Ролевая игра в бизнес-курсе английского языка



Скачать 64,59 Kb.
Дата11.02.2016
Размер64,59 Kb.
И.А.Тухта
Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ИГУ, Иркутск
РОЛЕВАЯ ИГРА В БИЗНЕС-КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время знание иностранных языков – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Если раньше человек готовился к столкновению с идеологическим противником, то сейчас он готовится к общению и сотрудничеству с партнером, заинтересованным в установлении дружеских контактов.

В обучении иностранным языкам сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания языков, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы преподавания.

Наиболее жизнеспособным в настоящий период оказался интенсивный метод. Отличительными его чертами являются преимущественная установка на непроизвольное запоминание (которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема), сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических особенностей реплик и высказываний. В применении вышеуказанных приемов в организации непрерывного неофициального общения на занятиях реализуется принцип двуплановости: доминантной деятельностью студентов является общение, в то время как для преподавателя каждое занятие направлено на достижение конкретных учебных целей. Иными словами, студенты не осознают, что они учатся, в силу того, что создается сильная иллюзия реальной коммуникации.

Этот интенсивный метод, называемый «ролевая игра», объединяет учебную ситуацию с реальной коммуникацией и базируется на высокой мотивации общения. Эта мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов. Присвоение каждому студенту престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль-маска помогает студенту проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые студент не хотел бы делать достоянием коллектива.

Итак, ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

В процессе подготовки специалиста игра является своеобразной формой имитационного моделирования, то есть моделью взаимодействия партнеров по общению в обстановке имитации условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентировочные умения.

Ролевая игра, при которой происходит тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка, стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков. Причем ситуация ролевого общения может лишь в этом случае явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи. Нередко преподаватели сталкиваются с таким явлением – студент знает все слова, но использовать их не может; знает ту или иную грамматическую структуру, но употребить ее не в состоянии. Дело в том, что сформированные навыки (лексические или грамматические) не способны к переносу, поскольку не обладают ведущим для речевых навыков качеством – гибкостью. А гибкость вырабатывается только в ситуативных условиях, благодаря использованию той или иной речевой единицы.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:


  1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетаются теснейшим образом.

  2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Необходимо создать ситуацию, которая вызовет у студентов внутреннюю потребность в выражении мыслей.

  3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.

  4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.

  5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

Таким образом, ролевую игру можно использовать в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Почти все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, правильно отреагировать на реплику.

Ролевые отношения принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли (студент – студент). Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста. При ассиметричных отношениях участники характеризуются различными социальными признаками (начальник – подчиненный). Подобные ситуации обучают строить речевое поведение в соответствии с ролью и статусом партнера.

В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала, но это здесь является периферийной задачей, главная – это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой.

Ролевая игра может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые игры, которые условно называются «многоактными». Первый акт следует обеспечить опорами, последующие акты студенты смогут разыгрывать самостоятельно, преобразуя языковой материал для выражения нужного смысла и импровизируя.

Здесь необходимо разграничить понятия «ролевая игра» и «симуляция». Симуляция – это речевая деятельность, подразумевающая свои собственные высказывания студента по той или иной проблеме, то есть студент использует свои какие-либо профессиональные знания и умения при решении поставленной задачи, он представляет свой взгляд на стратегию ее решения [7]. Ролевая игра – это речевая деятельность, во время которой студенту предлагается исполнить какую-либо роль, в рамках которой он будет искать возможное решение проблемы [1]. Здесь студент не свободен в своем мнении или личном взгляде на проблему, он должен представлять и играть какую-либо роль.

В рекомендациях по проведению ролевых игр особые требования предъявляются к преподавателю, как организатору учебного процесса, так как успешность игры может быть обеспечена лишь в том случае, если преподаватель сможет:



  • создать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием;

  • участвовать в игре, смотря при этом на все глазами студентов;

  • быть предельно выдержанным;

  • интересно и разнообразно организовать работу с учетом профессиональных особенностей студентов.

Итак, ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Она учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая ему известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Ролевая игра – это обучение в действии. Она является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, студенты видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.



Особенностью же использования ролевых игр в процессе обучения бизнес-курсу иностранного языка является возможность моделировать различные ситуации, в которых студенты могут оказаться в силу своей будущей профессиональной деятельности, а также решать сложные задачи как речевого, так и ситуативного общения.
Список литературы


  1. Агеева Ю.В. Использование ролевых игр в процессе развития коммуникативной компетенции учащихся/ Ю.В. Агеева// Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Междунар. конф., посвященная 200-летию Казанского ун-. Под ред. Галиуллина К.Р. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.

  2. Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку// Иностранный язык в школе. - 1991. - № 6.

  3. Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. – М., Новая школа, 1994.

  4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. / Е.А.Маслыко – Минск: Высшая школа, 1999.

  5. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке.// Иностранный язык в школе. – 1987. - №3.

  6. Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.// Иностранный язык в школе. – 1991. - №1.

  7. Современные технологии в обучении иностранным языкам в школе: Материалы курсов Института усовершенствования учителей. – Иркутск, 1997.

  8. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин. – М. , Просвещение, 1984.

Каталог: library -> sbornik 06
library -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
library -> Музейная педагогика
library -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
library -> Монолог… или диалог? (Закономерности развития и формирование побуждений детей в семье)
library -> Библиографический обзор Махачкала, 2013 Человек – творец, созидатель культуры
library -> Стандарты и управление проектами
sbornik 06 -> С. В. Сафронова бибмм игу, г. Иркутск crm и csrp как способ повышения эффективности работы образовательных учреждений на примере байкальского института бизнеса и международного менеджмента


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница