Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная
|
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско - детских отношений
Группа Вл20П171
Студент
Катайцева М.О.
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1
тема «Родительско-детские отношения и
психическое развитие человека»
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
№
|
Гипотеза обследования
|
На кого направлено обследование
|
Психодиагностические
методики
|
1
|
Взаимоотношения мамы с ребенком
|
На семилетнего ребенка
|
1. Выявление общего уровня развития и мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе
2. Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе
3. Тест «Мотивационная готовность» (по Т.Д. Марцинковской)
4. Методика изучения социально-психологической адаптации детей в школе
|
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям.
Рекомендации:
• Создавайте для ребенка оптимальные условия учебы,
• Уделяйте ребенку больше внимания, особенно во время выполнения домашнего задания,
• Создание личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности,
• Обращение к нравственным чувствам (к любви, состраданию, уважению, стыду, чувству прекрасного),
• воздействие путем положительного примера, разъяснения, требования, внушения, сочувствия.
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
№
|
Гипотеза обследования
|
На кого направлено обследование
|
Психодиагностические
методики
|
1
|
Как отучить ребенка перенимать отрицательное поведение
|
Мальчик 4 года
|
1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
2. «Диагностика уровня адаптированности ребенка
к дошкольному учреждению»
3. Тест «Страхи в домиках»
Тест А И. Захарова, модификация
М.А. Панфиловой
4. Методика « Нарисуй себя»
|
|
Рекомендации:
1. Ребенку нужно вселять уверенность в том, что у него все получится. Он должен чувствовать ваше одобрение и поддержку.
2. Если ребенок капризен, сумейте заинтересовать его в процессе одевания, придумайте поощрение его самостоятельности.
3. Будьте терпеливы и внимательны к ребенку
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя.
5. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
6. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания.
8. Самое главное — ваше эмоциональное состояние!
Практическое занятие № 2
тема «Основные характеристики
родительско-детских отношений»
Задание 3. Заполните таблицу.
№
|
Проблемная область для
|
Название психологических методик
|
|
психодиагностики
|
|
1.
|
Замкнутость подростка
|
1. Наблюдение;
2. Социометрия;
3. Тест Айзенка (темперамент);
3. Кинетический рисунок семьи, ДДЧ;
4. Тест тревожности Филлипса.
5. Доверительная беседа;
8. Создание ситуации успеха;
9. Вовлечение в коллективную деятельность;
|
2.
|
Межличностные конфликты между матерью и подростком
|
1. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (П.В.Трояновская)
2. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н. Семаго (СОМОР);
|
3.
|
Агрессивность дошкольника
|
1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
2. тест фрустрации Розенцвейга;
3. тест руки Вагнера;
4. незаконченные предложения;
5. тест Басса – Дарки;
|
4.
|
Страхи у дошкольника
|
1. Тест «Страхи в домиках».
2. Тест «Сказка «Страх».
3. «Рисунок семьи»
4. «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
5. «Мои страхи»
|
5.
|
Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь)
|
1. Наблюдение
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |