Результаты психологической диагностики учащихся 5 классов



Дата06.03.2016
Размер172 Kb.

Результаты психологической диагностики учащихся 5 классов


Переход из младшей школы в среднюю - сложный период в жизни школьника. В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения, им необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности (кабинетная система, установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.

Педагогам и родителям важно знать основные причины трудностeй, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Учебный процесс в лицее насыщен многообразными эмоциями. Иногда оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам, но если появляется перевозбуждение или апатия, то последствия оказываются отрицательными.

С целью определения эмоционального состояния и отношения к учебным предметам проводилась диагностика по методике С.В. Левченко, которая состоит из опросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе» и диагностика отношения к учителям – предметникам, работающим в классе, на основе ЦТО Эткинда.

Количество диагностируемых: 111 человек (согласно, полученных согласий от родителей (законных представителей).

класс











Согласие

20

30

19

23

19

Отказ

10

30

9

1

10

Нет заявлений

-

-

-

4

-

Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:

- 50% (в прошлом году 80%) учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям – предметникам, у них ярко выражено желание учиться в пятом классе;

- 34,4% пятиклассников с интересом изучают все предметы;

- 65% (в прошлом году 55%) учащихся равнодушны к нескольким предметам (3-4), а остальные предметы им интересны.

Опросник «Чувства в школе»  представляет собой перечень16-ти чувств, из которых ребёнку предлагалось выбрать только восемь, которые он чаще всего испытывает в лицее.

На основе полученных данных видно, что в детском коллективе превалируют чувства радости (84,6%), желание приходить в лицей (80%), симпатия к учителям (73%), спокойствие (65%). Также присутствует усталость (65%), беспокойство (35%), неудовлетворённость собой (27%), что является нормой для переходного возраста. Выбор диаметрально противоположных чувств, как - то спокойствие (73%) – тревога (42%);

Сомнение (13%) – уверенность в себе (73%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. Всё это отмечается на фоне всеобщего чувства радости (84,6%), положительные эмоции у учащихся преобладают.

Когда прошёл первый месяц учебных занятий, мы попросили ребят написать, с какими чувствами они закончили его.

«Первый месяц было немного тяжело привыкнуть к разным учителям и кабинетам. Мы иногда опаздывали на уроки, и я волновался. Прошло совсем немного времени, от волнения не осталось и следа. Мне кажется, за эту неделю мы все повзрослели. Мне нравятся новые предметы, учителя. Я стал самостоятельным и ответственным».

«Я с нетерпением ждала нового учебного года. Новая школа, новые учителя, новые предметы. Сначала было немного страшно. Ведь мы учимся в одной школе со старшеклассниками. Но нас никто не обижает, и учителя у нас добрые. А новые предметы интересные. Этот месяц для меня был полон впечатлений. Я успела получить много оценок. Думаю, что мне здесь всегда будет хорошо».

Но был и такой ответ:



«Я уже месяц проучилась в 5классе. Мы ходим по кабинетам. Я часто вспоминаю свой уютный класс, чудесную обстановку, свою первую учительницу. Мне было так хорошо в начальной школе! Я себя чувствовала как дома. Но теперь всё изменилось. Портфель стал тяжёлым, и уроков стало больше. Я скучаю по старому классу». 

Результаты диагностики ЦТО Эткинда показали, что практически все учителя, работающие в классах, ассоциируются у пятиклассников со светлыми, теплыми, радостными цветами (желтый, оранжевый, розовый, красный). Таким образом, ожидания пятиклассников по отношению к учителям – предметникам, высказанные в опроснике «Черты идеального учителя» (Хорошо знает свой предмет; Считается с моими возможностями; Относится ко мне по – человечески; Даёт работать самостоятельно) оправданы.

Данные эмоционального комфорта в классе и на уроках представлены в таблице (конец 1 четверти):




Эмоциональная комфортность на уроках

Уровни комфортности в классном коллективе

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Как дома

Почти как дома

Хорошо, но не как дома

Плохо в школе и классе

Хочется уйти из класса и лицея

Всего

22%

48%

18%

12%

20%

19%

54%

4%

3%

Таблица результатов проведения анкеты в 5 классах (после 1 месяца обучения)



Вопросы анкет

Популярный ответ











Итого

Для чего люди  учатся?

Чтобы в будущем получить профессию

19

27

16

18

12

92

У тебя есть любимый урок?

Мне интересно на нескольких уроках

15

30

15

20

19

89

Есть ли учитель, которого ты уважаешь больше других?

Да, таких несколько

10

25

19

14

18

86

Для меня все учителя равны

10

5

-

9

1

25


Какие трудности тебе встретились в 5 классе?

Увеличилось домашнее задание

20

30

19

23

19

111

Поменялся состав учащихся в классе

-

-

19

-

19

38

Новые учителя

20

30

19

23

19

111

Сложная программа


19

22

19

23

10

93


Что изменилось в твоём характере?

Стал более самостоятельным

9

11

8

8

15

51

Стал тревожным, нервничаю по любому поводу (переживаю за то, что не успеваю сделать всё д/задание)

14

23

17

22

12

88

Как ты оцениваешь свою успеваемость в 5 классе?

Также как и

в 4 классе



8

14

8

4

3

37

Лучше, в 5 классе учиться интереснее


12

16

-

-

16

44

Хуже в 5 классе

-

-

11

19

-

30

С каким настроением ты обычно идёшь в школу?

Зависит  от того, какие уроки в этот день

18

27

19

23

10

97

С удовольствием, интересно, что будет нового

2

3

-

-

9

14

Как, по твоему мнению, к тебе относится классный руководитель?

Доброжелательно и справедливо

15

27

-

-

19

61

Нормально, также как и к другим ученикам

4

2

10

20

-

36

Не всегда внимательно и справедливо

1

1

9

3

-

14

Нравятся ли тебе ученики в твоём классе?


Да, нравятся, у меня несколько верных друзей

20

27

12

12

18

89

Школьная мотивация играет большую роль в адаптации учащихся. Были получены следующие результаты:

У 52% учащихся 5 класса сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность

У 32% учащихся отношение  к себе как к школьнику практически сформировано

У 10% учащихся положительное отношение к школе, но школа привлекает с внеучебной стороны.

У 4% учащихся 5 классов низкий уровень мотивации отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Дезадоптированных учащихся 2%.

Проблемой исследования также стало выяснение вопроса, каков уровень и характер тревожности у учащихся пятых классов в период адаптации.



Методика: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой проводилось по методике Филлипса.

Данные по классам и параллели в целом приведены в гистограмме и таблице.



По результатам диагностики видно, что 8% пятиклассников испытывают низкий уровень тревожности, что говорит о том, что адаптация к средней школе не является стрессовой для учащихся.

52% ребят в параллели имеют средний уровень тревожности, что помогает им быть максимально включенными в процесс обучения, не испытывая трудностей с адаптацией к средней школе.

32% учеников имеют повышенный уровень тревожности, что говорит о незавершенном процессе адаптации и влиянии стрессовой ситуации на настроение и поведение обучающихся.

8% попали в группу с высоким уровнем тревожности, что говорит о сильной эмоциональной включенности ребят в процесс обучения и незавершенной адаптации.

Таблица №3.

класс

Уровень тревоги

низкий

средний

повышенный

высокий



0

11

7

2




3



19

8

0



1


9

7

2




2


10

8

3





3


9

5

2



В параллели

9

58

35

9

Результаты исследования характера тревожности представлены в таблице:




Виды тревожности











Итого

1 место

Страх ситуации проверки знаний

66%

52%

64%

61%

58%

59%

2 место

Страх самовыражения

52%

46%

55%

56%

56%

53%

2 место

Проблемы и страхи с учителями

48%

46%

62%

51%

59%

53,3%

3 место

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

63%

45%

50%

53%

43%

50,8%

4 место

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

37%

30%

46%

53%

34%

40%

5 место

Переживание социального стресса

40%

38%

34%

40%

29%

36,2%

6 место

Потребность в достижении успеха

37%

30%

37%

36%

31%

34,2%

У учащихся страх ситуации проверки знаний на первом месте (59%), чаще всего они бояться выглядеть нелепо, получить негативную оценку со стороны учителя, страх самовыражения (53%), так как всегда волнует мнение окружающих об их личности.

Страх «не соответствовать ожиданиям окружающих» характерен для 50,8% учащихся. Это указывает на то, что учащиеся бояться получить оценку ниже, чем ждут от него родители (законные представители). Возможно, это связано с высокими требованиями родителей (законных представителей) к знаниям своих детей, поэтому у учащихся возникает неуверенность в том, что они справились с заданием (62% опрошенных указали на данный синдром). Малая доля учащихся переживают социальный стресс (36,2%), большинство же из них довольно быстро развивают социальные контакты, прежде всего, со своими сверстниками.

У 53,3% учащихся доминируют проблемы и страхи в отношениях с учителями, что указывает на общий негативный фон отношений со взрослыми в лицее, снижающий успешность обучения ребёнка. По их мнению, те ученики, которые не справляются с учёбой, теряют свой авторитет (расположение учителя). Некоторые из них (18%) недовольны, как учитель относятся к ним. Поэтому учителям очень важно видеть состояние ученика, с которым он вовлекается в работу. Психическое состояние в значительной степени определяет восприятие учебного материала и педагогического воздействия.

Не следует обходить вниманием показатель, находящийся на 6 месте, который говорит о неблагоприятном психическом фоне, не позволяющем развивать потребности в успехе, достижении высокого результата – 34,2%. Поэтому учащиеся делают акцент на то, что «хорошо бы учитель объяснял новый материал, не торопясь, до тех пор, пока не поймём».



Результаты диагностики отношения к учебным предметам

Большинство предметов ребята изучают с интересом.

Позитивные эмоции у большинства учащихся (84%) вызывает уроки математики (5А, 5Б, 5В классы), физкультуры, музыки. Характерно общее снижение эмоционального фона у 50% учащихся на уроке истории, у 45% - на уроках биологии, у 18% на уроках русского языка, у 15% на уроках иностранного языка, у 14% на уроках литературы. Проблемными предметами у ребят являются уроки ИЗО и технологии (девочки).

Результаты диагностики отношения в группе.

В классах преобладает коллективистический тип восприятия индивидом группы (64%), что говорит о том, что учащиеся воспринимают группу как самостоятельную ценность, на первый план для многих выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность, проявляется потребность в коллективных формах работы.

8% учащихся воспринимают группу как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Для них группа не представляет собой самостоятельной ценности, что проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

8% учащихся воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей, группа оценивается с точки зрения ее «полезности» для них. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Построение отношений 20% респондентов с классом отражает особенности нескольких типов восприятия.

Некомфортно в группе с одноклассниками 4% учащихся. Комфортно и нормально себя в группе ощущают 24% и 72% соответственно.



Итоги 1 четверти

67% учащихся считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в четвёртом. 49% учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 41% (61% в прошлом году) – трудностей нет, 100% (в прошлом году 20%) – трудно приспособиться к новым учителям, 36% (а было 6%) – слишком высокий темп на некоторых уроках. 47 % учеников не очень устают после уроков, 40% – очень устают и 13 % не устают совсем.

На вопрос, много ли задают на дом, 21% ответили – средне, 69% – да, много и 10% – нет, не много. 67% успевает выполнять все домашние задания.

25.11.2014г.



Педагог-психолог старшего звена С.А. Толстик
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница