Роль самооценки в социализации детей с интеллектуальной недостаточностью



Скачать 45.99 Kb.
Дата24.04.2016
Размер45.99 Kb.
Л.Л.Зарипова

г. Шарья, ОГКОУ «Шарьинская школа-интернат»



lub9070@mail.ru

Роль самооценки в социализации детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассматривается влияние самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью на социализацию в обществе, анализируются основные теоретические подходы к изучению данного вопроса.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И.Савонько , Е.А.Серебряковой , В.А.Горбачевой.

Многие авторы (В.В. Давыдов, А.В. Захарова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Липкина, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман, И.И. Чеснокова, С.Г.Якобсон и др.) основную функцию самооценки в психической жизни личности видят в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.

Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности, личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности» (И.И.Чеснокова).

При нормальном развитии ребенка самооценка является положительной. Отрицательная же самооценка заставляет личность развиваться с отклонениями, одним из моментов при этом может стать комплекс неполноценности.

Дети с неадекватной самооценкой не могут полноценно общаться, будь они с интеллектуальными нарушениями или с общепринятым нормативом развития.

Л.С.Выготский любил подчеркивать, что если ребенок с интеллектуальными нарушениями, то это не доказывает, что ребенок с заниженной самооценкой.

Неадекватность самооценки наблюдается у таких детей как заниженная, так и завышенная. Они недостаточно критично относятся к себе и ситуации, неспособны понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

По мнению Л.С.Выготского завышенная самооценка является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок ребенка, общей незрелости личности. Интеллектуальная недостаточность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Проблеме социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований.

Для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального (А.С. Белкин, Н.П. Долгобородова, Г.М. Дульнев). Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству (В.В. Воронкова, К.М. Турчинская, Н.П. Павлова). Отмечают неадекватность самооценки этой категории обучающихся (Л.В. Викулова, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн).

М.И. Кузьмицкая считает, что для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности.

Учащиеся, не осознавая имеющихся у них отклонений в развитии, считают, что им доступна любая специальность, что они могут стать врачами, учителями, космонавтами, т.е. из всех немногих известных им специальностей называют самые для них доступные.

Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Они редко испытывают недовольство собой, сознание вины. Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности. Возбудимость, эгоцентризм могут быть у внушаемых и робких детей, что одинаково влияет на их социализацию.

Важную роль в формировании правильной самооценки играет и семейное воспитание.

Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у них формируется завышенная самооценка.

В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих, и он слышит только порицания, формируется неправомерно заниженная самооценка.

Зачастую, пока ребёнок мал, его не только жалеют, но и радуются малейшему успеху. Сам ребёнок склонен также высоко себя оценивать. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению и ласке. Но как только ребёнок попадает в детский коллектив, то сложившейся самооценке наносится тяжёлый удар, оказывается, что есть дети и лучше его. В результате ребёнок замыкается, уходит от общения с людьми, которые его, по его мнению, недооценивают.

На межличностные отношения в коллективе и самооценку влияют успехи в учебной деятельности школьников. Хорошо успевающие ученики с адекватной или несколько заниженной самооценкой своих возможностей и успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллективе.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью и слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений, чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников.

Поэтому педагогическая оценка для детей с интеллектуальной недостаточностью становится фактором положительного отношения к учению только в том случае, если учащиеся правильно понимают содержание каждой оценки и критериев оценивания.

Таким образом, самооценка представляет не только компонент в формировании самосознания человека, но и является регулятором поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой. А становление личности  ребенка с интеллектуальной недостаточностью непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний.

Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности. По мере развития ребёнка самооценка может способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме.



Литература

  1. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.

  2. Выготский Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого // Собр. соч. в 6-ти т.- Т. 5.- М.: Педагогика, 1983.- С. 115-136.

  3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. в 6-ти т.- Т. 5.- М.: Педагогика, 1983.- С. 231-256.

  4. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.

  5. Захарова А. В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исслед. в психологии. М., 1989. Вып. 1. С. 26.

  6. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов /Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др., М., Дрофа, 2009.

  7. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

  8. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Принцип развития в психологии. - М., 1978.

Каталог: koiro -> st pl
koiro -> Роль и место духовно-нравственной культуры в системе образования костромской области
koiro -> Закон об образовании
koiro -> Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области
koiro -> Возрастная психология Общая характеристика психологии развития и возрастной психологии как науки
koiro -> Обоснование программы
st pl -> Н. В. Захарова г. Тольятти, мбу школа №1 имени Виктора Носова
st pl -> Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с овз
st pl -> Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка со сложной структурой дефекта как один из факторов успешной адаптации и социализации ребенка
st pl -> Роль трудового воспитания и обучения в коррекции нравственных привычек и навыков поведения учащихся коррекционной школы, необходимых для успешной адаптации в общество


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница