Роль педагога в формировании личности школьника Часть Роль ценностных ориентаций в развитии личности



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3


Роль педагога в формировании личности школьника


Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности
Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование.

Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга. «Школьника стали называть учеником, а не воспитанником, а педагога – учителем-предметником. Учитель-предметник не отдаёт приоритет воспитательной функции в процессе освоения наук. Классный руководитель видит свою основную функцию в организации классного коллектива. Родители – в удовлетворении потребностей сыновей и дочерей. Администрация образовательных учреждений на первое место ставит заботу о хозяйственных и административных вопросах». [9 стр.3]

Стандарты «второго поколения» закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования [14].

Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [14]

Новые Стандарты закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [14].

Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.

Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Полученные результаты выявляют противоречие в том, что, с одной стороны, существуют апробированные историческим и духовным развитием общечеловеческие ценности, а с другой стороны, наблюдается искажение значимых морально-нравственных качеств личности подрастающего поколения и усиление негативных тенденций в выборе духовных ориентиров. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия.





Теоретический анализ ценностных ориентаций

В мировой психологии и педагогике существует много работ, посвященных ценностным ориентациям. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И.Вернадского, В.С.Соловьева, Н.Л.Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г.Дробницкого и В.П.Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М.Ершова, А.Г.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, М.Рокича, В.Франкла, В.А.Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И.Адамский, Н.П.Аникеева, А.А.Бодалев, П.П.Блонский, З.И.Васильева, О.С.Газман, И.В.Дубровина, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, З.А.Малькова, Л.И.Новикова, Р.М.Рогова, Т.А.Стефановская и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс) психологов и педагогов. [13]

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [2 стр. 23]

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, но четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости.

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности. [11 стр.51]

Следовательно, говоря о ценностных ориентациях необходимо рассмотреть психологическую структуру личности.

Личность человека может быть охарактеризована прежде всего путём указания на типы характерного для человека поведения и сознательные мотивы его социальных действий. Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.



Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Мслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования; к окончательному определению приоритетных задач и выбору средств достижения намеченных целей; к выяснению реальных психологических контекстов и мотивационного компоненто своей жизнедеятельности - самореализации. [1 стр. 21]

Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и толкающее нас к чему-то «снаружи»; при этом, то, к чему побуждает нас любая потребность, есть конкретный предмет или, точнее, конкретная деятельность.

Не следует путать понятия «потребности» личности и «ценности». Ценности личностью воспринимаются как что-то внешнее, принадлежащее духовной культуре человечества. Никакая деятельность личности не может насытить или снизить значимость ценности даже на короткое время. Таким образом, регулирующее действие потребности состоит в том, что возникает готовность к конкретному действию, то ценности определяют жизненную стратегию личности. [5 стр. 19]


Факторы, определяющие развитие личности

d:\рисунки\личность.png

Через какие каналы связи проникает процесс становления ценностных ориентаций личности? Личность окружена множеством природных и общественных условий. Эти условия могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда, границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда. Микрокультурная среда включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Насколько система общественных ценностей утвердилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, в характере осуществляемой деятельности определятся сформированность системы ценностей у школьников. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность образовательного процесса.



Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций
Определим основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива по решению поставленных перед ним задач по обеспечению качества образования.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях — «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность.


2.1. Познание как ценность

Любое образовательное учреждение имеет своей целью прежде всего обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание. Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной универсалии — знания. В определенной степени ценность познания синонимична ценности образования, если понимать его не только как обучение в различных учебных заведениях или как социальный институт, формирующий социально-профессиональные структуры и работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками. Ценностный аспект образования, прежде всего, есть процесс становления и развития целостной системы представлений личности о мире, дающей возможность ориентироваться в окружающем социуме и осуществлять жизнедеятельность. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и культуры, воплощенный в определенном уровне усвоенных систематизированных знаний, умений, навыков, в определенном уровне культуры и образованности.

Направленность педагогических усилий на формирование у учащихся восприятия познания (образования) как ценности является целесообразной именно в силу того, что понимание субъектом познания (знания, образования) именно в таком ключе является ярким свидетельством его общей направленности на развитие. Необходимо, чтобы у учащихся была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя.

Ценность знания формируется в условиях познавательной деятельности, в процессе познания. При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чувствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и эксперимент, вычленяет ли простейшие закономерности и осознает ли их характер? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником (активным действующим лицом, субъектом) познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

Образовательную систему школы следует ориентировать на обеспечение максимального проявления названных аспектов в деятельности учащихся:

Эмоциональный аспект проявляется в избирательном отношении к познавательной деятельности, когда процесс познания, процесс освоения знаний сопровождается определенной эмоциональной окраской (положительным или отрицательным характером эмоций) и выражается определенной степенью проявления этих эмоций. Если познавательная (интеллектуальная, умственная) деятельность эмоционально принимается личностью, вызывает интерес, удовольствие и другие позитивные эмоции, то следует говорить о ценности процесса познания для данного человека.

Когнитивный аспект ценностного восприятия процесса познания заключается в его осмысленности личностью и отчетливом, ясном представлении о познании как о важной стороне человеческой жизни. Иными словами, ценностью для личности может быть только то, о чем есть содержательное представление.

Поведенческий аспект предполагает проявление избирательного отношения к процессу познания, когда ценность какого-либо знания или познания в целом определяет поступки и конкретные действия личности. Познание является для личности ценностью в том случае, когда личность руководствуется познанием в своей деятельности, если сама деятельность личности направлена на узнавание нового в различных жизненных сферах, на поиск новых возможностей в себе. [6]

2.2. Личность как ценность

Ведущей ценностью современного образования является гуманизация, призванная способствовать развитию опыта гуманистических отношений у всех участников образовательного процесса (на основе признания гуманизма в качестве общечеловеческой ценности).

Гуманизация предполагает принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций — «Я - ценность» и «Другой - ценность», а проявляется в двух взаимосвязанных планах — в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

«Я-ценность». Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя (по К. Роджерсу). Главным содержанием личности следует считать постоянно меняющуюся, гибкую систему, неустойчивую сущность – «Я». Именно поэтому люди, по мнению К. Роджерса, не просто способны к личностному развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей.[13] Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию — самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным в условиях соответствующей образовательной среды ввести в действие мотивационно-потребностный механизм самостоятельности личности ученика, то есть стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.

Наличие у школьника позиции «Я - ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся.

Позиция субъекта проявляется в том, что человек не только отвечает на внешние воздействия среды, но и сознательно регулирует, контролирует, видоизменяет влияние этих воздействий и собственное поведение. Каждый из названных ниже компонентов активности поясняет нам различного рода следствия позиции, при которой человек осознает себя как безусловную ценность.

Когнитивный компонент активности личности направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Эмоциональный компонент влияет на формирование самоуважения, самолюбия. Оценочно-волевой компонент выражается в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и авторитет у окружающих людей, добиться признания в обществе. Мотивационный компонент выражается в осознанном выборе определенной линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора. И, наконец, поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, ее проявление в ситуациях взаимодействия с другими людьми, поскольку активность личности (то есть позиция субъекта) всегда сопряжена со свободным моральным выбором.

Каждый из этих компонентов предполагает наличие соответствующего ему педагогического аспекта в плане формирования ценности «Я» у школьников разных возрастов. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.

Отношение к себе как к безусловной ценности — это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Подчеркнем, что одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.

«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности. «Личность — это не только индивидуальность, осознающая себя как нечто целое и единственное в своем роде, но это также и обращенность к другому и восприятие себя как ответственного представителя человечества». [7 стр. 122]

Социально-психологические аспекты обращенности человека к другому человеку в процессе развития его личности базируются на специфической социально-генерированной потребности в общении и признании. Эти аспекты выражаются в восприятии другого человека как ценности, в особом ценностном отношении к другому человеку как к личности (индивидуальности).

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.

Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.

Восприятие других людей с позиции их личностной значимости способствует взаимному всестороннему обогащению друг друга, нацеливая на индивидуальный подход к каждому, на принятие как индивидуальных, так и коллективных (групповых) ценностей.

Позиция «Другой - ценность» имеет особый социальный смысл и влияет на уровень социализации подростков и молодежи, на успех их адаптации в социуме, так как готовность к сотрудничеству позволяет именно во взаимодействии с людьми в наибольшей степени реализовать свой личностный потенциал, обрести опыт социального функционирования и обеспечить себе продвижение по социальной лестнице. Педагогические усилия учителям следует направлять на формирование у школьников социального ориентирования на точку зрения другого человека и его эмоциональное состояние. Следует создавать условия для осознания человеком значимости другого человека и осознания причастности к поступкам окружающих людей, для сопереживания и взаимопонимания в межличностном взаимодействии.

На признании ценности собственного «Я» базируется успех процесса индивидуализации; осознание ценности личности другого человека способствует успеху социализации. Эти неразрывно связанные между собой компоненты единого процесса личностного развития содействуют тому, что личность, осознающая собственную ценность и ценность другого человека, активно организует свою жизнь и стремится к реализации всей глубины своей индивидуальности. Конечно, процесс самопознания неоднороден на разных возрастных этапах. Сначала он происходит на основе непосредственного восприятия общих характеристик других людей, их поведения, а затем все в большей мере приобретает характер опосредованных суждений при опоре на социальные нормы и ценности. Но основной путь самопознания — это активное участие в различных формах общественной деятельности и общение с последующей рефлексией, анализом собственных мотивов, способностей, умений.

Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.



2.3. Общественно-полезная деятельность как ценность

Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.

В рамках этой деятельности подростки овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Таким образом, общественно-полезная деятельность позволяет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения общественных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Когда подросток размышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.

Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:


  • приобщение к социально-выработанным формам активности;

  • овладение способами позитивного преобразования окружающего мира;

  • произвольность поведения;

  • овладение целеполаганием, планированием, прогнозированием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).

Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную компетентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социального взаимодействия.

Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полезной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционированию в обществе.

Исходным педагогическим моментом в данном случае является необходимость развития у учащихся качеств, которые помогут им реализовать себя: самостоятельности и инициативности, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать о способности подростков к социокультурному самоопределению, являющемуся стержневым свойством личности, свидетельствующим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.

Психолого-педагогическими условиями формирования ценности общественно-полезной деятельности следует считать условия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности.



2.4. Ответственность как ценность

Необходимость рассматривать ответственность как обязательную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответственности и ее реальным поведением. Основная функция ответственности как социальной категории состоит в активизации социального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.

Представляется важным, что ответственность как качество личности фокусирует в себе ее субъективные положительные отношения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разнообразных ситуациях социального взаимодействия и строить оптимальную стратегию собственного поведения. Главная характеристика данного качества — «устойчивость просоциальной направленности во всех сферах социальных отношений, наиболее полная реализация возможностей человека в нравственных целях» [3]. Данное положение вновь подчеркивает тесную взаимосвязь между выделяемыми нами ценностными ориентациями — ответственностью и общественно-полезной деятельностью, что подтверждает верность их выбора в качестве ведущих педагогических целей при организации образовательной деятельности.

Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьников: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение. Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятельность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер совместной деятельности.

Кроме того, в психологии предлагается рассматривать два типа ответственности, характеристика которых основана на так называемой теории локуса контроля. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если в ней преобладает интернальный (внутренний) локус контроля, т.е. человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуациям, различного рода случайностям. У таких людей преобладает экстернальный (внешний) локус контроля.

Таким образом, тип ответственности личности, основанный на определенном локусе контроля, указывает на склонность видеть источник управления своей жизнью либо в самом себе, либо преимущественно во внешней среде (что и определяет во многом зависимость человека от внешней среды и часто создает неспособность управлять своими делами).

Ответственность первого типа (или внутренняя локализация ответственности) тесным образом взаимосвязана, как показывают исследования, с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.

Негативным следствием отсутствия названной ценности у подростков является социальный инфантилизм, который выражается, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в деградации личностно-смыслового уровня поведения.

Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников появляется определенное знание об этом, но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоционального переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в сложную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности. Кроме того, условием воспитания устойчивых (ответственных) форм поведения, по мнению Л.И. Божович, является не только продуманная организация поведения учащихся, но и обеспечение тех мотивов, по которым нужное поведение становится фактом, поскольку ответственность в поступках и действиях важна не столько перед другими, сколько перед самим собой. [3]

Целенаправленное формирование личной ответственности предполагает предупреждение (профилактику) и преодоление социального инфантилизма, а это, в свою очередь, предполагает выработку у подростков ряда жизненно важных способностей: принимать решения и оценивать их последствия, критически мыслить и проводить анализ получаемой информации и опыта, самовыражаться различными социально приемлемыми способами, осознанно делать выбор и взвешивать свои возможности в преодолении возникающих жизненных трудностей.

Определяя педагогические позиции по отношению к подросткам и организуя образовательную среду, важно помнить, что развить в личности ответственность окажется невозможным, если будут существовать ограничения свободы личности при принятии решений. (К сожалению, в реальной педагогической практике эти ограничения весьма распространены.) Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориентацию учащихся с внешнего на внутренний контроль.

Образовательное учреждение должно помочь формирующейся личности заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница