Л.Л.Зарипова
г. Шарья, ОГКОУ «Шарьинская школа-интернат»
lub9070@mail.ru
Роль самооценки в социализации детей с интеллектуальной недостаточностью
В статье рассматривается влияние самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью на социализацию в обществе, анализируются основные теоретические подходы к изучению данного вопроса.
Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И.Савонько , Е.А.Серебряковой , В.А.Горбачевой.
Многие авторы (В.В. Давыдов, А.В. Захарова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Липкина, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман, И.И. Чеснокова, С.Г.Якобсон и др.) основную функцию самооценки в психической жизни личности видят в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности, личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности» (И.И.Чеснокова).
При нормальном развитии ребенка самооценка является положительной. Отрицательная же самооценка заставляет личность развиваться с отклонениями, одним из моментов при этом может стать комплекс неполноценности.
Дети с неадекватной самооценкой не могут полноценно общаться, будь они с интеллектуальными нарушениями или с общепринятым нормативом развития.
Л.С.Выготский любил подчеркивать, что если ребенок с интеллектуальными нарушениями, то это не доказывает, что ребенок с заниженной самооценкой.
Неадекватность самооценки наблюдается у таких детей как заниженная, так и завышенная. Они недостаточно критично относятся к себе и ситуации, неспособны понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.
По мнению Л.С.Выготского завышенная самооценка является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок ребенка, общей незрелости личности. Интеллектуальная недостаточность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Проблеме социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований.
Для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального (А.С. Белкин, Н.П. Долгобородова, Г.М. Дульнев). Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству (В.В. Воронкова, К.М. Турчинская, Н.П. Павлова). Отмечают неадекватность самооценки этой категории обучающихся (Л.В. Викулова, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн).
М.И. Кузьмицкая считает, что для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности.
Учащиеся, не осознавая имеющихся у них отклонений в развитии, считают, что им доступна любая специальность, что они могут стать врачами, учителями, космонавтами, т.е. из всех немногих известных им специальностей называют самые для них доступные.
Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Они редко испытывают недовольство собой, сознание вины. Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности. Возбудимость, эгоцентризм могут быть у внушаемых и робких детей, что одинаково влияет на их социализацию.
Важную роль в формировании правильной самооценки играет и семейное воспитание.
Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у них формируется завышенная самооценка.
В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих, и он слышит только порицания, формируется неправомерно заниженная самооценка.
Зачастую, пока ребёнок мал, его не только жалеют, но и радуются малейшему успеху. Сам ребёнок склонен также высоко себя оценивать. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению и ласке. Но как только ребёнок попадает в детский коллектив, то сложившейся самооценке наносится тяжёлый удар, оказывается, что есть дети и лучше его. В результате ребёнок замыкается, уходит от общения с людьми, которые его, по его мнению, недооценивают.
На межличностные отношения в коллективе и самооценку влияют успехи в учебной деятельности школьников. Хорошо успевающие ученики с адекватной или несколько заниженной самооценкой своих возможностей и успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллективе.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью и слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений, чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников.
Поэтому педагогическая оценка для детей с интеллектуальной недостаточностью становится фактором положительного отношения к учению только в том случае, если учащиеся правильно понимают содержание каждой оценки и критериев оценивания.
Таким образом, самооценка представляет не только компонент в формировании самосознания человека, но и является регулятором поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой. А становление личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний.
Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности. По мере развития ребёнка самооценка может способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме.
Литература
-
Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
-
Выготский Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого // Собр. соч. в 6-ти т.- Т. 5.- М.: Педагогика, 1983.- С. 115-136.
-
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. в 6-ти т.- Т. 5.- М.: Педагогика, 1983.- С. 231-256.
-
Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.
-
Захарова А. В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исслед. в психологии. М., 1989. Вып. 1. С. 26.
-
Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов /Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др., М., Дрофа, 2009.
-
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
-
Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Принцип развития в психологии. - М., 1978.
Поделитесь с Вашими друзьями: |