Решение дифференциальных уравнений
Математическое описание процессов, протекающих во времени, выполняется с помощью дифференциальных уравнений, т. е. уравнений, в которые входят как параметры состояния объекта или явления, так и их производные по времени. В математических и имитационных моделях, разрабатываемых для авиационных тренажеров, уравнения приводят к так называемой форме Коши, когда в уравнения входят параметры и их производные только первого порядка. Дополнительным требованием является приведение уравнения к такому виду, чтобы в левой части уравнения находились только производные, а в правой части производных не было:
, (1)
где x – переменная (параметр состояния); u – параметры управления; t – время.
Решение дифференциальных уравнений в реальном масштабе времени предполагает расчет правых частей уравнения вида (1) и выполнение операции интегрирования.
В аналоговых вычислительных устройствах алгебраические операции по вычислению правой части выполняются, как правило, с помощью потенциометрических счетно-решающих схем, суммирующих и инвертирующих операционных усилителей, а для выполнения интегрирования применяются следующие устройства:
- интегрирующие двигатели постоянного и переменного тока;
- электромеханические интеграторы или интегрирующие электроприводы;
- интегрирующие операционные усилители.
Электрические двигатели с возбуждением от постоянных магнитов или с независимым возбуждением являются наиболее простыми в реализации интеграторами. Если к якорю электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов приложено напряжение Uвх, то угловая скорость вращения вала двигателя будет пропорциональна величине напряжения:
. (2)
Угол поворота выходного вала представляет собой интеграл от угловой скорости и определяется из уравнения (2):
. (3)
Величина коэффициента kφ у интегрирующего двигателя может изменяться под влиянием изменения нагрузки на выходном валу, трения в подшипниках, влияния реакции якоря, что приводит к появлению погрешностей интегрирования.
Для электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением справедливо следующее уравнение для входного напряжения:
, (4)
где Е – противоэлектродвижущая сила; I – ток якоря; R – сопротивление якоря электродвигателя.
Противоэлектродвижущая сила пропорциональна угловой скорости вращения якоря электродвигателя ωя и магнитному потоку Ф
Е = СωяФ. (5)
Угловая скорость вращения якоря электродвигателя определяется соотношением
, (6)
так как падение напряжения в цепи якоря обычно невелико ввиду малости сопротивления R. Тогда угол поворота выходного вала определится интегралом
. (7)
Формулы (3) и (7), определяющие угол поворота выходного вала двигателя с возбуждением от постоянных магнитов и с независимым возбуждением, составлены без учета инерции вращающихся частей двигателя. Работа электродвигателя с учетом инерции его вращающихся частей описывается дифференциальным уравнением
, (8)
где Тд – электромеханическая постоянная времени двигателя; kφ – коэффициент пропорциональности.
Постоянная времени Тд зависит от момента инерции якоря электродвигателя, сопротивления обмотки якоря и трения в подшипниках. Обычно Тд = 0,01 … 0,03 с.
Произвести точное интегрирование с помощью электродвигателя невозможно. Это объясняется тем, что коэффициент kφ изменяется в зависимости от реакции якоря и нагрузки на вал двигателя. Для выполнения интегрирования с более высокой точностью применяются электромеханические интегрирующие приводы. Их точность практически не изменяется с увеличением нагрузки на валу.
В состав интегрирующего электропривода (рис.1) входят усилитель, интегрирующий электродвигатель, тахогенератор.
Рис.1. Схема интегрирующего электропривода
С выходным валом электродвигателя соединен подвижный элемент датчика сигналов (движок потенциометра или ротор сельсина). Входное напряжение пропорционально интегрируемой величине и подается обычно с потенциометрической счетно-решающей схемы. Оно сравнивается с напряжением тахогенератора и результат сравнения в виде разности напряжений подается на вход усилителя:
. (9)
Выходное напряжение усилителя определяется выражением
Поделитесь с Вашими друзьями: |