Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику



страница1/5
Дата27.05.2016
Размер0,64 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5



Описание модели

формирования ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности ОУ:

общеобразовательная школа, образовательная организация повышенного уровня (лицей), организация для детей с ОВЗ (школа полного дня/ школа-интернат)

ОГЛАВЛЕНИЕ




АНАЛИЗ АНАЛОГОВ 3

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 9

ВАРИАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 13

ВАРИАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) ШКОЛЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ (ЛИЦЕЙ), РЕАЛИЗУЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ (УГЛУБЛЕННУЮ) ПОДГОТОВКУ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ 23

ВАРИАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ / ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. 36




АНАЛИЗ АНАЛОГОВ


Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения (пояснительная записка к ФГОС). Аналогичный подход определяет и государственную политику Санкт-Петербурга, в том числе Стратегию развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020» (далее – Стратегия).

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования (НОО) как обязательный раздел содержит Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как комплексную программу здоровьесберегающей деятельности школы (раздел 3, п. 16 ФГОС-2). К личностным результатам освоения ООП НОО относится формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (раздел 19). Разработка и реализация такой программы является обязательным требованием освоения ФГОС НОО.

ФГОС основного общего образования (ООО) регламентирует формирование ЗОЖ как важную составляющую большинства учебных предметов основной школы: обществознание, география, физика, биология, химия, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, иностранный язык (раздел 1.2).

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО включает воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В ФГОС ООО регламентируется организация экологической здоровьесберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (п. 2.3.9). Фактически речь идет о реализации комплексной Программы здоровьесберегающей деятельности ОУ на этапе ООО.

В то же время конкретизация указанных в ФГОС направлений деятельности ОО предполагает анализ имеющегося опыта образовательных организаций России и зарубежья.

Анализ отечественного опыта здоровьесбережения школьников показывает, что особое внимание к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в условиях школьного образования появилось с 90-х годов 20 столетия. Наиболее широкое распространение получили три направления, в основе в двух из них положены идеи зарубежной педагогики.

С 1991 года в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии по решению Европейской комиссии, Совета Европы и Всемирной организации здравоохранения реализуется проект «Школа здоровья». Модель «Школы здоровья» была представлена тремя компонентами и включала:


  • информацию по проблемам здоровья в учебных курсах, направленную на повышение понимания учащимися принципиальных основ здоровья и изменение стратегий поведения (ориентацию на здоровье);

  • совершенствование школьного медицинского обеспечения с целью организации ранней профилактики проблем, связанных со здоровьем, и оказания конкретной помощи в условиях образовательного учреждения;

  • оздоровление образовательной среды на основе приоритетного внимания к физическому и психическому здоровью учащихся, создания условий для их сохранения и укрепления.

В 1997 году в Греции на первой европейской конференции школ, содействующих здоровью, было официально утверждено понятие «Школа, содействующая здоровью». Модель претерпела изменения в сторону конкретизации и расширения основных положений и направлений деятельности школы по обеспечению сохранения и укрепления здоровья детей: обращено внимание на необходимость формирования культуры здоровья как составляющей общей культуры, создание медицинской и психологической служб, вовлечение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Европейской ассоциацией были подготовлены рекомендации по реализации модели школы, содействующей здоровью, в которых предлагалось выстроить деятельность учреждения на следующих основаниях:



  • анализ жизнедеятельности учащихся и учителей с точки зрения сохранения их здоровья, включающий анализ функционального состояния организма и возможных негативных изменений в процессе обучения; анализ жизнедеятельности ребенка в семье с точки зрения негативных влияний на сохранение и укрепление его здоровья;

  • формирование здоровья учащихся и учителей в образовательном процессе, которое подразумевает включение в учебный план школы специальных предметов, посвященных здоровью; организация специальной внеклассной работы; просвещение родителей и педагогов по сохранению и укреплению здоровья учащихся; индивидуальное консультирование учащихся, их родителей и педагогов по актуальным проблемам сохранения и укрепления здоровья в учебном процессе;

  • создание условий для обеспечения здоровья всех участников образовательного процесса – валеологическая оптимизация образовательного процесса и школьной среды; профилактика, рекреация и коррекция донозологических отклонений индивидуального здоровья непосредственно в процессе обучения.

Школы, содействующие здоровью, появившись в России в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии, получили широкое распространение в Волгоградской, Калининградской, Московской, Новосибирской, Ростовской области и др., в результате чего возникла Всероссийская ассоциация школ, содействующих здоровью. Исследователи отмечают изменения в образовательном процессе, характерные для школ, участвующих в этом проекте:

  • включение в учебный план образовательного учреждения новых дисциплин, охватывающих все ступени школьного образования и способствующих формированию у школьников определенной системы знаний по проблеме сохранения и укрепления здоровья;

  • введение в систему дополнительного образования различных психологических тренингов по профилактике ситуаций риска нарушения здоровья;

  • привлечение учащихся к организации образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья (волонтерское движение);

  • повышение эффективности физического воспитания школьников, его роли в целостном учебно-воспитательном процессе;

  • повышение качества медицинского обслуживания в условиях школы, расширение связей школьной медицинской службы с различными медицинскими учреждениями;

  • привлечение к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников родителей и широкой общественности, что в частности помогло значительно улучшить материально-техническую базу школ;

  • создание в образовательном учреждении полноценной медико-психолого-педагогической службы или привлечение в школу узких специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-валеологов);

  • организация обучения педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях школы (Ю.В. Науменко, 2008).

В ряде школ, содействующих здоровью (например, в Волгоградской области), приоритетным направлением в области здоровья стала физкультурно-оздоровительная работа. В учреждениях созданы и внедрены физкультурно-оздоровительные программы, направленные на повышение двигательной активности и улучшение состояния физического здоровья школьников. Значительная роль отводится организации двигательного режима школьников, проведению физпауз, утренней гимнастики, внеклассных мероприятий, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнований, спортивным играм, транцам, ходьбе на лыжах, плаванию, туристических подходов.

Широкое распространение среди школ, содействующих здоровью, получило направленное, связанное с реорганизацией образовательного процесса на основе использования информационно-диагностических программ. На основе полученных диагностических исследований, в школах разрабатывается и реализуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий: физиотерпия, массаж, ЛФК, фитотерапия, витаминизация и пр.

Таким образом, в деятельности образовательных организаций в рамках проекта «Школа, содействующая здоровью», большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительному и лечебно-профилактическому направлению. Ведущими ориентирами деятельности школ являются психофизиологические представления о здоровье человека, адаптации к окружающим условиям и предупреждение возможных ситуаций риска.

Опыт деятельности школ, содействующих здоровью, был критически переосмыслен сотрудниками научно-методического центра Министерства образования и науки РФ «Диагностика. Адаптация. Развитие» (ДАР) им. Л.С. Выготского, в результате чего появился отечественный проект «Школа здоровья» (известен также, как «Школа, формирующая здоровую образовательную среду»).

Авторы данного проекта обратили внимание на то, что в большинстве школ работа в области здоровья строится из понимания здоровья в узком смысле и реализуется посредством выстраивания образовательной среды под индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Авторы проекта предложили ввести в образовательную среду школы «протокол согласованных действий педагога, психолога и медика в школе», понимая под этим целенаправленную совместную деятельность педагога, социального педагога, медицинского специалиста, педагога-психолога в форме консилиума. Такое взаимодействие под руководством заместителя директора школы предполагает выработку стратегии индивидуального сопровождения конкретного ребенка в условиях образовательного процесса.

Модель «Школа здоровья» предполагает реализацию обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов. Модель управления учреждением предполагает: 1) создание оптимальных условий учебной и внеучебной школьной деятельности; 2) проведение мероприятий по повышению культуры здоровья учащихся; 3) организацию профилактической, оздоровительной, коррекционной реабилитационной работы; 4) повышение уровня компетентности педагогов в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни; 5) установление связей с общественностью и другими организациями и ведомствами, работающими по проблеме сохранения и укрепления здоровья и формирования ценности здорового образа жизни (Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, А.И. Федоров,2011).

Таким образом, акцент в модели «Школа здоровья» сделан на рациональную организацию жизнедеятельности школьников, создание благоприятного психологического климата, психолого-педагогическую поддержку учащихся, применение личностно ориентированных образовательных технологий, индивидуализации обучения, что позволяет понизить тревожность учащихся, формировать уверенность и устойчивую учебную мотивацию, способствует сохранению и укреплению психофизиологического здоровья школьников.

Среди моделей деятельности школ в области здоровья особое место занимают адаптивные школы - школы со смешанным контингентом учащихся, где одновременно учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении (Т.М. Давыденко, Н.П. Капустина, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.). Такие условия обучения позволяют учащимся гибко реагировать и нарабатывать стратегии адаптации к социокультурным изменениям в жизни, формируют внутренний механизм личной модели здоровья.

Рассмотренные модели деятельности образовательных организаций в области здоровья и здорового образа жизни основаны на реализации комплекса психолого-педагогических, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, адаптацию к окружающим условиям и предупреждение возможных ситуаций риска. Такой подход к обеспечению здоровья школьников большинством исследователей понимается как здоровьесберегающий (Г.К. Зайцев, В.Н. Ирхин, Э.М. Казин, Н.К. Смирнов, Н.В. Третьякова и др.).

Однако такой путь развития "Школы здоровья" неизбежно ведет к деформации основных функций общего образования (школа не может, по образному выражению М.М. Безруких, быть "филиалом поликлиники") и в значительной степени определяет их элитарность (реализация функции оздоровления нередко связана с соответствующим материально-техническим обеспечением школы), что не способствует изменению ситуации во всей системе образования.





Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница