Родительское собрание по профилактике суицида среди детей и подростков



Дата19.04.2016
Размер31.9 Kb.
Родительское собрание по профилактике суицида среди детей и подростков.

Беломестнова В.А.

учитель

МБОУ Ясногорская СОШ

Оловяннинский район

Цель проведения родительского собрания:



  • Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида

Задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей;

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

  • Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание  его проблемам.

Форма проведения: беседа

Оснащение: компьютер, презентация, монитор компьютера, .

Эпиграф:

…В интернете нашла дневник 

Прочла его и день поник 

Там парень смерти хотел 

Писал, что шаг и полетел... 

Он смысл жизни найти пытался 

Один с проблемой никак не справлялся 

Хотел залить всё горьким вином 

Душа горела мертвым огнем 

И я не знаю, что стало с ним

Может живет до сих пор невредим 

А может в полет последний сорвался 

Миг лишь парил - беззаботно смеялся ...

Структура родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. Анкетирование

III. Рефлексия

IV Заключительное слово классного руководителя.

Ход родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Учитель: Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня у нас очень важная тема, касающаяся жизни наших детей. Это самоубийство.

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо.

Нет ничего нелепее смерти, ничего, кроме самоубийства. Когда человек добровольно уходит из жизни, чувство вины посещает даже тех, кто никак не мог повлиять на его последнее решение. И здесь лидируют именно подростки, причем часто из весьма благополучных семей.

По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. Эта тревожная ситуация актуальна и для Забайкальского края. Смертность детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста в Забайкальском крае по причине самоубийств (на 100 000) значительно превышает показатели РФ.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот: «Апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 12%, чем среднегодовой.

О предрасположенности к суициду могут свидетельствовать следующие факторы: 



  • Предыдущая (незаконченная) попытка суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.

  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.

  • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).

  • Суициды в семье.

  • Алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных, употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше – до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины или психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

  • Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

  • Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы).

  • Хронические или смертельные болезни.

  • Тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.

  • Семейные проблемы: уход из семьи или развод.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Признаками эмоциональных нарушений, способствующих суицидальному поведению являются:



  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.

  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).

  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.

  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.

  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.

  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.

  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.

  • Погруженность в размышления о смерти.

  • Отсутствие планов па будущее.

  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;«Я не могу так дальше жить».

  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

  • Много шутить на тему самоубийства.

  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки.

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 

  • Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Способы суицида.

  • Отравления лекарственными препаратами.

  • Отравления бытовой химией.

  • Порезы вен и повешения.

  • Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП, с единственной жертвой - фактически суициды.

Первая причина и самая основная – непонимание.

Парадокс суицида. Очень часто мы слышим фразу при обсуждении самоубийства, реакцию: "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!".

Так вот, что парадоксально – основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали. 

Не было ни одного человек способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых, отчего они воспринимают себя как отверженных и никому не нужных "чужаков". Не понимали глубину его переживаний и депрессивного состояния и помогли найти другой выход.

Суицид у подростков – это не экзотическое явление; суицидальные мысли свойственны подростковому и юношескому возрасту. 

Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. 

Советы родителям

Надо стараться создавать атмосферу доверия в семье, общаться, разговаривать с ребенком, говорить с ним и о своих, и о его переживаниях. Во время таких доверительных разговоров ни в коем случае нельзя обвинять ребенка и говорить ему, что он сам виноват в той ситуации, какая у него сложилась.

Родители должны демонстрировать свою способность и готовность решать проблемы, а не прятаться от них и делать вид, что их вообще не существует.

Иногда родители неосознанно дают своим детям посыл «лучше не говори мне ни о чем плохом; мне проще этого не знать». Как проблемы ни маскируй, они все равно останутся, и их придется решать.

Когда ребенок поймет, что мама или папа выдержат, что с ними можно поделиться любой проблемой, он не будет бояться их расстроить своими признаниями.

Семья должна быть местом, где можно показать свою слабость и рассказать о своих проблемах. Но для этого родителям надо элементарно давать себе труд послушать ребенка и ему что-то рассказать.

Это не значит, что надо посадить его перед собой и устроить допрос: «Так, отвечай, что у тебя в школе? Что у тебя с друзьями? Что ты сегодня ел? Не хочешь ли ты свести счеты с жизнью?»

Надо спросить ребенка о его настроении, почему он, к примеру, выглядит грустным. Можно вначале рассказать ему о своих переживаниях и событиях за день.

Родители должны сами говорить ребенку о своих чувствах, о каких-то ситуациях, рассказывать о том, как они сами находили выход из разных ситуаций.

Это покажет ребенку, что о своих чувствах и переживаниях можно говорить и что нет ничего такого, о чем он не может рассказать родителям. Это и есть доверительные отношения в семье.

II. Анкетирование

Предоставление информации родителям  о результатах анкетирования детей.

III. Рефлексия

Заполнение родителями анкеты "Взаимоотношения с подростком"

Цель: рефлексия собственных отношений с подростком.

- Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.


  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?

  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?

  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

Можно заменить на онлайн-тестирование http://www.ya-roditel.ru/parents/tests/relationships.with.teenager.php?parentsTest=1

IV.Заключительное слово учителя

Учитель:


Самой крупной и действенной структурой по профилактике суицида сегодня является сайт “Победишь.ру”. Сайт ежедневно посещают около 1,5 тыс. человек, каждый день несколько человек пишут отзывы о своем отказе от суицида. На сайте качественные материалы психологов, священников, людей, успешно совладавших с суицидальными желаниями, дружная “группа поддержки”. Уважаемые родители если вы заметили, что с вашим ребенком что-то происходит, не стесняйтесь спросить совета у специалистов в этой области. Помогите своему ребенку!

Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок сможет возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

Литература


  1. Онлайн - тест http://aeterna.qip.ru/test/view/122744/ или http://www.vashpsixolog.ru/psychology-for-all/96-psychological-tests/454-test-to-assess-stress

  2. http://www.pobedish.ru/

Памятка родителям

Телефоны экстренной помощи:

Телефоны доверия: Центр «Лад»

Подростковая линия ТД «Поговорим…»

Телефон Доверия (при ГУСО ЦПППН «Доверие»).

Единый телефон доверия

Круглосуточно.


8 (30-22) 32-13-70

8 (3022) 31-90-36

8 (3022) 31-90-32

8 -800-2000-122



Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»


8 (30-22) 20-01-75

ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Семья»


8 (30-22) 41-11-91

8 (30-22) 41-06-62



ГУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие»


8 (30-22) 25-14-88

МБУ городской научно-методический центр психолого-педагогический медико-социальный центр «Лад»


8 (30-22) 32-13-70

Полиция

02


Скорая медицинская помощь

03

Каталог: storage4 -> article
article -> Педагогический проект: «Приобщение детей к народной культуре»
article -> Системно-деятельностный подход в обучении математики
article -> "Педагогические методы для формирования мотивации у школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках географии"
article -> Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Система классных часов с 0 по 4 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница