Родителям первоклассников. Вопросы, которые волнуют родителей больше всего. Как выбрать школу?



страница1/3
Дата21.05.2016
Размер0,49 Mb.
  1   2   3
Родителям первоклассников.

Вопросы, которые волнуют родителей больше всего.


Как выбрать школу?

Выбор школы зависит от поставлен­ных вами целей. Можно отдать ребенка в общеобразовательную школу, гимназию или частный лицей. В любом случае хо­рошо, если школа будет располагаться недалеко от дома - это удобно для всей семьи.

Если вас интересует содержатель­ная сторона учебного процесса, то луч­ше всего поговорить на эту тему с заву­чем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.

Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и индивидуальных особен­ностях вашего ребенка. Как опытный пе­дагог, он поможет вам подобрать канди­датуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет ре­шать возникающие проблемные вопросы.

Поступление в I класс — ответственный шаг не только для молодого гражданина, но и (в гораздо большей степени) для его родителей. Основное право родителей, закрепленное в Конституции РФ, — это право выбирать общеобразовательное учреждение и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственной школе, лицее, гимназии. Только родители вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому: в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выбор должен быть сделан с учетом мнения ребенка.

Если выбор сделан в пользу семейного обучения, то ребенок вправе проходить промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении, а на любом этапе вправе по решению родителей продолжить обучение уже в школе

Как правило, родители выбирают школу поближе к дому, однако в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении они вправе выбрать понравившуюся школу (в том числе государственную или муниципальную) и на территории другого района. При этом детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учреждении устанавливает максимальную наполняемость классов — 25 человек.
Во сколько лет можно привести ребёнка в школу?

Если на 1 сентября текущего года вашему ребёнку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кро­ме того, в шесть с половиной - семь лет у детей скла­дывается понятийный аппарат, необходимый для за­учивания и понимания правил.


На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

Прежде всего - на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придет­ся не просто учиться в коллективе, но и взаимодей­ствовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство от­ветственности перед обществом - семьей, классом.

Встречаются семьи, где ребенку многое позволе­но. Он исподволь руководит родственниками, кото­рые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями - они сна­чала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок.

Кроме того, будущий первоклассник должен вла­деть навыками самообслуживания: умываться, пе­реодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.



Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Вопрос о школьной форме решается в каждом пе­дагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоня­ется в пользу школьной формы. Форма дисципли­нирует детей, является атрибутом, отличающим до­школьника от ученика. А именно об этом, как прави­ло, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.


Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

Ни в коем случае не следует идти против приро­ды и переучивать ребенка. Это может повлечь за со­бой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для левору­ких детей, в частности «Прописи для первоклассни­ков с трудностями обучения письму и леворуких де­тей» автора М. М. Безруких. Последствия переучива­ния леворуких детей чаще всего носят психоневроло­гический характер: нарушение сна, повышенная воз­будимость, энурез.


Какая помощь нужна первокласснику по математике?

Не мешайте первокласснику загибать пальчи­ки при счете: таким образом, он пересчитывает эле­менты множества, в данном случае - своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предме­ты - карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, что­бы число элементов в каждой группе ребенок обо­значал цифрой (знаком на письме) и не путал поня­тия «число» И «цифра»! Множества можно сравнивать (больше или меньше) и уравнивать - добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.


Можно ли давать ребёнку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребен­ку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутер­брод. Первоклассники могут израсходо­вать полученные от вас денежные сред­ства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.


Есть ли в 1 классе домашнее задание?

Домашних заданий в 1 классе нет. Од­нако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывай­тесь от тренировочных упражнений, ко­торые может предложить учитель, - на­учиться плавать в ванне еще никому не удавалось.


Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Это решение зависит от админи­страции учебного заведения. Не ре­комендуется носить в школу мобиль­ный телефон первоклассникам - ве­лико искушение звонить маме по ма­лейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может воз­будить нездоровый интерес одно­классников.


Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно, но не игровую пристав­ку! Игровая деятельность еще зна­чима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вме­сте с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, современные дети часто играют не в дочки-матери или другие ролевые роли, обогаща­ющие их общение. Ребята подража­ют не всегда положительным геро­ям телевизионных фильмов, поэто­му советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.


Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребенка вне школы в неучебное время несут его родители. Школа обеспе­чивает безопасность учащихся во время их пребы­вания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей "с рук на руки», по окончании уроков или работы группы прод­ленного дня педагоги отдают детей только их родите­лям или близким родственникам.




Готовим к школе родителей.
Подготовка к школе ребенка ­это, как говорится, полдела. Вто­рая половина - это подготовка са­мих родителей. Когда в одном са­дике задали вопрос, какая пробле­ма волнует пап и мам при подготов­ке их детей к школе, родители отве­тили, что самыми неподготовлен­ными чувствуют себя они сами...

А собственно, в этом нет ниче­го удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий подготовки!


Развиваем самостоятельность

Прежде всего, уважаемые мамы и папы, как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше вре­мени будет предоставлен сам себе. По­этому, чтобы вы были за него спокой­ны, следует, прежде всего, развить у ре­бенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для это­го опять же не лишайте ребенка само­стоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляй­те насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: «Пойдешь со мной?» Разумеется, тут же догово­ритесь, что ребенок не будет в магази­не ничего клянчить сверх меры – если ваш малыш способен догова­риваться на такие темы.


Один дома.

Мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам есть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уж, детском саду. Разумеется, все хорошо в мер) вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день. Необходимо научить оставаться одному на какое-то время дома, важно, чтобы при этом он умел соблюдать основные принципы безопасности. Ведь если не начать, лет в пять, то можно добиться другой крайности, как, к примеру, в одной семье, где девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…



Умение общаться в коллективе.

Как минимум за вами - задача развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В частности, «бунтарский дух», так умиляющий многих родителей, в школе не пройдет: ребенка будут постоянно ставить на место. Учителя - в административном порядке, а дети – с помощью обструкции, и в результате ребенок получит стойкое отвращение к школе, к учебе, к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, в ребенке нужно формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но, пожалуй, в школе одно из основных умений – не теряя индивидуальности, суметь при этом вписаться в коллектив…


Сформировать готовность к неправоте взрослого.

Также очень важно сформировать у будущего ученика… готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка стоит в деликатной форме научить, с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая, во что бы то ни стало свою правоту. Есть такая поговорка: «Из двух спорящих виноват тот, кто умнее». Так разрешите ребенку ино­гда именно так стать умнее. И это вовсе не дву­личность, не лицемерие, а то, что называется ди­пломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение, если хо­тите, искусно сыграть подчинение.


Заинтересовать школой.

И, разумеется, не пугайте ребенка школой - ­мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу; тебе покажут!.. Страх – далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом случае, а уж перед школьной жизнью - и по­давно...

Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биоло­гическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким «потом узнаешь» или «в школе тебе расскажут». Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что «а подробнее ты непременно узнаешь в школе» - это уже более действенная мотивация.
Постепенное увеличение нагрузки.

Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать воз­росшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это не­обходимость «отсидеть» без движе­ния 45 минут урока (радует, что практически во всех школах в первых клас­сах сейчас уроки примерно по 30 ми­нут, причем с «физкультурной минут­кой» посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения). Другая возмож­ная проблема - возросшее количество обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и, кстати, столь же посте­пенно увеличиваете требования к ре­бенку и вы дома, в семье), то и эта про­блема будет решена без особых травм для малыша.



Восемь советов родителям будущих первоклассников.
Скоро в школу… этой осенью или через год ваш ребёнок переступит её порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступлению во взрослую жизнь. И забывается простая истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфорто.
1. Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни - боль­шое испытание для маленького чело­века. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отно­шение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких лю­дей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школь­ной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.


2. Помогите ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» отвечают: «Мама»- Удо­стоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена ро­дителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.


3. Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет ­свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (ка­рандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это, как у взрослых, но личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.


4. Не старайтесь быть для ребёнка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в при­сутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь ор­ганизовать игру детей на площадке возле дома и при­мите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрос­лых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рас­считывать на вашу поддержку в любой ситуации. Од­ними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
5. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и де­монстративно отказался играть с приятелями даль­ше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем счита­ется только первый, а все остальные - проигравши­ми. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.­


6. Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребёнка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы. и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!", «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непре­менно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.


7. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Ребёнок должен чувствовать себя в лю­бой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно от­носиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

Если на прогулке вы зашли куда-то пе­рекусить, предложите ребенку самостоя­тельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей се­мьи. Пусть он попробует спросить в по­ликлинике, где находится туалет, или сам займет очередь к специалисту.
8. Научите ребёнка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважение. Посоветуйтесь с ребёнком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.

Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – ещё более сложное дело. Приучайте ребёнка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.



Как правильно организовать рабочее место ученика?


Накануне учебного года, тем более пер­вого в жизни, родители заботятся о том, где ребенок будет готовить уроки. Один из важных моментов - организация рабочего места первоклассника. От того, насколько продуманно и правильно вы обставите «ка­бинет» первоклассника, напрямую будет за­висеть его успеваемость.
Письменный стол.

Есть несколько довольно жестких правил, ко­торые относятся к любому столу, предназна­ченному для работы.

Глубина рабочей поверхности - не менее 60­80 см, ширина - не менее 120-160 см, для сво­бодного размещения ног - не менее 50 см в ши­рину и не менее 45 см в глубину. Высота же сто­лешницы полностью зависит от роста ребенка: малышу ростом от 100 до 120 см хватит 45-48 см.

Проверить «правильность" стола можно пря­мо в магазине: край стола при посадке должен быть на уровне груди (чтобы ребенок мог опи­раться на локти), ноги должны стоять под пря­мым углом, колени - ни в коем случае не подпи­рать стол снизу. Ноги всей ступней должны стоять на полу и ни в коем случае не висеть!

Кстати, если вы не хотите менять рабочий стол в кабинете своего школьника каждые 2-3 года, предпочтение лучше отдать трансформи­руемой модели.
Подбираем стул.

При росте ребенка 100-120 см высота сиденья над полом должна быть 32 см, а глубина - 27 см. Стул должен быть с твердым основанием, т. е. не на колесиках. Приучите ребенка сидеть пря­мо, не нагибаясь низко над столом. Расстояние от глаз до книги и (тетради) должно быть не менее 30 см. А расстояние между гру­дью и партой контролируется с по­мощью собственного кулачка ребен­ка, который свободно размещается между краем стола и грудью ребенка.


Освещение.

Лучше расположить письмен­ный стол так, чтобы свет падал слева. Параллельно окну ставить стол не рекомендуется, так как свет, падающий прямо, ослепля­ет ребенка, особенно в яркие сол­нечные дни. Стекла окон в ком­нате должны быть чистыми, а за­навески неплотными. Подокон­ник рядом со столом лучше осво­бодить от высоких растений. Все это обеспечит хорошую освещен­ность рабочего места.

Настольная лампа необходима на письменном столе. Свет от нее должен падать слева, а мощность лампочки должна быть не менее 50-60 Вт. Абажур обязателен, он дает равномерную освещенность, и ребенок не видит светящуюся нить.

Однако помните: свет одной­ единственной настольной лампы ка­тегорически противопоказан детям! Если все остальное пространство детской комнаты тонет в полумраке, создаваемый контраст способен вы­звать быстрое утомление зрения ре­бенка, а через определенное время - и снижение остроты зрения





Выбираем ранец


Бывалые родители знают – груз знаний нынче нелёгок. Причем бук­вально: современным первоклашкам, кроме уче6ников, приходится носить с собой еще массу обязательных канцелярских принадлежностей: тетрадки, папки для тру­да и рисования... Прибавьте к этому сменку и физкультурную форму. Вот и получится. что вчерашне­му детсадовцу, придётся таскать на своих плечах как минимум 2-3 килограмма. И в какой ранец всё это положить? Ответ один; в макси­мально лёгкий!
Без ребёнка не покупать!

Забудьте про варианты «Ранец нам в подарок купит бабушка» или «Закажем какой-нибудь по Интернету». Также как и школьную форму, портфель для первоклашки нужно выби­рать путем долгих и тщательных при­мерок. Так что берите своего будущего школьника с собой и отправляйтесь. в магазин мерить.

Сейчас продаются десятки моделей ранцев от разных производителей, все они разные по раз­меру и весу. Да и первоклассники сильно отли­чаются друг от друга по росту и комплекции. Ра­нец, который идеально «сядет» на спину рослому крепкому мальчишке, может не подойти его более хрупкому сверстнику: будет упираться в затылок и давить на поясницу.
Расцветка.

Выбирая рюкзак, для начала обратите внимание на его расцветку, желательно, чтобы она была яр­кой. Это не только дань моде, но и своеобразная защита ребенка: если он окажется на проезжей ча­сти, водителям в случае чего легче будет его уви­деть. Впрочем, даже если школьник предпочтет темный рюкзак, ничего страшного, достаточно прикрепить к нему несколько значков кислотных оттенков или отражающие свет брелоки, которые тоже будут служить своеобразным светофором.

Убедитесь, что все замочки работают, молнии не расходятся, а язычки у них достаточно большие и удобные. Если ребенку сложно справляться с туги­ми застежками, лучше выбрать другую модель, ина­че в спешке он может сломать молнию или замок.
Материал.

Лучше всего выбрать рюкзак с.водоотталки­вающей пропиткой - его будет очень просто чистить. Все рюкзаки должны иметь санитарно эпидемиологическое заключение или гигиениче­ский сертификат, подтверждающий безопасность для здоровья ребенка тех материалов, из которых они изготовлены.

Для холодного климата важно такое качество ткани, как морозостойкость. Иначе при минусо­вой температуре она будет буквально стоять ко­лом. Если рюкзак произведен в стране с жарким климатом, школьник сможет нормально пользо­ваться им лишь до первых холодов.
Задняя стенка рюкзака.

Задняя стенка должна быть уплотнена и хорошо прилегать к спине – это необходимо для поддержки позвоночника в анатомически правильном положении. Пусть ребёнок примерит рюкзак и сам определит, удобен ли он. А вы со стороны посмотрите, не искривляется ли его спина (для проверки в рюкзак стоит положить несколько книг). Малейший дискомфорт – веский повод для того, чтобы подобрать другой.


Кармашки

Желательно. Чтобы у рюкзака было несколько карманов внутри и снаружи – в них очень удобно хранить пенал, набор фломастеров, носовой платок… А вот рюкзак с множеством отсеков и перегородок подойдёт далеко не каждому первокласснику: с непривычки очень сложно разобраться, куда что класть, и внутри всё равно будет творческий беспорядок. Зато школьники-подростки обязательно найдут применение каждому кармашку, да ещё и порадуются тому, что смотрится такой рюкзак очень оригинально.


Вес ранца.

Обратите внимание на вес пустого ранца. Он не должен превышать 700 граммов. А вес ранца с книгами не должен превышать 10% веса своего владельца. Если же рюкзак значительно тяжелее. Это чревато сколиозом, плоскостопием и даже проблемами с сердечно-сосудистой системой.



Подарок к 1 сентября
Какой же праздник без подарков? Вот с них и начнём. Портфель, книги самые разные школьные принадлежности – замечательные подарки, но можно подарить ещё кое-что.
Игрушка с карманом.

Если ваш ребёнок идёт в первый класс, подарите ему игрушку с карманом. Её можно сшить самим или купить готовую мягкую игрушку и сшить для неё штанишки или сарафанчик с карманом. Любопытство пересилит желание поспать, и даже соня каждое утро будет бодро вскакивать с кровати и бежать к своему любимцу, чтобы узнать, какой сюрприз его ждёт. А это может быть яблочко, конфетка, орешек, витаминка в яркой шуршащей обёртке, значок, маленькая игрушка, воздушный шарик и т.п.


Игрушка с сюрпризом поможет ма­лышу привыкнуть рано вставать и идти в школу с хорошим настроением. Когда ребенок научится читать, то в кар­манчике будут появляться записочки с шуточными советами, пожеланиями, заданиями, напоминаниями, список дел, карта со схемой нахождения сюрприза и так далее.
Подставка для ученика

Хороший подарок школьнику любого возраста ­подставка для ручек, карандашей. Ее несложно из­готовить.

Сшейте или купите небольшую мягкую игрушку, соответствующую знаку зодиака или символу года рождения вашего ребенка, и сделайте для нее ранец из пластмассового флакона от шампуня. Для это­го срежьте верхнюю половину флакона и сшейте че­хол, который в два раза длиннее оставшейся нижней части флакона. Затем флакон вставьте в чехол, дно флакона смажьте клеем ПВА, лишнюю часть чехла стяните по верхнему краю и заправьте внутрь фла­кона. Таким образом, получается, что флакон обтянут тканью и снаружи, и внутри. Теперь с помощью ремешков и застежки придайте флакону сходство с ранцем и наденьте его на игрушку или пришейте к ней. Подставка готова.

Понимать и сопереживать.
Из привычного мира семьи или детского сада ребёнок попадает в совершенно иные условия, где вместо беззаботных и весёлых игр – уроки, на которых нужно трудиться.

Первые 2-3 месяца – самые важные. Они связаны с большим нервно-психическим напряжением для ребёнка. У него меняется весь уклад жизни, и ему приходится привыкать к совершенно новому режиму. Период адаптации проходит у всех индивидуально. Кто-то приспосабливается к новой жизни за пару недель, а кому-то нужны месяцы, но в среднем первокласснику требуется 6 недель.

Чтобы период привыкания прошёл для ребёнка максимально легко, важно наладить нужный режим и снять со школьника дополнительные нагрузки. Родители часто стараются отдать ребёнка в первый класс, музыкальную школу и спортивную секцию одновременно, но для него это сильнейший стресс. Желательно, чтобы внешкольные занятия появились у ребёнка на второй год обучения или хотя бы через месяц – два после начала занятий в школе.

Постарайтесь уделять ему как можно больше времени. Важно понять его настроение и уметь сопереживать. Не предъявляйте к ребёнку непосильных требований и не ожидайте полной самостоятельности. Не стремитесь, во что бы то ни стало настаивать на своём, если ребёнок вдруг закапризничает. В то же время не стоит потакать детским слабостям и чрезмерно опекать ребёнка. Если первоклассник не просит о помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят. Если вы заметили, что учёба у первоклассника не заладилась, и он ходит в школу из-под палки, не торопитесь ругать его. Не давите на него. Иначе у ребёнка с первых дней выработается стойкое отвращение к учёбе. Постарайтесь выяснить, в чём причина, и помогите ему справиться с трудностями. С вашей помощью он обретёт уверенность в себе и будет с удовольствием ходить в школу.

В семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка ребёнка. И родители в этом процессе играют едва ли не первостепенную роль. Постарайтесь не сравнивать своего сына или дочь с одноклассниками: «Вот Оля или Петя давным-давно читать умеют, а ты всё никак буквы не разучишь!» Не забывайте, что у всех детей разные способности и неодинаковый темперамент.

Сравнивайте ребёнка только с ним самим, ставьте его нынешние успехи рядом с прошлым опытом. Хвалите его как можно чаще, отмечайте даже самые незначительные, с вашей точки зрения, достижения. При этом и на успехи, и на неудачи ребёнка старайтесь реагировать сдержанно, ровно, но обязательно доброжелательно. Встречая ребёнка из школы, в первую очередь спрашивайте о том, что нового он узнал на уроке, с кем играл на перемене, как у него прошёл день…

Чтобы у первоклассника было больше поводов гордиться собой, выделите в дом место, где он мог бы, например, развесить свои рисунки и поставить сделанные на уроке труда поделки. Но самое главное – безусловно принимать ребёнка. Любите его не за то, что он умный, а просто таким, какой он есть.

Режим – это серьёзно!
Что же такое рационально организованный режим дня?

Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребёнка;

Во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе;

В-третьих, регулярное и полноценное питание;

В-четвёртых, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъёма и отдыха ко сну. Обязательна при этом и правильно организованная двигательная активность ребёнка.

Будите ребёнка за час – полтора до начала занятий, т.е. примерно в 7часов утра. Отведите 10-15 минут под утреннюю гимнастику – простые упражнения под музыку, хорошо, если вы это сделаете вместе. Завтрак готовьте ему из продуктов, которые он ест с удовольствием. Не стоит надеяться, что ребёнок поест в школе. Лучше всего, если до школы он сможет ходить пешком – лишняя прогулка на свежем воздухе пойдёт на пользу.

Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем наблюдается спад работоспособности. Вот почему вернувшемуся из школы ребёнку необходимо пообедать и обязательно отдохнуть – ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Желательно, чтобы отдых был, не лёжа у телевизора, а на воздухе, в активных играх, в движении. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов 3 – 3,5 часа в день. Однако столько времени на воздухе проводит лишь 21% всех детей младшего школьного возраста. Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, нанося тем самым вред здоровью, ещё больше снижая работоспособность, а следовательно, и не давая возможности улучшить учёбу.

Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой является 1,5 – часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате, а если есть такая возможность, то и на воздухе. Это лучше всего восстанавливает работоспособность, способствует разгрузке опорно-двигательного аппарата и поэтому является хорошей профилактикой нарушений осанки.

Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий вовсе не означает, что ничего на дом не задаётся. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребёнок лучше успевал, и, с другой стороны, неофициальными рекомендациями учителя потренироваться в чтении, письме, счёте. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто их выполнение затягивается на час, а то и на два. Прежде всего, потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы, а родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать всё в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. 15 минутные паузы совершенно необходимы для сохранения работоспособности. Имеет значение и время, когда ребёнок садится делать уроки. Оптимальным является период с 15 до 16 часов, и если ребёнок садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18 - 19 часов, то такая работа малоэффективна и очень утомительна. Это время резкого снижения работоспособности. Необходимо, чтобы в режиме дня ребёнка было время на занятия по интересам, на чтение, на просмотр телепередач. Кстати, младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 4- - 45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным лучше сократить это время.

Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Важно, чтобы время, когда ребёнок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные гигиенические правила: перед сном не играть в шумные и азартные игры, не заниматься спортом, не смотреть «страшные» фильмы и т.д.

На работоспособность ребёнка оказывают влияние и другие неблагоприятные факторы внешней среды, такие, как не соответствующая гигиеническим нормативам освещённость, нарушение воздушно-теплового режима, несоответствие мебели и т.д. Резко снижается работоспособность при неблагоприятной психологической обстановке в классе и семье, при наличии конфликтных ситуаций. А значит, всё это может создать дополнительные трудности адаптации к школе, снизить эффективность работы учителя.
Примерный режим дня первоклассника.
7.00 – пробуждение

7.00 – 7.30 – утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели

7.30 – 7.50 – утренний завтрак

7.50 – 8.20 – дорога в школу

8.30 – 12.30 – занятия в школе

12.30 – 13.00 – дорога из школы домой

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 14.30 – дневной сон

14.30 – 16.00 – пребывание на воздухе

16.00 – 17.00 – приготовление уроков

17.30 – 19.00 – пребывание на воздухе, занятия в кружках

19.00 – 20.00 – ужин, свободные занятия

20.30 – 7.00 – подготовка ко сну, сон

Памятки родителям первоклассника.
Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребёнка с утра, не дёргайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – ваша задача.

Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чём-то. Пожелайте ребёнку удачи и подбодрите его.

Забудьте фразу «Как дела в школе? Каковы успехи?». Встречайте ребёнка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займёт много времени.

Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам всё расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребёнка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребёнка садиться за уроки – необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не стойте «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребёнком. Свои разногласия решайте без ребёнка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учёбе.



Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Родителям на заметку.
1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении и воспитании детей. Учитель – ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребёнка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4. В случае необходимости оказывайте ребёнку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребёнка. Главная задача сейчас – помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребёнка на умение отвечать на вопросы «Почему?», «Как?», «Можно ли было это сделать по-другому?»

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребёнка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность младших школьников.

7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.

8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи – регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг. Читайте сами и вместе с ребёнком. Личный пример – лучший пример для подражания.

Эмоциональная поддержка
1. Ни в коем случае никогда не следует срав­нивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной про­граммы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое дет­ство).
2. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучше­ние его собственных результатов. Если во вче­рашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как ре­альный успех, который должен быть оценен ис­кренне и без иронии родителями.
3. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в ко­торой ребенок мог бы реализовать себя и с под­держанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школь­ной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т. д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то по­степенно научится всему остальному.
4. Родители должны терпеливо ждать успе­хов, ибо на школьных делах чаще все­го и происходит замыкание порочного круга тре­вожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безу­словно, не за что-то, а вопреки всему.


Как помочь ребенку в первые месяцы обучения


О том, что начало обучения и школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Но что это значит? Большая часть родителей считает, что главное при начале обучения в школе - перемены, так сказать, социально-психологические: новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль - ученика - со своими плюсами и минусами. Все это, конечно, существенно, но прежде всего – большие нагрузки.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Трудно всё: даже сам режим учебных занятий с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть и определенной позе, да еще так долго.

Но первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Так порой не хватает им терпения и снисходительности, спокойствия и доброты... Еще чаше из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что, находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома и оттого мало общались с посторонними взрослыми. Ребенка окружали любящие мама и папа, бабушка и дедушка, которые были снисходительны к капризам и желаниям, не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось малышу. Такой ребенок поначалу и в школе, так же как и дома, пытается капризничать, настаивать на своем; а когда встречает отпор, то отказывается учиться вообще. Маленький ученик может в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться; а дома будет жаловаться на то, что учительница не любит его. К сожалению, такие жалобы встречают не только сочувствие родителей (это необходимо), но и осуждение действий учителя. Даже если требования педагога, по вашему мнению, не совсем справедливы, не стоит обсуждать эту проблему с ребенком и при ребенке. Постарайтесь объективно разобщаться в ситуации, не обвиняя ни одну, ни другую сторону.

Кто-то быстро осваивается в новом коллективе, работает вместе с товарищами и зорко следит: у кого лучше, кто первенствует? Но немало и других, для кого постоянное общение со сверстниками на уроках и на перемене не всегда под силу. Такие дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стене. А иные, стремясь привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут унизить одноклассника («Ты ничего не понимаешь», «Я лучше тебя знаю», «Ты это не умеешь, а я умею» и т. д.); и тоже не находят общего языка с товарищами. А, получив отпор, часто ябедничают, жалуются, пытаясь хоть так привлечь к себе внимание взрослого.

Как быть в подобной ситуации? Прежде всего надо запастись большим терпением (и тактом, и беспристрастностью), иначе не найти трезвого объяснения постоянно возникающим конфликтам. Нужно уметь увидеть в поведении ребёнка собственные недоработки; не «личные» недостатки, а именно нехватку готовности к школе. Потребуется длительное время, чтобы малыш осознал: он не «лучше всех», а такой, как многие другие. А лучшие умения или большие знания - еще не повод для демонстрации превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Нужно постараться объяснить ребенку: «Маша не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и много знает о животных» и т. д.

Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаше всего - глазами учителя. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений  к нему и его одноклассников.

В первом классе учитель не использует отметки для оценки успехов ребенка, т.к. непривычная отметка может оказаться слишком сильным и психотравмирующим средством, затрудняющим адаптацию ребенка к школе. Поэтому вместо традиционных цифр используются рисунки, штампики, звездочки и другие символы, оценивающие успехи. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка - условные знаки его успехов. Поэтому тревожность, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки и превращает ее в предмет желания и стремления. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речи) не позволяют достигнуть желаемого результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.

Родителям следует не концентрировать внимание ребенка на оценке, а ценить его желание учиться, его старание в работе. Оценивая успехи малыша, попробуйте не сравнивать его с другими детьми, не подчеркивайте: кто-то делает это лучше, - особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий. Не скупитесь на похвалу!




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница