МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханский государственный университет»
УТВЕРЖДЕНО
решением совета факультета педагогики, социальной работы и физической культуры
от «08» октября 2015 г.,
протокол № 2
Декан факультета
Г.В. Палаткина
______________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Методология научного исследования
Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность (профиль) подготовки «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника: исследователь, преподаватель - исследователь
Форма обучения очная
Астрахань – 2015
Программа разработана на основе: ФГОС по направлению/специальности 44.06.01 Образование и педагогические науки
(код и наименование направления /специальности )
Разработчики:
Палаткина Г.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры СПП, декан ФПСРиФК
Колокольцева М.А. к.п.н, доцент кафедры СПП
(фамилия, имя, отчество, должность разработчика программы и его подпись)
РАССМОТРЕНА
на заседании кафедры социально педагогики и психологии Протокол № 2 от «01» октября 2015 г.
Заведующий кафедрой ______________________/ Р.В. Смирнова/
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» являются: формирование представлений о структуре, теоретических и практических основах планирования и проведения научных исследований педагогического направления.
Задачи:
- способствовать усвоению аспирантами теоретических основ и принципов разработки программы научного исследования;
- ознакомить с тематикой исследований научных школ АГУ по педагогическому направлению;
- развитие навыков проведения научных исследований, анализа и обобщения их результатов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Методология научного исследования» относится к дисциплинам вариативной части, направленных на приобретение универсальных и общепрофессиональных компетенций.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующей дисциплиной: «История и философия науки».
Знать:
-
философские принципы познания;
Уметь:
-
логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
-
анализировать результаты и соотносить их с теоретической моделью;
Владеть:
- способами организации познавательной и исследовательской деятельности;
2.3. Освоение данной дисциплины взаимосвязано с изучением дисциплины: «Методология и методика научных исследований социально-культурной деятельности».
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Код и наименование компетенции
|
Результаты освоения дисциплины
|
Код в ОП
|
Название
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
УК-1
|
Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
Знать механизмы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
Уметь осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
Владеть навыками организации и проведения критического анализа и оценки современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
ОПК-1
|
Владеть
методологией и методами педагогического исследования
|
Знать основы методологии и методов педагогического исследования
|
Уметь применять методологию и методы педагогического исследования
|
Владеть навыками использования методологии и методов педагогического исследования
|
ОПК-2
|
Владеть культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
|
Знать культуру научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
|
Уметь применять культуру научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
|
Владеть культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
|
ПК-2
|
Способность аспиранта к осуществлению прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками
|
Знать механизмы осуществления прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками
|
Уметь осуществлять прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками
|
Владеть навыками осуществления прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками
|
ПК-3
|
Готовность аспиранта к авторской разработке и научному обоснованию проектов и программ развития социально-культурной сферы
|
Знать механизмы авторской разработки и научного обоснования проектов и программ развития социально-культурной сферы
|
Уметь осуществлять авторскую разработку и научное обоснование проектов и программ развития социально-культурной сферы
|
Владеть навыками авторской разработки и научному обоснованию проектов и программ развития социально-культурной сферы
|
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов: из них аудиторных 20 (лекции - 10, практические занятия - 10), самостоятельная работа - 124 ч. Дисциплина изучается в 3 семестре. В конце изучения дисциплины аспиранты сдают зачет.
№
п/п
|
Наименование раздела (темы)
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Контактная работа
(в часах)
|
Самостоят. работа
|
Контроль
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Л
|
ИФ
|
ПЗ
|
ИФ
|
ЛР
|
ИК
|
АИ
|
|
|
|
1
|
Модуль 1. Теоретические основы педагогического исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Методология педагогического исследования
|
3
|
1
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
31
|
10
|
Доклады-презентации.
|
1.2.
|
Эмпирический и теоретический уровни науки
|
3
|
2
|
3
|
|
2
|
|
|
|
|
31
|
8
|
Эссе
|
2
|
Модуль 2.
Организация и проведение исследований в профессиональной деятельности педагогического направления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
Структура исследования педагогического направления. Технология организации педагогического исследования
|
3
|
3-4
|
2
|
|
3
|
|
|
|
|
31
|
8
|
Эссе.
|
2.2.
|
Интерпретация и оформление результатов исследования
|
3
|
5-7
|
3
|
|
3
|
|
|
|
|
31
|
10
|
Тестирование Конте-анализ научных работ по ключевому понятию темы исследования.
|
Итого
|
|
|
10
|
|
10
|
|
|
|
|
124
|
36
|
|
Л – занятия лекционного типа; ПЗ – практические занятия, семинары, ЛР – лабораторные работы; ИФ – интерактивная форма; ИК – индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся; АИ – аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.
Темы,
разделы
дисциплины
|
Кол-во
часов
|
Компетенции (указываются компетенции перечисленные в п.3)
|
Σ
общее количество компетенций
|
УК-1
|
ОПК-1
|
ОПК-2
|
ПК2
|
ПК3
|
|
|
Модуль 1
|
71
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
3
|
Модуль 2
|
73
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
4
|
Содержание дисциплины
Модуль 1. Теоретические основы педагогического исследования
Понятие о научном исследовании. Методология научного исследования. Проблемы научного исследования. Понятийный аппарат научного исследования и его характеристика. Уровни научных исследований. Способы и средства решения проблем научных исследований. Педагогическая характеристика и мастерство исследователя. Основные компетенции педагога-исследователя. Научные исследования кафедр научного цикла. Гуманистическая парадигма и ее место в педагогическом исследовании.
Модуль 2. Организация и проведение исследований в профессиональной деятельности педагогического направления
Структура научного исследования. Виды научных исследований. Общая методология научного педагогического творчества. Классификация методов исследования. Технология организации и проведения научного исследования. Выбор методов научного познания. Проектирование проспекта исследования. Подготовка и проведение экспериментального исследования. Логика и доказательства в педагогическом эксперименте. Понятие надежности и валидности теста. Апробация и внедрение результатов исследования.
Методы научного исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.). Теоретические методы научного исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование. Сравнительно-исторические методы научного исследования: генетический, исторический и сравнительный. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
Практические занятия
Модуль 1.
Тема 1. Методология научного исследования
-
Введение в курс. Актуальность курса. Цели, задачи. Характеристика современных проблем научных исследований.
-
Понятие о методологии исследования.
-
Общефилософский уровень в структуре методологического знания.
-
Уровень общенаучной методологии.
-
Уровень конкретно-научной методологии.
-
Процедурный или технический уровень.
Тема 2. Эмпирический и теоретический уровни науки
-
Виды и уровни научных исследований.
-
Общая схема хода научного педагогического исследования. Выбор темы научного исследования. Использование методов научного познания.
-
Подготовка и проведение экспериментального научного исследования.
Вопросы для обсуждения
-
Могут ли конкретные прикладные психолого-педагогические исследования проводиться без строгого научного обоснования?
-
Совместимы ли принципы диалектики и принципы синергетики при конструировании методологии исследования?
-
Какова связь между общенаучным методологическим принципом объективности и психологическим принципом единства сознания и деятельности?
-
Общенаучные логические методы и приемы познания.
Модуль 2.
Тема 3. Структура научного исследования. Технология организации научного исследования
-
Замысел, структура и логика проведения научного исследования, вариативность его построения.
-
Разработка методики проведения исследования. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ.
-
Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Основные способы обработки исследовательских данных.
-
Научные выводы. Формулирование практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса.
-
Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.
Тема 4. Интерпретация и оформление результатов исследования.
-
Библиографический поиск литературных источников. Общие требования к оформлению научных и учебно-исследовательских работ.
-
Оформление научных и учебно-исследовательских работ
-
Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов.
Вопросы для обсуждения:
-
Соотношение объекта и предмета, цели и задачам, результатов и выводов исследования (на примере конкретного исследования).
-
Подготовка, организация и проведение научного эксперимента.
-
Проблема соотношения результатов и выводов исследования. Научность выводов.
Самостоятельное изучение разделов дисциплины:
Номер радела (темы)
|
Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
|
Кол-во
часов
|
Модуль 1
| -
Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?
-
Попытайтесь выстроить дерево целей научного исследования по теме вашей диссертации.
-
Гуманитарная парадигма: история и область применения в психолого-педагогических исследованиях.
-
Соотношение понятий «теории» и «метода» исследования.
-
Основные характеристики метода объективного наблюдения в психологии: цели, объект, предмет. Единицы и категории наблюдения.
-
Основные процедуры психологического измерения: «измерение испытуемых» и измерение объектов (субъективное шкалирование).
-
Структура научного эмпирического научного исследования.
-
Соотношение объекта-предмета, цели и задач исследования.
-
Гипотеза как основная единица исследования.
-
Виды и достоверность гипотез.
-
Соотношение теории, эмпирического исследования и практики.
|
62
|
Модуль 2
| -
Принципы рекрутирования участников исследования.
-
Проблема обратной связь в научном исследовании.
-
Инструкция испытуемому – её цели, задачи, требования к составлению и проведению.
-
Понятие измерительной шкалы. Типы шкал: номинативная, порядковая, шкала интервалов, шкала отношений. Проблема выбора типа шкал.
-
Виды валидности в исследованиях научного направления.
-
Место эксперимента в системе эмпирических методов.
-
Особенности связи теория – метод в педагогическом исследовании.
-
Соотношение результатов и выводов исследования. Проблема соотношения научных выводов и практических запросов в исследовании.
|
62
|
Примерный перечень тем рефератов и докладов.
-
Диалектика как общая методология научного познания.
-
Основные категории научного исследования.
-
Методы научного исследования:
-
Сравнительно-исторические методы научного исследования.
-
Опрос и его виды.
-
Специфика метода наблюдения.
-
Особенности организации и проведения научного тестирования.
-
Этические принципы работы с человеком в качестве испытуемого.
-
Теоретическая и практическая значимость научного исследования.
Примерный перечень вопросов к зачету
-
Научная картина мира и опыт. Формирование классической рациональности. Ценности науки в классической рациональности: объективность, истинность, проверяемость, использование математических методов в исследовании
-
Основные методы классической науки: наблюдение и эксперимента. Естественно-научная парадигма в психологии и классическая рациональность. Бихевиоризм и классическая рациональность
-
Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Формирование и развитие теории в неклассической науке.проблема эмпирической проверки математических гипотез.
-
Стратегия исследования в постнеклассической науке. Универсальный эволюционизм- основа современной научной картины мира. Гуманистическая парадигма в психологии.
-
Общая характеристика методов научного исследования. Предмет и методы исследования в различных направлениях психологии.
-
Классификация методов. Разные подходы к классификации методов. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. Классификация методов в интерпретации В.С. Слободчикова и Е.И. Исаева.
-
Объективные и описательные методы исследования психологии.
-
Исследование и диагностика. Научное и практическое исследования. Принципы, структура, виды, направления, типы исследования.
-
Фундаментальные и прикладные исследования. Междисциплинарные и монодисциплинарные исследования. Аналитические или однофакторные и комплексные исследования. Объект и предмет исследования.
-
Этапы научногоисследования. Подготовительный этап. Формулирование проблемы.
-
Этапы порождения научной проблемы: выявление нехватки научного знания о реальности, описание проблемы на уровне обыденного языка, формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Проблемы реальные, «псевдопроблемы», неразрешимые проблемы.
-
Определение задач и рабочей гипотезы исследования. Требования к гипотезе, ее виды, содержание.
-
Разработка методики. Этап сбора фактических данных. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных.
-
Этап обработки данных, количественный, качественный анализ. Применение математических методов обработки данных: определение средних величин, меры рассеивания, коэффициенты корреляции, построение графиков.
-
Этап анализа и интерпретации результатов исследования и формулирование выводов. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.
-
Общие закономерности развития науки
-
Структура научного знания
-
Классификация научного знания и критерии научности знания
-
Принципы и методы психолого-педагогических исследований
-
Научные исследования в образовании
-
Виды научных исследований
-
Основные виды и формы УИРС и НИРС
-
Оформление результатов исследования
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Название образовательной технологии
|
Темы, разделы дисциплины
|
Краткое описание
применяемой технологии
|
Информационная лекция-презентация
|
Модуль 1. Теоретические аспекты научного исследования
|
Представление ключевых понятий и определений, использование графических моделей, рисунков, активизирующих процесс восприятия смыслового содержания темы. Представление реальных примеров.
|
Практическое занятие
|
Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
|
Собеседование
|
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
|
интерактивная лекция
|
Презентация видеоматериалов, фотографий, психолого-педагогической документации с их анализом.
|
Доклад, сообщение
|
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы
|
Дискуссия
|
Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
|
Творческое задание
|
Модуль 2. Организация и проведение исследований в профессиональной деятельности научногонаправления.
|
Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
|
Реферат
|
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой письменное изложение изучения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы
|
Проектный метод
|
|
Разработка исследовательского проекта «Оценка доступности образовательной среды вашей образовательной организации»
|
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Этап (уровень) освоения компетенции
|
Планируемые результаты обучения**
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
|
Критерии оценивания результатов обучения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
УК-1 способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
Владеть
|
|
|
Владеет элементарными навыками
|
Владеет способами обработки информации, но допускает неточности
|
Достаточно свободно владеет
|
Уметь
|
|
|
Осуществляет действия фрагментарно
|
Не в полной мере использует полученные умения
|
Использует в полной мере
|
Знать
|
|
|
Знания не подкреплены практикой
|
Знания имеются, но они не систематичны
|
Знания в полной мере и свободно используются на практике
|
ОПК-1 владение методологией и методами педагогического исследования
|
Владеть
|
|
|
Владеет элементарными навыками
|
Владеет способами обработки информации, но допускает неточности
|
Достаточно свободно владеет
|
Уметь
|
|
|
Осуществляет действия фрагментарно
|
Не в полной мере использует полученные умения
|
Использует в полной мере
|
Знать
|
|
|
Знания не подкреплены практикой
|
Знания имеются, но они не систематичны
|
Знания в полной мере и свободно используются на практике
|
ОПК -2 владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
|
Владеть
|
|
|
Владеет элементарными навыками
|
Владеет способами обработки информации, но допускает неточности
|
Достаточно свободно владеет
|
Уметь
|
|
|
Осуществляет действия фрагментарно
|
Не в полной мере использует полученные умения
|
Использует в полной мере
|
Знать
|
|
|
Знания не подкреплены практикой
|
Знания имеются, но они не систематичны
|
Знания в полной мере и свободно используются на практике
|
ПК -2 способность аспиранта к осуществлению прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками
|
Владеть
|
|
|
Владеет элементарными навыками
|
Владеет способами обработки информации, но допускает неточности
|
Достаточно свободно владеет
|
Уметь
|
|
|
Осуществляет действия фрагментарно
|
Не в полной мере использует полученные умения
|
Использует в полной мере
|
Знать
|
|
|
Знания не подкреплены практикой
|
Знания имеются, но они не систематичны
|
Знания в полной мере и свободно используются на практике
|
ПК -3 готовность аспиранта к авторской разработке и научному обоснованию проектов и программ развития социально-культурной сферы
|
Владеть
|
|
|
Владеет элементарными навыками
|
Владеет способами обработки информации, но допускает неточности
|
Достаточно свободно владеет
|
Уметь
|
|
|
Осуществляет действия фрагментарно
|
Не в полной мере использует полученные умения
|
Использует в полной мере
|
Знать
|
|
|
Знания не подкреплены практикой
|
Знания имеются, но они не систематичны
|
Знания в полной мере и свободно используются на практике
|
Вопросы для зачета
-
Этические принципы работы с человеком в качестве испытуемого. Проблема рекрутирования участников исследования.
-
Необходимые этапы, предшествующие исследованию: сбор исходных данных, предварительная беседа.
-
Основания гуманитарной парадигмы, её место в психолого-педагогических исследованиях
-
Понятие метода науки как нормы деятельности. Связь теории и метода.
-
Метод объективного наблюдения.
-
Виды наблюдения. Данные наблюдения, регистрация, описание и анализ.
-
Измерение как самостоятельный метод и составляющая экспериментальной процедуры.
-
Измерение как шкалирование.
-
Понятие «эксперимент». Нормативы экспериментирования. Основные характеристики эксперимента.
-
Валидность эксперимента и контроль побочных факторов.
-
Беседа как метод психологического исследования и психологической практики.
-
Элементы структуры научного эмпирического научногоисследования.
-
Проблема объекта и предмета эмпирического научногоисследования.
-
Виды гипотез в педагогическомисследовании.
-
Принцип построения теоретической модели в исследовании.
-
Виды результатов эмпирического научногоисследования, уровень их достоверности.
-
Специфика проведения научного исследования в различных сферах психолого-педагогической науки.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) основная литература:
-
Чулков В.А. Методология. Научных исследований: учеб. пособие для аспирантов / В.А. Чулков – Пенза.: ПензГТУ, 2014.– 200 с.
б) дополнительная литература:
-
Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие. / Г.И. Колесникова – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 320 с.
-
Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л. А. Шипилина. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 204 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
www.studentlibrary.ru ;
-
www.book.ru;
-
www.knigafund.ru;
-
www.e.lanbook.com
-
http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки
-
almanah.ikprao.ru – Альманах института коррекционной педагогики РАО
-
http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
-
http://www.edu.ru – Российский федеральный портал
http://agulib.adygnet.ru/ – библиотека АГУ
http://mon.gov.ru/ - Сайт министерства образования и науки РФ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кафедра педагогики и предметных технологий
(учебный корпус № 5) ауд. № 11 ул. Коновалова, 2.
Компьютер – 1 шт.
Сканер -1 шт.
Компьютерные программы по диагностике нарушений развития детей раннего возраста
Мультимедийный экран
Поделитесь с Вашими друзьями: |