Рождество Христово



Скачать 64.27 Kb.
Дата02.06.2016
Размер64.27 Kb.
Методическая разработка

интегрированного урока по православной культуре в

5 классе

Тема «Рождество Христово»

Цели:


Образовательная: закрепить и расширить знания учащихся об истории праздника Рождества Христова и традициях его празднования на Руси;

Развивающая: развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий; речь, память, познавательный интерес обучающихся к духовному наследию нашей страны; создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Воспитательная: обогащать духовный мир обучающихся путем приобщения их к православным традициям русского народа; содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств – милосердия и всепрощения; пробудить эмоциональную отзывчивость.

Тип и вид урока: урок-праздник,

урок закрепления изученного материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный

Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, слайды, шаблоны для раскрашивания ангелов, салфетки для изготовления снежинок, листочки с кроссвордами для каждой группы, листочки с тестовыми заданиями, записи церковных песнопений, кассеты с записью музыкальных фрагментов, куклы бабушки и внучки, ширма, рисунки детей, плакат для демонстрации творческих работ детей, карточки со словами для составления пар на доске.



Ход урока:
Учитель православной культуры :

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок праздник «Зимние радости». Мы поговорим о зимних православных праздниках.



Колокольный звон

На фоне музыки звучит стихотворение С. Черного.

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»
Учитель православной культуры:

- Ребята, о каком событии идет речь в этом стихотворении?

(Рождество Христово)
- В какое время года мы отмечаем Рождество? (Зима)

- Какое настроение в стихотворении поэта, грустное или радостное?

(Радостное)
Звучит музыка.

Сценка

Внук:

Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым?



Бабушка:

А потому, душа моя, что явился в этот мир Младенец Иисус. Родился Он в пещере скромной. Пришел Он, чтобы мир спасти. Он и есть Спаситель мира. Весь православный люд отмечает этот праздник светлый.

Первыми о рождении Христа узнали пастухи. Перед ними появился ангел и возвестил о рождении Христа. Вслед за этим явилось на небе много ангелов. Они пели: «Слава вышних Богу и на земли мир…» а на небе появилась чудесная звезда, которая возвестила о рождении Спасителя и указала путь к нему волхвам.
Просмотр слайдов с изображением икон и иллюстраций к празднику Рождество Христово

Слушание («Слава в вышних Богу»)

Учитель православной культуры:

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называли людей, которые славили Христа?

(Христославы)

- Какие песни поют христославы?

(Колядки)

- И сегодня люди славят Христа так же, как его славили ангелы в ночь Рождества.


Исполняется песня «Рождество Христово»
Рождество Христово, Пастыри в пещеру

Ангел прилетел. Первые пришли

Он летел по небу, И младенца Бога

Людям песню пел: С матерью нашли.

«Вы, люди, ликуйте, Стояли, молились,

Все днесь торжествуйте, Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество!» Днесь Христово Рождество!

Учитель музыки:

-Ребята, вам понравилась колядка? (Да)

-Давайте сочиним сами Рождественскую колядку!

-Откройте учебник на стр. 25. Найдите задание 1. Сейчас хором мы будем говорить окончания колядки. А на доске перед вами слова – помощники.


Вот настало Р О Ж Д Е С Т В О

Наступило Т О Р Ж Е С Т В О

Извещают нас В О Л Х В Ы

От Востока до М О С К В Ы:

«Святое встречайте,

Пришло Р О Ж Д Е С Т В О

Начинаем Т О Р Ж Е С Т В О!»
Учитель музыки:

-Молодцы ребята, а сейчас мы выучим новую колядку.


Разучивание колядки.
Торжествуйте, веселитесь, Вечно будем Бога славить

Люди добрые, со мной, За такой день торжества!

И с восторгом облекитесь Разрешите Вас поздравить

В ризу радости Святой. С Днём Христова Рождества!


(пение колядки хором)
Учитель православной культуры:

Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами интересное задание. Необходимо соединить линиями слова из двух столбиков. Например:

ВЕРТЕП ВОЛХВЫ
РОЖДЕСТВО МАРИЯ
ЗВЕЗДА МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС
АНГЕЛЫ ПРАЗДНИК
ЗИМА РАДОСТИ
БОГОРОДИЦА ПАСТУХИ

Учитель православной культуры:

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.


(физкультминутка)
Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!
(Звучит музыка для исполнения кукольного театра)
Внук:

- Какой прекрасный праздник Рождество!



Бабушка:

- Да, внучок. А ты знаешь, что с приходом Рождества наступают святки?



Внук:

- А что такое святки?



Бабушка:

- Святки – это святые дни, которые длятся 10 дней от Рождества Христово. В эти дни добрые люди вспоминают о бедных, подают несчастным милостыню, чтобы они могли порадоваться в праздник, навещают больных и стариков. А еще святки не обходятся без зимних забав и радостей.

(Рассматривание иллюстраций)

Внук:

-Бабушка, я тоже люблю играть зимой, а еще мне нравится смотреть, как люди купаются в проруби на Крещение.



Бабушка:

-Ты знаешь обычаи праздника Крещения?



Внук:

-Конечно, бабушка. Я знаю, что в праздник Крещения Господне во всех храмах, на реках и колодцах совершалось Великое освящение воды.



Бабушка:

-Верно, батюшка освященной водой кропил всех присутствующих людей. Те, люди, которые приходят ко Христу, принимают Крещение, становятся христианами!

-Христиане стараются делать добрые дела!

Внук:

-Ой, бабушка, но тогда я побегу!



Бабушка:

-Куда, внучек?



Внук:

-Мне нужно сделать много, много добрых дел!



Бабушка:

-Благослови тебя Господь!



Учитель:

- Расскажите о них……(Дети рассказывают о своих добрых делах)



Учитель:

-Давайте, ребята сделаем вместе доброе дело и украсим вот это облако. У вас на парте лежат ангелочки, которые нужно раскрасить самыми нежными цветами, вложив в них частичку своей души.

(Дети рисуют под музыку.)
Учитель:

-Те, кто закончил работу, спокойно подойдите к доске и украсьте облачко.



(Дети по мере завершения работы подходят к доске и крепят своих ангелочков к облачку).

Учитель:

-Молодцы, ребята! Как красиво, посмотрите



(показывает на доску и читает четверостишие):

Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему Славу поют.

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грёзы детей! (автор Неизвестный)

(Дети читают стихотворения о Рождестве)


Подведение итогов урока

Учитель православной культуры:

Заканчивая наш урок, давайте вспомним, о каких зимних праздниках – радостях мы разговаривали сегодня? ( Рождество, Святки, Крещение). Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)



Д/З Разгадать кроссворд, составленный о празднике Рождество Христово


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница