Рггу рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер0,81 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(РГГУ)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Москва 2013


Составители:

Е.М.Емышева, М.С.Стефко.

При участии Е.Н. Евсеевой, А.В. Корчинского, И.А. Коссова, А.М.Перлова, Е.И.Сафоновой.

Рекомендовано Методическим советом РГГУ

Протокол № 2 от 20.06.2013

Рекомендовано РИСО

Протокол № 6 от 24.06.2013

Материал опубликован в Электронной библиотеке РГГУ

© Российский государственный гуманитарный университет

Содержание

Введение ……………………………………………………………………4-8

Раздел 1. Планирование и организация самостоятельной работы …9-16

Раздел 2. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы……………………………………………………………………….17-19

Раздел 3. Методическое руководство самостоятельной работой ……20-22

Раздел 4. Виды и формы самостоятельной работы ……………………23-40

Раздел 5. Методическое обеспечение самостоятельной работы………41-44

Приложения…………………………………………………………………45-62

Список литературы……………………………………………………………63

Введение


Организация самостоятельной работы обучающихся является одним из важнейших вопросов в условиях реализации компетентностной модели образования. Это связано не только с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как жизненной стратегии личности. Мотивация к непрерывному образованию, общекультурные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализации своих жизненных планов. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, овладевать способами адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Студентоориентированная направленность высшего образования подразумевает широкое участие обучающихся в образовательном процессе, возможность реализации их академических свобод, переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, повышение ответственности за результаты.

Под самостоятельной работой обучающихся сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования, осуществляемой в


определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся по формированию общекультурных и профессиональных компетенций, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Таким образом, самостоятельной работа может быть как в аудитории, так и вне ее. Сами виды и формы самостоятельной работы пересекаются, во многом дополняя друг друга. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы обучающихся, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Организация внеаудиторной самостоятельной работы представляется наиболее трудоёмкой, но необходимой для реализации компетентностного подхода в образовании. В связи с чем, в данных рекомендациях основное внимание уделяется этой форме работы.

Самостоятельная работа представляет собой важнейшую составляющую компетентностно-ориентированного образовательного процесса и служит достижению следующих целей:


  • формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента компетентности выпускника;

  • формирование научно-исследовательских компетенций

обучающихся, способности к осуществлению самостоятельных научных проектов;

  • внеаудиторное формирование общекультурных, профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин (модулей), позволяющее в ходе аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения.

Отсюда вытекают общие задачи самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование навыков работы с литературой;

  • развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.

Успешность самостоятельной работы определяется рядом условий, к которым можно отнести:

  • целенаправленное планирование и рациональную организацию;

  • мотивированность обучающихся на выполнение заданий;

  • эффективную консультационную помощь;

  • разнообразие видов и форм самостоятельной работы;

  • обеспечение обучающихся необходимыми методическими и информационными ресурсами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий.

Организация самостоятельной работы обучающихся строится на основе федеральных и локальных нормативных документов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) устанавливают общую трудоемкость по освоению основной образовательной программы и долю самостоятельной работы в ней.

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования (ООП ВПО) РГГУ предлагает макет построения ООП ВПО и структуру учебно-методического комплекса с обязательным включением методических рекомендаций обучающемуся по организации самостоятельной работы.

Учебные планы по направлениям подготовки устанавливают трудоемкость отдельных дисциплин (модулей), ее распределение на аудиторные занятия и время для самостоятельной работы.

Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся определяет цели, основные виды и формы самостоятельной работы, порядок ее планирования и руководства, формы контроля.

Положение о системе контроля качества освоения ООП регулирует проверку регулярности и результативности самостоятельной работы обучающихся по формированию компетенций в рамках освоения учебной дисциплины, осуществляемую на протяжении семестра посредством текущего контроля успеваемости.

Положение об учебно-методическом комплексе (УМК) РГГУ регулирует требования к разработке УМК нового поколения – совокупности учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающихся в рамках учебной дисциплины (модуля). УМК должен включать методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, ее планирование и организацию.

Также при планировании и организации самостоятельной работы обучающихся следует руководствоваться рекомендациями по методическому обеспечению ООП ВПО, рекомендациями по использованию инновационных технологий в учебном процессе, рекомендациями по проектированию и использованию оценочных средств при реализации ООП ВПО.

Данные рекомендации предназначены для преподавателей Университета с целью оказания помощи в планировании и организации эффективной самостоятельной работы обучающихся как одного из видов учебной деятельности в рамках реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО.


Раздел 1. Планирование и организация самостоятельной работы

Рациональное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся являются важнейшим условием ее эффективности.

Планирование самостоятельной работы является процессом и результатом постоянного согласованного взаимодействия групп - разработчиков ООП, деканатов, кафедр, преподавателей и библиотеки университета. Их основная задача – организация учебной деятельности в максимально подготовленной для этого образовательной среде. Таким образом, уровень организации учебной деятельности и качество образовательной среды напрямую связаны с эффективностью самостоятельной работы обучающегося и успешностью освоения им компетентностно-ориентированной образовательной программы.

Планирование самостоятельной работы направлено на формирование логически выстроенной, прозрачной, понятной, доступной и эффективной системы организации самостоятельной работы и её оценки.

При этом необходимо помнить, что самостоятельная работа обучающихся выполняет в учебном процессе несколько функций:



  • развивающую (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, совершенствование интеллектуальных способностей обучающихся);

  • информационно-обучающую (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

  • ориентирующую и стимулирующую (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

  • воспитательную (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

  • исследовательскую (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы обучающихся лежат следующие принципы: развитие творческой деятельности, целевое плани­рование, личностно - деятельностный подход.

Самостоятельную работу можно назвать эффективной только в том случае, если она организована и реализуется в образовательном процессе как целостная система на всех этапах обучения.

Можно выделить несколько объективных закономерностей организации самостоятельной работы обучающихся:


  • значение и объёмы самостоятельной работы возрастают по мере продвижения от курса к курсу;

  • творческая составляющая самостоятельной работы также возрастает по мере обучения;

  • в процессе организации самостоятельной работы возникает потребность в методическом руководстве со стороны преподавателя;

  • применение информационных технологий становится частью организации и мониторинга самостоятельной работы обучающихся на всех её этапах;

  • большое значение самостоятельной работы (а также её большой вес в общей нагрузке обучающегося и преподавателя) в процессе обучения предполагает необходимость специальной подготовки преподавателей в различных возможных форматах (курсы повышения квалификации, методические рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы, интернет-форум, семинар для обмена опытом).

Структура данной системы закладывается на этапе разработки ООП ВПО, которая в дальнейшем дорабатывается и уточняется с учётом специфики направлений подготовки, возможностей вузов и запросов самих обучающихся.
Руководитель ООП ВПО является идеологом и своего рода заказчиком разработки методического обеспечения основной

образовательной программы, осуществляет постоянный

мониторинг и координацию самостоятельной работы в рамках образовательной программы.

На этапе разработки ООП ВПО:



  • планируется самостоятельная работа обучающихся по семестрам;

  • согласовываются её виды в рамках учебных курсов;

  • устанавливаются межпредметные связи;

  • устанавливается связь теоретических курсов с практиками;

  • устраняется дублирование материала или, наоборот, выявляются лакуны в их содержании.


Деканат факультета:

  • составляет график самостоятельной работы и ее контроля по факультету в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам (модулям);

  • выделяет в течение учебной недели время для самостоятельной работы;

  • контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостоятельной работы обучающихся.

Вопросы содержательного характера относятся к компетенции кафедры. На этом уровне определяются основные направления, содержание, формы и методы подготовки обучающихся к самостоятельной работе.
Кафедры:

  • определяют формы и виды самостоятельной работы обучающихся;

  • определяют конкретное содержание материала, подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом;

  • определяют способ изложения его в методической литературе;

  • определяют бюджет времени обучающихся;




  • разрабатывают содержание специальных курсов (либо отдельных

  • тем внутри дисциплины (модуля) по организации самостоятельной работы, основам научного исследования;

  • обеспечивают контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы;

  • составляют график самостоятельной работы для обучающихся с указанием форм контроля по всем дисциплинам кафедры и сроков выполнения работ и представляет его в деканат факультета; (Приложение 1)

  • регулярно обсуждают организацию СРС на заседаниях, посвященных организации методической работы;

  • анализируют эффективность самостоятельной работы, вносят коррективы в учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы с целью ее активизации и совершенствования (см. Приложение 2,3)

  • осуществляют мониторинг развития навыков самостоятельной работы и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.


Преподаватель является ключевой фигурой в разработке программ, методов самостоятельной работы обучающихся и их реализации:

  • преподаватель как член команды образовательной программы определяет содержание самостоятельной работы, её формы и объём;

  • распределяет задания для самостоятельной работы по темам дисциплины (модуля) в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

  • согласовывает сроки представления результатов с графиком самостоятельной работы;

  • разрабатывает необходимое учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине (модулю);

  • проводит консультации (индивидуальные и групповые);

  • проводит инструктаж по методике выполнения задания;

  • осуществляет текущий контроль хода выполнения заданий;

  • оценивает результаты выполнения заданий;

  • составляет график индивидуальных и групповых консультаций, который согласовывается с деканатом;

  • осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку обучающихся в самостоятельной работе, включает обучающихся в рефлексию проведённой работы и оценивает её результаты.


Библиотека:

  • обеспечивает учебный процесс необходимой литературой, периодическими изданиями, электронными библиотечными системами ;

  • обеспечивает доступ к образовательным ресурсам, базам данных, (возможность выхода в Интернет);

  • организует занятия по информационной эвристике, имеющие целью познакомить обучающихся с организацией работы в библиотеке университета в целом, работы с библиографической информацией, методами поиска информации;

  • оказывает помощь в организации самостоятельной внеаудиторной работы с фондами библиотеки, электронными базами данных.


Учебно-методические кабинеты, участвуя в организации самостоятельной работы:

  • оказывают содействие преподавателям в методическом обеспечении ООП ВПО;

  • оказывают организационно-методическую помощь обучающимся;

  • формируют фонды учебной, учебно-методической, справочной

  • литературы для обеспечения самостоятельной работы обучающихся;

  • предоставляют возможность работы в локальной информационной сети учебного заведения;

исследовательской работы.
Подразделение технических средств обучения развивает и внедряет систему новейших информационных и коммуникационных технологий как составной части образовательного процесса:

  • обеспечивает техническое сопровождение самостоятельной работы;

  • разрабатывает и внедряет в учебный процесс технологии тестирования;

  • обеспечивает техническое сопровождение научных студенческих конференций, семинаров, лекций и т.п.;

  • готовит проектную документацию и внедрение стационарных решений по техническому оснащению аудиторного фонда вуза по заявкам руководителей ООП;

  • обеспечивает использование специализированных аудиторий и технического оборудования для организации самостоятельной работы и консультирования.

В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Самостоятельная работа должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста. Каждый обучающийся самостоятельно планирует режим своей работы с учетом времени работы библиотеки, профильных лабораторий, компьютерных классов и т.п. Он выполняет самостоятельную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.



Организацию самостоятельной работы можно условно разделить на три этапа: планирование учебной деятельности и её методическая подготовка; осуществление этой деятельности и её сопровождение; контроль, анализ результатов (с возможными изменениями в планировании самостоятельной работы).

Приступая к подготовке рекомендаций по организации самостоятельной работы (как в рамках учебно-методического комплекса, так и специальных методических документов), преподавателю необходимо иметь в виду следующие общие положения:

  • уровень сложности и трудозатратности заданий должны быть осмыслены, связаны с общей структурой ООП и логикой изучения дисциплины и уровнем подготовки обучающихся;

  • задания для самостоятельной работы должны быть методически обоснованы и связаны с работой в аудитории;

  • самостоятельная работа должна быть обеспечена соответствующими методическими материалами (по видам работы), что позволит повысить её эффективность и отчасти позволяет освободить время преподавателя для консультирования по сути предмета;

  • в зависимости от уровня подготовки обучающихся, желательно как можно раньше переходить от заданий воспроизводящего характера к заданиям творческим, с использование методов активного обучения;

  • контроль за ходом самостоятельной работы (в режиме консультаций), доступность, адекватность и понятность критериев её оценки позволяют повысить качество обучения в целом.

Также при планировании самостоятельной работы важно представлять себе трудозатратность тех или иных действий обучающегося, необходимых для подготовки к занятиям или выполнению предложенных ему заданий.


Примерные трудозатраты обучающегося по видам самостоятельной работы составляют1:


подготовка к лекции

1,5-2 ч.

подготовка к лабораторному (практическому) занятию

1-1,5 ч.

подготовка к семинарскому занятию

2-4 ч.

подготовка к коллоквиуму

4-6 ч.

подготовка к контрольной работе, тестированию

3-6 ч.

самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов), составление конспекта рекомендованной литературы

3-6 ч.

анализ неадаптированного текста

до 3 ч.

подготовка эссе

1 ч.

написание реферата

6-10 ч.

написание курсовой работы

72 ч.

подготовка тезисов доклада

5 ч.

подготовка доклада к конференции

10 ч.

участие в НИР

2 ч. в неделю при наличии темы

составление аннотированного списка статей

3 ч.

подготовка презентаций

2 ч.

составление рецензий, обзоров

2 ч.

анализ понятий с помощью контент-анализа, ведение терминологического словаря

3 ч.

анализ проблемных ситуаций, подготовка к деловой игре

2-4 ч.

подготовка наглядных пособий, составление схем и таблиц

примерно 2 ч. на пособие

подготовка к зачёту

18 ч.

подготовка к экзамену

36 ч.







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница