Роль народного декоративно прикладного искусства в дизайне и развитии



Дата19.06.2022
Размер2,2 Mb.
#150759



Методическая тема над которой работает Цикловая комиссия
Т. Занберова


Формирование этнической культуры студента на основе кубанского искусства

В учебную программу специальности «Дизайн» введена дисциплина «этнокультура в дизайне», именно эта дисциплина помогает студентам освоить местное народное искусства. И с успехом применять в современном дизайне придавая современному интерьеру, костюму, национальный, самобытный, характер, модный оттенок.


Но дисциплина не только знакомит с народным искусством Кубани с дальнейшей возможностью применения его в современном дизайне. Главная е функция раскрыть аспекты народного искусства находящегося на гране исчезновения, и лишь молодые специалисты дизайнеры приладив народное искусство в своем творчестве, помогут сохранить его.
Народное декоративно – прикладное искусство является лишь частью общей системы традиционной культуры любого народа.
Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: этнической, обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной, познавательной и др. и это освоение должно идти в единстве видов и жанров. Все это формирует в совокупности у молодого специалиста дизайнера представление о народном искусстве и возможности его применения в дальнейшем творчестве. Как вспоминает народный мастер по вышивке Вера Федосеевна Мордина из станицы Брюховецкой Краснодарского края: «С детства, сколько себя помню, меня окружала такая красота! В каждом доме вышивали, многие мастерицы ткали, радовал глаз изделие гончаров. Вот и я с детства вышиваю. Нельзя было девочки не вышивать – не умение вышивать считалось зазорным, а вышивать учились с 4 – 5 лет, как только иголку умела держать в работе». Так осваивалась традиция народа, народное искусство, мудрость народа, народная философия. Утрата духовных традиций ведет к исчезновению этноса.
В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, все учебные заведения и в том числе учреждения среднего профессионального образования, особенно те кто готовит художников – дизайнеров, использую разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развития народного искусства. Это поможет духовному становлению студента, развить его трудовые и творческие навыки и умения.
Методики решения этих задач разнообразны. Однако успех, может быть, достигнут лишь при использовании системы педагогических средств, методов и форм, при выборе которых должны постоянно учитываться экономические, географические, исторические, национальные и другие особенности региона.
Кубанская традиция славянского населения края, как известно, формировались на основе двух традиций: украинской и южнорусской. Анализ архивных материалов, музейных экспонатов, научных и литературных источников позволяют выделить наиболее распространенные виды народного декоративно- прикладного искусства на Кубани: вышивку, ткачество, кружево, изготовление посуды и игрушек из местных глин, ковань, плетение из лозы, резьба по дереву, роспись.
Так, что же натолкнула на написание программы по дисциплине этнокультура в дизайне: плохая сохранность уникальных изделий, имеющихся у населения края и музеях. Многие находятся в ветхом состоянии, что может привести к их полной утрате. Носители местной традиции, как правило люди преклонного возраста, что не может вызвать тревогу за возможную утрату механизма естественной передачи традиции, а следовательно, за возможное исчезновение некоторых его видов. Как правило изучается самодеятельное творчество индивидуальных мастеров и менее всего народное искусство и творчество мастера – носителя кубанской традиции. Почти утрачен механизм естественной преемственности передачи мастерства – носителя кубанской традиции между поколениями. Утрачена в основном обрядовая и бытовая функция народного декоративно – прикладного искусства.
Учитывая опыт мастеров местной традиции народного декоративно - прикладного искусства, особенностей его состояния в современных условиях и возможностей современного дизайна предполагается решение следующих задач:
-раскрыть истоки народного творчества и роль народного декоративно – прикладного искусства жизни современного общества;
-привить студентам любовь к родному краю, к традиционному народному искусству;
-сформировать у студентов целостное представление о народном искусстве, о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с природой и культурой родного края, носителя традиций коллективного опыта;
-помочь студентам усвоить специфику художественной системы народного искусства, дать возможность отразить его в современном искусстве дизайна;
- дать возможность студентам овладеть навыками и приемами основных художественных ремесел Кубани.


Основные направления декоративно- прикладного искусства Кубани

Наиболее развитыми видами народного декоративно-прикладного искусства на Кубани были вышивка, кружево, ткачество. Народные мас­тера вышивали рушники (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, зана­вески, рубахи, подзоры и др.
В основном вышивка выполне­на цветной и белой гладью, крестом красною и черным цвета, тамбурным швом Большинство изделий имеют растительный орнамент.
Кружево выполнялось в основ­ном крючком для украшения рушни­ка, подзора, наволочки. Сегодня нам известны многие мастера вышивки на Кубани, которые продолжают тра­диции.
Известная на Кубани вышивальщица Вера Федосеевна Мордина в 7 -8 лет освоила простые приемы вышивки гладью и крестом и выполнила свою первую салфетку.
В.Ф. Мордина вспоминает, что вышивки ее учили мама, и тетя, … и все село. Народный мастер - личность всегда широко известная в своей станице, крае. Ему присущи высокие нравственные качества, он является носителем духовных, культурных традиций своего народа. Вот почему так важно постоянное общение с народным мастером в освоении народ­ного искусства.
В ера Федосеевна Мордина известна не только в своей станице Брюховецкой. Ее работы экспонировались на многих Международных и Всероссийских выставках в Москве, в Краснодарском крае. Многих обу­чила она вышивке в своей станице; пишет стихи, сочиняет для внучек сказки. Как отмечает сама В.Ф. Мордина: "Рукоделие воспитывает трудо­любие, усидчивость, порядочность, бережливость и учит ценить время".
Гали­на Степановна Чешенко, в 10 лет уже вышивала простые узоры на рушнике. Учила ее шить, вязать и вышивать в семье мама. Считалось, что девочка должна обучаться рукоделию с раннего возраста, чтобы быть хоро­шей хозяйкой и приготовить себе приданое к свадьбе. В приданое включа­лись: рубаха мужская и женская, рушники, наволочки, занавески, платки, подзоры.


Рубаха. Изделие оформляется вышивкой крестиком красного и черного цвета. Вышивают отдельно детали, затем собирают изделие.



Орнамент на подоле рубахи





Орнамент на оплечье рубахи и элементы орнамента на рукаве.


Кованые изделия, выполненные мастерами в прошлом веке, можно еще встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Армавире. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и двер­ные решетки. Причудлив орнамент, состоящий из завитков, розеток, медальонов. Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия.


Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где по­близости залегала хорошая вязкая глина, вблизи рынков сбыта. Из нее делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приемы. Наиболее распространенными были на Кубани русская и украинская традиции.
Изделия, выполненные в украинских традициях, встречающихся на Кубани, отличаются от русских яркой, многоцветной росписью или лепными украшениями с растительным орнаментом. Сверху они обычно покрыты прозрачной глазурью. Славились на Кубани своими издели­ями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Надежной, Отрад­ной, Мостовской, Холмской.
A .M. Максименко, он правнук гончара П.И. Мирошникова. Учился гон­чарному искусству с детства, наблюдая за работой известных мастеров: В.И. Сиверинова и П.Я. Сысоева, изучал устройство гончарного круга и печи. Попытки возрождения гончарства начал с 1970 года. Изучая исто­рию гончарного искусства на Кубани, продолжал осваивать на гончарном круге традиционные формы посуды, обучая сына и учащихся школы ис­кусств. В 1997 г. в Холмской школе искусств завершил техническое ос­нащение мастерской гончарного искусства.
Он участник Всероссийской конференции по вопросам сохранения и возрождения гончарства (г. Тверь, 1997 г). Сотрудничает с кафедрой народ­ного декоративно-прикладного искусства КГ АКИ, обучает студентов в своей мастерской гончарному искусству. Автор целевой программы "Возрождение" по гончарному искусству, утвержденной краевым Департаментом культуры. Вся его педагогическая деятельность пример сохранения и возрождения традиции. Продолжая ее осваивать, проводит исследовательскую работу, обу­чая детей традиционному гончарному искусству.


Резьба по дереву была распространенным видом народного декора­тивно-прикладного искусства Кубани. Часто можно было встретить резь­бу на различных предметах быта. В Краснодарском государственном археологическом музее-заповеднике хранятся резные изделия: на деревян­ном блюде, прялке. Встречается резьба по рубели, ткацком станке, в убранстве домов: крылечки, подзоры, наличники. Такой домик с резьбой сохранился и в Армавире.


Фрагменты орнаментов резьбы по дереву


В нашем колледже изучение дисциплины «Этнокультура в дизайне», дает возможность студентам познакомиться с историей Кубани через призму декоративно- прикладного искусства. Я думаю, что такой подход раскрывает новые возможности и особенности истории Кубани. Применяя различные методики, чередуя теорию и практику (именно изучение декоративно- прикладного искусства дает возможность практического изучения истории Кубани и родного города), дает возможность, достигнуть высокие результаты обучения. Устанавливая межпредметные связи между дизайном, историей, декоративно-прикладным искусством, его богатейший опыт, география и экономика. Изучение дисциплины развивает трудовые и творческие навыки и умения студентов.

Используемая литература:



  1. Вакуленко О. « Приобщение учащихся к народному искусству и художественным ремеслам Кубани». Краснодар 1991

  2. Искусство народных мастеров. Коллекция краснодарского историко- археологического музея заповедника. Краснодар 1980

  3. Князева М. «Приобщение учащихся к истокам русского народного искусства» СПБ Акцент 1997

  4. Кубанские станицы: этнические и культурно бытовые процессы на Кубани. М. Наука 1967

  5. «Кубанское казачество: история, этнография, фольклор» Бондарь М. М. 1995

  6. Миловский С. «Народные промыслы» М. Изобразительное искусство 1985

  7. «Народное искусство как часть культуры» м. Изобразительное искусство 1994

  8. «Народное искусство в воспитании детей» Российское пед. Агенство 1997

  9. М. Шпикалова «Народное искусство на уроках рисования» М. Просвещение 1979

Каталог: file
file -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
file -> Актуальность исследования
file -> Рабочая программа дисциплины
file -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
file -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
file -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
file -> Программы
file -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница