Решение которой до сих пор не найдено



Скачать 292.18 Kb.
Дата11.06.2016
Размер292.18 Kb.
Семья – носитель и хранитель духовности
В последние десятилетия в современном обществе существует проблема, решение которой до сих пор не найдено. Это проблема взаимоотношений внутри семьи. Еще в эпоху 20-30 годов двадцатого столетия произошел распад традиционного русского семейного уклада, и до сих пор проблема этики семейных отношений остается одной из самых актуальных в жизни современной молодежи.

Каждый год 14 февраля отмечается день Святого Валентина. Удивительно то, что празднуем его и мы, россияне, хотя этот праздник не православных христиан, а католиков, и об этом многие знают. Что же у православных христиан нет дня Семьи и Любви?

Но если про день 14 февраля в нашей стране знают все, то про день 8 июля знают очень немногие. А ведь это как раз и есть наш «день всех влюбленных», а если говорить точно, то этот день в православии считается днем памяти Святых Петра и Февронии. А эти святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям.

С давних времен Русь была крепка семьями. Мы часто слышим: «Мой дом – моя крепость» Это действительно так.



Немаловажным фактом возвышения культа семьи следует признать учреждение в статусе государственного Праздника Семьи 8 июля - день почитания православных святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей семейного благополучия.

Это значит, государство повернулось лицом к проблеме семьи. В последние годы падение ценностей семьи стали предметом оживленных дискуссий.
Актуальность темы. Демографическая ситуация в стране признана кризисной практически всеми. Пропаганда ценности семьи, укрепление института семьи, повышение уровня рождаемости и снижение смертности – объявлены приоритетными направлениями России. Множество молодых людей стремятся восстановить утраченные традиции семейных отношений, и понять, что же лежит в основе традиционной русской семьи. Их волнуют такие вопросы: что такое семья, и какими должны быть отношения между супругами, что такое истинная любовь, какой она имеет духовный смысл, и я думаю, что поможет в этом разобраться святая Муромская чета. Так появилась тема исследовательской работы «Семья – носитель и хранитель духовности».
Предмет исследования: В своем небольшом исследовании я обращаюсь к жемчужине древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века – «Повести о Петре и Февронии Муромских». Почему вдруг именно это произведение заинтересовало меня? Причин несколько.

Во-первых, удивительный пример семейной жизни дает нам житие Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Житейские бури неоднократно пытались разбить их семейный корабль, но с ними неотступно был Христос, Его заповеди были для супругов той путеводной звездой, ориентируясь на которую они находили выход из любых, казалось бы, совершенно неразрешимых ситуаций.

Во-вторых, это произведение показалось мне интересным, потому что в нём переплелись черты жития и сказки.

Анализируя это трогательное сказание, я пыталась выяснить, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

Какие цели и задачи я для этого поставила?

Цели: Выявить на примере произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских», каким образом христианское понимание семьи и брака отражается в древнерусской литературе. Рассмотреть повесть, в аспекте семейных отношений; повысить интерес к православным праздникам; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Задачи: 1. Познакомиться с замечательным произведением древнерусской литературы; увидеть высокий нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии», понять ее связь с культурой православия. 2. Совершенствовать умение анализировать, обобщать и систематизировать литературный материал, интерпретировать его в соответствии с темой работы. 3.Увидеть связь «Повести о Петре и Февронии» как литературного произведения с мировой культурой. 4.Провести анкетирование, социологический опрос. 5.Создать презентацию «Покровители влюбленных Петр и Феврония Муромские».

Гипотеза: Я, считаю, что национальной идеей России должно стать восстановление традиционной семьи, воспитание молодежи на высших духовных ценностях. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность. В семейном тепле раскрывается мир духовных ценностей.

Если в семье господствует культ любви, добра, взаимного уважения, то эта семья – носитель и хранитель духовности. Объект исследования: семейные отношения Практическая значимость: материал данной работы можно использовать при подготовке различных мероприятий, посвященных Дню Семьи, Любви и Верности; как лекционный материал на уроках литературы, МХК, для педагогических бесед.



Материалы и методы исследования: художественная литература, периодическая печать, средства массовой информации, репродукции икон.

Используемый метод в работе: реферативно–аналитический.


Семья – ячейка общества

С понятием "семья" у каждого человека ассоциируются самые теплые чувства, светлые и незабываемые воспоминания. В семейном кругу воспитываются первые гражданские чувства, нравственные ценности человека, с которыми он пройдет по своему жизненному пути. Чем больше семей живут в мире и согласии, тем сильней и гуманнее наше общество.

Семья играет существенную роль в жизни любого общества, выполняя многообразные социальные функции, главная из которых — «производство самого человека, продолжение рода». Именно рождение детей, подготовка их к взрослой жизни делают семью одной из важнейших структур общества. На протяжении истории человечества семья претерпевала многообразные изменения, связанные с развитием общественных отношений.

Одной из важнейших структур является институт семьи. Семья – это та ячейка общества, состояние и развитие которой в целом определяют жизнеспособность государства и нации.



Объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, называется семьей. Ее связывают взаимная ответственность и общность быта.
Существует несколько основных форм семьи. Парная семья. Патриархальная семья.

В исторических повествованиях Ветхого Завета описываются именно патриархальные семьи.

Характерные черты этой формы семьи – главенство мужчины в доме, преобладание интересов семейного клана над интересами отдельного человека, совместное проживание родителей и их взрослых, состоящих в браке детей, почитание старших, многодетность, осуждение разводов. Семья - это организм единый, живой. Отец – глава, дети, жена – части единого тела.

Подобный модернизированный тип патриархальной семьи обычно связывают с традиционной семьей.


Семья в Православии – это одновременно спасительный ковчег и подвиг крестоношения. Именно через семью человек угождает Богу и расширяет свое бытие. Семья дана Богом человеку для помощи. Семейная жизнь приучает к высоким христианским добродетелям.

Именно христианство восстановило изначальный смысл брака, “разъяснив, что брачный союз должен быть заключен между одним только мужем и одною только женою, и что этот союз должен быть нерасторжим”.
На государственном уровне у нас ежегодно чествуются многодетные семьи, супружеские пары, прожившие 50 и более лет вместе. Значит, есть то, что является фундаментом крепкой семьи.

Но, к сожалению, несмотря на массовое возвращение людей к Православию, иногда наблюдается довольно безразличное отношение современных христиан к браку, в т.ч. браку, освященному Церковью. Как говорит статистика, в настоящее время распадается едва ли не половина от числа заключенных браков. Расстаются и молодые люди, только что вступившие на путь семейной жизни, и зрелые супруги, прожившие вместе уже не один десяток лет. В чем же причина трагедии, постигающей столь большой процент семей?


Я провела социологический опрос среди работников школы, жителей нашего города и выяснила, почему, по мнению наших с Вами сограждан, рушатся браки.

Вот какие ответы прозвучали:

– Раньше все было стабильно, не то, что сейчас. Мне кажется, только в этом причина разводов.

– Если раньше экономическая составляющая была прогнозируема, то сейчас абсолютно неизвестно будущее, и это одна из причин разводов.

– Когда приходится делить каждую копейку, каждую копейку считать, то, какое же это будет счастье, какой же это будет достаток. Надо обоим быть материально обеспеченным.

– Я уже 33 года в браке нахожусь. Способ – самый простой: я просто почувствовал этого человека, и все. Не глазами увидел, а почувствовал.

– В случае кризисов, я думаю, надо обращаться к психологу, потому что многие недооценивают возможности психолога, а на самом деле это помогает.



  • Прежде всего, надо думать о других людях, чтобы человеку, который с тобой живет, было хорошо, а потом уже тебе. Наверное, не стало жертвенности, которая была присуща русским женщинам, особенно православным.

– Что нужно делать? Быть людьми и уважать друг друга. Мы живем вместе 56 лет.

Вывод. Очень часто причиной разводов является эгоизм супругов: каждый хочет получить от своей половины как можно больше внимания, заботы, материальных благ, однако сам не желает пожертвовать собой: своими интересами, свободным временем. Скорби, испытания, которые рано или поздно навещают каждый дом, разбивают такой брак. Печально, что это происходит в стране, где веками были крепки семейные устои.

Последствия этого разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма.


Анкетирование учащихся с целью определения уровня комфортности ребенка в семье.

Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

  • Хорошей организации быта – 8%

  • Радости общения - 83%

  • Покоя и защищенности. – 9%

Одинок ли ты в своей семье?

  • Да - 9%

  • Нет - 84%

  • Не знаю – 7%

Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

  • Да - 34%

  • Нет - 58%

  • Не знаю - 8%

Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

  • Здоровье детей - 80%

  • Хорошая учеба детей - 12%

  • Трудовое участие детей в жизни семьи – 8%

Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

  • Быть материально обеспеченным - 15%

  • Встретить любовь – 15%

  • Иметь много друзей – 44%

  • Реализовать свои интеллектуальные возможности – 26%

Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

  • Да - 54%

  • Нет - 33%

  • Не знаю – 13%

Что для тебя вечер дома?

  • Радость общения - 56%

  • Возможность быть самим собой – 34%

  • Мучение и пытка – 10%

Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье? Да - 31%

Нет – 69%
Вывод. Я, считаю, что семья - главный воспитатель молодых подрастающих поколений. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность. Сейчас чаще видимость семьи есть, а все живут сами по себе: отец – своей, мать – своей, дети своей жизнью. Поэтому необходимо остановить циничное разрушение семьи. Стремиться восстановить утраченные традиции семейных отношений. Понять, что же лежит в основе традиционной русской семьи Ответы на эти вопросы следует искать в русской классической литературе, читая произведения Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева и других великих писателей, но истоки их понимания семьи стоит искать в произведениях более древних, таких как «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Не подлежит сомнению тот факт, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» отражает христианский взгляд на семью и брак. Автор данного произведения – Ермолай-Еразм – был священником, а значит истоки понимания брака в «Повести» необходимо искать в православном христианстве.


История создания и особенности содержания «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) — выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. В 40–60-х гг. XVI века он был сначала священником в Пскове, затем служил протопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а позднее постригся в монахи под именем Еразма. Наибольшую творческую активность Ермолай-Еразм проявил в годы своего московского жительства, поскольку был привлечен митрополитом Макарием к участию в создании различного рода произведений богословского характера.

Наиболее известным сочинением Ермолая-Еразма стала "Повесть о Петре и Февронии Муромских".

В основе сюжета данного произведения лежит рассказ о любви князя и крестьянки. Князь Петр спасает жену своего брата от змея, посещающего женщину в облике ее мужа. Убив змея мечом, найденным при таинственных обстоятельствах, Петр забрызгался змеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями. Отрок, посланный Петром для поиска лекаря, оказался в рязанском селе Ласкове, где встретил девушку, поразившую его своей мудростью. Феврония соглашается исцелить князя, если он женится на ней. Петр дает ей это обещание, но, едва исцелившись, отказывается жениться: "Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!" — восклицает он. Однако болезнь вновь поражает Петра и, лишь вторично исцелившись, он исполняет свое обещание. Княжна из крестьян вызвала неудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой, что она пожелает. Обрадованные бояре не возражают. Но мудрая Феврония, уводит с собой мужа, который предпочитает княжеской власти долг супруга. Распри, поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя и княгиню обратно. Всю оставшуюся жизнь Петр и Феврония прожили в любви и согласии и умерли в один день. А после смерти, положенные в разные гробы, они чудесным образом оказываются в единой гробнице.


По мнению некоторых исследований, сюжет "Повести" настолько необычен, что она напоминает не столько житийное произведение, сколько народную сказку или художественное сочинение о силе любви. Главными героями становятся супруги, совместно переживающие испытания, которые выпадают на их жизненном пути, повесть словно подсказывает читателям, какими должны быть отношения между супругами, чтобы они могли гармонично строить свою семью.

Определенную сказочность подчеркивает и стилистика "Повести", выдержанная в ярком повествовательном ключе, близком к притчам, наполненная загадками и легендарными образами и предметами, такими как Агриков меч или змей, принимающий облик человека. Исследователи отмечают, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских более близка к литературному произведению, нежели к классическому «житию».

Однако в последнее время появились исследования, в которых дается совершенно иная трактовка "Повести о Петре и Февронии", в частности, работа М.Б. Плюхановой "Сюжеты и символы Московского царства" (М., 1995). В работе указано на то, что к XVI столетию, видимо, уже существовал довольно популярный корпус устных преданий о Петре и Февронии, послуживший основой для установления их церковного почитания. Впрочем, ни одной устной легенды до нашего времени не дошло. Следовательно, возникает вопрос, — почему в середине XVI века возникла потребность в канонизации именно этих героев, святость которых не была зафиксирована ни в одном письменном памятнике? И какой смысл, вкладывал Ермолай-Еразм в написанное им житие?

"Повесть" наполнена многообразной христианской символикой: образ змея-искусителя и змееборца, указание на божественный промысел в судьбах главных героев, и, наконец, сами герои повести – муж и жена, привносят в значение житийного жанра для верующего человека еще один аспект. Житие становится не только указанием к праведной жизни конкретного человека, но показывает модель гармоничных семейных взаимоотношений, становится своеобразным «путеводителем» по семейной жизни.

Образ мужа – змееборца, носителя божественной силы, не только представлен наравне с женским образом, но и даже отодвигается на второй план, по сравнению с образом мудрой жены. В повести в союз вступают сила, власть, кротость и целительная мудрость, «ум ума» и «ум сердца».

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" вызвала неоднозначную реакцию у современников и получила свое развитие, как в литературе, так и в иконописи.


Вывод. Рассматривая историю «Повести о Петре и Февронии Муромских» и обращаясь к образам, наполняющим ее, мы можем говорить о том, что данное произведение можно рассматривать как символическое указание на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», как отражение традиций христианской семьи.

Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» - монах Ермолай-Еразм, вложил в свое произведение ключ к истинному пониманию христианского брака. Уже в первой части повести мы наблюдаем картину гармоничных семейных взаимоотношений, построенных на доверии супругов друг к другу: «Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что злой крылатый змей стал летать к жене того князя в образе ее мужа. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала всем, что с ней произошло князю, мужу своему»

Пред женой князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признается мужу, - княгиня выбрала признание. Жене нечего было стыдиться перед мужем, так как змей совершал над ней насилие, то есть измена мужу была не следствием греха женщины, а кознями дьявола. Жена Павла знала, что муж не осудит ее, не отвернется от нее, узнав правду, и ее признание не навлечет на нее гнев мужа. Князь Павел, в свою очередь не мог осудить жену, и не отказался от нее, потому что его предназначение в браке – забота о супруге, и он должен был любым способом избавить ее от змея, поскольку он был ее мужем.
Я, считаю, такой поступок полностью соответствует канонам христианского брака. Семья князя Павла прошла жизненное испытание, сохранив любовь и честь.

Но семья – это не только муж и жена, но и родственники – братья и сестры, которые поддерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается к своему брату Петру, который без колебаний решает помочь Павлу. Обратимся к другому эпизоду, который так же раскрывает перед нами «Повесть о Петре и Февронии» как образец христианских семейных отношений. Петр, после смерти брата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами и, в конце концов, приходят к Февронии с просьбой «отдать им, кого они просят», то есть отдать им князя Петра, говоря современным языком – развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары.

Феврония же, в ответ просит бояр «дать и ей того же» - то есть остаться женой князя Петра. Бояре же ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии, он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.

В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Князь принимал решение, также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.

Необходимо отметить и то, что и Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов.
Следующий эпизод, на который я хочу обратить внимание, по своему строению напоминает притчу, его даже можно «изъять» из повести и преподносить отдельно. Когда Петр и Феврония покинули Муром, они плыли по реке на лодках.

«Был на судне у блаженной Февронии некий человек. На том же судне была и его жена. Тот человек, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его и сказала: "Зачерпни воды из реки с этой стороны судна". Он почерпнул. И велела ему она выпить. Он выпил. И снова сказала ему: "Зачерпни воды с другой стороны судна". Он почерпнул. И велела ему снова выпить. Он выпил. Она же спросила: "Одинакова ли вода или одна слаще другой?" Он же ответил. "Одинакова, госпожа, вода". Тогда она ему сказала так: "И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о, другой!"» Этот эпизод является нравоучением для тех супругов, которые готовы поддаться искушению прелюбодеянием – Феврония говорит им о том, что плоть всех людей одинакова, и физическое желание не должно вести к разрыву духовных уз брака. Таким образом, мы видим прямую отсылку к заповедям брака – верности супругов друг другу. В нескольких словах, просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены.


Завершается повесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака. После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту.

Показателен в этом плане заключительный эпизод их земной жизни. Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» - специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может.

Феврония оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она сама. Автор подчеркивает приоритет слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным. Тогда блаженная Феврония-Ефросиния, уже успевшая вышить лики святых, воткнула иголку в ткань, обвила ее ниткой, как рачительная рукодельница, чтобы кто-то смог продолжить начатое ею дело, и послала к блаженному Петру-Давиду сообщить о ее готовности преставиться вместе.

Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью.

Но даже после смерти Петр и Феврония неразлучны. Они завещали похоронить себя в одном гробу, сделав тонкую перегородку, однако люди решают, что нельзя хоронить иноков в один гроб, и разделяют их. Однако чудесным образом они оказываются в одной могиле, и хотя люди трижды разделяют их, они все равно возвращаются друг другу. Это тоже притчевый эпизод – Бог соединяет мужа и жену, которые оставались верны друг другу и его заветам, после смерти, показывая то, что они воссоединились на небесах, то есть достигли Царствия Небесного вместе.

Заканчивается повесть похвалой Петру и Февронии, в которой отражены смысловые узлы произведения – испытания, которые блаженные супруги перенесли совместно, не нарушив заповедей брака. Именно это послушание Богу в браке награждается свыше:

« Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!

Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!».
В «Повести о Петре и Февронии Муромских» показаны не только супружеские отношения главных героев. На примере Павла и его жены автор показывает, что не только Петр и Феврония живут в «правильном» браке, что гармоничные семейные отношения должны существовать не только у людей «блаженных», близких к Господу, таких как Петр, избранный для победы над змеем, или Феврония, наделенная даром творить чудеса, но и у мирян.

Показательно и то, что заповеди брака хранят именно правящие супруги, своим поведением они показывают пример своим подданным. По русской традиции государственное устройство повторяет общемировой порядок, поэтому именно власть имущие должны быть праведны, только тогда они могут требовать соблюдения христианских законов от своих подопечных.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является великолепным образцом того, как христианские семейные традиции нашли свое отражение в русской литературе.
Вывод. Петр и Феврония становятся примером идеального супружества для верующих людей.
Жизненные испытания Петра и Февронии Муромских.

В данной части моей работы, проанализировав, я выяснила, каким образом складывались отношения между Петром и Февронией в браке, как распределялись их «роли» в семье и какие качества характера главных героев помогли им преодолеть жизненные трудности и сохранить гармоничные отношения в семье. Пройдя долгий путь, друг к другу, Петр и Феврония становятся мужем и женой, но для того, чтобы их семья обрела настоящую гармонию, героям предстоит пройти ряд испытаний, чтобы приобрести качества, необходимые для христианских супругов.

После смерти Павла, Петр становится правителем Мурома, бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, настроили своих мужей против жены Петра: «Княгиню же его Февронию бояре не любили по наущению своих жен, поскольку не была она княгиней по происхождению, Бог же прославлял ее за добродетельную жизнь. Однажды один из слуг пришел к благоверному князю Петру и стал наговаривать на княгиню: "Из-за стола, говорит, она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает крошки в руку свою, словно голодная!»

Придирка бояр, на первый взгляд, ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собрать крошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначались для того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе), дело в том, что в народных суевериях считалось, что под обличием животного может скрываться нечистая сила. Возможно, бояре обвиняли Февронию в колдовстве.



Князь решил проверить, стало быть, усомнился в жене своей, соблазнился по боярскому наговору. После совместной трапезы, когда, по обычаю своему, Феврония собрала в горсть крошки, разогнул он ее пальцы, и обнаружил в ладони ладан и фимиам – церковные благовония, то есть подтверждение того, что Феврония отмечена Богом.

Таким образом, Петр получил первый урок – муж не должен сомневаться в своей жене, не должен верить наговорам. Доверие и честность – те принципы, на которых строятся отношения между супругами. Князь урок усвоил, и когда бояре «исполнившись бесстыдства», потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание.
В третьей части, когда князь Петр становится самодержавным правителем, венчанным супругом и живет по евангельским заповедям, автор постоянно называет его благоверным князем. Образу благочестивого князя противопоставлена фигура «некоего человека», плывшего в одной ладье с блаженной княгиней Февронией, и соблазнившегося ею. В этом эпизоде, как указывалось выше, княгиня проявила себя как мудрая женщина, и объяснила бессмысленность прелюбодеяния. Таким образом, Феврония становится примером христианской жены, которая не только бережет свою честь, но и хранит чужую семью.
Феврония предстает перед читателем как верная жена, готовая в трудный момент поддержать мужа, она не только осознает причину его печали, но и разделяет ее: для княгини так же важен тот факт, что Петру Господом предназначено управлять Муромом. Феврония творит чудо для мужа, чтобы укрепить его веру в себя и свое предназначение. Следует заметить, что святые творили чудеса не по собственному желанию, а по воле Бога, поэтому Феврония, сотворив чудо, не стремилась подчеркнуть свой «статус» святой (мол, с такой женой муж не пропадет), а уверить Петра в том, что его выбор правилен. Так реализуется еще один закон супружеской жизни – жена должна быть опорой своему мужу в трудный час. Но не только Феврония выполняет данный завет: князь Петр также остается «правильным» мужем: он не пытается переложить даже часть ответственности за содеянное, на свою супругу. Свой жизненный путь супруги так же завершают совместно – оба принимают иночество, и умирают в один день, завещав похоронить себя в одном гробу. Следует отметить и тот факт, что Петр принимает по иноческому чину имя «Давид», а Феврония – «Ефросиния». Имя Давид значит “возлюбленный”, надо понимать – и Богом, и супругой. Ефросиния – это “радость”, радость спасения.
Обычно “Повесть о Петре и Февронии Муромских” называют повестью о любви, но это слово ни разу не встречается в тексте, сказанного персонажами по отношению друг к другу. Что же это за любовь?

Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения. Божественным Промыслом и стараниями Февронии, не словесными наставлениями – тут она не нарушила заповедей брака, а примерами смирения помочь обрести супругу высший разум - «разум сердца», и князь проявил свою волю и смирение, достигнув духовных высот.

А потому оба они снискали награду от Бога – дар чудотворений, и похвалу, по силе, от благодарных людей, пользующихся их даром.


Феврония, представлена как главная героиня повести, потому что основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом, автор дает понять, что, несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев. Второй отличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских» является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результате этого создается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи, а именно пара героев, проходящих совместные испытания. Такая «сдвоенность» персонажей подчеркивает то, что по канонам христианского брака муж и жена являются одним целым.
Анализ произведения показывает, что знакомство главных героев и их символический «путь» к супружеству отражает некоторые элементы свадебного обряда: князь сначала общается с будущей женой через слуг, которых можно сравнить со сватами, потом сам является к ней. По традиции, именно муж приходит к жене, а не наоборот. Именно поэтому Феврония призывает к себе князя, а не сама приезжает к нему.

На примере первых глав «Повести о Петре и Февронии Муромских» можно увидеть, какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в будущей семье.

Брак же, должен иметь духовные корни, супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению.

Будущая жена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь быть терпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругу самому «дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом. Так поступала Феврония, терпеливо переносившая все испытания мужа, и покорно ожидавшая свершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.

Будущий муж должен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в брак должен излечиться от гордыни.
Вывод. Проанализировав, образы Петра и Февронии, я выяснила на их примере, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье. Гармоничный брак основывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, на взаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра и Февронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранить гармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака. В традиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудных ситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которые могут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличную ответственность. Жена же, должна своим примером укреплять дух мужа и направлять его на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения или искушает судьба.

Повесть о Петре и Февронии начинается с битвы со змеем для того, чтобы в очередной раз напомнить нам о роли и предназначении мужчины. Божие повеление Адаму – возделывать сад, то есть заботиться о целом мире, а заботиться об Адаме, призвана Ева. Мужчина ориентирован на внешнее, женщина – на внутреннее. Для мужчины важнее дело, для женщины – отношения и состояния.

Петр и Феврония – выразительный пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви.

Именно такие образы, по моему мнению, послужили образцами, для великих русских классиков, в своих произведениях создававших картины счастливых и гармоничных семей.

Связь древнерусской литературы с мировой литературой История преданной любви Петра и Февронии напоминает мне другие истории. Это французская повесть о любви Тристана и Изольды, загубленной завистью; английская пьеса о Ромео и Джульетте. В трагедии звучат две основные темы – тема любви и тема вражды, и это напоминает нашу русскую повесть о Петре и Февронии. Однако у Шекспира герои моложе, умирают они молодыми, не успев прожить семейную жизнь. Погубила их родовая вражда семейств. Перемирие становится возможным только после смерти Ромео и Джульетты. Такова его (перемирия) цена. Шекспир утверждает, что красота и сила любви могут победить вражду. В русской же повести вражда бояр отступает место перемирию, когда они, признав право героев, любить друг друга и быть верными друг другу, зовут Петра и Февронию править в городе. Всё это подтверждает то, что воспевание искренней, сильной и чистой любви - «вечная тема» не только в русской, но и в мировой литературе. Отличие «Повести о Петре и Февронии» от других произведений в том, что она говорит о святости любви и что герои связывают свою жизнь с уходом в монастырь, а после смерти становятся святыми.
Всероссийский день Семьи, Любви и Верности.

До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко.

Сегодня эта традиция возрождается. По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и многие другие города России.

Анкетирование, проведенное среди учащихся, показало, что мало кто знает о нашем летнем празднике Любви и Семьи.


  1. Знаете ли Вы кто такие Петр и Феврония Муромские? да – 37%;

нет – 63%

  1. Если слышали о них, то от кого?

от учителя - 14%; в семье – 6%; Интернет – 5%; из книг - 9%; ТВ – 10%; не слышали -56%
3.Какой праздник, связанный со святыми Петром и Февронией, установлен в нашей стране?

знаю – 38%; не знаю – 62%


4. Вам нравится идея праздновать день влюблённых в связи с нашими святыми
Петром и Февронией?

да – 86%; нет – 5%; не знаю – 9%


5.Какие произведения древнерусской литературы вы читали?

«Слово о полку Игореве» - 88% «Повесть временных лет» - 12%

«Житие Сергия Радонежского» - 9% «Житие Александра Невского» - 18%

«Житие Бориса и Глеба» - 22% «Домострой» - 1%

«Повесть о Петре и Февронии» - 14%


6.Считаете ли вы, что современное поколение должно быть знакомо с культурой и литературой Древней Руси? Если да, то почему?

да – 76%; нет – 12%; не знаю – 12%


Ответы:

Каждый должен знать историю своей страны.

Чтобы человеку быть культурным надо знать культуру своей страны.

Без знания прошлого не может быть будущего.

История и культура России достойны того, чтобы её знали.

Древняя литература - наше достояние.

Мы должны помнить литературу, чтобы сохранить традиции.

Литература - неотъемлемая часть нашей души.
В 2008 году день торжества в честь покровителей супружеской любви и верности получили официальный статус. Оргкомитет общероссийского праздника День семьи, любви и верности возглавила супруга президента России Светлана Медведева. Вот, что она рассказала, отвечая на вопросы одной из газет: Я думаю, для женщин этот праздник особенно значимый.

Женщина должна по своей природе стремиться к смирению. Ее предназначение – хранить мир и любовь в семье. Конечно, сегодняшние пары более склонны к равноправным отношениям. Но все равно главными остаются любовь, взаимопонимание и уважение. Мне кажется, эта история счастья волнует любое женское сердце, да и мужское тоже. Все мы с детства знали присказку «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» и мечтали об этом. Так было сказано именно о них – о Петре и Февронии. Я всегда жила по принципу «не сотвори себе кумира», но в семейных отношениях для меня был важен пример моих родителей, бабушек и дедушек. Все в моем роду, и родные мужа тоже, прожили в одном, счастливом браке долгие-долгие годы.


Мы долго колебались, какое слово в названии праздника поставить на первое место: «любовь» или «семья».

Конечно, по истории изначальна любовь. И понятно, что в основе семьи, прежде всего, должна быть любовь, но, помимо любви, семья – это великая ответственность и работа. И мы решили посвятить этот праздник именно семье, укреплению института семьи.



Девиз праздника: «Семья – единство помыслов и дел». Семья - это первооснова жизни. И мы должны стремиться любить то главное, что мы имеем: мужа, жену, детей, родителей - самых близких своих людей.

«Любовь любимых охрани…» Эти прекрасные слова принадлежат Илье Резнику, сочинившему специально к празднику «Гимн семьи». Там есть и такие строчки:



Семья – любви великой царство,

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

Очень много людей присылают нам письма, стихи, посвященные празднику. На них уже написаны песни, их премьеры будут в праздничном концерте. Хорошую песню написал Марк Тишман – всего за одну ночь. Не ожидала, что молодежь так откликнется, появится столько стихов – как можно любить, как можно чувствовать. И что очень важно: стихи адресованы именно этому дню. О любви-то написано очень много, а вот о семье, о том, как ее беречь…



Это новое. И это меня восхищает! Символ праздника – ромашка – появился не случайно. Это первое, что пришло мне в голову. Самый чистый и нежный летний цветок. И нет ничего красивее и изысканнее, чем свадебный букет из ромашек! С 2008 года патриарх Алексий Второй благословил на Божественной литургии 8 июля во всех храмах читать особые прошения о благополучии и укреплении любви в семьях верующих, об отказе супругов "от всякаго малодушия, самолюбия и гордости", о том, чтобы народ российский был многочисленным и благословение Господне наследовалось бы в нем из рода в род. Эти прошения были составлены специально к новому общественному празднику и распространены по всем епархиям и приходам.

Утром в Муроме тысячи солнц рассыпались, засверкали на золотых крестах - так, наверное, сверкали и восемь веков назад, когда в стенах древнего Муромского кремля венчались Петр и Феврония. Святых супружеских пар немного. Петр и Феврония – одна из первых, причисленных к лику святых.


Семья – это когда семь «Я» Своею жизнью благоверные Петр и Феврония в полноте показали ту высоту брачного союза, которую хочет видеть Бог в каждом союзе мужа и жены. Святые супруги имели пятерых детей: сыновей Святослава, Юрия, Ярослава, Давида и дочь Евдокию. Так что была у них настоящая семья, как в народе говорят, семь «Я» – папа, мама, да пять ребятишек. Детьми всегда были богаты русские семьи – от княжеских до крестьянских. Но именно святых Петра и Февронию следует просить о благодатной помощи в воспитании детей. Именно от них, сумевших воспитать детей в духе благочестия, послушания и любви, берет свое начало известное выражение «четыре сыночка и лапочка дочка». Известно, например, что Евдокия, стала прекрасной супругой другого святого – благоверного князя Святослава Юрьевского, в браке с которым у них родился сын Димитрий, в древних святцах также упоминаемый как святой. И подобно святым родителям Евдокия окончила свое житие в Муромской обители, приняв иноческий постриг. За сотни лет по молитвам святым Петру и Февронии многие верующие получили помощь, удостоверяясь в том, что, воистину, эти святые помогают сделать семейную жизнь по-настоящему счастливой! Иконы с их изображением следует иметь в каждом православном семействе, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха.
Помощники в различных семейных проблемах.

В Русской Православной Церкви есть много подвижников, «добре подвизавшихся» вместе со своими женами и причисленных вместе с ними к лику святых. Например, Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, Захария и Елизавета, родители Иоанна Предтечи — двум последним парам молятся в случае супружеского «неплодства», так как они сами при жизни долгое время были лишены детей и лишь под старость были утешены рождением единственного ребенка — но какого! Все они считаются покровителями супружеской жизни, ко всем им обращаются верующие в случае каких-либо семейных нужд, как и рекомендовала книга, называемая Домостроем, вобравшая в себя многовековой уклад, традиции, опыт построения русской семьи. Первым делом – семья.





Вывод. В процессе своей работы я опиралась непосредственно на анализ авторского текста. Рассмотрела «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в аспекте семейных отношений, представленных в нем, и выявила, что данное произведение является символическим указанием на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития.

Выяснила, что в основе христианского брака лежат такие духовные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи. Супруги, по канонам христианства, предназначены друг другу Богом и несут ответственность за свою семью не только друг перед другом, но и перед Господом, и должны любить и почитать друг друга, несмотря на жизненные испытания. Ведь всё течёт, всё изменяется в нашем сумасшедшем, слишком быстром, слишком шумном мире, но есть и вечные, не приходящие ценности, такие как семья, любовь и верность.


Думаю, что не зря Всероссийский день Семьи, Любви и Верности в 2008 году получил статус официального праздника – именно такого праздника не хватало в современном обществе. Кроме того, этот русский православный и вместе с тем гражданский праздник – достойная альтернатива католическому празднику 14 февраля. Он идет из православной традиции и имеет духовное начало, но сегодня носит общественный характер и призван объединять людей разных вероисповеданий вокруг самого дорогого, что есть у каждого человека, – его семьи. Так давайте же праздновать этот день как день счастливой и верной любви, и стараться

жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на святую Муромскую чету.
Предполагаемые результаты:

· Учащиеся разных классов узнают о Петре и Февронии Муромских.

· Повысится интерес к христианским праздникам.

· Усилится мотивация к чтению древнерусской литературы. Материал по данной теме я оформила в презентации «Покровители влюбленных Петр и Феврония Муромские», в которой можно найти сведения о памятнике литературы, рассказ о Муромских святых, увидеть иконы, фотографии из современной жизни. Собранный мною материал можно использовать для проведения различных ежегодных мероприятий в школе, посвященных Всероссийскому дню Семьи, Любви и Верности, как лекционный материал на уроках литературы, МХК, для педагогических бесед.



Я вижу перспективы по данной теме в следующем: Затронутая мной проблема может быть раскрыта как в рамках анализа произведений древнерусской литературы, так и в контексте русской классической литературы в целом, что показывает широкие перспективы работы с представленной проблемой в дальнейшем.
Список используемой литературы

1. Большая энциклопедия «Кирилл и Мифодий», 2007год

2. Изборник. Повести Древней Руси – М. – изд. «Художественная Литература», 1986 год. Вступительная статья Д. С. Лихачева 3. Интернет ресурсы

4. Православная семья. Игумен Георгий (Шестун), изд. «Самарский дом печати», 2007

5. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984

6. Ужанков А.Н. Русская литература XI-XVI вв. Мировоззренческий аспект



7. Г.Федотов. Святые Древней Руси. Предисловие Д.С.Лихачёва и А.В.Меня. - М.: Московский Рабочий, 1990


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница