Родительское собрание «Профилактика насилия над детьми и подростками в семье» Цель данной проблемы



Скачать 124.25 Kb.
Дата27.04.2016
Размер124.25 Kb.
Родительское собрание

«Профилактика насилия над детьми и подростками в семье»
Цель данной проблемы - предотвращение бытового насилия в семье посредством проведения работы среди населения для повышения общего уровня психологической культуры, формирование социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения.



Слайд-1

«Профилактика насилия над детьми и подростками в семье»





Насилие в семье, к сожалению, до сих пор остается проблемой. Чудовищность проблемы редко предстает взору общественности.
О ней мало и неохотно говорят по понятным причинам, предпочитают, чтобы эта тема оставалась закрытой.





Перед тем как перейти конкретно к разговору о насилии в семье, хочется, чтобы вы ответили на вопрос: «Что такое насилие?»


Слайд-2

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.





Работа в группах - записать формы насилия, определение, форма проявление и необходимо ответить на вопрос «Кто может способствовать фактору насилии


Слайд-3

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии





Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.





Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.





Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.







Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.





Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.


Слайд-4

Психологическим насилием является:

  • отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

  • угрозы в адрес ребенка;

  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;

  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

  • принижение его успехов, унижение его достоинства;

  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;

  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.







К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

  • попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

  • уступчивость, податливость;

  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

  • запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

  • устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

ВИДЕО

Теперь поговорим о насилии в семье.

Насилие в семье – огромная социальная проблема.



Я предлагаю просмотреть видео «Издевательство над детьми»


Слайд-5

Домашние тираны и деспоты - это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальность.
Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношении между супругами и в их отношении к детям. По результатам исследования НИИ семьи почти пятая часть россиян применяют к своим детям физические наказания.





Степень проявления насилия в семье может колебаться от незначительной, такой, к примеру, как шлепки или толчки, используемые, скорее, для запугивания, чем нанесения увечья, до смертельной. Ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 до 50% погибших детей убиты родителями или лицами, их заменяющих.

Физическое насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей. В побоях видят подходящее средство воспитания только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания






Конечно, нам могут возразить: мол, не в каждой семье, где ребенка воспитывают оплеухами и приказами, вырастают монстры… Но культ насилия в семье переходит из поколения в поколение: человек, подвергавшийся в детстве насилию, сам становится жестоким по отношению к своему сыну, который, в свою очередь, усвоит то же самое… Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, – постоянные спутники многих школьников. Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, надежды и отчаяния, попытка оправдать ожидания и впустую потраченная энергия – это то, с чем приходят подростки на консультацию к психологу. Среди них – дети из вполне благополучных на первый взгляд семей, а также дети, находящиеся на особом учете.





Что происходит, когда взрослые любой ценой добиваются от ребенка покорности и послушания? Они подавляют эмоционально-волевую сферу растущей личности. В этом случае получается удобное для родителей существо, которое не отвлекает на себя внимания, не раздражает. Но из таких послушных, «удобных» детей часто вырастают зависимые от кого-то или чего-то люди: от начальника-самодура или мужа-истязателя, от алкоголя или наркотиков и т. д. Патологическая зависимость – это заменитель любви и одобрения, недополученных в детстве. Известен факт: из послушного и робкого ребенка вырос чудовищный маньяк – убийца Чикатило.





Но может быть и другой опасный вариант – в атмосфере авторитарности вырастает бунтарь, который из чувства протеста «дает жару-пару» своим родителям и учителям: уходит из дома, перестает учиться, девушка с такой «прививкой» становится матерью-одиночкой и т. д. Взрослея, эти молодые люди продолжают конфликтовать с окружающими, виня своих родителей и учителей в том, что не сложилась жизнь. Такой специфической «благодарностью» платит повзрослевший ребенок своим педагогам за то, что они «хотели как лучше»…




Дело в том, что подростки и их родители ищут помощи специалиста, как правило, только в глубоко запущенных случаях…


Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Как своевременно увидеть и принять меры?..
. Заметим, что подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая воскресение – значит именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая информацию о включенности подопечных в акты насилия.
И здесь мы прекрасно понимаем, что лезть в личную жизнь семьи – это тоже проблематично и не корректно.

При сборе такой информации обращаем внимание на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.


Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.





Слайд-6

Но прежде всего необходимо определить, какие же ф а к т о р ы способствуют семейному насилию (по результатам социологических опросов):

Факторы риска:

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

  • безработица, постоянные финансовые трудности;

  • постоянные супружеские конфликты;

  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;

  • низкий уровень культуры, образования;

  • негативные семейные традиции;

  • нежелательный ребенок;

  • умственные или физические недостатки ребенка;

  • «трудный» ребенок.



  • Низкая успеваемость ученика. Однако для мальчиков успеваемость в школе не столь значима, как для девочек, и в меньшей степени влияет на их самооценку.

  • Девочки из неполных семей склонны применять психическое насилие по отношению к сверстникам чаще, чем мальчики.

  • Авторитарный и властный стиль воспитания в семье. Дети в таких семьях зачастую «задавлены», и школа является тем самым каналом, где они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

  • Частые конфликтные ситуации в семье. Дети из семей, где «практикуется» насилие, воспринимают насильственные ситуации иначе. Часто на насильственную коммуникацию они реагируют как на нормальное явление.







Основными направлениями работы по профилактике насилия в семье являются работа собственно с семьями и работа с детьми.
При работе с семьями наша главная задача заключается в том, чтобы:

- помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, чтобы набор средств родительского воздействия исключал телесные наказания;


- дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения.





Слайд-7

Данный перечень далеко не полон, к перечисленным можно отнести и ознакомление родителей с Законами РФ.

С 1 января 1997 г. в РФ была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.

Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Если возникло стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, то классному руководителю / родителю необходимо обратиться к социальному педагогу , Администрации школы, где коллегиально вырабатывается стратегия взаимодействия с семьей и могут оказать помощь ребенку.

За содействием обращаются к школьному психологу, инспектору по охране прав детства при ОУ, уполномоченному по защите прав ребенка при ОУ, инспектору по делам несовершеннолетних (ПДН), медработнику и специалистам органов опеки и попечительства.

Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

В соответствии с законодательством РФ ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст.7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).




ВИДЕО

Просмотр видеофрагмента «НЕ БЕЙТЕ ДЕТЕЙ!»





Существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:


  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;




  • следы сексуального насилия;




  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);



  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;




  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.







Мы должны всегда помнить о том, что «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Об это гласит - Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года).



И реагировать на это просто необходимо!!!



Слайд-11

Ребенок — не раб, взрослый — не господин.

Ребенок и взрослый имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.


Слайд-12

Жестокость взрослых порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:



«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».


Слайд-13

Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!


ВИДЕО

Просмотр видеофрагмента «Откажитесь от насилия ради будущего детей»





Таким образом, мы с вами определились с формами насилия и их проявлениями, хотя это лишь малая часть; постарались рассмотреть источники насилия, и как необходимо действовать в случае обнаружения у детей факторов насилия.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница