«Россия и мир на пороге XXI века»



Скачать 134.65 Kb.
Дата28.04.2016
Размер134.65 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»п. Энем.

Тахтамукайский район. Республика Адыгея.


Тема: «Россия и мир на пороге XXI века»

Учитель истории и обществознания:

Ткаченко Лариса Владимировна.

Предмет: история.


2013
Тема: «Россия и мир на пороге XXI века»
Цель: Вызвать у школьников интерес к эпохе, в которую мы живем, показать связь современности с прошлым и возможным будущим.
Задачи: Урок должен способствовать сопричастности к происходящему в стране и мире. У ребят должно сформироваться представление сложности и противоречивости современного мира, об основных тенденциях, определяющих его облик на пороге XXI столетия.
Ход урока:
I.Вводное слово учителя.

II.Мишель Нострадамус о XXI столетии (критический анализ). Наши современники о XXI веке (А.Д.Сахаров – ученый).

III.Отчет аналитической группы о результатах анкетирования.

IV.Мы и наше будущее (обсуждение проблемных вопросов).

V.Подведение итогов.

Схема на доске:

Россия и мир на пороге XXI столетия

Эпиграф: «Я смотрю на все с точки зрения

ноосферы и думаю, что в буре и

грозе, в ужасе и страданиях сти-

хийно родится новое, прекрасное

будущее человечества».

В.Н.Вернадский

I Введение.


Сегодня, когда в нашей стране происходят разные процессы обновления, жизнь предъявляет высокие требования к школе, к профессиональным качествам учителя. На мой взгляд, владение учителем различными методиками приемами и средствами преподавания и учения выходит на одно из первых мест.

В психолого-педагогической литературе дано несколько определений понятия приемов обучения. Так М.И.Махмутов считает, что приемы – это обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, нацеленные на расширение частной задачи обучения И.Я.Лернер.

Приемы учебной работы учащихся органически связаны с приемами преподавателя. В школьной практике учителя, даже умело применяющие приемы преподавания, учеников приемам систематически не учат. Это значительно затрудняет учебную работу учащихся и снижает качество обучения к предмету. Для преодоления указанного недостатка приемы учителя необходимо рассматривать как обязательную составную часть учебного материала.

II Приемы учебной работы и познавательные умения.


На уроках истории в среднем звене и затем, в старших классах, наряду с приемами устного изложения постепенно вводится в оборот письменность – графические приемы или может быть составление календарение исторических событий, хронологических и синхронистических таблиц, кратких и развернутых планов, заполнение сравнительно-обобщающих таблиц и вычерчивание, и заполнение логических схем, и т.п.

На подробном изучении обучения, вычерчивания и заполнения логических схем, а затем и более сложных блок-схем хочется остановиться.

При изучении большого по объему и сложного учебного материала, неадаптированных источников знаний в старших классах с помощью умения вычерчивать и заполнять однолинейные логические схемы, формируется прием составления двух и трех логических схем. Эти схемы могут обозначать сложные переплетения причинно-следственных связей между большим числом противоречивых нередко, событий и явлений общественной жизни.

Практика показала, что ученики успешно усваивают их в работе с учебником, другими текстами, картой, в том числе контурной. При составлении сложных логических схем, каждую линию ученики проектируют в уме, затем из продуманных конструкций в письменно-графической форме «собирают» сложную схему.

Путем эвристической беседы учащиеся под руководством учителя формируют и записывают исходное звено логической схемы. Затем самостоятельно продумывают первый ряд причинно-следственных связей. Спроектированные в уме,а затем графически – ученики отрабатывают заключительные звенья схемы.

Усложнение учебной работы происходит по нескольким направлениям:

а) прежде всего усложняется материал и объем печатных источников знаний;

б) усложняются приемы умственной деятельности. Сначала формируются приемы, требующие анализа, затем приемы, основанные на анализе, сравнений, обобщении, конкретизации.

в) усложняются формы письменных и графических приемов учения.
Необходимым условием развивающего обучения истории, является перенос сформированных приемов из воспроизводящей и преобразующей работы в условиях творческо-поисковой деятельности, учащиеся самостоятельно отбирают необходимые приемы, перестраивают их, дополняют новыми, ранее неизвестными.

Владея обобщенными знаниями и приемами, ученики с меньшими затруднениями и большим эффектом решают познавательные задания повышенной трудности.

IIIТеория и практика.
В подтверждение и иллюстрацию всего выше изложенного хочу предложить разработку темы, завершающей изучение курса История России XX в., в 9 классе. Общее название темы: «Россия и мир на пороге XXI столетия». При изучении этой темы, учебное время я распределила так: Лекция – 2 часа. Для лекции использовала свежий фактический материал, затронув предпосылки перестройки, ее ход, результаты.

На беседу и подготовку урока обобщения и прогнозов использовала еще один час

Сам же урок обобщения и прогнозов спланировала тоже на 2 часа.

Этот урок планировала вместе с учениками. Предварительно определили круг вопросов, который следовало бы обсудить в классе – необходимое условие эффективности самого урока. При этом, на подготовительном этапе и на занятии, учитель лишь слегка направляет дискуссию, только обозначает проблемы.

Я заранее сообщила учащимся, что одно из обобщающих занятий будет посвящено тем вопросам, которые решает человечество на пороге XXI столетия.

На уроке мы можем поговорить о проблемах, которые уже выявились в развитии современного мира, или попытаться заглянуть в завтрашний день, перешагнуть горы.

Ребята предпочли поразмышлять о будущем. После того как было принято решение, мы вместе выстроили план урока. Весьма оживленно обсуждался вопрос о том, как можно предвидеть будущее, какие способы и приемы позволяют достаточно прогнозировать ход событий. Мы пришли к выводу, что прогноз должен основываться не только на анализе сегодняшних процессов. Важно учитывать и то, как сами люди представляют себе дальнейшее развитие этих процессов.

Было решено составить анкету, предложив ряд вопросов учителем школы и учащихся 9-х классов.

Ребята включили в анкету вопросы, связанные с будущим политическим строем России, уровнем жизни людей в XXI веке, природно-климатическими условиями и т.д.

Для обработки анкет была создана аналитическая группа (подсчет количества ответов, их обобщение).


Анкета.

  1. Какие ошибки XXстолетия мы не должны повторить в XXI веке?

  2. Улучшится ли материальное положение жителей России, других стран мира в будущем столетии?

  3. Каким вы видите политическое будущее нашей страны в XXIвеке? Какой политический строй утвердится в нашей стране?

а) коммунистический;

б) националистический;

в) демократический;

г) тоталитарный;

д) монархический;

е) какой-либо иной (какой именно?).

4. Как вы думаете, какими будут природно-климатические условия на нашей планете

в следующем веке?



  1. Что в XXI веке будут более ценить в человеке?

а) наличие денег;

б) ум, знания;

в) внешность;

г) характер, личные достоинства;

д) что-либо иное (что именно?).

На подготовительном этапе обсуждается и план урока. Учитель корректирует предложения школьников; решение принимается совместно.

Готовясь к уроку, ученики повторяют теоретический материал, необходимый для предметного разговора о возможной эволюции общества в XXIвеке. (см. приложение к разработке).
Для обсуждения проблемы, вопросов, класс делится на 4 группы. Каждая группа готовит итоговый бюллетень. В нем ребята показывают способы решения проблемы или выводы, к которым они пришли при изучении составной части блок-схемы, которая будет заполняться на уроке.
Проблемы, вынесенные на обсуждение:

- Как в будущем избежать ошибок, допущенных людьми в XX веке?

- Что может привести к решению социальных проблем России и других стран, к

повышению уровня жизни людей? Какие процессы способны привести ухудшению

жизни населения? Как это избежать?

- Способны ли мы повлиять на установление того или иного политического режима?

- Способны ли мы предотвратить ухудшение экономической ситуации на земле? Что для

этого необходимо сделать?


При обсуждении проблемы в группах рекомендуется использовать разнообразные источники. Главная задача – сделать несколько кратких выводов, возникших при обсуждении. Сформировать их и вывести на своем бюллетене.
I.В вводном слове я сообщаю о целях и задачах урока.

Одна из основных целей – проблемы у школьников, интерес к эпохе, в которую мы живем, показать связь современности с прошлым и возможным будущим. Урок должен способствовать сопричастности к происходящему в стране и мире.

В итоге у ребят должно сформироваться представление о сложности и противоречивости современного мира, об основных тенденциях, определяющих его облик на пороге XXIстолетия.
Каким он был XXвек? Какой он оставил след в истории? Что он принес в жизнь человека и человечества?

Быть может, люди будут проклинать это столетие, вспоминая трагические события и злодеяния ...

А может, будут грустить об утраченном … Историю порой называют мудрой учительницей жизни, подразумевая, что прошлое и настоящее – единый процесс. Изучение прошлого позволяет людям понять закономерности политического, экономического, культурного и социального развития.

XXвек оказался веком коренных представлений об окружающем мире, веком невиданного взлета научной и технической мысли, веком быстрого роста производительных сил. Технические новшества неузнаваемо изменили жизнь людей, расширили такие проблемы и трудности, о которых еще несколько десятилетий назад никто не подозревал.

Пожалуй, главная проблема связана с тем, что человечество обрело возможность самоуничтожения. Возможно, наш век войдет в историю, как век предупреждения.
Сегодня, мы поговорим, с чем мы идем в XXIстолетие, каковы перспективы развития нашей страны и мирового сообщества.

Размышлять о возможном будущем, о своей личной судьбе и о том, что ждет человечество, люди начали задолго до нашего столетия. На протяжении всех веков существования человечества, всех от раба до императора, от рабочего до президента неизменно волновал вопрос, что нас ждет через год, через десять, сто, двести лет? В разные эпохи, в различных странах особым интересом пользовались люди, предсказывавшие будущее. Давайте посмотрим, как представлял себе XXI век человек, живший в XVI веке. Это всем известный Мишель Нострадамус.


II.Рассказы о Мишеле Нострадамусе и А.Д. Сахарове готовят учащиеся. О Нострадамусе могут провести дискуссию при попытке расшифровки нескольких катренов. Исследователи «Центурий» считают, что некоторые из них повествуют о событиях XXI века.
«Конец октября двадцать пятого года

И век двадцать первый с тягчайшей войной.

Крушители веры своих устыдятся народов.

Шах Персии смят египетской волной.»


«Земля на куски раскололась от взрывов

В развалинах будут Кассич и Сент-Джордж

Есть бреши в соборе у края обрыва,

И Пасха идет сквозь жестокость и ложь.»


« Ну с чем мы придем к двадцать первому веку?

Сошедший с горячего неба – теперь повелитель земли,

Конец и начало столетия мятежным живут человеком.

Открытие марса свободе грозит.»


«Все церкви и все синагоги зачахнут,

Исчезнут обряды в две тысячи пятидесятом году.

И Крест и Давидовы звезды истлевшею славой запахну,

Но милость небес люди в новом найдут.»


Ребята предлагают различные версии, что стимулирует дискуссию. В ходе обсуждения обозначаются контуры вероятного будущего.
III.Аналитическая группа не только систематизировала, но и представив извлеченные из анкет данные в наглядной форме.

Картина будущего сильно отличается от той, что возникает из загадочных предсказаний Нострадамуса. (результаты см. в приложении).


IV.Для того, чтобы понять в какой степени люди могут влиять на будущее страны и всего мира, мы решили обсудить несколько проблемных вопросов.

На экране графически изображены проблемы, которые решено обсудить. Каждая из групп при выступлении показывает свой бюллетень. Ребята, по ходу урока, у себя в тетрадях заполняют эту схему. Каждая из групп приготовила свой эпиграф, свое графическое видение XX века – как бы его символ, в рассказе звучит анализ источников, использованных при работе над темой. Источники самые разнообразные: учебники, периодическая печать, сведения СМИ, материалы из компьютерной сети.

Вот какие итоги появились на доске в результате обсуждения:
«Экологи» - общее мнение «Способны» - если:


  1. Мониторинг как система наблюдений и контроля окружающей Среды.

  2. Изменения в производственной деятельности человека:

а) Создание безопасных производств;

б) Создание безотходных производств.



  1. Развитие технологий, уменьшающих загрязнение окружающей Среды.

  2. Разработка и внедрение энергосберегающих технологий.

  3. Зеленые насаждения в городе.


«Социологи» - общее мнение «Способны», но многие факторы зависят от общих усилий всего человечества:

  1. Человечеству необходимо перейти от истории политической к истории социальной.

  2. Только улучшение материального благосостояния приведет к решению многих социальных проблем.

  3. Мировое сообщество должно помогать не только России, но и странам «третьего» мира.

Все учащиеся пришли к выводу, что человечество не выработало действенных механизмов для решения этой проблемы.


«Политики» - да, «Способны», если:

  1. Народ политически грамотен.

  2. В стране есть условия для выбора той или иной политической системы.

  3. Благоприятная внешнеполитическая обстановка.



«Аналитики»

  1. Признание приоритета общечеловеческих ценностей. Отношение к человеческой жизни и миру как к ценностям человечества.

  2. Отказ от войн, как средства решения спорных вопросов. Неустанный поиск мирных политических путей разрешения всех конфликтов и проблем.

  3. Признание права народов свободно и относительно выбирать свою судьбу.

  4. Понимание современного мира, как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.


V.Заключительное слово учителя:
«Любое поражение превращать в победу, извлекать урок, опыт, анализировать поступки и создавать систему, не допускающую повторения срывов, поражений.»

Н.Островский.


«Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести.»

Н.Амосов.


Мы вновь, словно бы в начале пути. Но теперь с памятью о своем прошлом. Да, грань отсчета не из завидных:иссеченная культура, разоренная страна, потерянный народ. И неоспоримо то, что без культуры, не будет и благоустройства страны. Ни экологического, ни экономического, ни социального. Не будет и разумной, честной власти.

Придется снова и снова сеять, снова и снова строить. И еще не раз нас может обдать то стужей, то сушью, покроет жестокой и неумной властью, ранит потерями.

Но знает история, что и мрак рассеивается, и паутина рвется, и круг размыкается.

Нас всех, на мой взгляд, может объединить идея государственного патриотизма. А патриотизм – это просто любовь к своему народу.


Предлагаю высказать свои суждения о прошедшем уроке всем желающим.
VI.Заключение.
Применение на уроках составления блок-схем по сложным и объемным темам, позволяет учащимся прочно усваивать материал. Учащиеся более свободно логически строят свой ответ. Схемы, составленные самостоятельно, закрепляют знания причинно-следственных связей, умения делать выводы из фактов, посылок, мнений.

Этот прием позволяет проверить умение учащихся работать с различными историческими источниками. Он может использоваться в практике учителя на уроках истории в старших классах, а так же на уроках курса «Обществознание» в 9-х или 11-х классах.


VII.Приложение.


  1. Презентация на тему «Россия и мир на пороге XXI века.» (к тексту).


Какие ошибки XX столетия мы не

Должны повторить в XXI в.?

(отвечали взрослые)



Какие ошибкиXX столетия мы не

Должны повторить в XXI?

(отвечали ученики)



Как изменится материальное положение

В XXI веке?

(отвечали взрослые)





Как изменится материальное положение

В XXI веке?

(отвечали ученики)



Что в XXI столетии будет больше всего

цениться в человеке?

(отвечали взрослые)




Что в XXI столетии будет больше всего

цениться в человеке?

(отвечали ученики)



Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Развитие связной речи с помощью театрализованной игры у старших дошкольников
article -> Тема: «создание единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения, как одно из условий эффективности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Русский язык и культура речи
article -> «Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности». Скарюкина Ирина Геннадьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №13
article -> «Способы профилактики, управления, урегулирования и разрешения конфликтов в современных условиях. Конфликтная ситуация в школе»
article -> Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества
article -> «Влияние позитивных настроев на дисциплину и успеваемость учащихся на уроках физической культуры»
article -> Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Мода. Искусство одеваться. Воспитатель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
article -> Доклад «Приёмы мнемотехники в начальных классах»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница