Российская федерация



страница1/3
Дата15.02.2016
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра философии

А. И. Павловский, И. Н. Пупышева



РИТОРИКА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 "Психология"

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Павловский А. И., Пупышева И. Н. Риторика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 "Психология" очной формы обучения. Тюмень, 2011, 22 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Риторика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Павловский А. И., Пупышева И. Н., 2011.


  1. Пояснительная записка




    1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  1. овладение эффективной речевой деятельностью и правилами искусной, целесообразной и убедительной речи;

  2. овладение теорией аргументации и выработкой практических навыков формирования убеждений, а также разубеждения посредством аргументации;

  3. овладение основами культуры спора (нормами, правилами поведения, техническими приёмами);

  4. углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;

  5. формирование культуры правильного мышления.

Задачи дисциплины:

  1. изучение и усвоение основ правильного логического мышления;

  2. изучение и усвоение особенностей выражения рассуждений посредством речевой деятельности;

  3. изучение и усвоение признаков и правил построения аргументации, логических операций, лежащих в их основе – доказательства и опровержения.

  4. изучение важнейших понятий, принципов риторики и аргументации;

  5. формирование критического мышления у студентов;

  6. обучение использованию "лояльных" и "нелояльных" приёмов и уловок доказательства и опровержения;

  7. развитие умения и навыков определять логические ошибки и уловки в высказываниях оппонента и нейтрализовывать их;

  8. формирование навыка терпимого отношения к недостаткам оппонента;

  9. установление связи риторики с другими дисциплинами – логикой, философией, эристикой;

  10. выработка умения ориентироваться в своих достоинствах, использовать их в практике публичного ораторского выступления или спора.

  11. развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе традиции и с ориентацией на личностный смысл.




    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Логика относится к циклу Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть, дисциплина по выбору.

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: Общепсихологический практикум (методы психологии), Физиология ВНД и сенсорных систем, Общепсихологический практикум (толкование), Психодиагностика, Психология развития и возрастная психология. Студент должен владеть общими профессиональными знаниями об основаниях мыслительной деятельности.

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины по выбору, знание которых может быть использовано при ее изучении: Педагогика, Основы медицинских знаний, Социальная экология. В результате освоения этих дисциплин студенты получают расширенные познания об физиологии человека, его месте в природном мире и особенностях педагогической деятельности.

Знание дисциплины необходимо для изучения дисциплин: Педагогическая психология, Основы сексологии, Первая медицинская помощь, Антропология, Человековедение, Гендерная психология, Психиатрия, Психология совладания – а так же для прохождения практик: Учебная практика, Педагогическая практика, Производственная практика, Преддипломная практика.



    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: Ок-4; Пк-17:

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)



в рамках дисциплины даются знания систем категорий и методов риторики и формируются умения использовать их для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17)



в рамках дисциплины формируется необходимый методический фундамент, умение убедительно излагать свою позицию и влиять на чужие убеждения, что необходимо для проведения лабораторных и практических занятий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  1. знать правила аргументации, стратегии аргументации и критики;

  2. необходимые элементы эффективного выступления;

  3. основные разновидности, закономерности и принципы ведения спора;

  4. необходимые элементы рационального спора;

  5. место риторики в структуре философского знания, её основные функции;

  6. основные приёмы лояльной и нелояльной аргументации;

  7. основные разновидности ошибок, используемых во время спора;

  8. основные разновидности уловок, используемых в процессе спора.

  9. мировоззренческие и методологические основы профессионального мышления;

  10. роль риторики в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

  • Уметь:

  1. использовать приемы аргументации и критики;

  2. анализировать тексты, речи, дискуссии;

  3. составлять и анализировать различные документы;

  4. готовить речи;

  5. ориентироваться в системе риторического знания как целостного представления об основах организации логически правильного эффективного выступления;

  6. выстраивать спор в соответствии с принципами его рационального организации и структуры;

  7. чётко и однозначно формулировать основные структурные элементы речи или спора (тезис, аргументы);

  8. находить и применять нужную информацию в процессе речи или спора;

  9. ориентироваться в своих достоинствах и использовать их в процессе речи или спора;

  10. применять знание риторики в профессиональной деятельности;

  11. находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию.

  • Владеть:

  1. навыками практического использования аргументативных средств в профессиональной деятельности;

  2. навыками публичных выступлений и дискуссий;

  3. навыками определения логических ошибок и уловок, используемых в аргументации;

  4. навыками устранения ошибок и нейтрализации уловок, использованных в аргументации;

  5. навыками критической оценки аргументации (своей и оппонента), а также оценки своих поступков и поступков оппонентов и публики в процессе спора;

  6. навыки терпимого отношения к недостаткам оппонента;

  7. навыками анализа различных типов мировоззрения;

  8. навыками межкультурного диалога и толерантности;

  9. культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и путей ее достижения.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.





  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





Тема



недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них интерак-тивных в часах

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1.

1.

Предмет и история риторики. Цели и задачи красноречия

1-2

2

2

4

8

2

0-10

2.

Особенности устной публичной речи

3-4

2

2

4

8

2

0-10

3.

Логические средства аргументации

5-6

2

2

4

8

2

0-10




Всего

1-6

6

6

12

24

6

0-30

Модуль 2.

1.

Тропы и фигуры риторики

7-8

2

2

4

8

2

0-10

2.

Общее представление о споре

9-10

2

2

4

8

-

0-10

3.

Принципы ведения спора. Лояльные приёмы и уловки спора.

11-12

2

2

4

8

-

0-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Всего

7-12

6

6

12

24

2

0-30

Модуль 3.

1.

Нелояльные приёмы и уловки в споре

13

2

2

4

8

-

0-13

2.

Вопросы и ответы. Формы завершения спора

14

2

2

4

8

-

0-13

3.

Дебаты: технология и искусство.

15

2

2

4

8

-

0-14




Всего

13-18

6

6

12

24

-

0-40




Итого (часов, баллов):

1-18

18

18

36

72




0 – 100




из них в интерактивной форме




-

8

-




8





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

доклад

ответ на семинаре

участие в дебатах

работа в малых группах

контрольная работа

выполнение практическкого задания

тест

эссе

Модуль 1

1.

-

-

0-10

-

-

-

-

-

0-10

2.

-

-

-

0-10

-

-

-

-

0-10

3.

-

-

0-10

-

-

-

-

-

0-10

Всего

-

-

0-20

0-10

-

-

-

-

0-30

Модуль 2

1.

-

-

0-10

-

-

-

-

-

0-10

2.

-

0-3

-

-

0-3

0-2

0-2

-

0-10

3.

0-3

0-3

-

-

-

-

0-2

0-2

0-10

Всего

0-3

0-6

0-10

-

0-3

0-2

0-4

0-2

0-30

Модуль 3

1.

0-3

0-3

-

-

0-4

-

0-3

-

0-13

2.

0-3

0-3

-

-

-

0-4

-

0-3

0-13

3.

-

0-3

-

-

0-8

-

0-3

-

0-14

Всего

0-6

0-9

-

-

0-12

0-4

0-6

0-3

0-40

Итого

0-9

0-15

0-30

0-10

0-15

0-6

0-10

0-5

0 – 100

    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов



    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    Модуль 1.

    1.1

    Предмет и история риторики. Цели и задачи красноречия

    подготовка к ролевым и деловым играм

    1-2

    4

    0-10

    1.2

    Особенности устной публичной речи

    подготовка к ролевым и деловым играм

    3-4

    4

    0-10

    1.3

    Логические средства аргументации

    подготовка к ролевым и деловым играм

    5-6

    4

    0-10




    Всего по модулю 1:

    12

    0 - 30

    Модуль 2.

    2.1

    Тропы и фигуры риторики

    подготовка к ролевым и деловым играм

    7-8

    4

    0-10

    2.2

    Общее представление о споре

    работа с литературой, источниками;

    самостоятельное изучение заданного материала;

    подготовка к контрольной работе

    и выполнению практического задания



    9-10

    1
    1

    1
    1


    0-3
    0-2

    0-3
    0-2



    2.3.

    Принципы ведения спора. Лояльные приёмы и уловки спора

    работа с литературой, источниками;

    самостоятельное изучение заданного материала;

    подготовка доклада

    и эссе


    11-12

    1
    1

    1

    1



    0-3
    0-2

    0-3


    0-2




    Всего по модулю 2:

    12

    0 - 30

    Модуль 3.

    3.1

    Нелояльные приёмы и уловки в споре

    работа с литературой, источниками;

    самостоятельное изучение заданного материала;

    подготовка доклада;

    подготовка к контрольной работе



    13-14

    1
    1

    1
    1


    0-3
    0-3

    0-3
    0-4



    3.2

    Вопросы и ответы. Формы завершения спора

    работа с литературой, источниками;

    подготовка доклада;

    подготовка эссе;

    подготовка к выполнению практического задания



    15-16

    1
    1

    1

    1



    0-3
    0-3

    0-3


    0-4

    3.3

    Дебаты: технология и искусство

    работа с литературой, источниками;

    самостоятельное изучение заданного материала;

    подготовка к контрольной работе


    17-18

    1
    1

    2


    0-3
    0-3

    0-8





    Всего по модулю 3:

    12

    0 - 40




    ИТОГО:

    36

    0 - 100



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Педагогическая психология




+

+

+

+

+

+

+




Основы сексологии













+




+




+

Первая медицинская помощь




+




+
















Антропология







+

+

+













Человековедение







+

+

+







+




Гендерная психология




+










+










Психиатрия













+

+

+







Психология совладания




+










+

+







Учебная практика




+







+













Педагогическая практика

+

+

+

+

+

+










Производственная практика













+







+




Преддипломная практика













+

+

+










  1. Содержание дисциплины


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница