«Родители глазами подростка … или особенности детско-родительских взаимоотношений в подростковом возрасте»



Скачать 31.62 Kb.
Дата24.04.2016
Размер31.62 Kb.
Тема: «Родители глазами подростка … или особенности детско-родительских взаимоотношений в подростковом возрасте»

Автор: Маркова Ксения


ученица 10 хим./биолог. класса лицей № 387

Научный руководитель: Редина Анна Викторовна

В данной работе я рассматриваю, как семья (родители) могут влиять на развитие личности подростка, при этом изучаю видение основного стиля воспитания глазами самого ребенка, что, на мой взгляд, очень ценно. В первой главе представлен обзор литературы, посвященной проблемам развития личности подростков (их индивидуальность), а также особенностям их взаимоотношений с родителями.

Важно отметить, что семья занимает одно из самых важных мест в жизни каждого человека и, в первую очередь, является источником его становления и развития, под воздействием которого в его жизнедеятельности закладываются основные механизмы поведения и мироощущения в целом.

Образ родительской семьи, с которым ребенок постоянно сталкивается, он может переносить сначала на свои представления о семье, а затем и в реальную жизнь. И хочет ли он того или нет, но, будучи взрослым человеком бессознательно может транслировать именно те правила и установки, которые были присущи его родительской семье.

Надо сказать, что именно в подростковом возрасте могут происходить существенные изменения в отношениях подростка и родителей.

Это может быть связано с особенностями развития ребенка в подростковом возрасте, так и с особенностями семейной ситуации и отношением родителей к самому подростку.

В качестве важнейшего аспекта развития личности подростка и его изменений многие авторы – как классические, так и современные – рассматривают проблему анатомии и индивидуации.

На основе анализа литературы была сформулирована следующая гипотеза исследования: что в подростковом возрасте существуют определенные особенности детско-родительских взаимоотношений, непосредственно влияющие на развитие личности подростка.

Таким образом, задачей данного исследования является изучение особенностей детско-родительских взаимоотношений и их влияния на развитие личности подростка.

Предмет исследования: стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности подростка, включая его индивидуальные психологические характеристики.

Объект исследования: учащиеся старшего подросткового возраста 15-16 лет в количестве 18 человек.

В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты: в поведении подростков возможны негативизм, упрямство, своеволие при непоследовательности, жесткости и ригидности требований, их резкой смене по отношению к ребенку. Заметны признаки повышения уровня личностной тревожности в связи с повышением значений по шкалам: враждебности, директивности и непоследовательности, что в свою очередь может усиливать конфликтная обстановка в семье в целом. На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что опрошенные нами подростки в большинстве случаев воспринимают и оценивают отношение родителей как непоследовательное, при этом заметны эмоциональная отстраненность со стороны одного родителя и авторитарность со стороны другого в полных семьях. Редко встречается гармоничная система воспитания и поэтому происходят нарушения в развитии автономии и индивидуации, связанные с формированием преждевременного и чрезмерного стремления к самостоятельности, независимости и автономии.

Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, что в подростковом возрасте существуют определенные особенности детско-родительских взаимоотношений, непосредственно влияющих на развитие личности подростка в целом.

Литература:

Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии» М.: прогресс, 1995.

Захаров А.И. «Психологические факторы формирования неврозов у детей» Автореф. дис. Л., 1991

Ковалев С.В. «Психология семейных отношений» М.: Педагогика, 1987.

Леонгард К. «Акцентуированные личности» Киев, 1981.

Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков» Л.: Медицина 1983

Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста» СПб.: Питер, 2000

Сатир В. « Как строить себя и свою семью» М.: Педагогика-Пресс, 1992

«Семья в психологической консультации» // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика, 1989



«Семья и формирование личности» // Под ред. Бодалева А.А. М.: Мысль, 1987

Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. «Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей» // Вопросы психолгии, 1986, № 2
Каталог: allkonkurs -> 2007 -> NPK -> Work
Work -> Оптические иллюзии
Work -> Сравнительно-сопоставительный анализ современной зарубежной и отечественной фантастической литературы
Work -> «Сны и сновидения»
Work -> Подростковый возраст как фактор риска развития наркозависимости
Work -> -
Work -> Системы, основанные на знаниях
Work -> «Массовая культура и общество»
Work -> Исследование истории развития сказок, мифов, басен и легенд Британских островов, их создание, происхождение, предыстория
Work -> «Формирование личности в обществе»
Work -> Тезисы Секция психология Тема работы «Конфликт» Фамилия, имя участника Иванова Татьяна мук, школа №585, 11-2


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница