Роль детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей Искусство



Скачать 111,65 Kb.
Дата19.02.2016
Размер111,65 Kb.
Роль детских школ искусств в художественном

и эстетическом воспитании детей
Искусство - особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания детей и подростков. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.

В наше время проблема эстетического воспитания и развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской школой. Обучение в детских школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить радость творчества, формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.

Одними из важных составляющих эстетического воспитания детей являются художественное и музыкальное воспитание.

Художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность, по возможности, творить в искусстве.

Музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его самым мощным средством. Используя для своих целей художественное и музыкальное воспитание, эстетическое воспитание развивает человека в большей мере не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек – образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства

Особое значение имеет эстетическое воспитание детей, получение ими дополнительного образования в сфере культуры для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется, – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Художественное и музыкальное образование вносит серьезный вклад в формирование мировоззрения молодого подрастающего поколения, воспитывает универсальные творческие навыки (компетенции), которые могут помочь ему при решении встающих перед ним задач. Кроме того, художественное и музыкальное воспитание детей направленно на создание «ситуации успеха» (по выражению отечественного психолога Льва Семеновича Выготского), что помогает самоутверждению ребенка в обществе сверстников. Раскрыв свои потенциальные возможности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, подросток более подготовлен к реальной жизни в обществе, он научен добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский писал: «Третья способность души после ума и воли – творчество».

Обучение в детских школах искусств, в художественных школах, получение художественного и эстетического воспитания и дает возможность ребенку ощутить радость творчества. Зародившись в дореволюционной России, эстетическое воспитание получило своё развитие в советское время, когда почти в каждом городе были открыты детские музыкальные и художественные школы. Со временем детские музыкальные школы расширялись, учитывая потребности населения, в них открылись новые отделения: изобразительного и прикладного искусства, хореографии. Такие школы получили название детских школ искусств, что точнее отразило их предназначение.

В настоящее время на территории муниципального образования «Город Архангельск» предоставляют услуги дополнительного образования в сфере культуры 8 детских школ искусств и 1 детская художественная школа. У каждой из них своя история создания и развития, свои сложившиеся традиции, свое «лицо»… Самая старшая ДШИ № 2 им. А.П. Загвоздиной отметила в 2010 году свой 75-летний юбилей!

Детские школы искусств г. Архангельска реализуют дополнительные образовательные программы по 22 специализациям: на отделениях инструментального исполнительства, сольного и хорового пения, общего эстетического развития, изобразительного искусства, фольклорном, хореографическом, декоративно-прикладном.

Сегодня по основным программам и на подготовительных отделениях муниципальных детских школ искусств и детской художественной школы обучаются более 3200 детей в возрасте от 4 до 17 лет. В детских школах искусств функционируют более 50 концертных творческих коллективов, среди которых хоры и оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, ведущие активную концертную деятельность на различных концертных площадках города и области. (Так, за 2012 год творческими коллективами городских школ искусств было проведено около 400 концертов в городе и области, кроме того коллективы и солисты из числа обучающихся и преподавателей школ приняли участие в 160 концертных мероприятиях городского уровня.)

Необходимо отметить, что, согласно статистическим данным, в школах искусств г. Архангельска работают 239 преподавателей, 200 из которых – женщины.

Высокий профессионализм наших преподавателей, создание «ситуации успеха» в обучении детей дают замечательные «плоды», - в каждой школе есть обучающиеся, достойно представляющие наш город на городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, фестивалях и выставках. Только в 2012 году более 450 участников из числа обучающихся муниципальных детских школ искусств и детской художественной школы стали лауреатами и дипломантами конкурсов, фестивалей и выставок различного уровня.

За высокие достижения в учебной, конкурсной и концертно-выставочной деятельности обучающиеся детских школ искусств и художественной школы становятся обладателями премий (стипендий) Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Архангельской области, мэра города Архангельска, бизнес-структур города.

По итогам 2012 года обучающимся муниципальных детских школ искусств, показавшим наиболее высокие результаты, были вручены 10 премий мэра города и 13 премий бизнес-структур города. Обучающиеся ДШИ № 31 Данилов Сергей и ДШИ № 5 «Рапсодия» Пирогов Илья стали обладателями премий Губернатора Архангельской области.

Кроме осуществления учебной и концертно-выставочной деятельности, детские школы искусств и детская художественная школа успешно реализуют следующие творческие проекты областного и городского уровней:



Детская художественная школа

  • Конкурс детского художественного творчества «Кисточка»

  • Конкурс учебных работ «Юный художник»

ДШИ № 2 им. А.П.Загвоздиной

  • Фестиваль детского и педагогического творчества Северо-Западного региона России «Созвучия Севера»

  • Конкурс юных пианистов им. А.П.Загвоздиной

ДШИ № 31

  • Фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах «Лады народной музыки»

  • Фестиваль русской духовной и классической хоровой музыки «Свет души поющей»

ДШИ № 42 «Гармония»

  • Фестиваль детского музыкального и художественного творчества «Архангельское Рождество»

  • Конкурс по сольфеджио «Вот это ушки»

ДШИ № 43 «Тоника»

  • Фестиваль популярной музыки «Музыкальный калейдоскоп»

  • Музыкально-теоретический проект «Каденция»

ДШИ № 48

  • Фестиваль-конкурс программной музыки «Звучащий мир»

Несколько подробнее остановлюсь на работе Детской школы искусств № 31, директором которой являюсь.

Детская школа искусств № 31 была открыта в 1971 году по решению Архангельского горисполкома (в то время она носила название музыкальной школы) и находится в округе Варавино-Фактория. Первым директором школы была Нина Федоровна Волкова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В память о ней на здании школы установлена мемориальная доска.

В нашей школе обучаются дети округов Варавино-Фактория, Майской горки и частично Ломоносовкого округа (география обучающихся - от Силикатного завода до ул. Коммунальной).

В прошлом году в здании школы завершился капитальный ремонт и реконструкция помещений, финансируемые мэрией Архангельска, что позволило нам увеличить контингент обучающихся, полнее удовлетворяя потребность населения. В настоящее время Детская школа искусств № 31 является самой крупной муниципальной школой Архангельска, чем мы гордимся!

У нас обучаются дети по трем направлениям искусства: музыкальному, художественному, хореографическому.

В настоящее время в школе функционируют шесть отделений, на которых обучается более 400 человек:



  • инструментального исполнительства (по классам фортепиано, скрипки, флейты, баяна аккордеона, гармони, домры, балалайки, гитары),

  • хорового пения,

  • общего эстетического развития,

  • изобразительного искусства,

  • хореографического искусства,

  • подготовительное (для детей 4-6 лет).

Надо отметить, что с сентября 2011 года обучение во всех детских школах искусств и художественной школе бесплатное.

Деятельность Детской школы искусств № 31 неразрывно связана с эстетическим и художественным воспитанием детей, а именно школа способствует:

  • созданию необходимых условий для личностного развития и художественного творчества детей,

  • формированию общей культуры обучающихся,

  • адаптации обучающихся в социуме.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту музыки, танца, живописи.

Свою деятельность по реализации поставленных целей наша школа осуществляет, помимо ведения учебного процесса, через работу четырех важных направлений:

«Детская филармония», «Детские университеты», школа молодых родителей «Лира», концертно-просветительская деятельность.

Участниками «Детской филармонии» являются учащиеся и преподаватели школы. Основными задачами «Детской филармонии» являются:

- пропаганда музыки как вида искусства среди детей и подростков (воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, воспитанников Детских домов),

- помощь преподавателям музыки общеобразовательных школ и музыкальным руководителям дошкольных учреждений в расширении культурно-нравственного кругозора их воспитанников.

Направление «Детские университеты» возникло от необходимости проведения факультативных занятий с обучающимися начальных классов общеобразовательной школы, программа «Детских университетов» является эффективным дополнением к программам общеобразовательных школ. Во время занятий «Детских университетов» дети знакомятся с музыкальными инструментами, жанрами музыки, с творчеством композиторов-классиков. Педагог МБОУ СОШ № 27 Н.В. Билецкая так отзывается о занятиях её воспитанников по программе «Детских университетов»:

«Для разностороннего развития детей, обучающихся во 2-м классе МБОУ СОШ № 27 было принято решение посещать музыкальные занятия «Детских университетов» в школе искусств. Дети с полной отдачей учатся искусству и с удовольствием выполняют творческие домашние задания. Родители моего класса благодарны школе искусств за такое творческое сотрудничество, так как их дети очень много интересного узнали и увидели, просветили своих мам и пап, рассказали и удивили».



Школа молодого родителя «Лира» появилась в Детской школе искусств № 31 не случайно. Семья имеет огромное значение в формировании эстетических ценностей ребёнка, что особенно важно в настоящее время, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появляется множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Школа молодого родителя «Любовь и радость» (сокращённо - «Лира») оказывает необходимую помощь родителям в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Цель занятий «Лиры»: укрепление и расширение позитивных контактов школы с родителями, приобщение родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, знакомство с основами формирования эстетического отношения к окружающему миру, воспитание любви к различным видам искусства и развитие художественного вкуса, рассмотрение наиболее типичных проблем, с которыми сталкиваются молодые родители в процессе воспитания детей.



Концертно-просветительская деятельность Детской школы искусств № 31 проводится в целях реализации творческих способностей учащихся и преподавателей, приобщения детей (в том числе с ограниченными возможностями) и взрослых к миру искусства, воспитания их музыкального и художественного вкуса, обмена творческим опытом, установления профессиональных контактов.

Мы используем такие формы концертно-просветительской работы:



  • общешкольные концерты и выставки,

  • отделенческие и классные мероприятия,

  • творческие встречи,

  • выездные концертно-выставочные мероприятия,

  • тематические вечера,

  • посещения других учреждений и т.д…

Наша школа активно сотрудничает с государственными и муниципальными учреждениями, органами власти, учреждениями культуры округа и города, предприятиями, организациями, образовательными учреждениями, жителями округа.

Договора о сотрудничестве заключены с десятью (10) детскими садами, пятью (5) общеобразовательными школами и Детским домом №1.

Только в прошлом 2011-2012 учебном году учащиеся и преподаватели школы приняли участие более чем в двухстах (200) различных концертных мероприятиях и выставках.

Современная школа искусств работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Школа искусств, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, становится более востребованной учащимися и их родителями. В условиях конкуренции на рынке дополнительного образования родители и дети отдают предпочтение тем школам искусств, художественным школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это значит, что каждая конкретная школа может сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей.

В 2013 году детские школы искусств ожидают серьезные преобразования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, в детских школах искусств предусматривается реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств на основе федеральных государственных требований. Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по отношению к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств.

Серьезные изменения происходят уже сегодня в системе оплаты труда преподавателей детских школ искусств. В 2013 году средняя заработная плата преподавателя составит 75 % от средней заработной платы по региону. Безусловно, это решение должно сказаться на повышении престижа профессии преподавателя детской школы искусств и в дальнейшем обеспечить приток в систему молодых кадров. Повышение оплаты труда является не только долгожданной социальной поддержкой педагогических работников, но и подтверждением значимости роли детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей, воспитании гармонично развитой, высоконравственной личности.



С помощью всех возможных форм творческого образования детские школы искусств призваны сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница