Решением совета факультета педагогики, социальной работы и физической культуры от «08» октября 2015 г



Скачать 254,1 Kb.
Дата22.02.2016
Размер254,1 Kb.
#10836
ТипРешение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»




УТВЕРЖДЕНО

решением совета факультета педагогики, социальной работы и физической культуры

от «08» октября 2015 г.,

протокол № 2


Декан факультета

Г.В. Палаткина

______________________



           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Методология научного исследования
Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки

Направленность (профиль) подготовки «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника: исследователь, преподаватель - исследователь
Форма обучения очная



Астрахань – 2015


Программа разработана на основе: ФГОС по направлению/специальности 44.06.01 Образование и педагогические науки

(код и наименование направления /специальности )

Разработчики:
Палаткина Г.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры СПП, декан ФПСРиФК

Колокольцева М.А. к.п.н, доцент кафедры СПП

(фамилия, имя, отчество, должность разработчика программы и его подпись)


РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры социально педагогики и психологии Протокол № 2 от «01» октября 2015 г.

Заведующий кафедрой ______________________/ Р.В. Смирнова/



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» являются: формирование представлений о структуре, теоретических и практических основах планирования и проведения научных исследований педагогического направления.

Задачи:

- способствовать усвоению аспирантами теоретических основ и принципов разработки программы научного исследования;

- ознакомить с тематикой исследований научных школ АГУ по педагогическому направлению;

- развитие навыков проведения научных исследований, анализа и обобщения их результатов.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Методология научного исследования» относится к дисциплинам вариативной части, направленных на приобретение универсальных и общепрофессиональных компетенций.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующей дисциплиной: «История и философия науки».

Знать:


  • философские принципы познания;

Уметь:

  • логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

  • анализировать результаты и соотносить их с теоретической моделью;

Владеть:

- способами организации познавательной и исследовательской деятельности;

2.3. Освоение данной дисциплины взаимосвязано с изучением дисциплины: «Методология и методика научных исследований социально-культурной деятельности».

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Код и наименование компетенции

Результаты освоения дисциплины

Код в ОП

Название

Знать

Уметь

Владеть

УК-1

Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Знать механизмы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Уметь осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Владеть навыками организации и проведения критического анализа и оценки современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

ОПК-1

Владеть

методологией и методами педагогического исследования



Знать основы методологии и методов педагогического исследования

Уметь применять методологию и методы педагогического исследования

Владеть навыками использования методологии и методов педагогического исследования

ОПК-2

Владеть культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий

Знать культуру научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий

Уметь применять культуру научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий

Владеть культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий

ПК-2

Способность аспиранта к осуществлению прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками

Знать механизмы осуществления прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками

Уметь осуществлять прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками

Владеть навыками осуществления прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками

ПК-3

Готовность аспиранта к авторской разработке и научному обоснованию проектов и программ развития социально-культурной сферы

Знать механизмы авторской разработки и научного обоснования проектов и программ развития социально-культурной сферы

Уметь осуществлять авторскую разработку и научное обоснование проектов и программ развития социально-культурной сферы

Владеть навыками авторской разработки и научному обоснованию проектов и программ развития социально-культурной сферы


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов: из них аудиторных 20 (лекции - 10, практические занятия - 10), самостоятельная работа - 124 ч. Дисциплина изучается в 3 семестре. В конце изучения дисциплины аспиранты сдают зачет.




п/п


Наименование раздела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)



Самостоят. работа

Контроль

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Л

ИФ

ПЗ

ИФ

ЛР

ИК

АИ










1

Модуль 1. Теоретические основы педагогического исследования





































1.1.

Методология педагогического исследования

3

1

2




2













31

10

Доклады-презентации.

1.2.

Эмпирический и теоретический уровни науки

3

2

3




2













31

8

Эссе

2

Модуль 2.

Организация и проведение исследований в профессиональной деятельности педагогического направления.







































2.1.

Структура исследования педагогического направления. Технология организации педагогического исследования

3

3-4

2




3













31

8

Эссе.

2.2.

Интерпретация и оформление результатов исследования

3

5-7

3




3













31

10

Тестирование Конте-анализ научных работ по ключевому понятию темы исследования.

Итого







10




10













124

36




Л – занятия лекционного типа; ПЗ – практические занятия, семинары, ЛР – лабораторные работы; ИФ – интерактивная форма; ИК – индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся; АИ – аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.



Темы,
разделы
дисциплины


Кол-во
часов


Компетенции (указываются компетенции перечисленные в п.3)

Σ

общее количество компетенций

УК-1

ОПК-1

ОПК-2

ПК2

ПК3







Модуль 1

71

+

+




+







3

Модуль 2

73

+

+

+




+




4


Содержание дисциплины
Модуль 1. Теоретические основы педагогического исследования

Понятие о научном исследовании. Методология научного исследования. Проблемы научного исследования. Понятийный аппарат научного исследования и его характеристика. Уровни научных исследований. Способы и средства решения проблем научных исследований. Педагогическая характеристика и мастерство исследователя. Основные компетенции педагога-исследователя. Научные исследования кафедр научного цикла. Гуманистическая парадигма и ее место в педагогическом исследовании.



Модуль 2. Организация и проведение исследований в профессиональной деятельности педагогического направления

Структура научного исследования. Виды научных исследований. Общая методология научного педагогического творчества. Классификация методов исследования. Технология организации и проведения научного исследования. Выбор методов научного познания. Проектирование проспекта исследования. Подготовка и проведение экспериментального исследования. Логика и доказательства в педагогическом эксперименте. Понятие надежности и валидности теста. Апробация и внедрение результатов исследования.

Методы научного исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.). Теоретические методы научного исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование. Сравнительно-исторические методы научного исследования: генетический, исторический и сравнительный. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
Практические занятия

Модуль 1.

Тема 1. Методология научного исследования



  1. Введение в курс. Актуальность курса. Цели, задачи. Характеристика современных проблем научных исследований.

  2. Понятие о методологии исследования.

  3. Общефилософский уровень в структуре методологического знания.

  4. Уровень общенаучной методологии.

  5. Уровень конкретно-научной методологии.

  6. Процедурный или технический уровень.

Тема 2. Эмпирический и теоретический уровни науки



  1. Виды и уровни научных исследований.

  2. Общая схема хода научного педагогического исследования. Выбор темы научного исследования. Использование методов научного познания.

  3. Подготовка и проведение экспериментального научного исследования.

Вопросы для обсуждения

    1. Могут ли конкретные прикладные психолого-педагогические исследования проводиться без строгого научного обоснования?

    2. Совместимы ли принципы диалектики и принципы синергетики при конструировании методологии исследования?

    3. Какова связь между общенаучным методологическим принципом объективности и психологическим принципом единства сознания и деятельности?

    4. Общенаучные логические методы и приемы познания.


Модуль 2.

Тема 3. Структура научного исследования. Технология организации научного исследования



  1. Замысел, структура и логика проведения научного исследования, вариативность его построения.

  2. Разработка методики проведения исследования. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ.

  3. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Основные способы обработки исследовательских данных.

  4. Научные выводы. Формулирование практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса.

  5. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

Тема 4. Интерпретация и оформление результатов исследования.

  1. Библиографический поиск литературных источников. Общие требования к оформлению научных и учебно-исследовательских работ.

  2. Оформление научных и учебно-исследовательских работ

  3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Соотношение объекта и предмета, цели и задачам, результатов и выводов исследования (на примере конкретного исследования).

  2. Подготовка, организация и проведение научного эксперимента.

  3. Проблема соотношения результатов и выводов исследования. Научность выводов.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины:



Номер радела (темы)

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов

Модуль 1

  1. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?

  2. Попытайтесь выстроить дерево целей научного исследования по теме вашей диссертации.

  3. Гуманитарная парадигма: история и область применения в психолого-педагогических исследованиях.

  4. Соотношение понятий «теории» и «метода» исследования.

  5. Основные характеристики метода объективного наблюдения в психологии: цели, объект, предмет. Единицы и категории наблюдения.

  6. Основные процедуры психологического измерения: «измерение испытуемых» и измерение объектов (субъективное шкалирование).

  7. Структура научного эмпирического научного исследования.

  8. Соотношение объекта-предмета, цели и задач исследования.

  9. Гипотеза как основная единица исследования.

  10. Виды и достоверность гипотез.

  11. Соотношение теории, эмпирического исследования и практики.

62

Модуль 2

  1. Принципы рекрутирования участников исследования.

  2. Проблема обратной связь в научном исследовании.

  3. Инструкция испытуемому – её цели, задачи, требования к составлению и проведению.

  4. Понятие измерительной шкалы. Типы шкал: номинативная, порядковая, шкала интервалов, шкала отношений. Проблема выбора типа шкал.

  5. Виды валидности в исследованиях научного направления.

  6. Место эксперимента в системе эмпирических методов.

  7. Особенности связи теория – метод в педагогическом исследовании.

  8. Соотношение результатов и выводов исследования. Проблема соотношения научных выводов и практических запросов в исследовании.

62


Примерный перечень тем рефератов и докладов.

  1. Диалектика как общая методология научного познания.

  2. Основные категории научного исследования.

  3. Методы научного исследования:

  4. Сравнительно-исторические методы научного исследования.

  5. Опрос и его виды.

  6. Специфика метода наблюдения.

  7. Особенности организации и проведения научного тестирования.

  8. Этические принципы работы с человеком в качестве испытуемого.

  9. Теоретическая и практическая значимость научного исследования.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Научная картина мира и опыт. Формирование классической рациональности. Ценности науки в классической рациональности: объективность, истинность, проверяемость, использование математических методов в исследовании

  2. Основные методы классической науки: наблюдение и эксперимента. Естественно-научная парадигма в психологии и классическая рациональность. Бихевиоризм и классическая рациональность

  3. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Формирование и развитие теории в неклассической науке.проблема эмпирической проверки математических гипотез.

  4. Стратегия исследования в постнеклассической науке. Универсальный эволюционизм- основа современной научной картины мира. Гуманистическая парадигма в психологии.

  5. Общая характеристика методов научного исследования. Предмет и методы исследования в различных направлениях психологии.

  6. Классификация методов. Разные подходы к классификации методов. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. Классификация методов в интерпретации В.С. Слободчикова и Е.И. Исаева.

  7. Объективные и описательные методы исследования психологии.

  8. Исследование и диагностика. Научное и практическое исследования. Принципы, структура, виды, направления, типы исследования.

  9. Фундаментальные и прикладные исследования. Междисциплинарные и монодисциплинарные исследования. Аналитические или однофакторные и комплексные исследования. Объект и предмет исследования.

  10. Этапы научногоисследования. Подготовительный этап. Формулирование проблемы.

  11. Этапы порождения научной проблемы: выявление нехватки научного знания о реальности, описание проблемы на уровне обыденного языка, формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Проблемы реальные, «псевдопроблемы», неразрешимые проблемы.

  12. Определение задач и рабочей гипотезы исследования. Требования к гипотезе, ее виды, содержание.

  13. Разработка методики. Этап сбора фактических данных. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных.

  14. Этап обработки данных, количественный, качественный анализ. Применение математических методов обработки данных: определение средних величин, меры рассеивания, коэффициенты корреляции, построение графиков.

  15. Этап анализа и интерпретации результатов исследования и формулирование выводов. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

  16. Общие закономерности развития науки

  17. Структура научного знания

  18. Классификация научного знания и критерии научности знания

  19. Принципы и методы психолого-педагогических исследований

  20. Научные исследования в образовании

  21. Виды научных исследований

  22. Основные виды и формы УИРС и НИРС

  23. Оформление результатов исследования


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Название образовательной технологии

Темы, разделы дисциплины

Краткое описание

применяемой технологии



Информационная лекция-презентация

Модуль 1. Теоретические аспекты научного исследования

Представление ключевых понятий и определений, использование графических моделей, рисунков, активизирующих процесс восприятия смыслового содержания темы. Представление реальных примеров.

Практическое занятие

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Собеседование

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

интерактивная лекция


Презентация видеоматериалов, фотографий, психолого-педагогической документации с их анализом.

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Дискуссия

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Творческое задание

Модуль 2. Организация и проведение исследований в профессиональной деятельности научногонаправления.


Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Реферат

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой письменное изложение изучения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Проектный метод




Разработка исследовательского проекта «Оценка доступности образовательной среды вашей образовательной организации»


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения**

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)



Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

УК-1 способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Владеть







Владеет элементарными навыками

Владеет способами обработки информации, но допускает неточности

Достаточно свободно владеет

Уметь







Осуществляет действия фрагментарно

Не в полной мере использует полученные умения

Использует в полной мере

Знать







Знания не подкреплены практикой

Знания имеются, но они не систематичны

Знания в полной мере и свободно используются на практике

ОПК-1 владение методологией и методами педагогического исследования

Владеть







Владеет элементарными навыками

Владеет способами обработки информации, но допускает неточности

Достаточно свободно владеет

Уметь







Осуществляет действия фрагментарно

Не в полной мере использует полученные умения

Использует в полной мере

Знать







Знания не подкреплены практикой

Знания имеются, но они не систематичны

Знания в полной мере и свободно используются на практике

ОПК -2 владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий

Владеть







Владеет элементарными навыками

Владеет способами обработки информации, но допускает неточности

Достаточно свободно владеет

Уметь







Осуществляет действия фрагментарно

Не в полной мере использует полученные умения

Использует в полной мере

Знать







Знания не подкреплены практикой

Знания имеются, но они не систематичны

Знания в полной мере и свободно используются на практике

ПК -2 способность аспиранта к осуществлению прогностических научных исследований в области социально-культурной деятельности, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками

Владеть







Владеет элементарными навыками

Владеет способами обработки информации, но допускает неточности

Достаточно свободно владеет

Уметь







Осуществляет действия фрагментарно

Не в полной мере использует полученные умения

Использует в полной мере

Знать







Знания не подкреплены практикой

Знания имеются, но они не систематичны

Знания в полной мере и свободно используются на практике

ПК -3 готовность аспиранта к авторской разработке и научному обоснованию проектов и программ развития социально-культурной сферы

Владеть







Владеет элементарными навыками

Владеет способами обработки информации, но допускает неточности

Достаточно свободно владеет

Уметь







Осуществляет действия фрагментарно

Не в полной мере использует полученные умения

Использует в полной мере

Знать







Знания не подкреплены практикой

Знания имеются, но они не систематичны

Знания в полной мере и свободно используются на практике


Вопросы для зачета

  1. Этические принципы работы с человеком в качестве испытуемого. Проблема рекрутирования участников исследования.

  2. Необходимые этапы, предшествующие исследованию: сбор исходных данных, предварительная беседа.

  3. Основания гуманитарной парадигмы, её место в психолого-педагогических исследованиях

  4. Понятие метода науки как нормы деятельности. Связь теории и метода.

  5. Метод объективного наблюдения.

  6. Виды наблюдения. Данные наблюдения, регистрация, описание и анализ.

  7. Измерение как самостоятельный метод и составляющая экспериментальной процедуры.

  8. Измерение как шкалирование.

  9. Понятие «эксперимент». Нормативы экспериментирования. Основные характеристики эксперимента.

  10. Валидность эксперимента и контроль побочных факторов.

  11. Беседа как метод психологического исследования и психологической практики.

  12. Элементы структуры научного эмпирического научногоисследования.

  13. Проблема объекта и предмета эмпирического научногоисследования.

  14. Виды гипотез в педагогическомисследовании.

  15. Принцип построения теоретической модели в исследовании.

  16. Виды результатов эмпирического научногоисследования, уровень их достоверности.

  17. Специфика проведения научного исследования в различных сферах психолого-педагогической науки.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная литература:

  1. Чулков В.А. Методология. Научных исследований: учеб. пособие для аспирантов / В.А. Чулков – Пенза.: ПензГТУ, 2014.– 200 с.


б) дополнительная литература:

  1. Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие. / Г.И. Колесникова – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 320 с.

  2. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л. А. Шипилина. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 204 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.studentlibrary.ru ;

  2. www.book.ru;

  3. www.knigafund.ru;

  4. www.e.lanbook.com

  5. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  6. almanah.ikprao.ru – Альманах института коррекционной педагогики РАО

  7. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  8. http://www.edu.ru – Российский федеральный портал
    http://agulib.adygnet.ru/ – библиотека АГУ
    http://mon.gov.ru/ - Сайт министерства образования и науки РФ


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Кафедра педагогики и предметных технологий



(учебный корпус № 5) ауд. № 11 ул. Коновалова, 2.

Компьютер – 1 шт.

Сканер -1 шт.

Компьютерные программы по диагностике нарушений развития детей раннего возраста



Мультимедийный экран
Каталог: file.php
file.php -> Э. И. Скоблева рабочая программа дисциплины
file.php -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"
file.php -> Краткий обзор блоков электронного курса 9 Пользователи и их права 10 Режим редактирования 10 Назначение каждой кнопки 11
file.php -> Сппо: взаимодействие психолого-педагогических кафедр гоу впо нгпу по технологии бенчмаркинга
file.php -> Среднее профессиональное образование на пути качественных преобразований. Некоторые итоги сетевого взаимодействия
file.php -> «Модели повышения квалификации персонала на предприятии»
file.php -> Программа разработана на основе: фгос по направлению/специальности
file.php -> Формирование основ гражданственности у старших дошкольников
file.php -> Адаптация первоклассников к обучению средствами артпедагогики

Скачать 254,1 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница