Розовый Простые Градиенты Технологии Питч-Дек Презентация



Скачать 19,07 Mb.
Pdf просмотр
Дата05.09.2023
Размер19,07 Mb.
#223967
Связанные:
Старкова К. ФСб-в2 3
Mkrtchyan Maria Imadeeva Karima Starkova Kamila Gruppa FSBv-2, Старкова К. ФСб-в2, AFA847A7-CB4D-41D8-8FC0-A5F7242F9555, Dazed


Массовое сознание: определение,
подходы к изучению
Презентацию подготовила студентка группы ФСб-в2
Старкова Камила


План
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.
СТРУКТУРА
4.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Массовое сознание — один из видов общественного сознания,
наиболее реальная форма его практического существования и воплощения.
Это особый, специфический вид общественного сознания,
свойственный значительным неструктурированным множествам людей
(«массам»).
Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент
(совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.


Основные характеристики
Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво,
лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет,
становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций.
Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии 3. Фрейд утверждал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима.
Ею почти исключительно руководит бессознательное» (Фрейд, 1969).
Эти свойства связаны со свойствами самого субъекта массового сознания.
Реальная диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания такова, что возникающие обычно основы массового сознания сами формируют свою массу,
которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое сознание. Как верно писал
Б. А. Грушин, «нет недостатка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого факта, что массовое сознание обнаруживает безусловную способность к «самопорождению», к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосредственно-практического освоения массами их «ближайшего» общественного бытия» (Грушин, 1987).
Эмоционально
Заразительно
Мозаично
Подвижно
Изменчиво


Структура массового сознания
— это последние достижения науки, а также верные, доказанные представления обо всех областях жизни, включая науку об обществе.
Научное знание
— это накопленное за многие века недоказанное наукой,
паранаучное квазизнание.
Околонаучное знание
— это представления широких масс, которые включают не только знания, но и паразнание, религиозные идеи, суеверия, приметы.
Обыденное знание отличается от научного. Оно представляет собой преломление научного и паранаучного знания на индивидуальное сознание каждой личности. Поэтому в индивидуальном плане варьируется очень широко с учетом большой разницы между людьми в интеллекте, образовании, жизненном опыте, чертах характера.
Обыденное знание


В современном социогуманитарном знании тема масс и массового сознания осознается как особо важный системообразующий объект комплексных исследований, требующих интеграции методологического и методического арсенала всех наук, так или иначе изучающих общество и человека.
Формирование научных представлений о механизмах функционирования масс в социально значимых процессах, особенностях массо- вого сознания, массовых настроений и массового поведения как основополагающих факторов эффективного и стабильного функционирования всей социальной макросистемы является одной из наиболее востребован- ных жизнью задач. Ведь именно массами в решающей степени определяется практическая судьба всевозможных преобразований в истории.


В специальной литературе сложилась традиция противопоставления различных исследовательских подходов к изучению массового сознания.
Например, Г.Ю. Чернов предлагает особо различать как минимум 5
базовых подходов — «с точки зре- ния дисциплинарной ориентации исследования» — и еще 4 подхода — «наиболее типичных или наиболее важных в научно-эвристическом отношении»
Так, по дисциплинарной ориентированности выделяются подходы:


Прямые конкуренты
1) социологический (выявляющий место социально-массовых явлений в структуре общества и системе социальных взаимодействий и анализирующий массу как социальную общность);
2) политологический (выявляющий роль массы и массового сознания как компонентов политической жизни общества, сопоставляющий массы с политической элитой и политическими институтами, а массовое сознание и его эволюцию с идеологиями и политической динамикой);
3) социально-психологический
(концентрирующийся на исследовании общности массовых психиче- ских процессов и возникающего на этой основе специфического массового поведения);
4) культурологический (выявляющий место и роль социально-массовых явлений в процессах культур- ного воспроизводства и сосредотачивающий внимание на проблеме «массовой культуры»);


5) социально-философский
(интегрирующий,
синтетический, системно осмысливающий место и роль массовых реалий и встраивающий полученные выводы в философскую картину мира).


К этой типологии следует добавить, что подобный перечень, по аналогии, можно продолжать, включая в него и иные социогуманитарные дисциплины. Так, собственно исторический подход будет исследовать обусловленность объективных проявлений масс конкретно-историческими реалиями общественной практики; правовой подход будет сосредоточен на рассмотрении масс в контексте развития государства и права и выявления правового в структуре массового; антропологический подход будет обращен на осмысление спе- цифического типа «человека-массы»; аксиологический подход будет выявлять имманентные массе особого рода ценности... и т.д.
По научно-эвристической ориентированности выделяются следующие «наиболее типичные или важные» подходы:

рассматривающий массу как диалектический полюс власти, политиче- ской элиты — электорат,
политическое большинство и объект управления, а массовое сознание как совокуп- ное волеизъявление —
потенциальное мнение общества в целом либо его существенного фрагмента;
1) политико-ориентированный исследующий взаимодействие массы —
заурядного, ориентированного на ценности потребления большинства — и духовной элиты
— высокоморального и компетентного творческого меньшинства, развивающего культуру и цивилизацию;
3) культурцентристский рассматривающий массу как проявление нового качества, рождающе- гося в совокупности контактно или опосредованно взаимодействующих индивидов — в сравнении с изоли- рованными индивидами;
2) социально-психологический являющий результатом синтеза плодотворных методологических посылок других подходов и ориентированный на системное исследование социально-массовых явлений в комплексе «обще- ство — общественное сознание — культура»,
при котором, наряду с исследованием отдельных качеств и внутренних взаимодействий, анализируется детерминирующее воздействие, определяемое закономерностями всей социальной макросистемы
4) социокультурный


Будучи духовным продуктом объективных процессов массовизации человеческих практик массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.


В западной философии и социологии массовое сознание освещалось с различных позиций – откровенно антидемократических, отождествляющих массы с «толпой», «чернью» (Я.Буркхард, Г.Лебон, X.Ортега-и-
Гассет); социально-критических, рассматривающих массу в качестве негативного порождения современных антигуманных типов обществ (Э.Фромм, Д.Рисмен, Р.Ч.Миллс, Г.Маркузе);позитивистских, связывающих появление масс с научно-техническим прогрессом, деятельностью современных СМИ (Г.Блумер, Э.Шилз,
Д.Мартиндейл). В российской науке на протяжении десятилетий позитивное исследование массового сознания было в сущности запрещено из-за полной несовместимости этой проблематики с господствующими в обществе идеологическими установками. Вместе с тем первые работы на этот счет появились в СССР уже в 60-х гг.
Эрих Фромм
Герберт Маркузе
X.Ортега-и-Гассет


Марченя П.П. Массовое сознание и мировоззренческие императивы самобытного пути России // Философия хозяйства. – 2004. – No 3. – С.
180–187.;
Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001. – 368 с.;
Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: Исследовательские подходы. –
Дубна: Феникс+, 2005. – 208 с.;
Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания. –
«ВФ», 1970,
№ 7–8;.
Список литературы:
1.
2.
3.
4.

Скачать 19,07 Mb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница