РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Астанина И.А., преподаватель ЗГТИ, соискатель КГУ, Кирпищиков Р.Л., студент 3 курса ТФ КГУ, инженер-программист КПТ.
Оптимизацией обучения называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителей.
Высшая школа, в отличие от общеобразовательной, ставит перед собой задачу подготовить студента к профессиональной деятельности, поэтому здесь необходим тщательный отбор именно того теоретического материала, тех практических задач и навыков, которые нужны будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности.
Математика, являясь точной наукой, способна более, чем любая другая, интегрироваться в любую сферу деятельности человека, приобретая прикладной характер. Фундаментальные же математические знания в полном объеме нужны только тем специалистам, которые занимаются математикой как таковою.
В настоящее время чрезвычайно важную роль в жизни общества играют информационные технологии (ИТ). Широкое использование ИТ в различных сферах жизнедеятельности людей диктует необходимость скорейшего внедрения этих технологий в процесс обучения. Использование ИТ в высшей профессиональной школе является условием, помогающим наиболее полно реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности (визуализации),т.е. моделировать реальные процессы на ПК, позволяя видеть их, а изменяя параметры, - прогнозировать и анализировать результаты. Кроме того, применение ИТ позволяет значительно сэкономить время как преподавателям, так и студентам, на занятиях и при подготовке к ним. Все это является одним из критериев оптимизации процесса обучения.
Использование ИТ также дает возможность творческого подхода к решению задачи, позволяя быстро и без потерь вносить изменения в моделируемый процесс. Творчество вытесняет собою шаблонную деятельность, которая в реальных условиях не только не помогает специалисту, но и создает препятствие для принятия оптимального решения. Конечно, нельзя полностью исключить шаблоны, нужно использовать их там, где это действительно необходимо, разумно сочетая с задачами, требующими креативного подхода к своему решению.
Как отмечает Ю.К. Бабанский,«первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учеником того уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития». Применительно к высшей профессиональной школе это означает, что каждый студент должен иметь возможность получить знания, умения и навыки, прежде всего дающие ему реальные представления о будущей профессии; уметь соизмерять с этими представлениями собственные интеллектуальные возможности, а также силы и желания, чтобы после получения диплома не разочароваться в содеянном и не заняться профессиональной переподготовкой. Переход высшей школы на двухуровневую подготовку специалистов призван помочь студенту в реализации этих возможностей. Однако в процессе такого перехода важнейшую роль играет создание новых учебных программ по всем дисциплинам. Эти программы должны быть составлены с учетом всех требований, предъявляемых к высшей профессиональной школе, и, в конечном итоге, всех требований, предъявляемых обществом к специалисту на современном этапе.
Как уже отмечалось выше, преподаваемый в высшей школе курс математических дисциплин в подавляющем большинстве случаев носит прикладной характер, и поэтому чрезвычайно важное значение имеет отбор материала, методов и средств обучения для студентов каждой специальности. Роль ИТ в изучении математики в наше время достаточно велика. Приведем лишь несколько подтверждений этого. Например, для студентов-экономистов необходимым является умение строить графики различных зависимостей, профили и диаграммы. Здесь наряду с традиционной схемой исследования и построением, на наш взгляд, нужно использовать соответствующие программы, выполняющие построение графиков функций. Мы считаем, что такое сочетание является оптимальным, так как позволяет одновременно и усваивать теорию, и вырабатывать навык построения, и использовать ИТ. Использование ИТ в данном случае избавляет студентов и преподавателя от монотонных и громоздких расчетов, позволяя экономить время и быстро вносить необходимые исправления. Для построения гистограмм, полигонов, функций распределения величин, а также для выполнения статистических расчетов на практике хорошо зарекомендовала себя специальная программа «STATISTICA».
Мы также считаем, что преподавание математики в высшей школе большую роль играет привлечение элементов историзма, согласно известному дидактическому принципу. Каждый раздел математики, каждый термин или понятие неразрывно связаны с теми историческими периодами, когда они были введены или бурно развивались. Изучение истории математики помогает лучше понимать этапы развития человеческой мысли, осознавать потребности общества в каждый период его развития, а, значит, устанавливать логическую и практическую связь между математикой и жизненными потребностями людей, расширяя свой кругозор и повышая общий уровень культуры личности. С этой точки зрения также полезно использовать ИТ, просматривая, например, тематические учебные фильмы или видеофрагменты с последующим обсуждением.
При изучении геометрических тем использование соответствующего программного обеспечения позволяет, например, выполнять построение геометрических тел и фигур, их различных комбинаций в пространстве, легко перемещая изображение по экрану дисплея.
Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод о том, что классическое понимание методики преподавания математики, имеющей линейный принцип построения учебного материала, вербальное, иллюстративное его изложение, исходя из требований времени, превращается в технологию обучения математике, основанную на циклическом способе передачи информации.
Технология обучения в нашем понимании – это личностно-ориентированный процесс разрешения междисциплинарных задач и проблем, основанный на принципах дополнительности, обратной связи и рефлексии (2, с.6). Здесь работает взаимообусловленная обучающая система «преподаватель ↔ ПК ↔ пользователь (студент)». Компьютер выступает посредником между преподавателем и студентом, средством удовлетворения потребностей обеих сторон в качественной, оперативной информации.
Необходимо заметить, что влияние Интернета и технологий, появившихся на его основе, сказалось на многих социальных практиках, происходящих сегодня в современном информационно-коммуникативном обществе, включая образовательные. Это влияние двунаправленное: с одной стороны, на основе интернет-технологий возникли абсолютно новые форматы обучения, например образование 2.0 или дистанционное образование через Интернет, а с другой стороны, появились смешанные форматы обучения, когда «живые» лекции преподавателя студентам стали заменяться или дополняться лекциями через видео-конференции или выполнением практических заданий, подготовка которых требует использования разнообразных интернет-сервисов или обучающих виртуальных сред. Стали разрабатываться или совершенствоваться специальные образовательные оболочки, которые обеспечивали управление этими новыми форматами обучения, создавая некое коммуникативное образовательное пространство – виртуальный класс, где каждый обучаемый имеет доступ к определенному репертуару знаний и технологических возможностей, которые он может использовать по своему усмотрению.
В настоящее время в педагогической литературе широко обсуждается вопрос оказания различных видов дистанционных образовательных услуг.
Дистанционное образование – заочная форма обучения, которая может осуществляться как классическим способом – пересылкой учебных материалов и выполненных студентом заданий по почте, так и online, когда контакты с преподавателем, доступ к учебным материалам и выполнение заданий частично или полностью происходят посредством Интернета.
Online – образование – инновационная форма дистанционного образования, характеризующаяся определенным уровнем разработки программного обеспечения и предоставляющая студенту, помимо индивидуального графика обучения, возможность быть зачисленным в учебное заведение, успешно осуществлять учебный процесс и сдавать квалификационные экзамены, используя удаленный доступ к серверу учебного заведения.
E-learning или online-обучение – инновационные методы обучения, связанные с возможностями Интернета, которые могут применяться независимо от формы обучения студента (например, экстернат).
Дискуссия о «плюсах» и «минусах» инновационного образования по сравнению с традиционным порождает множество неоднозначных мнений и выводов. Например, один из известных исследователей проблем постсоветского образования в 2001 году писал: «Эйфория по поводу дистанционного обучения (ДО) только укрепила убежденность в том, что головы студентов можно наполнить знаниями через кабели».(4, с.3) Д. Мунен из Университета Твента (Нидерланды) раскрывает три причины создания ДО в высшей школе: «боязнь потерять студентов (экономический аргумент), стремление улучшить качество обучения (качественный аргумент), желание повысить эффективность работы университета (аргумент эффективности)».(4, с.4)
В последние годы в различных странах мира проводятся международные конференции «Online Educa», где обсуждаются проблемы ДО, E-learning, online-образования во всем мире.
Считается, что в высшем образовании происходило три больших революции. Первая – это переход от устных традиций к письменному слову, вторая – замена разделения студентов на небольшие группы современной системой библиотек и студенческих городков, а третья была вызвана ИТ.
Каждое из этих изменений улучшало качество образования, сохраняя лучшие из старых методов и одновременно открывая путь новым технологиям. Однако, основой образовательной системы неизменно оставались взаимоотношения между преподавателями и студентами. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации – он помогает студентам понять сам процесс обучения, найти нужную информацию, выяснить соответствует ли она заданным требованиям и как можно использовать эту информацию для ответа на интересующий вопрос или решения задачи. Для осуществления успешной деятельности преподавателю также необходим индивидуальный подход к студенту, способность тратить дополнительное время на общение, обеспечивая тем самым обратную связь и поддерживая новые идеи. В реализации индивидуального подхода ИТ также помогают преподавателю, давая, например, возможность за короткое время разрабатывать персональные задания для каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей.
ИТ не подменяют собой человеческое общение – они просто решают определенные задачи, делая общение более привлекательным и эффективным, позволяя извлечь из него максимальную пользу. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знаний требует тщательной отработки используемых технологий и возможности их широкого тиражирования. Стремление применять ИТ в сфере образования должно быть направлено на повышение качества профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений.
Источники
-
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977.
-
Весна, М.А. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.А. Весна. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 99с., ил.
-
Виштынецкий, Е.И. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев.
-
Сальников, В., Азаров, В. К вопросу об управлении информатизацией в высшей школе (актуальные проблемы) //Вестник высшей школы. – 2007. – №11. – С.3.
-
Шадриков, В.Д., Шеремет, И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы //Высшее образование в России. – 2009. – №11. – С.61.
Поделитесь с Вашими друзьями: |