Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России



Скачать 89.39 Kb.
Дата24.04.2016
Размер89.39 Kb.

I Международная конференция детских Телефонов доверия

"Роль служб экстренной психологической помощи по телефону
в решении проблемы сиротства в России"
(17-18 ноября 2006, Москва)


Организаторы:

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения
Администрация Великого Новгорода




Развитие способности к пониманию смыслового пространства отношений

в процессе подготовки психологов
Русанова О.А., супервизор Телефона доверия для подростков и молодежи

ОГУ «Служба реализации социальных программ для молодежи»,

ассистент кафедры психологии развития, акмеологии,

Астраханский государственный университет, г. Астрахань.

e-mail: rusanovao@yandex.ru
В своем сообщении мы обратились к проблеме понимания смыслового пространства развивающихся отношений в ходе психотерапевтического и консультационного процесса. Перед нами – один из наиболее значимых аспектов, влияющих на эффективность психологической помощи. Применительно к телефонному консультированию детей и подростков этот фактор, на наш взгляд, приобретает особую окраску.

Целью исследования стало изучение причин и факторов, вызывающих наибольшие затруднения у работающих и начинающих психологов, в том числе на Телефоне доверия, а также возможностей их преодоления. Обращение к понятиям смысла и смыслового пространства представляется нам в этом плане наиболее перспективным, так как позволяет достаточно глубоко, в системе, рассмотреть проблемы отдельных ситуаций через призму личностных вкладов.

Понятие смысловой реальности определяется многими современными авторами (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, Б.С. Братусь, А.Ю. Агафонов, В.М. Пучинский, К. Обуховский) как ключевое, базисное для понимания и описания сущности личности и мира во всей их целостности. Понятие «смысл» в современной психологической науке определяется как «сложная многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах» (Д.А. Леонтьев).

При этом наиболее «концентрированной описательной характеристикой», «стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого», по мнению Д.А. Леонтьева, является смысл жизни [3, с. 250].

Отмечая актуальное развитие понимания перспектив изучения смысловой сферы личности и смысла жизни, отметим, что акценты постепенно смещаются с изучения отдельных аспектов смысловой реальности – к видению разных уровней целостного развития человека в мире. В связи с этим особенно интересными представляются вопросы о сущности личности, горизонтали и вертикали развития, экзистенциальных смыслах, психологических закономерностях существования человека в масштабах бытия. Следует заметить, что перечисленные идеи далеко не новы, в том числе для психологии (Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн), меняются лишь грани восприятия ученых.

Так, еще в работах В.М. Бехтерева о проблемах бессмертия и духовности обосновывается взаимосвязь и взаимопереход субъективных процессов и внешних проявлений – как физических, так и нервно-психических. Он пишет о том, что «все явления мира… производные одной мировой энергии» [1, с. 9]. При этом «во всем познаваемом пространстве нет ничего без движения».

Развивая эти высказывания, он рассматривает возможности влияния людей друг на друга, причем во всей глубине духовных последствий – как на данный момент, так и на весь период истории человечества: «Действие человека, его слово, мимическое движение… будучи воспринятыми другими… отразятся на их последующей деятельности в окружающем мире»; «В собирательной человеческой личности все взаимосвязано друг с другом, и нет ни одного происшествия, которое не отразилось бы в той или иной мере всюду».

Интересна и обобщающая мысль о том, что «в конце концов взаимовлиянием людей друг на друга создается одна общая духовная личность среды…». Общий вывод, к которому он приходит, – о возможности личных и социальных изменений: это «необходимость нравственного совершенствования личности в течение жизни», которое способно привести к «совершенствованию общественных форм человеческой жизни» [1].

Столь же интересными, на наш взгляд, представляются и работы его ученика и последователя – В.Н. Мясищева. Его рассуждения более конкретны. Так, проблема межличностных отношений занимает наиболее значимое место в его творчестве: «Самое главное и определяющее личность – ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями» [4, с. 48]. Сама личность – это «прежде всего, система отношений человека к окружающей действительности» [4, с. 48]. Любые нарушения, возникающие в развитии личности, по его мнению, можно рассматривать как проблему нарушенных отношений, и в первую очередь – значимых межличностных.

Особенно эти идеи представляются актуальными при оказании психологической помощи детям и подросткам: ведь здесь особенно важно не только наличие, но и качество отношений. И со взрослыми, и со сверстниками.

Так, например, Д. Винникот пишет о том, что вообще не представляет ситуации взросления личности без значимых, эмоционально насыщенных отношений с воспитывающим взрослым.

Рассматривая проблему понимания возникающих смыслов в пространстве диалога, мы исследовали особенности развития осмысленности жизни студентов-психологов и консультантов Телефона доверия. С этой целью мы обратились к тесту смысложизненных ориентаций, методике предельных смыслов (Д.А. Леонтьев) и тесту цветовых метафор (И.Л. Соломин). В исследовании приняли участие 67 студентов-психологов и 12 консультантов Телефона доверия.

Результаты МЦМ: области стресса и избегания его

Группы

Отнош. к работе, проф., психол.,

%


Отнош. к труду, обязан-ностям,

%


Отнош. к учебе, образо-ванию,

%


Отнош. к «Я», телесн. самочув.

увер., %


Отнош. к прошл., наст., буд., %

Отнош. к людям, одногр., близким,

%


Поним.

жизни,


%

I (16 чел.)

56

59

19

31

19

69



II (20 чел.)

15

45

30

40

40

55

45

III (15 чел.)

53

67

2

53

53

67

2

IV–V (14 чел.)

50

50

29

57

43

71



Консульт. (12 чел.)

41

26

21

44

38

49

17

Результаты методики предельных смыслов

Курс

Децентрация,

%


Рефлексия,

%


Профессия, работа, %

I (15 чел.)

33

27

67

II (20 чел.)

50

25

20

III (15 чел.)

67

6

47

IV–V (8 чел.)

75

50

37

Консультанты

62

48

52

Отношение к смыслу жизни как базисной потребности. Результаты МЦМ

Курс

I (16 чел.), %

II (20 чел.), %

III (15 чел.), %

IV–V (14 чел.), %

Кон-суль-танты

СЖ как баз. потр.

63

65

67

57

59

СЖ и проф.

38

30

40

21

34

Средние показатели СЖО

Группы

Цели

Процесс

Результат

ЛК-Я

ЛК-жизнь

ОЖ

1–3

32,1

31,1

26,1

21,5

31,15

103,9

4–5

29

30,3

25

20,5

24,5

101,7

Консультанты

28,2

29,4

23,8

19,4

23,8

98,9

В ходе анализа полученных данных выделен ряд особенностей, связанных с пониманием смысла своей жизни и отношений с окружающими людьми. Среди них отметим следующие:


  • Как для студентов-психологов, так и для консультантов оказался характерным высокий уровень децентрации, в тоже время достаточно высок уровень внутренних конфликтов в понимании межличностных отношений (результаты методики ПС и ЦМ).

  • Средние показатели осмысленности жизни оказались высокими, вместе с тем качественный анализ говорит о значительном разбросе между результатами «значительно ниже нормативных» и «высокими». В том числе в группе консультантов, что может свидетельствовать о неоднозначности в динамике и реализации смысла своей жизни психологами. Сюда включается и область профессиональных отношений.

Таким образом, мы считаем, что развитие осмысленности своей жизни, профессиональных и человеческих отношений остается актуальным. Тем более – в современной ситуации отсутствия глубоких и подлинных, наполненных ценностями и смыслами отношений как между детьми и родителями, так и между взрослыми людьми.

Литература

Бехтерев В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб., 1999.

Винникот Д. Игра и реальность. М., 2002.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2003.

Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995.



Каталог: telefon
telefon -> Телефономания Если телефоны так вредны для здоровья
telefon -> Как правильно разговаривать по телефону?
telefon -> Телефонный роман
telefon -> Брагинский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
telefon -> Контактные телефоны организаций Ставропольского края, оказывающих помощь семье и детям в кризисных ситуациях. 8-800-200-01-22
telefon -> Телефоны доверия города Тулы и Тульской области 8-800-200-71-02
telefon -> Телефоны экстренных служб Казани
telefon -> Телефоны психологических служб города Москвы
telefon -> Государственное бюджетное учреждение здравоохранения свердловской области психиатрическая больница
telefon -> «Мобильный телефон: за и против»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница