлексивность метасостояний 370

Картирование смыслов наших фильмов 371

Уровни смыслов наших фильмов 372

Базовый паттерн вхождения в метасостояние 373

Развитие навыков с помощью метасостояний 374

Искусство выявления метауровней 375

Резюме 376

Глава 6. Мастерство метасостояний 378

Признание роли метасвязей 379

От метасостояний к гештальт-состояниям 380

Модулирование и интегрирование метасостояний 381

Многопорядковостъ:

язык уровней наших метасостояний 382

Воссоздание культурных реалий в метасостояниях 383

Технология проектирования метасостояний 384

Работа с негативными эмоциями

с помощью метасостояний 385

Уничтожение и/или приручение дракона 386

Повышение самооценки и самоуважения

с помощью метасостояний 388

Паттерн «от-сознания-к-мускулам» 389

Работа с «намерениями» в метасостояниях 390

Резюме 393

Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни.

Четвертая метасфера 394

Термин «суб-модальности» 396

Структура и уровень «суб-модальностей* 396

Когда «суб» на самом деле «мета» 398

Назад к истокам наших репрезентативных систем 399

Кинематографические характеристики

наших ментальных фильмов 400

Тестирование старого НЛП-паттерна изменения

убеждений 400

Использование фрейма подтверждения

для новых убеждений 401

Структурный фрейминг с использованием

информационных различий 402

Символическая природа «суб-модальностей* 403

Резюме 404

Глава 8. Метамодальности.

Использование фрейма

кинематографических характеристик 405

Секреты «суб-модальностей» 406

Как фреймы управляют кинематографическими

характеристиками наших фильмов 408

Когда паттерн «суб-модальностей» не работает 411

Резюме 412

Глава 9. Овладение программами восприятия.

Метасфера Метапрограмм 415

Общий обзор метапрограмм 416

Сортировка выборов, составляющих континуум 417

Контекстуальные фреймы сознания 417

Изменение метапрограмм 418

Профилирование с помощью метапрограмм 418

Метауровневый анализ метапрограмм 420

Учимся распознавать паттерны восприятия 421

Достижение мастерства

в использовании метапрограмм 422

Высокое искусство изменения метапрограмм 423

Изменение метапрограмм во «времени»

и с помощью «времени» 425

Воздействие метапрограмм на «суб-модальности» 425

Резюме 425

Шаблон метапрограмм 426

Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Мета программ 428

Перечень метапрограмм 429

Пять категорий метапрограмм и высших

семантических метапрограмм 429

Метапрограммы ментальных процессов

переработки информации 431

Метапрограммы эмоциональной сортировки 434

Волевые метапрограммы 436

Концептуальные метапрограммы и метапрограммы

высших уровней 439

Метапрограммы внешнего реагирования 440

Концептуальные метапрограммы 443

Личностные метапрограммы: различные измерения

ощущения себя 444

Резюме 447

Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели 448

Возвращение к структуре магии 449

Овладение первой метасферой 451

Суть Метамодели 451

Вопросы, задаваемые с целью редактирования 452

Форматирование и структурирование Метамодели 453

«Логические уровни» Метамодели 453

Резюме 455

Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель.

Новые лингвистические паттерны Метамодели 458

Ценность Метамодели 459

Расширение Метамодели 460

Что описывают новые паттерны 460

Овладение мастерством Метамодели 462

Овладение пресуппозициями Метамодели 464

Резюме 465

ЧАСТЬ III. СИСТЕМНОЕ НЛП 467 Глава 13. Системное НЛП.

Системное мышление

о кинематографии нашего сознания 468

Системное мышление и оценка в метасостояниях 469

Вхождение в метасостояния как системное

мышление 470

Принципы системного мышления 471

Предпосылки матрицы сознания 476

Работа с фреймами в метасостояниях с целью создания

самоорганизующейся системы 477

Эффекты метасостояний 478

Резюме 482

Глава 14. Теория метасостояний как единая теория поля 484

Метасостояния как метафреймы 485

Системное мышление,

формирующее единое поле НЛП 487

Системное мышление в единой теории поля 490

Резюме 494

Глава 15. Единые теории поля НЛП.

Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер 495

Первая системная модель НЛП:

Сеть Нейро-Логических уровней 496

«Технология проектирования человека» (DHE)

Бэндлера как вторая попытка создать единую

теорию поля 500

Модель Метасфер:

третья попытка создания системного НЛП 503

Перенос структуры

в процессе индивидуального развития 505

Модель интерфейсного взаимодействия метасфер 507

От первичных состояний

к многослойным метасостояниям 508

Ключевые свойства метасфер 509

Резюме 511

ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП 513

Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП 514

Стратегия опыта 515

Вначале была модель ТОТЕ 515

Модель Стратегий 515

Разработка модели Стратегий 516

Обогащенная модель ТОТЕ. 517

Овладение мастерством НЛП, понимание ТОТЕ 519

Пример распаковки стратегии 520

Паттерн выявления стратегии 521

Использование анализа стратегий

для переноса сознания 523

Овладение мастерством модели стратегий 523

Использование модели SCORE для моделирования 524

Стратегии моделирования 524

Резюме 526

Глава 17. Моделирование с использованием метауровней. Модели стратегий в НЛП 527

Поднимаясь над ограничениями модели Стратегий 529

Использование метауровней в стратегиях 529

Моделирование высших уровней сознания и смысла...529

Системное мышление в моделировании 530

Системное размышление о «логическихуровнях» 531

Ремоделирование «Нейро-Логических уровней» 533

Метауровень фонового знания 537

Распаковка стратегии высокопрофессионального пилота 538

Вхождение в нужное состояние при моделировании..„538

Организация данных для построения модели 539

Резюме 542

ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО 543

Глава 18. Мастерство транса 544

Часть 1

Так что же такое гипноз? 545



Действуем ли мы «неосознанно»? 546

Какова природа гипнотических состояний? 546

Как эмоционально переживается транс или гипноз? ....547

Каков язык гипноза? 547

Каковы невербальные гипнотические процессы? 548

Что такое метафорическое направление транса? 549

Формирование трансовых состояний

путем входа в метасостояния 550

Новые гипнотические языковые паттерны 550

Часть 2


Трансовое состояние «времени» 553

Трансовые состояния ускоренного

и замедленного времени 555

Принятие новых решений «во времени»

с помощью метасостояний 557

Опыт спирального вращения ресурсов 558

Моментальное развитие терпения 558

Резюме 559

Глава 19. Линии разума.

Разговорный рефрейминг 560

Вы когда-нибудь слышали,

чтобы линии меняли сознание? 561

Линии, фреймирующие разум 564

Магический куб 566

Линии разума: линии, фреймирующие смыслы 566

Линии разума: линии, рефреймирующие

смыслы,удерживаемые в сознании 567

Как работают линии разума? 568

Как заставить линии работать в сознании

для трансформации 572

Использование линий разума

для укрепления эффективных убеждений 573

Резюме 574

Глава 20. Использование линий разума в повседневной жизни 575

Двадцать шесть способов рефрейминга «неудачи» 576

Линии способны изменять сознание 579

Эффективные состояния для работы

с линиями разума 580

Поддерживающие убеждения

для эффективных «магических» состояний 581

Краткий обзор линий разума 583

Подсказки для запоминания линий разума 585

Резюме 587

Глава 21. Пресуппозиционное использование языка. Часть 1 588

Использование пресуппозиционных терминов для задания фреймов, направляющих сознание

и создающих гипнотические эффекты 589

Модель НЛП о репрезентации реальности 589

Модальные операторы и метасостояния 597

Пресуппозиции 599

Резюме 600

Глава 22. Пресуппозиционное использование языка. Часть II 601

Резюме 614

Глава 23. Практическое НЛП.

Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений, здравоохранения и личностного роста 616

Нейро-лингвистические технологии 617

Разнообразие техник 619

НЛП и психотерапия 619

Паттерн реимпринтинга 620

Паттерн изменения личностной истории 622

Паттерн уничтожения решений 623

Паттерн работы с негативными эмоциями

в метасостояниях 624

НЛП и бизнес 625

Фрейм «как если бы» 625

Трансформация «ошибок» в «обучение» 626

Паттерн принятия решений 627

НЛП и образование 628

Резюме 629

Глава 24. Мастерство НЛП 630

Задавание фреймов мастерства 631

Путь к мастерству 632

Резюме 633

Литература 634



НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС

Том I



Благодарности

Книга, которую вы держите в руках, является результатом моего шестилетнего опыта преподавания курса нейролингвистического программирования в Гастонском Колледже, в Далласе, штат Северная Каролина. Несомненно, когда автор пишет книгу, он использует различные источники и информацию, полученную от многих людей. Хотелось бы отдать должное всем, кто внес вклад в эту книгу, но, наверное, я смогу назвать лишь тех, чье влияние было особенно значительным.

  • Мою покойную мать, Мэй Боденхамер, которая постоянно поощряла мое обучение.

  • Моего отца, Глена Боденхамера, который вдохновлял меня на тяжелый труд.

  • Создателей НЛП: Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.

  • Моих коллег-инструкторов: Джина Руни, Теда Джеймса и Уайатта Вудсмола.

  • Моих студентов в Гастонском Колледже, чье влияние, особенно в первые годы, вдохновляло меня продолжать работу над созданием всестороннего учебника по НЛП, которым и стала эта книга.

  • Доктора Джона Мерритта, заместителя декана Колледжа Гастона по учебной работе, за то, что он оказал мне честь, дав возможность преподавать на своем факультете, и за его постоянную поддержку.

  • Его талантливого секретаря, Сэнди Гамильтон, которая неутомимо работает, помогая всем, кто преподает на факультете.

  • Л. Майкла Холла, доктора философии, за неоценимый вклад в эту книгу и за честь работать с ним над многими проектами.

  • Питера Янга, который неустанно трудился, помогая мне совершенствовать рукопись.

  • Мартина Робертса, доктора философии, и сотрудников издательства «Краун Хауз Паблишинг», которые так много сделали для развития НЛП, публикуя работы различных авторов.

  • Мою племянницу, Мэнди Коллетт, которая принесла жизнь и молодость в наш дом.

  • Наконец, что наиболее важно, я хотел бы поблагодарить свою жену Линду, чья постоянная поддержка и вдохновение в течение 34 лет нашего брака позволяли мне стремиться к своей мечте.

Всем этим и многим другим людям я говорю «спасибо».

Боб Г. Боденхамер август 1999


Как пользоваться этим учебником

Чтобы вы извлекли максимальную выгоду из изучения нейролингвистического программирования и этой книги, мы советуем сделать следующее.

  1. Заведите тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим упражнениям.

  2. Не жульничайте, когда перейдете к упражнениям, «мысленным» экспериментам и лабораторным работам. Остановитесь. Сделайте упражнение. Привлеките к вашему обучению своих знакомых. В некоторых упражнениях должны участвовать до пяти человек, хотя большинство упражнений можно выполнить вдвоем.

  3. Составьте свой собственный предметный указатель для учебника. Это укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам лучше ориентироваться в материале книги.

  4. Мы заключили в рамки ключевые высказывания и определения. При желании вы можете приобрести диапозитивы для использования на лекциях. Это позволит тренеру НЛП привести занятия в соответствие с данным руководством.


ВВЕДЕНИЕ История «магии» в нейролингвистике

НЛП — эго позиция и методология, порождающие целый ряд методов.

Ричард Бэндлер

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, — Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Калифорнийском Университете в Санта-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал математику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той области лингвистики, которая известна как трансформационная грамматика.

Ричард Бэндлер показал незаурядные способности в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя и описании человеческой коммуникации. Ричард с большим удовольствием изучал, анализировал, моделировал коммуникативные процессы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт- терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.

Результаты такой работы впечатляли окружающих, а успех в решении сложных задач направил талант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов работы других выдающихся специалистов. При поддержке Джона Гриндера Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир — самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро идентифицировал используемые Вирджинией «семь паттернов». Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и получать такие же результаты.

Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено — выключено»), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы. К этой простой метафоре Джон добавил свои обширные знания по трансформационной грамматике. Из трансформационной грамматики они позаимствовали понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют значение/знания в человеческом мозге. Так они начали строить свою модель «программирования» людей.

Позже известный во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэнд- лера и Гриндера с Милтоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон разработал модель коммуникации, которая известна как «эриксонианский гипноз». В 1958 г. Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект. Многие сегодняшние методики НЛП основаны на приемах, которые использовал Эриксон.

На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы «запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д. Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.

С того времени НЛП прошло значительный путь развития. Модель расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики (коммуникации в сложных системах, как механических, так и живых), философии, когнитивной психологии, исследований «бессознательного» и неврологии. Сегодня во всем мире существуют институты НЛП, и многие авторы применяют НЛП в областях, связанных с медициной и здоровьем, психотерапией и психологическим благополучием, бизнесом, образованием, спортом, правом, христианской религией и т. д.


Изучение мастерства

НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства. В книге «Нейролингвистическое программирование» (Dilts et al., 1983) авторы назвали НЛП «изучением структуры субъективного опыта». Субъективный опыт, на котором сосредоточено внимание большинства теоретиков, популяризаторов и преподавателей НЛП, включает самые совершенные аспекты человеческого опыта — высокий уровень творчества, мастерства, одаренности и т. д. Роберт Дилтс, один из создателей НЛП, особенно глубоко изучал эту тему, написав ряд книг и большое количество журнальных статей под общим названием «Стратегии гениев».

НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства.

Преподаватели, которые хотят совершенствоваться, моделируют работу лучших специалистов. НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства. НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и «встроить» в других людей.

В такой пошаговой манере модель НЛП учит нас достижению мастерства. Вы желаете улучшить свои коммуникативные способности? НЛП дает вам модель коммуникативного мастерства. НЛП разбивает эти навыки на доступные для обучения элементы. Ваш ребенок испытывает трудности с правописанием? НЛП установило структуру совершенных навыков письма и разработало процесс тренинга, позволяющего в совершенстве овладеть правописанием. Хотите проводить успешные переговоры? НЛП предлагает высокоэффективную модель действий на переговорах по сложным вопросам.

НЛП предлагает не только реальное теоретическое основание этого, по и методику осуществления личностных изменений.


Эмпирическая природа НЛП

Когда вы будете читать и использовать этот учебник по НЛП, вы встретите выражение

«эмпирическая природа НЛП». Что это значит? Это выражение указывает на то, что в НЛП большое значение имеют моделирование. эксперимент и проверка в противовес построению теорий и гипотез. Когда люди спрашивают нас во время тренингов: «А НЛП работает?» — мы убеждаем их провести проверку и, таким образом, узнать, «работает» ли конкретный паттерн в их случае. Будьте готовы к такой немедленной практической проверке модели.

Сказанное подразумевает, что наилучший способ понять НЛП — проверить его на собственном опыте. Давайте сделаем это в самом начале. Следующее упражнение («мысленный» эксперимент) познакомит вас с НЛП. Во время чтения инструкций будьте внимательны. Это позволит вам лучше настроиться на то уникальное образование, которое представляют собой «разум и тело» и нервная система. Мы будем работать с естественными процессами нашего сознания. Делая это, вы откроете многие механизмы, посредством которых сможете научиться устанавливать контроль над этими процессами. В следующих абзацах многоточие ... означает «остановитесь, обратите внимание, почувствуйте, подумайте» и т. д.
НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.

Эти процессы и механизмы могут управлять нами в той степени, в которой мы не осознаем их. По мерс того как вы ближе познакомитесь с этими подсознательными процессами, вы научитесь управлять ими. Делая это, вы найдете данные процессы достойными изучения. НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.


Эксперимент № 1

Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Какими бы они пи были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обнаружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это получается лучше с закрытыми глазами. Как только вы сможете представить приятное

переживание, позвольте ему оставаться в вашем сознании.

Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это переживание? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, представьте себе, как «ощущается» приятное воспоминание. Или просто послушайте какие-нибудь приятные звуки — слова или музыку — наслаждайтесь внутренними приятными переживаниями.

Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте ее размеры... а затем еще раз удвойте полученную картину... обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, когда вы сделали картину больше? Увеличилась ли интенсивность ощущений?

Теперь уменьшите картину. Делайте ее все меньше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть ... остановитесь на некоторое время ... понизилась ли интенсивность ощущений? Поэкспериментируйте с увеличением и уменьшением картины. Снижается ли интенсивность ваших ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы увеличиваете картину? Если это так, то переживание картин (звуков, чувств) в вашем сознании действует на вас так же, как и на большинство людей. Однако у вас это может происходить по-другому. Это так? Неважно. Все мы кодируем опыт в нашем сознании уникальным и индивидуальным способом. Теперь придайте вашей картине приятного опыта тот формат, в котором она вам кажется наиболее комфортной и приятной.

Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все ближе и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями? ... Увеличьте расстояние до картины. Что происходит, когда вы отдаляете ее? Увеличивается ли интенсивность ваших ощущений при приближении картины? Снижается ли интенсивность при отдалении картины? Для функционирования сознания/нервной системы большинства людей это верно. Когда вы отдаляете картину, интенсивность ощущений, вероятно, снижается. Обратите внимание, что когда вы изменяете ментальную репрезентацию переживания в своем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким мы можем «отдалить» себя от некоторых переживаний, не так ли?

Давайте поэкспериментируем с цветом картины. Когда вы сосредоточены на определенных образах, вы видите их в цвете или черно-белыми? Если они цветные, сделайте их черно-белыми, и наоборот, если они закодированы у вас как черно-белые... Когда вы изменяете цвет, изменяются ли ваши ощущения?

Рассмотрим фокус ваших образов: они сфокусированы или нет? Видите ли вы себя на картине или вы видите сцену как бы собственными глазами? Ваша картина трехмерная или плоская? Есть ли вокруг нее рамка или вы видите ее как панораму? Поэкспериментируйте с тем, как представлено это переживание в вашем сознании. Измените расположение картины. Если она закодирована у вас справа, передвиньте ее влево.


Анализ опыта

НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием.

Случалось ли вам когда-нибудь изменять свои ощущения посредством изменения внутренней репрезентации опыта, то есть действий, которые вы только что выполнили в процессе только что проведенного эксперимента? Сила НЛП заключается в подобных психических процессах. НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием. Вы изменили свои переживания посредством изменения свойств и структуры ваших образов, а не их содержания. Таким образом, вы произвели изменения на уровне психических процессов, оставив содержание прежним.

Ответьте на следующие вопросы. Что случится с человеком, если он сделает все свои неприятные картины большими, яркими и максимально близкими? Что случится, если он сделает все свои приятные переживания маленькими, тусклыми и далекими?... Человек станет экспертом по депрессии, печали и опустошенности, не так ли?

С другой стороны, рассмотрим, что произойдет, если человек закодирует свои приятные переживания как большие, яркие и максимально близкие ... разве это не приведет к более позитивному взгляду на жизнь? И что, если он сделает свои неприятные пе- реживаниямаленькими,тусклыми и далекими?

Негативные события будут оказывать меньшее влияние на его жизнь.

НЛП позволило нам заново оценить глубину и смысл старой истины: «Каковы мысли в душе его, таков и он...»1 Следовательно, многое из того, что мы делаем в рамках НЛП, является результатом тех естественных процессов, с помощью которых мы, люди, обрабатываем информацию в нашем сознании. НЛП показывает нам, как изменить процесс посредством изменения ментального кодирования. То, что вы только что испытали, в НЛП называется субмодальным кодированием и сдвигом.

Ваше сознание выполняет шесть основных репрезентативных функций (не считая поддержания внутренних физиологических функций, таких как дыхание) для того, чтобы «наделить мир смыслом»: оно создает репрезентации картин, звуков, слов, порождает тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения. Посредством пяти чувств вы получаете, или вводите в сознание, информацию, а также сохраняете ее. Затем ваше сознание извлекает из памяти эту информацию в той же кодировке, или формате, в котором вы ее сохранили. Если вы сохранили визуальную информацию, вы извлечете ее как картину. Если вы слушали и сохранили звук, вы извлечете информацию как звук.

Посредством изменения кодирования (субмодальностей) переживаний вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние.

Мы называем это кодирование, или сохранение информации, внутренней репрезентацией (рис. 1.1). Экспериментируя с приятным переживанием, вы извлекали из памяти визуальную часть внутренней репрезентации приятного опыта. Вполне возможно, что ваше приятное переживание было озвучено. Изменяя кодирование переживаний, вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние. Когда изменяется внутреннее состояние, изменяется и поведение.

Мозг использует этот метод кодирования, чтобы управлять сообщениями нервной системе, которая затем определяет наши нервные процессы. Такое «программное обеспечение» мозга позволяет нам быстро реагировать и принимать решения. Если бы мы делали это сознательно, мы были бы перегружены информацией. Поняв приемы кодирования, практик НЛП может вызвать изменения простым изменением кодирования. Депрессия, травма, горе, вина, тревога, фобии, убеждения, ценности, все эмоции и состояния человека функционируют в соответствии со своим собственным индивидуально структурированным кодированием.

Как тренер НЛП я (Б. Б.) регулярно использую методы НЛП для вызова структурных изменений у моих клиентов.


Формальное определение НЛП

Испытав НЛП на себе, дадим формальное определение нейролингвистическому программированию.

«Нейро-» относится к мозгу/сознанию, связанным с телом/нервной системой, и тому, как они обрабатывают информацию и кодируют ее в память. Говоря «нейро-», мы подчеркиваем, что информация вводится, обрабатывается и упорядочивается с помощью нервных механизмов и процессов.

«Лингвистическое» указывает на то, что нервные процессы кодируются, упорядочиваются и получают значение посредством языка, коммуникативных систем и различных символических систем (грамматики, математики, музыки, изображений). В НЛП мы говорим о двух основных языковых системах. Во-первых, «сознание» обрабатывает информацию в терминах изображений, звуков, тактильных и вкусовых ощущений и запахов (сенсорная информация) посредством «репрезентативных систем». Во-вторых, «сознание» обрабатывает информацию посредством вторичной языковой системы символов, слов, метафор и т. д.

Сутью НЛП является установление контроля над своим собственным сознанием.

«Программирование» относится к нашей способности организовывать эти части (изображения, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, запахи и символы или слова) в нашем «сознании-теле», что затем позволяет нам достигать желаемых результатов. Эти части образуют программы, которые выполняет наш мозг. Сутью НЛП является

установление контроля над собственным сознанием.

НЛП получило известность благодаря используемым в нем методам осуществления эффективных длительных изменений. Например, в НЛП есть техника, называемая «быстрое лечение фобии», разработанная Ричардом Бэндлером. При помощи этой техники мы можем излечивать фобии за 10-15 минут. Мы используем ее для лечения фобий, связанных с водой, пчелами, лифтами, высотой, публичными выступлениями, закрытыми пространствами, самолетами и т. д. Самое привлекательное в этой технике то, что мы избавляем людей от страданий за несколько минут, а эффект длится (в некоторых случаях) годы! «Быстрое лечение фобий» представляет собой всего лишь один из многих методов осуществления изменений.

Мы используем «линию времени» для удаления травмирующих картин из сознаний людей. В дополнение к этому, мы даже научились использовать такие паттерны НЛП, как «рефрейминг», «взмах», «коллапс якорей» и т. д. в процессе разговора, то есть нам не обязательно использовать эти паттерны только в форме «психотерапии». Мы можем разговаривать в таком стиле, который будет помогать человеку думать по-новому и ощущать себя более цельным и уверенным в себе, с «обновленным сознанием». Такова сила языка!

Однако НЛП — это гораздо больше, чем просто набор методов. Ричард Бэндлер сказал : «НЛП — это позиция и методология, порождающие целый ряд техник». В НЛП существует установка на пробуждение сильного любопытства. Она подразумевает желание знать то, что происходит «за сценой». Имея такую установку, мы хотим знать, что заставляет человеческое сознание работать.
НЛП — это позиция и методология, порождающие целый ряд техник.

Ричард Бэндлер

Если что-то не работает, мы пробуем другое и делаем так, пока не найдем то, что работает. Бэндлер и Гриндер отличались такими установками любопытства и экспериментирования, создавая НЛП.

Методология НЛП включает моделирование. Когда Бэндлер и Гриндер моделировали мастерство Перлза, Сатир и Эриксона, они создавали исходный формат НЛП. Таким образом, моделирование описывает методологию, которая породила целый ряд техник.

В книге «Черепахи всегда внизу: предпосылки одаренности» Джон Гриндер (DeLozier & John Grinder, 1987) сделал достойный внимания комментарий, касающийся НЛП:

«Нейролингвистическое программирование— это эпистемология, оно не может самостоятельно принимать решения и указывать “правильный путь”. Оно дает возможность исследовать и предлагает набор средств для поиска верного направления. Выбор и исследование путей остается вашей обязанностью, независимо от того, ищете ли вы комфорт или изменения или, будем надеяться, комфорт в изменениях... (пауза)... Самым лучшим из комплиментов, которые я когда-либо получал от Бейтсона, было утверждение, что НЛП является набором средств “обучения-Ш”. Теперь, если это верно, на меня, Джудит, Энн, Ричарда, Роберта... создателей этой технологии, ложится обязанность описать контекст применения НЛП. Как вы сказали, без изложения некоторых этических аспектов мы не можем сказать, что проделали социально значимую работу... В разобщенном урбанистическом обществе, которое не может соотнести “эманации снаружи и эманации изнутри”, на людей ложится ответственность за развитие своей собственной культуры и формирование этического фрейма, внутри которого они будут применять данные инструменты».

Вопросы для размышления



  1. Как бы вы объяснили НЛП десятилетнему ребенку?

  2. Чтобы вы использовали в качестве иллюстрации к НЛП?

  3. Как бы вы объяснили НЛП партнеру по бизнесу?

  4. Что в модели НЛП определяет ее эмпирический характер?



Каталог: book
book -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
book -> -
book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательство
book -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
book -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
book -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
book -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1
book -> Церебральный
book -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   90


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница