Родителям педагогическую поддержку 2007 год Заповеди разумного воспитания для родителей



Скачать 228.89 Kb.
Дата20.04.2016
Размер228.89 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

Родителям

педагогическую поддержку

2007 год
Заповеди разумного воспитания



для родителей


  • Чтобы вырастить ребенка хорошим человеком, надо тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

  • Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства (Мария фон Эбнер-Эшербах).

  • Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит (Януш Корчак).

  • Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог (Ж.-Ж. Руссо).

  • Надейтесь на себя. В жизни есть два крепких якоря – работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести (Н.М.Амосов).

Поразмышляйте над этими заповедями. Возможно, вам удастся дополнить их, усовершенствовать, адаптировать к нынешней ситуации. Итак…



Заповедь первая. Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.

Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвертая. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему; разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги к цели.

Заповедь пятая. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

Заповедь шестая. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность – ведь это не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким и определенным.

Заповедь восьмая. Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь ему или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая. Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.

Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в сове время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.

Тест для родителей

«Ваша потребность в детях»
Прочитайте, пожалуйста, суждения, связанные с рождением в семье ребенка. Отметьте, с какими из них вы согласны (напишите напротив «ДА»), а с какими не согласны (напишите «НЕТ»).

  1. Рождение ребенка – это благотворная встряска, новые впечатления.

  2. Рождение ребенка – это радость в доме.

  3. Рождение ребенка – это возможность проявить свою нежность, заботу.

  4. Рождение ребенка – это риск для здоровья.

  5. Рождение ребенка – это большая физическая нагрузка.

  6. Ребенок – это детская ласка, привязанность к отцу, матери.

  7. Ребенок – помощник в семье, опора в старости.

  8. Рождение ребенка – это предоставляемая возможность вырастить образованного интересного человека.

  9. Ребенок – наследник всего хорошего во мне.

  10. Рождение ребенка это трудность воспитания и обучения.

  11. Рождение ребенка – это разлад, напряжение в семье.

  12. Рождение ребенка – это материальные затруднения.

  13. Ребенок – надежда и будущее родителей.

  14. Рождение ребенка – это необходимость на время оставить работу, коллектив.

  15. Рождение ребенка – это бессонные ночи.

  16. Ребенок – это возможность проявить свой воспитательный потенциал.

  17. Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами.

  18. Рождение ребенка – это возможность вырастить доброго отзывчивого человека.

  19. Рождение ребенка – это радость материнства/отцовства.

  20. Рождение ребенка – это возня с пеленками и т.п.

  21. Ребенок – это проблема жилья.

  22. Ребенок – самый благодатный объект вложения наших сил.

  23. Родить ребенка – значит столкнуться с трудностями его устройства в ясли, детский сад.

  24. Завести ребенка – значит привязать себя к дому.

  25. Дети – это потеря лучшей части нашей жизни.

  26. Ребенок придает смысл жизни.

  27. Дети – это волнения за их судьбу, будущее.

  28. Рождение ребенка – это сложность в будущем дать ему хорошее образование, профессию.

  29. Ребенок – это самый близкий человек в горе и радости.

  30. Рождение ребенка – это зависимость от бабушек и дедушек.

  31. Дети – это гордость родителей.

  32. Дети – это веселые игры, содержательный досуг.

Запишите себе по одному баллу за каждый ответ «ДА» на следующие высказывания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 31, 32. Теперь запишите по одному баллу за ответ «НЕТ» на высказывания: 4, 5, 10, 11, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 30. Суммируйте набранные баллы.

Высокую потребность родителей в детях характеризует условный показатель, равный или превышающий (для мужчин) 18 баллов или (для женщин) 20 баллов.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Чего родителям делать нельзя

Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ.

Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в «расстроенных» чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовал их хотя бы просто по невежеству.

Итак, давайте запомним, чего нельзя делать.
Не унижай ребенка

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.


Не угрожай

Мы иногда говорим: «Если ты еще раз сделаешь – ты у меня получишь!» или «Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!». Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведение ребенка.


Не вымогай обещаний

Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: «Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» - и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же пообещал!». Она не знает одного – обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра – угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – совсем другое.


Не опекай излишне

Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо сделать самостоятельно. Следует принять как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он сможет сделать сам».


Не говори слишком много

Излишне многословные объяснения означают для ребенка: «Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, я тебе объясню».


Не требуй немедленного повиновения

Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, брось все и приготовь мне чашку кофе сию же минуту!» Как вам это понравится? Точно так же это не нравится вашему ребенку, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил все, чем занимался. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать». Мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам, я еще поиграю!» Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.


Не потакай ребенку

В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу почувствует, что родители боятся быть твердыми в соблюдении границ, боятся сказать ему «нет». Это вселяет в ребенка уверенность, что все правила резиновые: немножко поднажать – и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребенку – значит лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.



Будь последователен в своих требованиях

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну/дочери нарушать все правила (или их часть). В понедельник, когда ребенок делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте этого ребенка. Как бы хорошо вы научились водить машину, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду, пятницу и субботу – наоборот? Ребенку нужна последовательность в требованиях взрослых. Он должен знать, чего от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.


Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка

Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен, и это плохо скажется на развитии его самосознания.


Не морализируй

Это вселяет в ребенка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребенка сводятся к одному: «То, что ты сделал, - это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама делает для тебя?» Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать на магнитофон и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока слов ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает.


Не лишай своего ребенка права оставаться ребенком

Если мы, родители, будем пользоваться только правильными педагогическими методами и избегать нежелательных – что же мы получим в результате? Образцового ребенка? Как считают психологи, «образцовый» ребенок – несчастливый ребенок. Он просто спрятал свое Я под оболочку, а внутри у него серьезные эмоциональные проблемы. Представьте себе, что мы воспитаем ребенка тихого и всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует, не выходит из под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств по отношению к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никого никогда не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребенка?

Воспитывая наших детей, развивая у них самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!

Что делать, если…
у ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы?

Когда ребенок что-то рассказывает вам, давайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время вытирать пыль, просматривать газеты или красить ногти. Ребенок сразу чувствует, что он в центре внимания, и у него пропадает охота говорить.

Смотрите в глаза ребенку, чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он говорит вам. Поощряйте его продолжить рассказ и спрашивайте: «А что было дальше?», «Он действительно так сделал, да?»

Когда вы отвечаете на вопрос ребенка, постарайтесь не быть многословным. Один мальчик сказал: «Пап, почему мои вопросы такие коротенькие, а твои ответы такие длинные?» Как считают психологи, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста фраза более восьми слов уже трудна для понимания. Пусть речь ребенка преобладает в вашем разговоре с ним.

Имейте мужество предстать перед ребенком со всеми своими человеческими чувствами и слабостями. Если у вас хватит мужества раскрыть их перед ребенком, это пойдет на пользу вам обоим. Исследования показывают, что когда один человек в чем-то признается другому, он, как правило, получает в ответ аналогичное признание. Наверняка то же самое случится с вами и вашим ребенком.

Расскажите сыну/дочери о своих «приключениях», начиная с того времени, когда вы были маленькими. Попробуйте рассказать ему о таких вещах, которые родители, как правило, детям не рассказывают, считая, что им это неинтересно. О хороших и плохих учителях в школе, где вы учились, о ваших драках с мальчишками, о жизни в пионерском лагере, о том, как вы начали собирать марки, о первом свидании и так далее. Вы увидите, все это будет интересно вашему ребенку, вы предстанете перед ним живым человеком. Не надо из каждой истории выводить мораль. Просто расскажите.

ваш ребенок застенчив?

Главное, не позволяйте себе упрекать его: «Ну, чего ты стесняешься?» и тому подобное. Если вы внушите ребенку, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее. Разговаривая с учителем, не приклеивайте своему ребенку ярлык: «Знаете, он у меня такой застенчивый…». К сожалению, для учителя плохие способности и застенчивость часто обозначают одно и то же. Лучше скажите: «Мой ребенок не сразу привыкает к новым людям».

Пусть ваш ребенок чаще общается с детьми, которые младше его. Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность.

Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не мешайте ему и не задавайте бестактных вопросов: «Почему ты все время играешь с малышней? Где же твои ровесники?!

Пик застенчивости приходится на ситуации знакомства с новыми людьми. И не надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения: «Ну, поздоровайся же с тетей! Скажи ей, как тебя зовут».

Почаще приглашайте домой других детей, берите их с собой в кино, на прогулки. Вашему сыну/дочери легче будет завести друзей, если вы все вместе возьметесь, например, испечь пирог. Конечно, это очень хлопотно, можно представить, во что превратится ваша кухня. Но пользы это принесет намного больше, чем если вы будете повторять то и дело, мучая себя и ребенка: «Ну что ты такой застенчивый… Поздоровайся же с тетей!»

ваша дочь стала молчаливой и замкнутой?

Вам никак не удается вызвать ее на откровенный разговор. Вы спрашиваете ее: «Как дела? Не случилось ли чего?» Она отвечает: «Все нормально. Все в порядке», а вам кажется, что девочка что-то скрывает. Вы все более взволнованно задаете вопросы. Она отвечает все неохотнее. Как поступить?

Не начинайте донимать ее задушевными разговорами, прекратите попытки что-либо выведать. Это только ухудшит положение. Дочь еще больше замкнется. Найдите такое дело, которое вы будете делать вместе, тогда и возникнет общение.

Но не перестарайтесь. Не стремитесь проникнуть во все уголки личной жизни ребенка. Ведь у человека есть не только потребность в общении, но и потребность в уединении, стремление побыть наедине с собой, когда хочется разобраться в себе, помечтать, подумать.



Тест для родителей

«Талантлив ли ваш ребенок?»
Конечно, каждый родитель считает, что его ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему неспособных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочарования.

Предлагаем вам тест, составленный психологами для детей 7 – 13 лет. Он поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой сфере деятельности его тянет.

Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, у него все еще впереди. И тем более не стоит считать маленького человека каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными.

Итак, ответьте ДА или НЕТ на следующие вопросы. Каждое ДА дает один балл.


  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

  2. Меняет ли он свои наклонности?

  3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

  4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

  5. Любит ли фантастические истории?

  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

  8. Сделал ли когда-нибудь, чего не знал, или то, чего не существует?

  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

  10. Боится ли темноты?

  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему вкусу?

  14. Не был ли удачен этот замысел?

  15. Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?

  16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

  17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

  18. Есть ли у него свой собственный мир, недоступный окружающим?

  19. Ищет ли он объяснения тому, чего еще не понимает?

  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

  22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Подведем итоги. Подсчитает полученные баллы.



20-23 балла: ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

15-19 баллов: ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь тогда, когда чем-либо заинтересован.

9-14 баллов: у ребенка наблюдается большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

4-8 баллов: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Ознакомившись с результатами теста,

проанализируйте следующие рекомендации психологов по развитию творческих способностей вашего ребенка. Итак, они советуют:

  1. Признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка.

  2. Уважать желание ребенка работать самостоятельно.

  3. Уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности сына/дочери.

  4. Предоставлять ребенку свободу выбора области и приложения сил и методов достижения цели.

  5. Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей ребенка.

  6. Поощрять участие ребенка в групповом творческом процессе.

  7. Поощрять работу над проектами, предложенными самим ребенком.

  8. Исключать какое-либо давление на ребенка, создавать раскрепощенную обстановку.

  9. Одобрять результаты деятельности сына/дочери в какой-либо одной области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности.

  10. Подчеркивать положительное значение индивидуальных отличий вашего ребенка от других.

  11. Уважать потенциальные возможности ребенка, если он в чем-либо отстает.

  12. Демонстрировать свой энтузиазм в какой-либо области деятельности.

  13. Поддерживать своим авторитетом ребенка, который высказывает отличное от других мнение и в связи с этим испытывает давление со стороны своих сверстников.

  14. Создавать ситуации, при которых ваш ребенок, не обнаруживающий особых успехов в учении, имеет возможность тесного общения с более способным ребенком.

  15. Помогать находить ребенку в его фантазиях связь с реальным миром.

  16. Извлекать максимальную пользу из его хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.

  17. Проявлять терпимое отношение (по крайней мере, временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка.

  18. Поощрять максимальную вовлеченность в совместную творческую деятельность с детьми, которые старше его по возрасту.

  19. Постоянно убеждать ребенка, что вы для него являетесь единомышленником, а не противником.


Анкета для родителей

«Профессиональное будущее ребенка»
Профессиональные интересы активно формируются в школьные годы. Каждый из родителей стремится предугадать профессиональное будущее своего ребенка. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем специальную анкету. С ее помощью можно определить, какими способностями обладает ваш ребенок. Знание способностей ребенка поможет вам в формировании у него профессиональных интересов. Старайтесь отвечать искренне, не спешите с оценками, посоветуйтесь с мужем/женой и другими взрослыми членами семьи. Хорошо было бы прислушаться к мнению учителей в оценке способностей вашего ребенка.

Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной шкале) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней – 4, средняя – 3. оценка 2 балла – самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, интеллектуальные способности) разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные по всем областям данные сравните между собой.

Выделите три-четыре наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т.п.).

Обнаруженные склонности вашего ребенка могут оказаться полезными и в том случае, если ваша девочка/мальчик имеет склонность к новым оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять. Вы можете подбодрить ребенка, сказав, например: «Молодец, ты умеешь творчески мыслить!»

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития.

Конечно, анкета не охватывает всех проявлений одаренного ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов и способностей, не перечисленных в анкете.

Структура способностей вашего ребенка представляет также исследовательский интерес. Вам и ребенку, наверное, интересно знать, как одни способности связаны с другими. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западание» какой-либо способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда по всем пунктам демонстрируются результаты значительно выше среднего. Такая картина способностей вполне естественна.
Интеллектуальные способности

  1. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

  2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических повседневных ситуациях.

  3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

  4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

  5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

  6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.

  7. Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год-два.

  8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

  9. Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.

  10. Обгоняет своих сверстников по учебе на го-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему/ей хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

  11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

  12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.


Художественные способности

  1. Рисунки и картины отличаются многообразием сюжета.

  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет собственные творческие работы.

  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

  6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.

  7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях, пространственно.


Музыкальные способности

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

  2. Хорошо поет.

  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда где можно слушать музыку.

  5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

  8. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.


Способности к научной работе

  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

  2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

  3. Обладает выше средней способностью понимать абстрактные понятия, устанавливать обобщения.

  4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

  5. После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы.

  6. Не унывать, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

  7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

  8. Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т.д.).

  9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.


Литературные способности

  1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

  6. Умеет хорошо ввести в рассказы детали, важные для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжет линии.

  7. Любит писать рассказы и стихи.

  8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.


Артистические способности

  1. Легко входит в роль изображаемого персонажа, другого человека и т.д.

  2. Интересуется актерской игрой.

  3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.

  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

  6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.

  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  8. Пластичен и открыт для всего нового, не «зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.


Технические способности

  1. Хорошо выполняет всякие задания, связанные с ручным трудом.

  2. Интересуется механизмами и машинами.

  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников и т.д.

  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

  6. Любит рисовать чертежи механизмов.

  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.


Способности к спорту

  1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

  2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

  4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

  6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и др.).


В дополнение к этому заданию вы можете оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведен перечень характеристик одаренных и талантливых детей. По наблюдениям психологов и учителей, он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет вам определить уровень проявления способностей ребенка. На вопросы анкеты необходимо отвечать «ДА» или «НЕТ».
Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

  11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «ДА» на все вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей старше него.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Окружающим часто кажется не по возрасту взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

  9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.

Положительные ответы на все вопросы дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие у вашего ребенка высокий творческий потенциал.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявление упорства в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдельные ассоциации между различными предметами и явлениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница