Решение проблемы заключается в поиске людей, которые ее решат. Закон Ван Херпена



Скачать 334.2 Kb.
Дата01.06.2016
Размер334.2 Kb.
ТипРешение


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида г.Таганрога


Инновационный образовательный проект
«Организационно-педагогические условия преемственности профориентации

и постшкольного сопровождения

обучающихся с нарушением интеллекта

в условиях коррекционной школы VIII вида»

Таганрог

2013г.
Решение проблемы заключается

в поиске людей, которые ее решат.

Закон Ван Херпена

Введение
Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений проблемы получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годах» обращается особое внимание на профессиональное обучение и социализацию лиц с ограниченными возможностями.

Кроме того, уровень современного образования должен соответствовать стратегии социально-экономического развития региона в целях повышения качества жизни человека, что отражено в документе «Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».

В разделе «Модернизация образования» одним из основных приоритетов развития образования являются:

– расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг;

– разработка социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

– расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии;

– внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.

В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на необходимость разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных:


  • на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,

  • на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,

  • на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,

  • на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах.

Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Минобразованием Ростовской области разработан и утвержден комплекс мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными категориями обучающихся в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Процесс сопровождения организационно-педагогических условий процесса трудового обучения определяется совокупностью объективных возможностей, обеспечивающих создание определенной среды для реализации педагогического процесса и позволяющих наиболее эффективно решать конкретные дидактические задачи.

Наиболее массово группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлена лицами с легкой умственной отсталостью. Однако представленная методика сопровождения обеспечения организационно-педагогических условий преемственности профессионально-трудовой подготовки может быть использована для всех групп лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с умственной отсталостью после окончания специального (коррекционного) образовательного учреждения (СКОУ), как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке. В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что обучающимся с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться коррекционной школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.

Реализация проекта по решению проблем преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в СКОУ и учреждениях начального профессионального образования в части сопровождения данного процесса позволит решать задачи совершенствования организационно-содержательных условий профессионально-трудового обучения и профильной подготовки, учащихся с умственной отсталостью.
1. Актуальность и противоречия развития образовательной ситуации

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Сложившаяся в советское время система образования давала значительной части выпускников специальных (коррекционных) школ, в том числе и специальных (коррекционных) школ VIII вида, устроиться в жизни по отлаженной схеме: группа в ПТУ по обучению рабочим профессиям, трудоустройство на государственном предприятии с получением полного социального пакета и предоставлением места в общежитии. И только небольшая часть выпускников из-за особенностей психофизического развития, последствий социально - педагогической депривации пополняла ряды правонарушителей.

В наше время, в условиях рыночных отношений, безработицы, экономического кризиса, изменений спроса и предложений на рынке труда выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений сразу пополняют неконкурентоспособную группу, не вызывающую интереса у работодателей.

По данным детского фонда России ежегодно из детских коррекционных учреждений в течение следующего года из пятнадцати тысяч выпускников - 33% попадают на скамью подсудимых, становятся безработными – 20% и лишь 10% более или менее благополучно устраиваются в самостоятельной жизни.

Практика показывает, что выпускники коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:



  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

  • сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;

  • нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;

  • отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);

  • недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;

  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.

Мониторинг жизнеустройства выпускников Таганрогской специальной (коррекционной) школы № 19 представлен в таблице № 1.

Таблица № 1.

Мониторинг жизнеустройства выпускников Таганрогской специальной (коррекционной) школы № 19


Год

выпуска

2009 г.

2010г.

2011г.

Класс

9 кл.

11 кл.

9 кл.

11 кл.

9 кл.

11 кл.

Всего выпускников

22 чел.

9 чел.

31 чел.

15 чел.

20 чел.

16 чел.

Направлены в ПУ

4

18,2%

5

56%

2

7%

6

40%







7

44%

Трудоустроены







1

11,1%







1

7%













Находятся дома по состоянию здоровья,

органы СО







3

33,3%







7

47%







5

31,25%

Не трудоустроены,

не учатся



















1

7%







2

12,5%

Переведены в

10 класс

17

77,2%







28

90,3%







19

95%






Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников Таганрогской специальной (коррекционной) школы № 19 видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.

Из общего количества выпускников школы - 95% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:


  • неконкурентоспособны на рынке труда;

  • вследствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющий данный диагноз существенно ограничены).

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Обеспечение занятости выпускников с умственной отсталостью, рациональное трудоустройство, обеспечивающее достижение материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество предполагает включение в содержание деятельности конкретных направлений, обеспечивающих данные перспективы.

Разработкой модели профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью в сотрудничестве с Центром занятости и НПО занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н..

Анализ исследований по данной проблеме обуславливается необходимостью корректировки существующей системы подготовки школьников с ОВЗ к трудовой деятельности, отвечающей запросам современного рынка труда, требованиям общества. В настоящее время вопросы профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ, обеспечение их возможностью для выбора профессий, соответствующих их профессиональным интересам и умениям, являются одними из приоритетных. Решение такого рода задач может быть осуществлено только в рамках комплексных программ, которым придается большое значение, как в нашей стране, так и за рубежом. Реализация принципа социально-адаптирующей направленности специального образования в школах для детей с ОВЗ определяет необходимость организации целенаправленной и систематической работы по включению их в активную трудовую деятельность. В связи с реализацией данного принципа усиливается значение специального образования, имеющего своей целью обеспечить формирование у данной категории учащихся как важнейших общетрудовых умений, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.

В настоящее время система работы нашей школы не решает полностью те проблемы, которые встали перед педагогическим коллективом. Это связанно, прежде всего, с нестабильностью социальной поддержки выпускников специальных (коррекционных) ОУ со стороны государства, их неконкурентоспособностью на рынке труда, низким уровнем социальной адаптированности выпускников в рыночном социуме.

Таким образом, в системе коррекционного обучения школьников с ОВЗ четко выявились противоречия между:



  • сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

  • возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

  • ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ОВЗ, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных  школ VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют трудоустройство выпускников специальных (коррекционных) ОУ. Они не конкурентоспособны на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ.
2. Краткое описание имеющегося опыта

Организация и содержание образовательного процесса

В ГКОУ РО специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 19 за последние пять лет разработана модель социально-трудовой подготовки детей и подростков с умственной отсталостью и профориентационного сопровождения на основе рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума в сотрудничестве учреждений коррекционного и профессионального образования.

На протяжении трех лет школа работала в режиме областной инновационной площадки по социально-трудовой реабилитации и адаптации обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями (Приказ МОРО № 1655 от 09.09.2002г. «Социально-трудовая реабилитация и адаптация обучающихся классов «Особый ребенок»).

Основными направлениями в разработке данной системы являются:



  • создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов коррекции и компенсации каждого обучающегося с диагнозом тяжелая и умеренная степени умственной отсталости;

  • создание постоянно действующей системы динамического мониторинга за развитием каждого ребенка из классов «Особый ребенок»;

  • поиск путей дальнейшей социальной адаптации выпускников классов «Особый ребенок».

За годы работы специальной (коррекционной) школы в рамках реализации инновационного образовательного проекта по социально-трудовой реабилитации и адаптации обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями разработаны и апробированы:

  • программа социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • программы по трудовому обучению для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями;

  • программы по трудовому обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, готовящие их к несложным видам ремесленного, главным образом обслуживающего труда;

  • подпрограммы «Цветоводство и декоративное садоводство», которые осваивают обучающиеся классов «Особый ребенок».

Так же разработаны подпрограммы «Уборщик служебных помещений», «Дворник», «Младший медицинский персонал», «Рабочий по обслуживанию зданий» для детей с легкой умственной отсталостью.

В основе программного обеспечения лежит моделирование профориентационного содержания коррекционно - образовательного пространства школы с учетом специфики контингента обучающихся, а также социального партнерства с Министерством труда и социального развития, Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Управлением государственной службы занятости населения Ростовской области в сфере решения вопросов преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта коррекционной школы VIII вида.

Программы профориентационного содержания составлены с учетом способностей, индивидуальных склонностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательного потенциала школы и имеющегося опыта работы в данном направлении.

Комплекс программных материалов отражает целостное видение проблемы социально-трудовой подготовки и постшкольного сопровождения детей и подростков с нарушением интеллекта, предполагает его положительную динамику и выход на иной, более высокий уровень профессионально-трудовой подготовки выпускников школы и конкурентоспособностью на рынке труда.

Для создания организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида, реализации программы социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость создания модели сетевого взаимодействия с различными учреждениями и ведомствами. Управленческим персоналом специальной (коррекционной) школы разработана нормативно-правовая база регламентирующая деятельность учреждения:


  • локальные акты ОУ;

  • Договор между ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» и ГКОУ РО Таганрогская коррекционная школа №19 «О совместной деятельности»;

  • Соглашение Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;

  • Соглашение Министерства труда и социального развития Ростовской области;

  • Соглашение Управления государственной службы занятости населения Ростовской области «О совместной деятельности по содействию занятости и организации профессионального обучения выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

В школе имеются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психолог, социальный педагог готовые к реализации образовательных программ профориентационной направленности.

Таким образом, в современных условиях специальная (коррекционная) школа выполняет новые социально-педагогические функции в отношении обучающихся, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме.

Продолжая работу в рамках инновационной деятельности, педагогический коллектив школы разрабатывает модель постшкольного сопровождения и интеграции воспитанников в современный рыночный социум, что позволяет выйти на конечный результат: оказание помощи выпускникам в дальнейшей социальной адаптации путем решения таких вопросов как:


  • сохранение и дальнейшее развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей выпускников.

  • стабилизация эмоционально-психологического климата в семьях выпускников.

  • накопление опыта конструктивного сотрудничества органов образования, социальной защиты и финансовых структур;

  • практическая апробация программ интеграции и социализации молодых людей с комплексными нарушениями развития;

  • расширение социального партнерства с различными ведомствами и учреждениями Ростовской области.

Завершая работу по реализации инновационного образовательного проекта «Социально-трудовая реабилитация и адаптация обучающихся классов «Особый ребенок», который охватывал только незначительную часть обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, возникает необходимость разработки и апробации модели преемственности профориентационного обучения и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.

Апробация проекта «Организационно-педагогические условия преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида» тесно взаимосвязаны, так как один из критериев социализации детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает определенный уровень к трудовой адаптации.



3. Актуальность инновационного образовательного проекта

Организационные условия преемственности профессионально-трудовой подготовки для обучающихся с умственной отсталостью

Эффективная стратегия преемственности профессионально-трудовой подготовки детей и подростков с умственной отсталостью может реализовываться в процессе профориентационного сопровождения на основе рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума в сотрудничестве учреждений коррекционного и профессионального образования. Необходимо отметить, что в процессе профильного обучения в учреждениях специального (коррекционного) образования, как правило, трудовая подготовка осуществляется линейно с 5 по 9 класс только по одному какому-то профилю, что не способствует формированию устойчивых мотивов профессионального самоопределения.

В связи с изменением профессиональных стандартов начального профессионального образования, которые также распространяются и на обучающихся с умственной отсталостью, получающих рекомендованные для данной категории лиц профессии, становится актуальной задача моделирования преемственности содержания и технологий профессионально-трудовой подготовки обучающихся коррекционных групп, а также интеграция содержания программ профессиональной ориентации, профильного обучения в условиях СКОУ и профподготовки в условиях профессионального образовательного учреждения. Данный подход особенно актуален для обучающихся с умственной отсталостью.

Значимость в преемственности профессионально-трудовой подготовки предполагает вариативность профильного обучения в учреждениях СКОУ, которая обусловлена необходимостью предоставления возможности получить опыт в спектре профилей трудового обучения на этапе предпрофильной подготовки, что создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации. Данный опыт стихийно сложился в отдельных образовательных учреждениях. В методических рекомендациях мы видим возможность систематизации и содержательного наполнения данного подхода.

Предлагаемый подход позволит поэтапно осуществлять формирование профессиональных интересов и намерений и сформирует основу для оптимального выбора профессии.

Процесс реализации системы работы в данном направлении способствует:

1) формированию познавательной направленности и специализации познавательных интересов на основе индивидуализации маршрутов трудового обучения;

2) осуществлению целенаправленного последовательного введения учащихся в круг профессий с учетом их направленности и возможностей;

3) реализации стремления к активации проб своих возможностей.

Реализация инновационного образовательного проекта необходима для апробации на практике модели преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида. Для этого необходимо создать определенные организационно-педагогические условия: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические, систему педагогического мониторинга.



Объект исследования. Создание модели организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида.

Предмет исследования: Модель управления преемственностью процесса профессионально-трудовой подготовки и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.

Цель исследования: создание и апробирование модели управления преемственностью процесса профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта будет успешным, если:

– обеспечить доступности получения профессионального образования лицами с нарушением интеллекта;

– организовать систему работы по сопровождению профессионального самоопределения на всех этапах профессионально-трудовой подготовки;

– создать условия для социально-психологической адаптации на этапе поступления и овладения профессией в учреждениях начального профессионального образования;

–предоставить рабочие места, оборудование для проведения производственной практики обучающихся с нарушением интеллекта.

Цель инновационного образовательного проекта - создание системы школьного и постшкольного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями посредством социального партнерства в новых условиях рыночного трудоустройства.

В рамках реализации инновационного образовательного проекта предстоит решить следующие задачи:


  1. Совершенствовать модель психолого-социально-педагогической службы школьного и постшкольного сопровождения.

  2. Совершенствовать учебно-воспитательную систему, направленную на формирование жизненно-важных навыков, качественных профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, которые обеспечат выпускникам конкурентоспособность на рынке труда.

  3. Реализовать системно - ориентированные программы сопровождения, направленные на решение проблем в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо включить следующие направления деятельности образовательного учреждения:

– создание условий для роста профессионального мастерства учителей труда и мастеров производственного обучения;

– мониторинг и прогноз успешности учебной деятельности;

– разработка, апробация модульных и интегрированных программ профессионально-трудовой подготовки;

– внедрение современных развивающих технологий, работа по обновлению средств обучения;

–формирование активной жизненной позиции обучающихся через деятельностное освоение социально-экономической среды;

– контроль и оценка достижений на каждом этапе обучения.


4. Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива школы по созданию организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта
Приоритетными направлениями по созданию организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в образовательном пространстве школы являются:

  1. Внедрение и апробация модели предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению обучающихся с умственной отсталостью.

На этапе предпрофильного обучения в рамках уроков трудового обучения предлагается реализация образовательных модульных программ.

Образовательная программа может состоять из следующих базовых модулей:


  • «швейное дело»

  • «Столярное дело»

  • «Строительное дело»

И дополнительные модули:

  • «Уборщик служебных помещений»

  • «Дворник»

  • «Рабочий по обслуживанию зданий»

  • «Младший медицинский обслуживающий персонал»

Обязательным условием изучения каждого модуля является знакомство с миром профессии, при этом учитываются принципы повторяемости учебного материала и постепенного ввода нового материала.

Предпрофильная ориентация включает четыре модуля: информационный, диагностический (в ходе предпрофильной подготовки), познавательный (исследование познавательной сферы подростка), оценочный (готовности школьника к принятию решения о выборе профиля).

Процесс подготовительной работы к переходу на предпрофильное обучение включает поэтапное сопровождение, на нескольких ступенях.

Изучение запроса ученика предполагает анкетирование: самого ученика, родителей, учителей; учет мнения медицинских работников; диагностику мотивов выбора направленности личности, склонностей и интересов.

Обобщение этой информации является основой для проектирования образовательного маршрута. Образовательный маршрут обучающегося выстраивается не только с учетом гендерного фактора.

Принципы предпрофильной подготовки:

1) Преемственность профессионально-трудовой подготовки строится на обеспечении условий для реализации профильных проб на этапе предпрофильной подготовки. В рамках уроков труда и воспитательных мероприятий.

2) Преемственность профессионально-трудовой подготовки с выходом на предпрофессиональную подготовку в 9 классе по сквозным программам, осуществляется совместно с образовательным учреждением с Центром занятости.

3) Сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся. Самоопределение относительно будущего трудового профиля будет происходить через конкретные пробы трудовой подготовки.

4) Открытость. Оценка успешности трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью осуществляется с привлечением специалистов Центра занятости, работников организаций учреждений организовывающих трудовую практику.

Профориентационное сопровождение учащихся в процессе предпрофильного трудового обучения, направленное на формирование готовности к профильному самоопределению.



Содержание деятельности на этом этапе включает следующие направления деятельности:

– уроки трудового обучения;

– занятия по профессиональной ориентации с учащимися

– групповые занятия по развитию навыков эффективного взаимодействия;

– индивидуальную психолого-педагогическую поддержку учащихся;

– психолого-педагогическая поддержка семьи;

– профильные пробы на базе предприятий города;

– диагностическое исследование динамики развития личности учащихся.



Алгоритм реализации образовательной программы профессионально-трудового самоопределения.

1. Выделить несколько модулей (швейное дело, строительное дело, столярное дело). И дополнительных модулей (дворник, младший медицинский персонал, рабочий по обслуживанию зданий, уборщик служебных помещений).

2. Определить график освоения обучающимися каждого из модулей.

3. Провести аттестацию обучающихся по окончании модуля.

4. Осуществить комплексную психолого-педагогическую диагностику с целью определения профессионально-трудовых предпочтений и возможностей обучающихся.

Функционирование профильного обучения должно исходить из следующих основных принципов:

– установление доступа к получению профильного обучения обучающимися с умственной отсталостью в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

–совмещение коррекционно-развивающей и профессионально-ориентирующей функций;

– для всех учащихся должна быть обеспечена возможность уточнения профиля в процессе обучения;

– для учащихся с умственной отсталостью профильная подготовка является основой для продолжения обучения через Центр занятости, в котором должна быть предусмотрена возможность получения профессиональной подготовки не по профилю трудового обучения;

– обучение в учреждении специального (коррекционного) образования в качестве одной из задач включает подготовку учащихся к более осознанному выбору (готовности к выбору) профессии.

Профильная трудовая подготовка направлена на повышение адекватности осознания обучающимися физических, психологических и психофизиологических возможностей, выявление индивидуальных способностей обучающихся освоить те или иные виды трудовой, профессиональной деятельности. На данном этапе решаются задачи формирования общепрофессиональных знаний, развития компетенций, свойственных профессиям определенного профиля, осуществление профессиональных проб.



Содержание деятельности включает:

– занятия по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

– формирование экономических знаний;

– развивающие занятия по развитию коммуникативной компетентности;

–занятия по трудовой подготовке учащихся на базе Центра занятости и предприятий города на основании договора о сотрудничестве между школой, предприятием и Центром занятости;

–психолого-педагогическое исследование динамики развития профессионального самоопределения учащихся.



  1. Внедрение и апробация модели профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профориентация понимается нами как деятельность, направленная на профессиональную реабилитацию обучающихся с умственной отсталостью. Поэтому программа профориентации включает в себя перечень конкретных мероприятий (специфических и неспецифических), проведение которых будет способствовать адекватному самоопределению подростка с умственной отсталостью на различных этапах профессиональной реабилитации.

Особое внимание в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью должно уделяться:

а) комплексной диагностической оценке (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

б) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

в) формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Необходимо учитывать следующие этапы профессиональной реабилитации:

1. Подготовительный этап – определение трудового прогноза на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований учащихся, что позволяет выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессе будущей профессионально-трудовой деятельности.

2. Формирующий (коррекционный) этап – решает задачи по ориентации учащихся на показанные им виды профессиональной деятельности с помощью комплекса психотерапевтических и психолого-педагогических средств, который выражается в проведении:

– циклов занятий и тематических экскурсий, расширяющих диапазон информированности о различных видах профессиональной деятельности;

– циклов учебно-трудовых занятий (уроков), позволяющих приобрести определенный трудовой и профессиональный опыт, сформировать адекватные установки на трудовую деятельность и самооценку;

– циклов целевых профессиональных проб и профессиональных консультаций, дающих возможность сформировать адекватные представления о конкретных видах профессиональной деятельности, формирование мотивов к определенным видам профессий, конкретизация и корректировка профессиональных планов учащихся, информированность о формах профессионального обучения, трудоустройства.

3. Адаптационный этап – способствует безболезненному приспособлению к новым условиям профессиональной среды и интеграции выпускников в общественно-трудовое пространство.

Каждый этап профессионально-трудовой подготовки включает блоки деятельности направленной на реализацию задач по профессиональному становлению личности обучающегося.



Сам процесс профессионально-ориентационной работы представляется в виде последовательных действий:

1. Оценка профессионального самоопределения воспитанника (мотивы, цели, стремления к обучению).

2. Содержание профессиональной работы по этапам обучения.

3.Формирование показателей педагогического, психологического, медицинского компонентов контроля, системы педагогического и медико-психологического мониторинга.

4.Взаимосвязь процесса профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и Центром занятости, формирование механизмов социального партнерства.

5. Подготовка и системное повышение профессиональной квалификации учителей трудового обучения, ориентированные на современные социально-экономические условия развития общества.



Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, это определение трудового прогноза на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с умственной отсталостью.

При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определить соответствующий перечень показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.



Второй этап профориентации – формирующий (коррекционный), где решаются задачи по ориентации детей на показанные им виды профессиональной деятельности с помощью комплекса психотерапевтических, коррекционных и психолого-педагогических средств.

Третий этап профориентации – адаптационный, проводится в процессе фактического рационального трудоустройства (или в процессе профессионального обучения) и способствует безболезненному приспособлению к новым условиям профессиональной среды. Психологическое профессионально-диагностическое обследование позволяет оценить адекватность профессионального выбора ребенка его реальным психическим возможностям и выявить специфику психологических детерминант этого выбора.

3. Преемственность проектирования профориентационной работы в учреждениях СКОУ и Центром занятости в сопровождении обучающихся с умственной отсталостью.

Профессиональная ориентация представляет собой часть трудовой подготовки.



Цель программы – сопровождение профессионального самоопределения.

Использование этой программы поможет педагогам и мастерам при формировании у подростков знаний о мире профессии и требованиях профессий к личности, о профессионально важных качествах.

Основная задача, стоящая перед педагогами в профессионально- ориентированной работе, состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованном выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей, а также сопровождать процесс профессионального становления на этапе профессиональной подготовки.

Методы профессионально ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны, к ним относятся:

1.Занятия в мастерских с сообщением определенных сведений профессионально-ориентированного характера.

2.Введение профессионально-ориентированного материала в обычный урок.

3. Профессионально ориентационный урок или беседа.

4. Занятия в кружках.

5. Экскурсии на предприятия, профессиональные учебные заведения, на выставки, в службу занятости.

6. Встречи со специалистами.



Профориентационная работа реализуется в основных направлениях:

  • психодиагностика;

  • аналитическая и прогностическая деятельность;

  • развивающая и психокоррекционная работа;

  • консультирование;

  • сопровождение в процессе работы со специалистом вне школы;

  • просвещение.

Сопровождение профильного обучения включает три задачи:

    1. Мониторинг и своевременная психолого-педагогическая поддержка и профилактика возможных проблем.

    2. Диагностика при принятии решения о профессиональном выборе.

    3. Поддержка и коррекция профессионального самоопределения учащихся.

4. Направление деятельности образовательного учреждения в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Организационно-педагогические условия преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида»:

  1. Разработка программы психолого-социального школьного и постшкольного сопровождения.

  2. Разработка карты индивидуального психолого-педагогического сопровождения с целью отслеживания и корректирования процесса психологической подготовки к самостоятельной трудовой деятельности.

  3. Заключение договоров о социальном партнерстве с организациями и учреждениями в:

  • профессионально-трудовом обучении;

  • прохождении производственной практики;

  • адресной профессиональной подготовки учеников с последующим трудоустройством;

  • оказании услуг предприятиям и учреждениям воспитанниками школы (озеленение территории, хозяйственные работы и т.д.);

  • развитии культурно-образовательных потребностей воспитанников через систему дополнительного образования (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях различного уровня).

  1. Привитие практико-ориентированных знаний и умений по поиску трудовой занятости в рыночных условиях (разработка психологических и социальных, профориентационных тренингов, деловых игр с учетом интеллектуальных особенностей данной категории детей).

  2. Внесение корректив в учебные программы с целью выработки коммуникативных умений, навыков, культуры поведения, экономической грамотности, правового воспитания учащихся.

  3. Разработка и реализация адресных маршрутов постшкольной адаптации, организация индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы.

  4. Адресная подготовка воспитанника в профессиональном обучении и трудоустройстве.

  5. Психологически подготовить выпускника к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.

  6. Маркетинг рынка труда.

Профессиональная ориентация, трудовая адаптация и постшкольное сопровождение в нашей школе рассматривается как одно из условий успешной «социализации» и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Сроки и этапы реализации проекта
Первый этап (февраль 2013 - сентябрь 2013 года) – организационный.

  1. Изучение нормативных документов по направлениям проекта, повышением квалификации педагогов.

  2. Создание сети социальных партнеров.

  3. Расширение сотрудничества с социальными партнерами с организациями и учреждениями на договорной основе.

  4. Проведение мониторинга психофизического развития школьников и учебных достижений.

  5. Анализ уровня трудоустройства, обученности общеобразовательным предметам, профессионально-трудовым навыкам.

  6. Планирование работы творческих групп и временных научно-исследовательских коллективов.

  7. Создание банка научно-методических и практических материалов по проблеме преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.

  8. Изучение условий и ресурсов исходной ситуации. Разработка учебного плана в рамках профориентационной работе.

  9. Разработка карт психолого-педагогического сопровождения ребенка в период школьного обучения и постшкольный период.

  10. Повышение профессионального уровня педагогов.


Второй этап – деятельностный (октябрь 2013– январь 2015 года).

  1. Разработка модели сопровождения профильной подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

  2. Разработка анкет профессионального самоопределения, профильных предпочтений обучающихся.

  3. Разработка дифференциально-диагностического опросника.

  4. Разработка экспресс-опросников выпускников.

  5. Разработка карт анализа учебно-трудовой деятельности, социального развития, отслеживания развития трудовых возможностей обучающихся.

  6. Разработка социально-психологической характеристики учащегося.

  7. Разработка критериев самооценки и профессиональной ориентированности обучающихся с нарушением интеллекта.

  8. Разработка нормативного рейтинга учебных действий и задач.

  9. Разработка формата технологических карт педагогов.

  10. Разработка критериев контроля и оценка результатов освоения профессиональных модулей.

  11. Внедрение адаптированных программ «Младший медицинский персонал», «Озеленитель», «Дворник», «Рабочий по обслуживанию зданий» общеобразовательного и профессионально-трудового обучения с коррекционной направленностью.

  12. Расширение спектра взаимодействия школы и заинтересованных ведомств и учреждений (социальных партнеров).

  13. Организация структуры социокультурного пространства школы.

  14. Проведение мониторинга результативности выполнения проекта.


Третий этап – аналитический (февраль 2015 - февраль 2016 года)

Основные задачи этапа:

  1. Анализ достигнутых результатов инновационной деятельности.

  2. Соотнесение результатов с поставленными целями.

  3. Корректировка разработанных программ, проектов.

  4. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.

  5. Разработка рекомендаций по итогам реализации инновационного образовательного проекта.


6. Краткая характеристика предполагаемых результатов.

  1. Наличие у учащихся и выпускников с ОВЗ осознанного отношения к своему недостатку и потенциальным возможностям, сформированность положительной мотивации на трудовую деятельность.

  2. Наличие у учащихся и выпускников с ОВЗ осознанной профессиональной перспективы и умения ее последовательно реализовывать.

  3. Расширение договорной базы с предприятиями и организациями по вопросам профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с нарушением интеллекта.

  4. Постшкольное сопровождение выпускников до полной интеграции и адаптации в обществе.

  5. Создание сети социальных партнеров в профессионально-трудовой подготовке обучающихся, в удовлетворении и развитии их культурно-образовательных потребностей.

  6. Подготовка авторских воспитательно-образовательных программ, пособий для обучения школьников с ОВЗ по трудовому обучению.

  7. Повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров школы города Таганрога.

  8. Трансляция результатов работы школы в инновационном режиме на муниципальном, региональном и федеральном уровнях через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах, на школьном сайте.




Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница