Руководство для детских библиотек россии предисловие Цель «Руководства для детских библиотек России»



Скачать 467.6 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер467.6 Kb.
ТипРуководство
  1   2   3
Руководство для детских библиотек России
Российская Библиотечная ассоциация
Секция детских библиотек

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

Предисловие

Цель «Руководства для детских библиотек России» (далее – Руководство) – рекомендовать основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности детских библиотек на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; определить показатели деятельности, обеспечивающие функционирование детских библиотек разного уровня, защитить их от неправомерных действий, влекущих за собой перепрофилирование, слияние или закрытие.

Руководство может быть использовано органами региональной власти и местного самоуправления при определении собственной стратегии развития библиотек и библиотечного обслуживания населения и руководителями детских библиотек в практической деятельности.

Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным детским библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов.

Руководство обозначает тот минимум ресурсного обеспечения детской библиотеки, который рекомендуется соблюдать по всей территории страны.

Проект документа подготовлен Секцией детских библиотек Российской библиотечной ассоциации, научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки. В его основе лежат нормативные и рекомендательные документы по организации библиотечного обслуживания детей, разработанные и принятые ИФЛА, РБА и субъектами Российской Федерации.

При подготовке документа были учтены предложения и замечания, высказанные специалистами Удмуртской Республиканской детской библиотеки, Мурманской, Саратовской, Псковской областных детско-юношеских библиотек, Алтайской, Краснодарской, Пермской, Ставропольской краевых детских библиотек, Белгородской, Брянской, Нижегородской, Оренбургской, Тюменской, Вологодской, Ленинградской областных детских библиотек и других детских библиотек.

Содержание

1. Общие положения

2. Пользователи детских библиотек

3. Сеть детских библиотек России

4. Доступное размещение детских библиотек

5. Библиотечные услуги детской библиотеки

6. Показатели деятельности детских библиотек

6.1 Показатели деятельности центральных детских библиотек субъктов РФ

6.2 Показатели деятельности муниципальных детских библиотек , детских библиотек поселений, детских филиалов, детских отделов

7. Ресурсы детских библиотек

7.1 Фонды детских библиотек

7.2 Формирование электронных ресурсов

7.3 Материально - техническая база (оборудование, технические средства, здания и помещения)

7.4 Персонал детских библиотек

7.5 Финансовые средства

8. Связи с общественностью

1. Общие положения

Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения – детям.Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Специализированность детских библиотек находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду.

Основные задачи детских библиотек:

· развитие и саморазвитие ребенка;

· гармоничное сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективизации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

· воспитание творческих способностей;

· пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

· достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

· обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

· создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникационной грамотности

· обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

· осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

· развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;

· развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио– и арттерапии, терапии творчеством.

Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг.

Функционирование детских библиотек должно обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами, доходами от приносящей доход деятельности.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными и другими учреждениями, организациями в деле защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

2. Пользователи детских библиотек

1. Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно. Дети пользуются правом преимущественного бесплатного библиотечного обслуживания.

Пользователями детских библиотек также могут являться родители детей, записанных в библиотеку,учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей.

2. Библиотечное обслуживание детей строится на принципах дифференцированного подхода в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребенка. Руководители чтения дифференцируются в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами для самостоятельных детских библиотек и положениями для библиотек - структурных подразделений, а также правилами пользования. В каждой детской библиотеке обязательно выделение двух основных групп – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10-11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.

3. Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности,

предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

4. Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Дети не могут ждать, удовлетворение их потребностей носит сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас», что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.

5. Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.

6. Детская библиотека – институт содействия социализации личности, ее формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.

7. Детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми, информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей, предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.

8. Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме научно-популярные знания по всем отраслям науки и техники, историко-краеведческие, экологические, правовые знания, расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

9. Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

10. Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.

11. Детская библиотека изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам и задачам библиотек.

12. Детская библиотека должна быть центром детства в своем регионе, собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде, выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребенка.

3. Сеть детских библиотек

В соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и школьными библиотеками.

Детские библиотеки могут быть:

· самостоятельными библиотеками со статусом юридического лица (республиканские, краевые, областные библиотеки)

· муниципальными детскими библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы)

· структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотечных систем, в основном, публичных библиотек.

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: с федерального до уровня сельского поселения.

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

Федеральный уровень

Федеральное государственное учреждение культуры - Российская государственная детская библиотека (РГДБ) - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей, является исследовательским , научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в РФ. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения, детские библиотеки субъектов РФ, центральные библиотеки муниципальных детских систем, иные библиотеки, обслуживающие детей. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью, проведение исследований детского чтения, информационных потребностей, библиотечного обслуживания детей, координация работы детских библиотек России, выработка новых форм библиотечного обслуживания детей, собирание и сохранение фонда документов для детей и подростков. РГДБ является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем – Правительством РФ.

Уровень субъекта РФ

Республиканские, краевые и областные детские библиотеки (далее – центральные детские библиотеки субъектов РФ). Основные пользователи– дети, руководители детского чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.

Все детские библиотеки субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

· Формирование с наибольшей полнотой, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;

· Организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;

· Оказание методической помощи по отношению ко всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научно-исследовательской деятельности.

Центральные детские библиотеки субъектов РФ должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы; центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, объединяющие различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей; как информационная база для органов власти для выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.

Основные задачи центральной детской библиотеки субъекта РФ:

· поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;

· проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;

· полноценное комплектование фонда , включающего издания в различных форматах и на различных носителях, его регулярное обновление и предоставление;

· сохранение единой системы библиотечного обслуживания детского населения, её поддержка, научное и методическое сопровождение;

· проведение исследований детского чтения и информационных потребностей пользователей;

· внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и информационного обслуживания обслуживания детей в регионе;

· укрепление корпоративных и межведомственных связей.

В целях повышения качества работы центральных детских библиотек РФ необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

Муниципальный уровень

Муниципальные детские библиотеки, имеющие статус юридического лица, и муниципальные системы детских библиотек (МСДБ) – самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.

Основные задачи – организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения, библиотечное обслуживание руководителей чтения, комплектование фонд литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.

По отношению к сельским библиотекам — филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают большую часть детского населения города, имеют возможности для обеспечения услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включение в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

Обслуживание детей в публичных библиотеках муниципальных, городских и сельских поселений

Дети имеют право пользоваться любыми публичными библиотеками. В существующих библиотечных системах сложились следующие формы обслуживания детей: во взрослых библиотеках, где согласно «Модельному стандарту публичных библиотек» в фондах должно быть не менее 30% детской литературы, в детских библиотеках-филиалах, в детских отделах. Наличие последних обеспечивает право на специализированное обслуживание, то есть предоставление отдельного помещения и организацию специфической среды развития личности ребенка, наличие специально подготовленного персонала.

В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек как исследовательские и методические центры по детскому чтению и работе с детьми, в которых вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми.

Детские специализированные библиотеки востребованы и доказали свое право на существование. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы общедоступных библиотек России. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом.

4. Доступное размещение сети детских библиотек

В административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие республиканской, краевой или областной детской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра, центра исследований в области детского чтения.

Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 15 лет, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как и общедоступная, размещается с учетом ее максимально пространственной доступности – по времени не более 15-20 мин., за которое ребенок может добраться до библиотеки. Критерий количества жителей определен в документе РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований». В качестве базовой библиотечной единицы муниципального образования принимается библиотека, не менее чем с одним освобожденным библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения.

Примерная схема размещения детских библиотек в соответствии с этим документом выглядит следующим образом:

Административно-территориальный уровень Норма обеспечения Примечания

Муниципальный район с функцией административного центра, объединяющего сельские и городские поселения 1 Межпоселенческая детская библиотека Вариант: обслуживание детей и взрослых на базе межпоселенческой центральной библиотеки с обязательным наличием освобожденного зам. директора по работе с детьми.

Сельское поселение 1 детская библиотека при наличии в районе обслуживания библиотеки сельского поселения 18% детей от общего количества жителей

Городское поселение 1 детская библиотека при наличии в районе обслуживания библиотеки городского поселения не менее (20%) 500 жителей до 14 лет При наличии в городском поселении нескольких детских библиотек одна из них может выполнять по отношению к ним функции опорной библиотеки.

Городской округ 1 детская библиотека при наличии не менее 4000 жителей в возрасте до 14 лет на территории городского округа Общее количество детских библиотек городского округа определяется из расчета – 1 библиотека на 4-7 тыс. жителей в возрасте до 14 лет.

При наличии в городском округе нескольких детских библиотек одной из них может быть присвоен статус центральной детской библиотеки.

Городской округ при наличии районного деления Не менее 1 детской библиотеки в каждом административном районе города При наличии в административном районе города нескольких детских библиотек одной из них может присваиваться статус центральной детской библиотеки

Городской округ при наличии сельских поселений на территории городского округа Сведений о детских библиотеках нет.

Таблица носит рекомендательный характер, но может быть использована при рассмотрении вопросов организации библиотечного обслуживания на всех уровнях муниципальных образований с учетом местных условий и решения муниципальных органов управления. Они являются МИНИМАЛЬНЫМИ (исходными) и не исключают превышения установленного минимума при наличии соответствующего решения муниципалитета. Более того, каждый регион вправе принимать свои нормы размещения библиотек, которые не должны быть ниже отраженных в «Базовых нормах…».

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2007 года № 923-р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р», обеспечение детского населения библиотеками отвечает следующим нормативам:

В городах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области и округа), создаются одна универсальная библиотека, одна детская библиотека и одна юношеская библиотека республиканского, краевого, областного, окружного подчинения как исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации.

Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки:

в городах с населением до 50 тыс. жителей - как минимум 1 детская библиотека;

в городах с населением 50 тыс. жителей и более - 1 детская библиотека на 4 - 7 тыс. учащихся и дошкольников.

В городах и городских округах, имеющих районное деление, детская библиотека должна быть в каждом административном районе.

В населенных пунктах сельских поселений 1 детская библиотека на каждую тысячу жителей.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного федерального округа учитывается удаленность населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.

Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается ее удобным местоположением – в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах – на пересечении пешеходных путей, вблизи остановок общественного транспорта.

Детская библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок - пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход - выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.


Каталог: static -> doc -> 0000 -> 0000
0000 -> Отчёт о результатах самообследования
0000 -> Русский язык и культура речи
0000 -> I. литотерапия и глубинная психология. История развития
0000 -> Личностного ориентированного образования
0000 -> Развитие Системной Семейной психотерапии в России. Анна Варга, к п. н., председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов
0000 -> Программа «Я гражданин России»
0000 -> А татьяна Подарок вампира f zip Аарх Андрей
0000 -> Индийские посвящения
0000 -> Руководство для врачей и медицинских психологов Практическая патопсихология : руководство для врачей и медицинских
0000 -> Смирнов Т. Н.– Психология сновидений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница