Ролевые игры в географии



Скачать 115.55 Kb.
Дата01.06.2016
Размер115.55 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебно-методической работе____________Е. Г. Елина

"____" __________________ 2011



Рабочая программа дисциплины

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ГЕОГРАФИИ

Направление подготовки



050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки



География

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



заочная

Саратов,


2011 год

  1. Цели освоения дисциплины «Ролевые игры в географии»

Целями освоения дисциплины «Ролевые игры в географии» являются:



  • совершенствование и повышение уровня преподавания географии с учетом общей географической культуры,

  • совершенствование географическое мышления,

  • выработка у студентов понимания научных и методологических основ географии,

  • оценивание реформирования школьного образования в стране и за рубежом,

  • развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавра

Дисциплина читается на 4 курсе (7 и 8 семестрах) и входит в профессиональный цикл, в вариативную его часть и является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины необходимо для освоения модуля «Управление и организация учебного процесса».




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Ролевые игры в географии»

ОК – 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК – 4. Использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК – 8. Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;

ОПК – 3. Владеть основами речевой профессиональной культуры;

ПК – 10. Способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

ПК – 11. Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:


  • основные категории и понятия;

  • общие представления о игровых технологиях обучения.

Уметь:

  • осуществлять подготовку и проведение игры по географии;

  • анализировать процесс игровой технологии;

  • пользоваться учебно-методической литературой по географии;

  • проводить географические игры в школе.


Владеть:



4. Структура и содержание дисциплины «Ролевые игры в географии»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).


п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Лабораторные

Практические

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Содержание учебного предмета

7




2







34

Устный контроль

2.

Подготовка и проведение игры

8




2







10

Устный контроль

3.

Игра по теме «Гидросфера»

8







2




8

Устный контроль

4.

Игра по теме «Трудовые ресурсы»

8







2




8

Устный контроль




Итого







4

4




60

Зачет


1. Содержание учебного предмета
Понятие «игровые технологии». Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин о технологии ролевых игр. Специфика ролевых игр в географии. Сценарии ролевых игр по курсу «География».


2. Подготовка и проведение игры

Основные три взаимосвязанных этапа в проведении ролевой игры. Новые возможности в проведении ролевых игр. Оценка результатов.


3. Игра по теме «Гидросфера» 6 класс
Подготовка к игре. Первый этап (план проведения, условия игры, распределение ролей). Второй этап (проведение игры, оформление класса, создание эмоционального фона). Третий этап (подведение итогов, положительные и негативные моменты, оценивание результатов работы учащихся).
4. Игра по теме «Трудовые ресурсы» 9 класс
Подготовка к игре. Первый этап (план проведения, условия игры, распределение ролей). Второй этап (проведение игры, оформление класса, создание эмоционального фона). Третий этап (подведение итогов, положительные и негативные моменты, оценивание результатов работы учащихся).
Лабораторная__работа_№_1_«Учебная_и_гра_по_теме_«Гидросфера'>Лабораторная работа № 1 «Учебная игра по теме «Гидросфера»

  1. Сформулировать воспитательное и образовательные значение игры

  2. Выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация и сформулировать цель игры

3. Выявить проблемы

4. Проанализировать информацию (предусмотреть «реквизит», справочный материал, картографический материал)

5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации

6.Выработать критерии и возможные пути решения

7.Подумать и решить как можно использовать результат игры
Лабораторная работа № 2 «Ролевая игра: «Трудовые ресурсы России»


  1. Выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация

  2. Определить цель игры, уточнить воспитательное и образовательное значение игры, основные этапы игры

  3. Сформулировать смысловую ситуацию

  4. Уточнить категорийный аппарат игры

  5. Распределить главные роли


5. Образовательные технологии

При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы)

При проведении семинарских занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях.

При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм.





  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Ролевые игры в географии»

Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты.


Темы рефератов:

  1. Игровая технология в курсе физической географии 6 класса

  2. Игровая технология в курсе физической географии 7 класса

  3. Игровая технология в курсе физической географии 8 класса

  4. Игровая технология в курсе социально-экономической географии 9 класса

  5. Игровая технология в курсе социально-экономической географии 10 класса

  6. Применение компьютерной технологии в ролевых географических играх

  7. Игра «Третий лишний» в 6 классе

  8. Игра « Амазонки» в 7 классе

  9. Игра «Золото России»

  10. Игра «Купец» в 9 классе

  11. Игра «Да» и «Нет» в 10 классе

  12. Оценка результатов игровых технологий

  13. Использование занимательной географии в игровых ситуациях

  14. Использование справочного материала в игровых ситуациях

  15. Хрестоматийный материал и его применение в ролевых играх

  16. Применение учебно-методической литературы в ролевых играх

  17. Справочный материал и его применение на уроках географии


Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Понятие Стандарт географического образования

  2. Понятие игровая технология

  3. Структура стандарта школьного образования

  4. Классификация игр

  5. Игры на уроках географии

  6. Методические особенности проведения игр

  7. Система географических понятий в игровой технологии

  8. Имитационно-ролевые игры

  9. Использование занимательной географии в игровых ситуациях

  10. Применение компьютерной технологии в географических играх

  11. Применение хрестоматийного материала в играх по географии

  12. Воспитательные и образовательные функции игры

  13. Подготовка и проведение игры

  14. Игровая ситуация

  15. Планирование ролевой игры

  16. Методические особенности проведения игр

  17. Оценка результатов игры


Рекомендуемая литература:

  1. Д.П.Финаров Методика обучения географии в школе. – М.:АСТ Астрель, 2007. – 382 с.

  2. Максаковский В. П. Географическая картина мира:  Кн. 1 : Общая характеристика мира. - М. : Дрофа, 2006. - 495 с.

  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира:  Кн. 2 : Региональная характеристика мира. - М. : Дрофа, 2007. - 480 с.

  4. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / под ред. И. В. Душиной. - М. : Дрофа, 2007. - 509 с.

  5. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005.

  6. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980.

  7. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007

  8. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004

  9. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.:АСТ Астрель, 2007. – 382 с.

2. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / под ред. И. В. Душиной. - М. : Дрофа, 2007. - 509 с.
б) дополнительная литература:


  1. Панчешникова Л.М. и др. Методика обучения географии в средней школе. М. Просвещение 1987.

  2. Никонова М.А. и др. Методика преподавания региональной географии в школе. М. АСТ, Астрель. 2003

  3. Герасимова Т.П. и др. Методическое пособие по физической географии. М. Просвещение 2001.

  4. Грюнберг Т.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М.Просвещение. 2009.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://maps.googie.com - Снимки Земли

  2. http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/links.html - Статистическая информация

  3. http6//geoinf.jino-net.ru/ - Популярная и занимательная география


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийные презентации, электронные банки данных по научно-методическому обеспечению деятельности.





Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю География.
Автор:

Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии географического факультета СГУ


Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии

от ___________года, протокол № _________________.

Подписи:

Зав. кафедрой экономической географии,

к.г.н., доцент А. М. Демин



Декан географического факультета,

д.г.н., профессор В.З.Макаров
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница