Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рославльский технический колледж»
Серия «В помощь преподавателю»
Как подготовить портфолио
Методический кабинет
Рославль
2012
Рекомендации преподавателю по подготовке к аттестационному испытанию
Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио сегодня рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение преподавателя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
В условиях модернизации системы общего и среднего профессионального образования обновляются и требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции преподавателя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
Согласно Положению, аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.
Задачей первого (квалификационного) этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога». Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии).
Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, можно рекомендовать в первую очередь познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.
Требования к профессиональным компетентностям преподавателя
|
Вторая
квалификационная категория
|
Первая
Квалификационная
Категория
|
Высшая
Квалификационная
категория
|
Преподаватель должен обосновать выбор образовательной программы
|
При выборе образовательной программы преподаватель использует методические рекомендации
|
При выборе образовательной программы преподаватель основывается на результатах анализа альтернативы
|
При выборе образовательной программы преподаватель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения
|
Преподаватель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов
|
При выборе педагогических (образовательных) технологий преподаватель использует методические рекомендации
|
При выборе педагогических (образовательных) технологий преподаватель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся
|
При использовании педагогических (образовательных) технологий преподаватель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения
|
Преподаватель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам
|
Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умений и навыки учащихся
|
Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся
|
Преподаватель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся
|
Преподаватель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики
|
Отдельные элементы деятельности преподавателя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики
|
Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится преподавателем в системе
|
Преподаватель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |