Роль креативности личности педагога в выборе основных стратегий психологического влияния



Скачать 171.34 Kb.
Дата23.05.2016
Размер171.34 Kb.
Роль креативности личности педагога в выборе

основных стратегий психологического влияния
Мы живем в мире психологических воздействий и ежедневно, каждый из нас, в той или иной степени, влияет на окружающих и сам является объектом многостороннего влияния.

Наиболее актуальна проблема психологического влияния для специалистов, работающих с людьми: практических психологов, преподавателей, социальных работников и других специалистов системы «человек - человек». Обладание знаниями и навыками психологического влияния в сочетании с характеристиками творческой личности (активность, неординарность мышления, способность к нестандартному решению традиционных проблем и поиску новых перспективных задач) делает специалиста более адекватным, конкурентоспособным и менее уязвимым в ситуациях межличностного взаимодействия.



Цель исследования: Выявить и проанализировать роль креативности в выборе основных стратегий влияния.

Объект исследования: Особенности психологического влияния людей друг на друга.

Предмет исследования: Роль креативности в выборе основных стратегий влияния.

В исследовании принимали участие 54 человека (4 мужчины и 50 женщин) в возрасте от 22 до 73 лет и стажем от 1 года до 50 лет. Среди них специалисты следующих направлений: социальные работники, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, педагоги.



Основная гипотеза:

Существует взаимосвязь между уровнем креативности личности и выбираемыми ею стратегиями психологического влияния.



Основные понятия:

Креативность – способность к умственным преобразованиям и творчеству, включающая в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Психологическое влияние – воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Стратегии психологического влияния

(по Е. В. Сидоренко)





Цивилизованное влияние

Открытое влияние, которое способствует развитию и сохранению: дела, деловых отношений, личностной целостности участников.





Манипуляция

Нацелена на то, чтобы принудить человека чувствовать, думать и действовать так, как это выгодно манипулятору, но при этом так, чтобы человеку не казалось, что его принудили.





Варварское влияние

Подразумевает отсутствие уважения к другому человеку как к личности, к его мнению, выбору, ценностям.




Результаты исследования
Выбор стратегий психологического влияния

Преобладающей стратегией психологического влияния в данной выборке является стратегия цивилизованного влияния. Скорее всего, это связано с тем, что профессия всех сотрудников относится к сфере профессий «человек - человек», которая в свою очередь, подразумевает преобладание цивилизованных форм взаимодействия.


Различия в уровне творческого потенциала


Наиболее высокий уровень творческих способностей у сотрудников, которые используют в процессе межличностного общения - цивилизованные стратегии влияния, а наиболее низкий – у сотрудников с варварской стратегией психологического влияния.



Влияние творческого потенциала личности на выбор стратегии психологического влияния

Нами было выявлено влияние уровня творческого потенциала на выбор стратегии цивилизованного воздействия и стратегии варварского воздействия.

Таким образом, можно предположить, что сотрудники с высоким уровнем творческих способностей в процессе влияния будут выбирать такие стратегии, которые будут способствовать сохранению и развитию дела, деловых отношений и личностной целостности участников процесса, тогда как сотрудники, отличающиеся низким уровнем творческого потенциала, будут использовать в процессе взаимодействий нападение и принуждение, которое в свою очередь приводит к нарушению и разрушению деловых отношений.

Также при анализе данных, полученных с помощью методики диагностики творческого потенциала, были выявлены следующие различия в группах по основным параметрам, характеризующим творческий потенциал личности:



  • Самыми любознательными являются сотрудники с цивилизованной стратегией влияния, видимо в отличие от других сотрудников их в большей степени интересует знакомство с новой информацией и получение ранее неосвоенных знаний и умений.

  • Наиболее уверенными в себе, предстают сотрудники с варварской стратегией влияния, они уверены в своей позиции и признают, что достаточно легко могут осуществить любое из своих начинаний.

  • Такой характеристикой, как амбизиозность отличаются сотрудники, выбирающие цивилизованные стратегии влияния. В данном случае амбициозность сотрудников (в позитивном смысле) выражается как их стремление к развитию, к расширению и повышению уровня того дела, которым они заняты. К личному совершенствованию.

  • Также сотрудники с данной стратегией влияния в большей степени стремятся быть независимыми и совсем не возражают против того, чтобы побыть иногда в одиночестве для того, чтобы подумать. Для сотрудников с варварской и манипулятивной стратегией влияния одиночество становится тяжелым бременем. Данные сотрудники отмечают необходимость присутствия других людей рядом. Возможно, это связано, как со страхом одиночества, так и со стремлением самоутверждения, что невозможно сделать при отсутствии зрителей.

Влияние видов креативности на выбор стратегий влияния

На следующей диаграмме мы можем увидеть существовании различий в преобладающих видах креативности у сотрудников с разными стратегиями влияния:



  • уровень невербальной креативности преобладает у сотрудников с цивилизованной стратегией влияния;

  • у манипуляторов преобладает уровень вербальной креативности;

  • что касается сотрудников с варварской стратегией влияние, то мы видим, что они не обладают достаточной степенью выраженности как вербальной, так и невербальной креативности, что позволяет нам говорить о наличии у них скудного арсенала психологических средств необходимых для более цивилизованного влияния.

Так же с помощью корреляционного анализа, мы обнаружили наличие связи между видами креативности и основными стратегиями влияния.

Это позволяет говорить нам о том, что сотрудники, у которых преобладает невербальная креативность выбирают в процессе влияния цивилизованные стратегии воздействия, а сотрудники, у которых больше развита вербальная креативность склонны к манипулированию в процессе воздействия

Полученные данные подтверждаются и результатами, полученными в ходе обработки методики незаконченных предложений, где сотрудники, которые пользуются манипуляцией, как основной стратегией воздействия отмечают, что влияют на других с помощью слов, запутанных фраз, применения логических уловок (домысливание, ссылки на цитаты, уход от ответа, увод в сторону, нередко подача ложной информации),

В данном контексте уместна фраза о том, что «Язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли», так же и манипуляторы, с помощью языка и слов уводят адресата влияния в сторону и пытаются привести его к тому, чтобы переданное содержание было воспринято адресатом так, как это необходимо манипулятору, поэтому, по мнению сотрудников, которые предпочтительно используют данную стратегию, основной характеристикой, помогающей во влиянии, является богатый словарный запас.

Подтверждение полученных фактов мы можем найти в работах Р. Блакара, в которых описываются значительные возможности языковых средств в процессе манипулирования.

Другие сотрудники (выбирающие цивилизованное влияние), в свою очередь, опираются в основном на такие средства выразительности, как мимика, жесты, позы и т.д. Им легче повлиять на человека, если они находятся, как отмечают сами сотрудники, с ним на «одной волне», т.е. когда они смогли расшифровать его невербальные сигналы. Для них основным в процессе влияние является установление и поддержание раппорта на протяжении всего процесса. В основном в процессе влияния сотрудники с данной стратегий используют открытые позы, активное прямое и перекрестное отзеркаливание. Стоит отметить, что эти сотрудники пытаются подстроиться к позе адресата влияния, и если собеседник закрыт, то предпринимают ряд приемов по расположению собеседника к себе и «открытию» его позы, тогда как манипуляторы работают с тем положением тела, которое адресат влияния принял изначально, при этом они не предпринимают попытки по его изменению.

Люди, выбирающие манипуляцию Люди, выбирающие цивилизованную

стратегию влияния






Влияют на других с помощью слов,

запутанных фраз, применения логических

уловок (домысливание,

ссылки на цитаты, уход от ответа,

увод в сторону, нередко подача ложной информации).





Основным в процессе влияния является установление и поддержание гуманных отношений на протяжении всего процесса.


Различия в уровне эмпатии

Следующим этапом нашего анализа было выявление различий в уровне эмпатии у сотрудников с разными стратегиями психологического влияния.



Как мы и предположили первоначально – более высокий уровень эмпатии у сотрудников, которые используют цивилизованные стратегии влияния.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что высокий уровень творческого потенциала позволяет человеку быть более эмпатичным и мы предположили, что это может быть связано с тем, что творческий человек может в своем воображении достаточно легко представить образ любого человека, условия его жизни, окружающих людей, т.е. они могут для себя ответить на вопрос – «Если бы я был этим человеком, то каким бы я был и что при этом чувствовал?». Это отчасти можно проиллюстрировать примерами из тренинга актерского мастерства, когда актеров для введения в тот или иной образ просят описать самого человека и его жизненные обстоятельства.

К.С. Станиславский в своем произведении «Работа актера над собой» приводит ряд вопросов, на которые должен ответить актер, прежде чем разыгрывать ту или иную роль «..я это я, но если бы я был…..,если бы вокруг меня и внутри меня сложились такие-то и такие – то обстоятельства, то…кто бы я был? Где? Что слышал? Что видел вокруг себя? Чтобы стал делать?..»

Также некоторые исследовали, предлагают рассматривать эмпатию как «актерский» прием вхождения в чужую «шкуру» с целью глубже понять точку зрения или состояние человека.

Таким образом, такие характеристики личности, как эмпатия и творческий потенциал не только связаны между собой, но и влияют на уровень выраженности друг друга, поэтому мы можем предположить, что, повышая уровень творческого потенциала, мы можем способствовать развитию эмпатии, как способности к сопереживанию. При этом данная тенденция будет наблюдаться и в обратную сторону.

На следующем этапе исследования мы с помощью контент – анализа эмпирических данных, полученных в результате обработки методики незаконченных предложений, попытались ответить на 3 основных вопроса, характеризующих процесс психологического влияния –

- Что хочет сделать субъект влияния? (цель влияния)

- Как? (используемые средства в процессе влияния)

- Зачем? (конечный результат влияния)


Специфика общения людей, выбирающих разные стратегии влияния
Что?

(Цель влияния)







Цивилизованное влияния

- Добиться взаимопонимания

- Достичь взаимодействия

- Найти общий язык с

человеком

Манипуляция

- Увести человека от темы

- Навязать свое мнение

- Понравиться собеседнику




Варварское влияние

- Подавить личность собеседника







Как?

(Используемые средства в процессе влияния)







Цивилизованное влияния

  • Принятие ответственность за влияние на себя

  • Использование убеждающего воздействия

  • Следование принципам

- «Открытость и честность»

- «Не навреди»




Варварское влияния

  • Использование настойчивости и упорства

  • Нападение

  • Оказание давления на слабые стороны




Манипуляция

  • Создание

доверительных

отношений



  • Использование

внушающего

воздействия






Зачем?

(


Варварское влияния

- Убедить в своей правоте

- Показать человеку его

незначительность



Желаемый результат влияния)




Манипуляция

- Добиться согласия человека

со своей позицией

- Изменить мнение, взгляды человека в

другую сторону





Цивилизованное влияния

- Достичь компромисса



  • Понять человека

  • Продемонстрировать человеку существование других вариантов и точек зрения




Ответы на эти вопросы позволили увидеть основные отличия в восприятии и протекании процесса влияния при использовании различных стратегий психологического воздействия.

На последнем этапе нашего исследования были проведены коммуникативные пробы. В нашем случае коммуникативные пробы представляли собой специально организованные ситуации психологического влияния, с целью выявления доминирующей стратегии влияния и определения особенностей организации и протекания процесса влияния, которые предполагали принятие испытуемым на себя роли инициатора влияния.

В процессе проведения проб особенности наблюдаемого поведения фиксировались наблюдателем в специально разработанных протоколах наблюдения, где отмечались особенности вербального и невербального поведения испытуемых, а также другие характеристики.

В результате обработки данных, полученных в ходе коммуникативных проб и методики «Незаконченные предложения», были описаны модели влияния сотрудников, предпочитающих ту или иную стратегию психологического воздействия.



Модель влияния сотрудников, предпочитающих цивилизованную стратегию воздействия

При описании поведения данных сотрудников можно провести аналогию с танцем, в котором партнер откликается на каждое движение другого и пытается подстроиться под его темп и скорость. В своем общении инициаторы влияния предельно внимательны ко всем изменениям, происходящим в невербальном поведении собеседника.

В процессе влияния они используют такие техники для установления контакта, как отзеркаливание (отражение направления движения жестов – если человек дотронулся до лица, инициатор влияния поправляет волосы), «перекрестная» подстройка (в ответ на раскрытие ног, раскрываются ладони) - их позы, как правило, открыты и синхронизированы.

В процессе разговора, корпус повернут в сторону собеседника и слегка наклонен к нему.

Речь, у сотрудников с данной стратегией влияния, как правило, размеренная, спокойная, плавная. В процессе общения происходит подстройка к голосу (инициатор подстраивается к громкости, темпу голоса собеседника, использует в разговоре различные интонации).

Что касается вербальных средств общения, то эти сотрудники в процессе влияния активно подстраиваются к языку и характеру мышления. Они используют большое количество примеров, метафор, риторических вопросов, используемая ими терминология всегда доступна и понятна собеседнику. Часто в разговоре используют шутки и юмор.

Основной целью воздействия для людей с преобладающей стратегией цивилизованного влияния является достижение взаимопонимания с собеседником и нахождение с ним общего языка.

Результатом влияния, в свою очередь становиться не стремление победить и повергнуть адресата, а стремление достичь компромисса с собеседником и продемонстрировать ему существование других точек зрения на объект обсуждения.



Модель влияния сотрудников, предпочитающих манипуляция, как стратегию психологического воздействия

В данном случае уместна цитата Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства», так как для достижения своих намерений манипуляторы используют целый спектр тактик и методов влияния, при этом основной акцент делается на использовании вербальных средств воздействия.

Следует отметить, что манипуляторы в процессе влияния также как и сотрудники с цивилизованной стратегией влияния, используют различные способы невербальной подстройки, но их количество намного меньше и они проще по своему содержанию, чем у инициатора цивилизованного воздействия.

Как правило, манипуляторы работают с тем положением тела, которое собеседник принял в начале разговора. Как нам показалось, они делают больший акцент на своем расположении и ориентации тела в пространстве, нежели на особенностях занимаемой позы адресата влияния. В процессе невербального общения, они выбирают в основном две противоположные стратегии влияния – доминирования или «показного» подчинения.

Отличительной характеристикой сотрудников с этой стратегией психологического влияния является пристальный неподвижный взгляд в глаза собеседника, взгляд «гипнотизера». Вне зависимости от выбираемой стратегии влияния, манипуляторы, как правило невозмутимы, единственное, что мы смогли отметить – покусывание губ (возможно они пытаются скрыть нарастающее раздражение, когда у них не получается донести нужную информацию) и закладывание рук за спину (возможно с целью «держать себя в руках» и не выдать истинных намерений и волнения).

Так же в процессе общения эти сотрудники пытаются максимально уменьшить дистанцию между собой и собеседником.

Таким образом, мы можем предположить, что для манипуляторов подстройка к невербальному поведению – это средство влияния, а для сотрудников, использующих цивилизованное влияния – цель.

Отличительными особенностями личности манипулятора являются гибкость, коммуникабельность, отсутствия привязанностей.

Желаемым результатом воздействия для сотрудников с преобладающей стратегией манипулятивного влияния становится изменение мнения, взглядов человека в другую сторону и достижения согласия адресата влияния с позицией, транслируемой манипулятором

Модель влияния сотрудников, предпочитающих варварскую стратегию воздействия

Варварство в данном случае, выражается в том, что другой человек воспринимается как добыча или как препятствие, которое может помешать схватить добычу, и поэтому должно быть устранено или нейтрализовано.

Основная эффективная тактика в процессе влияния, по их мнению, это проявление настойчивости и упорства при достижении поставленной цели.

Занимаемая ими поза изначально говорит о доминировании инициатора влияния (широко расставленные ноги, «нависание» над собеседником, пальцы рук закладываются за ремень или в карман, при этом выставляются большие пальцы рук напоказ, либо руки ставятся на бока). Как правило, в процессе общения инициатор влияния сразу же встает со своего места и продолжает стоять на протяжении всего разговора. Адресат влияния при этом продолжает сидеть на стуле. Иногда инициатор заходит за спину собеседнику и продолжает при этом вести беседу.

Речь у сотрудников с данной стратегией влияния отрывистая и рубленная. Они, в основном, разговаривают короткими простыми предложениями.

Основными характеристиками, необходимыми сотруднику для оказания варварского влияния, являются упрямство, неоспоримый авторитет, власть, целеустремленность.

Успешным, с точки зрения данных сотрудников, влияние будет в том случае, если инициатору варварского влияния удастся показать человеку его незначительность и убедить адресата в своей правоте.

Выводы

Целью нашего исследования являлось определение роли креативности в выборе основных стратегий влияния.



Таким образом, анализируя проделанную исследовательскую работу, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Между уровнем креативности личности и выбираемыми ею стратегиями психологического влияния существует связь;

  2. Люди с высоким уровнем эмпатии и высоким творческим потенциалом предпочитают в процессе межличностного общения использовать цивилизованное влияние;

  3. Манипуляцию как стратегию психологического влияния выбирают сотрудники с высоким уровнем манипулятивности и средним творческим потенциалом;

  4. Предпочтение варварской стратегии влияния отличает людей с низким уровнем эмпатии, низким творческим потенциалом и, как следствие, скудностью вербальных и невербальных средств влияния;

  5. Сотрудники, у которых больше развит уровень вербальной креативности, склонны к манипулированию в процессе воздействия.

Данные сотрудники влияют на других с помощью слов, запутанных фраз, применения логических уловок (домысливание, ссылки на цитаты, уход от ответа, увод в сторону, нередко подача ложной информации);

  1. Сотрудники, выбирающие цивилизованные стратегии влияния, опираются в основном на такие средства выразительности, как мимика, жесты, позы и т.д. Им легче повлиять на человека, если они находятся, как отмечают сами сотрудники, с ним на «одной волне», т.е. когда они смогли расшифровать его невербальные сигналы. Для них основным в процессе влияние является установление и поддержание раппорта на протяжении всего процесса.

  2. Сотрудники, предпочитающие цивилизованные стратегии влияния отличаются высоким уровнем любознательности, высокой степенью сосредоточенности, они амбизиозны и стремятся к независимости. Но при этом недостаточно уверены в себе.

  3. Сотрудники, которые выбирают манипуляцию, как стратегию психологического влияния отличаются высоким уровнем амбизиозности, высокой степенью сосредоточенности. Но при этом они непостоянны и неуверенны в себе. Важно также отметить, что, несмотря на внешнюю отстраненность и отсутствие близких контактов, они совсем не стремятся быть независимыми.

  4. Сотрудники с преобладающей стратегией цивилизованного влияния достаточно уверенны в себе и постоянны, хотя и неамбизиозны, видимо, они довольны успехами в настоящем и не стремятся развиваться и брать на себя большую ответственность, чем на данный момент. Так же в отличие от других сотрудников у них низкая степень сосредоточенности и способности к абстрагированию, а также низкий уровень любознательности, т.е. у них практически отсутствует интерес к получению новой информации.

  5. Существуют различия в восприятии и реализации процесса влияния у людей, выбирающих разные стратегии психологического воздействия.

Мы считаем, что внесли некоторый вклад в исследование роли креативности личности педагога в выборе основных стратегий влияния. Но, безусловно, эта тема требует дальнейшего рассмотрения в различных аспектах

Также на основании полученных данных можно разрабатывать программы помощи в обучении людей, работающих в сфере образования, эффективным и цивилизованным стратегиям психологического влияния. Так как мы выявили влияние уровня и вида креативности на выбор стратегий психологического влияния, то возможно, обучение сотрудников конструктивным и адаптивным стратегиям не только через непосредственное научение, но и путем развития уровня творческого потенциала, опираясь на тренинги развития креативности.



Список литературы


  1. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум Межличностные отношения. Методические рекомендации для заочников. СПб , 1996.

  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции М., 1996.

  3. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997.

  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

  5.   Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

  6. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М., 2000 23 стр

  7. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: автореф. дис. …д-ра психол. Наук. – М., 1991

  8. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.

  9. Психология влияния/ [Сост. А. В. Морозов].- СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.- 506 с.- (Хрестоматия)

  10. Психология словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990 53 стр.

  11. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – с.172. Библиотека практической психологии).

  12. Серавин А.И. Исследование творчества. - СПб.: «Копи-Парк», 2005. - 2000 с.

  13. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию - СПб.: Речь, 2002.–256с.

  14. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Методическое руководство. – Изд. Иматон, 1998. – 170с.

  15. Чалдини Р. Психология влияния/ [Пеp. с англ. Е. Волков].- 3-е междунаp. изд.- СПб. и дp.: Питер [Ком], 1999.- 270 с.: ил.- (Мастеpа психологии) Г. 2.985.959

  16. Шейнов В. П. Психологическое влияние/ - 2-е изд. – Минск: Харвест, 2008. – 800 с

  17. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования. – Мн., 2000

  18. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.

  19. Guilford J. P. The nature of human intelligence. - N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.

  20. Jones E. E Ingratiation' A Social Psychological Analysis. New York, 1964.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница