Родительское собрание в 6-м классе в форме интерактивного занятия " Читать или не читать?"



Дата24.04.2016
Размер108 Kb.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать»

Д.Дидро

Родительское собрание в 6-м классе в форме интерактивного занятия "

«Читать или не читать?"

 (ролевая игра с использованием метода «Мозаика»)


Цели собрания:

  • показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению и социализации;

  • способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;

  • развивать навыки сотрудничества родителей, совместного обсуждения и решения проблем, желание общаться.

Подготовительный этап:

  • проведение мониторинга самооценки учащимися своей учебной деятельности;

  • анкетирование учащихся;

  • изучение читательского интереса учащихся на основе анализа посещения школьной и городской библиотек;

  • посещение членами родительского комитета уроков в 6 классе и подготовка ими сообщения об уровне интеллектуальной деятельности учащихся класса;

  • подготовка жетонов разного цвета для формирования групп участников собрания. Желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней. Например, 5 жетонов красного цвета,5 жетонов желтого цвета, 5 жетонов синего цвета, 5 жетонов зеленого цвета, 5 жетонов оранжевого цвета. На жетонах одного цвета проставляются номера попорядку от 1 до 5. В начале игры участники собираются в заинтересованные группы по жетонам одного цвета. В ходе игры они переходят в смешанные группы, объединившись по номерам, и тогда в каждой группе присутствуют представители всех первоначальных заинтересованных групп.

Ход собрания

Вступительное слово


Уважаемые родители!

Сегодняшнее родительское собрание я хотела бы посвятить теме: «Читать или не читать?»Проблемы детского чтения, а точнее, нечтения, волнуют сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и многих родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «старую добрую книгу»…

Учить любить книгу ребёнка надо не только в школе, но и дома. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Всё чаще и чаще можно слышать от родителей сетования по поводу того, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать в наш компьютерный век не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это не верно.

Было проведено анкетирование, и мы получили следующие результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят читать сами, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей чаще за чтение, чем хвалят.

В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естественен постоянный интерес родителей к успехам ребёнка. Радость родителей по поводу успеха ребёнка, его новых знаний воспитывает в нём желание учиться. В этом серьёзном труде у школьника, могут быть и какие – то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребёнку преодолеть их, не срывают на нём своё раздражение по поводу этой неудачи. Необходимое условие умственного воспитания и самовостипания любого человека – чтение книг. Чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь. В 8-10 лет дети должны уметь получать информацию самостоятельно (читать занимательные книги, познавательную литературу, пользоваться словарями, энциклопедиями). Большое значение чтению, его культуре уделял в своей педагогической работе Сухомлинский, он считал, что без высокой культуры чтения нет школы, нет подлинного умственного труда. Без помощи родителей учителю трудно, поддерживать интерес к чтению. От того, как ребёнок овладел техникой чтения, умением понимать прочитанное, зависят его успехи и по другим предметам. К самостоятельному чтению детей необходимо проявлять внимание. Макаренко писал, что родители должны контролировать подбор литературы, должны знать, как читает ребёнок.

Но в нынешней сумрачной картине детского чтения есть и светлые краски. Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели.

Чтение – процесс творческий и глубоко личностный. Руководить чтением своего ребёнка – это значит совместно открывать необъятный мир духовных ценностей. Лучше всего постепенно, пошагово пробуждать и поощрять интерес ребёнка к книгам. Как это осуществить?

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребёнка возникает потребность в чтении естественно и незаметно.

Другое важное условие воспитания читателя – сотворчество детей и взрослых «вокруг книги». Семейное чтение должно стать традицией, занятием систематическим, любимым, ожидаемым всеми с нетерпением. Читайте каждый вечер (или свободный вечер) все вместе в особой, духовной, атмосфере! Хорошим примером является пример родителей, если ребёнок видит, что мама читает книгу, папа читает газету или журнал, то и ребёнок захочет последовать их примеру. В возрасте 8-10 лет дети могут читать детские журналы и газеты. В настоящее время не каждая семья может себе позволить выписать детские журналы и газеты или купить книгу, но из этой ситуации есть простой выход в нашей сельской библиотеке-музее и школьной библиотеке есть газеты и журналы, подходящие для их возраста. (показать имеющиеся журналы и газеты из библиотеки, а также журнал «Эврика» органом издания, которого является созданная в школе Детская Республика «Подросток».

Желаемый результат можно получить, когда не один ребёнок идёт в библиотеку, а с кем-то из родителей, которые ему помогут выбрать подходящую книгу или журнал, а после её прочтения побеседуют. Пусть ребёнок слушает пластинки, где профессиональные актёры читают литературные произведения.

Помните, что малыш имеет право на собственное суждение, не совпадающий с вашим взгляд на прочитанное. Научитесь в семейных дискуссиях уважать личность ребёнка, его индивидуальные вкусы и пристрастия. Убеждайте, а не навязывайте своё мнение.

Читайте книги вместе с ребёнком по очереди. Две книги в неделю – достаточно. Смотрите диафильмы и по очереди читайте написанное в кадре. Мы с вами так детально рассматриваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе. Если с вашей стороны уважаемые родители будет уделено больше внимания, то проблемы, о которой я рассказала, не будет при изучении и подготовки к изучению устных предметов. Научить детей ответственному, бережному обращению к библиотечным книгам – обязанность родителей.


1. Переход к теме собрания, формулирование целей.


1.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, взаимосвязи результатов учебной деятельности с желанием читать.

1.2. Знакомство родителей с Пакетом документов» (Приложение)

1.3. Анализ посещения школьной и городской библиотеки, характеристика круга читательских интересов учеников класса. (Сказки, энциклопедии, фантастика, научно - популярные журналы, произведения Дарьи Донцовой).

Я трачу на чтение

Я хотел бы тратить на чтение

0 минут - 4 человека

10 минут – 4 человека

20 минут – 3 человека

30 минут – 3 человека

45 минут – 2 человека

1 час – 5 человек

2 часа – 2 человека

3 часа – 1 человек



0 минут – 3 человека

5 минут – 1 человек

10 минут – 2 человека

20 минут – 4 человека

30 минут – 3 человека

1 час – 5 человек

1 час 30 минут – 1 человек

2 часа – 3 человека

3 часа – 1 человек

4 часа – 1человек



1.4.. Выделение проблемы «Малое количество времени, затрачиваемое учащимися класса на чтение».

1.5. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:

«Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.

Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже.

Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Как пишет «Российская газета»: «Нечитающие дети становятся «третьей бедой» России».



Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Прямым подтверждением этих данных российских ученых стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. В результате с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 % юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа интереса - привычка ребенка читать. Но печальная статистика сообщает, что за последние 20 лет выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Как сообщает «Российская газета» считанные проценты семей имеют домашнюю библиотеку.

Посещение родителями нашего класса уроков географии, истории, биологии, русского языка, математики позволило увидеть и оценить умения учащихся читать на уроке и осмысливать прочитанное, усваивать учебный материал».

1.6.Сообщение членов родительского комитета о впечатлениях с посещенных уроков.

2. Интерактивная часть.


2.1 Обсуждение возникшей проблемы.

Итак, перед нами встала проблема «Нежелание детей читать». Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить. Давайте ответим на вопросы:

- Почему дети не любят читать?

- Как заинтересовать детей чтением?

- Кто должен быть заинтересован в решении проблемы?


  1. учителя;

  2. родители;

  3. библиотекари;

  4. дети.

Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.

2.2. Оформление четырех заинтересованных групп и обсуждение проблемы по алгоритму, предложенному в опорной таблице. Например, пять групп по пять человек.

Каждый член группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)



В чем состоят три главные причины проблемы?

Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?

Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?

 

 

 

2.3. Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)

2.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Оформление рекомендаций на листе ватмана.

2.5. Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.

2.6. Рефлексия:

  • Что нового вы сегодня узнали, что было интересным?

  • Что дал вам наш сегодняшний разговор?

  • Что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?

3. Заполнение анкеты в родительских дневниках.


  1. Является ли чтение одним из увлечений Вашего ребенка?

  2. Сколько времени он проводит за книгой?

  3. Убеждаете ли Вы ребенка читать, или он это делает без принуждения?

  4. Какие книги он предпочитает?

  5. Как Вы поощряете его читательские стремления?

  6. Дарите ли Вы ребенку книги?

  7. Есть ли у Вас на этот счет какие-то свои убеждения?

  8. Обсуждаете ли Вы прочитанные в семье книги?

  9. Советуете ли Вы ребенку читать книги своего детства и юности?

  10. Считаете ли Вы себя активным читателем?

  11. Являетесь ли Вы для своего ребенка примером в чтении?

Подведение итогов

Свое выступление я хочу закончить словами Томаса Маколея – английского историка и видного политического деятеля 19века.

“….Если бы мне предложили стать королем- хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными- вкусными обедами… укладывали спать в мягкую- мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды- с единственным условием, чтобы я не читал книг - я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки”.

Я буду рада, если алгоритм, составленный для вас, родителей, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам!


      1. Алгоритм семейного чтения


 Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.


2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

4. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей из методического сборника Дереклеевой Н.И. «Новые родительские собрания.5-9 кл.» М.:ВАКО,2006



«Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые сове­ты и пожелания.

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

  2. Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  3. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привыч­ку видеть в доме книгу ежедневно.

  4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.

  6. Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намерен­но его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

  8. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими дет­скими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авто­ров, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книж­ные реликвии своей семьи.

  12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счаст­ливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях».

Надеюсь, что и советы американского психолога В. Уильмса помогут вам в решении данной проблемы:

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.

  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).

  • На видном месте дома повести список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг, прочитано и за какой срок)

  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и п.т)

  • В доме должна быть детская библиотечка

  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что – то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях)

  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

  • Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

  • По чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!

  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

  • Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

Подведите итоги.

- Достигнута ли цель?


- Захотелось ли вашему ребенку продолжить знакомство с другими книгами этого автора?
Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница