Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики пвк подростков с целью профориентации



Скачать 206,02 Kb.
страница1/2
Дата12.01.2021
Размер206,02 Kb.
ТипРешение
  1   2

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям (1490)



Дисциплина: Основы профдиагностики и профессионального развития

Практическое задание 3, Модуль 3. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Принципы организации и проведения профконсультации профотбора. Этапы профориентационной работы в школе


Выполнил:

слушатель Клименко Оксана Леонидовна

Преподаватель:

Хоменко Наталья Викторовна

г. Москва – 2021
задание 1.

Задание 1.

Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики ПВК подростков с целью профориентации.

Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

Задача: подберите диагностический инструментарий, который может сформировать у Татьяны представление о своих реальных способностях и предпочтениях в мире профессий. Свой ответ обоснуйте. Методики опишите, указав, что они диагностируют и как это может помочь Татьяне.

Условие: сама процедура диагностики должна занимать не более 40 минут.

МЕТОДИКА «ФОРМУЛА-5»

Само название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е. А. Климовым (1990) и включающей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного ранее и также включавшего четыре группы характеристик (см.: Пряжников Н. С., 1991, 1993). Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. Цель методики — оперативный поиск (или уточнение) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда.

Условия проведения. Рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30—50 мин.

Процедура проведения включает следующие основные этапы.

1. До проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп. Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

2. Предлагается первая группа карточек — цели труда

которые необходимо расположить на столе в следующем порядке: слева — наиболее привлекательные для клиента цели, а справа — менее привлекательные или явно отвергаемые. Клиенту предлагается сразу же перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операционная картина относительно целей возможного профессионального труда, т. е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

3. Клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения достижимости все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе, таким образом, получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики заключается в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения. На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится к выявлению некоторых противоречий

а) лицевая сторона карточки: внизу фломастером проводится голубая линия, вверху номер карточки: Ц-1 (Ц — цели труда);

б) обратная сторона карточки: номер и линия внизу — аналогично лицевой стороне, но вверху проводятся красным фломастером две линии, показывающие, что в случае перевертывания карточки клиент оценивает свою готовность «оценивать» невысоко. Можно также вместо этих двух линий просто сделать красноватый фон (аккуратно растереть мягкой бумагой штрихи от красного карандаша).

Аналогично готовятся и все остальные карточки, но для каждой группы желательно обозначать разделительные (декоративные) линии своим цветом: цели — голубым, предметы — коричневым, средства — оранжевым, условия — зеленым, особенности — желтым. Две верхние линии на обратной стороне всех карточек лучше сделать красным фломастером. Размер карточки 6×8 см в разложенных карточках и, по возможности, к корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и, по своему, будет прав, т. е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не «переубеждать» его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

4. Профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается угадать, с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: «перемещение, транспортирование», «техника», «механические средства», «особые условия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа», которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, — с профессией автослесарь (резервные варианты — слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант. Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего не более 8 карточек). Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия «водитель» ему вряд ли подойдет

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т. д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8 отобранных, но среди этих 7 карточек 6 — перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8 карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого рынка труда.

5. При угадывании по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки "... «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людьми», в другой группе — «обслуживать» («высокого "...сервиса»). Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная «молекула» профессий. При этом саму степень сходства между карточками («валентные связи») должен каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер. Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого, использовать методику в работе с реальными клиентами

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и надписать ее. Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант

Перечень карточек с характеристиками профессий

Цели труда —

Ц: Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать.

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия.

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо.

Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, монтаж, сборка.

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование).

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое.

Ц-7. Организовывать людей, руководить.

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо.

Ц-9. Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование)

Предмет труда — П:

П-1. Техника.

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация).

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы.

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания).

П-5. Система идей, наука.

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы).

П-7. Взрослые люди.

П-8. Дети (дошкольники и школьники).

П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке

Средства труда — С:

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также «золотые руки»).

С-2. Механические (станки, машины и другая техника).

С-3. Автоматические (работающие по заданной программе).

С-4. Компьютеры и микрокалькуляторы.

С-5. Знания, способы мышления, память.

С-6. Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным).

С-7. Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи).

С-8. Возможности организма и органов чувств (хорошие зрение, слух и т. д.).

С-9. Голос (владение тембром, интонациями
Условия и организация труда — У:

У-1. Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет).

У-2. Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория).

У-3. Разъезды, частые командировки.

У-4. Относительная самостоятельность (самому за все отвечать).

У-5. Открытый воздух.

У-6. Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и т. п.).

У-7. Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство).

У-8. Изысканные отношения, престижные знакомства.

У-9. Высокая официальная зарплата, льготы (часто связаны с тяжестью работы, нервными и моральными затратами).

Особенности работы — О:

О-1. Минимальный риск судимости («честная» профессия).

О-2. Минимальные профессиональные вредности («здоровая профессия»).

О-3. Возможность употреблять спиртное и ругаться на работе.

О-4. Повышенная ответственность (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей).

О-5. Приключения, риск, азарт.

О-6. Чаевые, подарки (возможность дополнительного заработка).

О-7. Тихая, спокойная работа.

О-8. Работа преимущественно сидя.

О-9. Работа в постоянном движении.

Задание 2.

Решение консультационных задач: составление поэтапного плана профконсультации по запросу клиента-подростка, клиента-родителя подростка.

Задание: по предыдущей ситуации с Татьяной (задание 1) составьте поэтапный план профконсультации.

Поэтапный план профконсультации:

Подготовительный этап.

Основная задача консультанта на данном этапе — составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап консультации предполагает общую оценку ситуации консультирования по следующим позициям:

1. Как сам оптант видит свою профессиональную проблему; как он относится к консультации и психологу; какого общее состояние подростка в данный момент.

2. Насколько условия консультирования (организационно-территориальные, временные, информационно-справочная и методическая оснащённость) позволяют решать те или иные проблемы.

3. Насколько сам профконсультант готов помочь данному оптанту.

На первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь несложные методики и задания. Особенно важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблемах подростка.

Основная задача консультанта — помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами. Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".

С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением, диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. При этом следует следить за визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по вышеназванным позициям:

Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится.

Если консультант видит сопротивление со стороны подростка важно понять его причины. Возможно, оно связано: а) с вынужденным участием в консультации под давлением со стороны педагогов или родителей; б) усталостью подростка, когда консультация назначается в обеденное время после 6 уроков; в) переносом на личность консультанта негативного отношения к другим взрослым (учителей, родителей) и т.п. В этом случае необходимо сделать паузу и задать ряд вопросов на прояснение возникшей ситуации, используя технику «Я-высказывания». Например, «Глядя на то, как вы включились в работу, я чувствую, есть что-то, что мешает нам двигаться дальше, но не могу понять, что именно. Может, вы расскажете, что на самом деле вас в данный момент волнует?».

Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.

Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", психогеометрию, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью несложных заданий на сообразительность, внимание.

Второй этап. На втором этапе психолог, по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.

Основная задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом психолог может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап особенно важен потому, что здесь начинается конструктивное сотрудничество с подростком. Если на первом этапе консультант пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе – глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы.

Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Здесь также могут помочь профориентационные задачи, разбираемые с помощью понятных и простых схем

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).

Диагностико-корректирующая цель традиционно достигается путем использования различных методик (тестов). Однако многие специалисты считают, что не следует переоценивать роли психодиагностики и построенных на ее основе профконсультационных рекомендаций. Ценность использования таких методик нередко состоит в том, что у оптанта повышается интерес к своим ПВК (профессионально-важным качествам) и он более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному труду, т.е. совместными с психологом усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта.

Для достижения формирующей цели эффективно использование метода разбора профориентационных задач и профориентационных игр. Более качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах. Однако достижение формирующей цели возможно лишь при одновременном решении других целей, что может занять немало времени и потребует систематической работы с конкретным оптантом.

Эмоциональная поддержка клиента основывается на владении психологом невербальными средствами общения, его способности укреплять в себе положительное отношение к каждому консультируемому подростку, вселять в него уверенность в собственных силах. Такая поддержка необходима, когда подростку не хватает уверенности в собственных силах и возможностях, что часто является результатом «выученной беспомощности» возникшей из-за ряда неудач в различных видах деятельности и закрепившейся установки «зачем это делать – всё равно ничего не получиться». Здесь задача психолога – помочь клиенту изменить установку «я – не могу» на позицию «у меня всё получится».

Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но для достижения устойчивого результата преимущественно используются активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели, — активизирующие вопросы типа: "Что Вы об этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, знание определённых типологий и умение правильно с помощью направляющих вопросов выявить тип личности клиента. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же через проведение профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляется более совершенный вариант профессионального плана. На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно, чтобы подросток сначала сам высказал свое мнение об итогах консультации. Иногда помочь в этом могут некоторые схемы анализа личного профессионального плана (см. Примечание 2), которые школьник осваивает предварительно, в ходе решения профориентационных задач, а также повторные использования карточных игровых методик, которые покажут, насколько закрепилось в сознании оптанта то, что было предметом совместного рассмотрения на предыдущих встречах. Конечно, подлинные результаты совместной работы могут проявиться и быть осознанными много позже, но такая "обратная связь" полезна и оптанту, для лучшего осмысления проделанной в ходе консультации совместной работы, и психологу, для совершенствования себя как профессионала. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.

При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.

Шестой этап. Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:

анкетные данные

общие выводы по предварительным данным

первоначальное понимание клиентом своей проблемы

профконсультационная гипотеза консультанта

совместно определённая цель

шаги, предпринятые дли достижения цели

итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом

примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).

Задание 3.

Решение консультационных задач: определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.

Внимательно прочитайте краткий протокол профконсультации. Определите стратегию профконсультанта.

Фамилия оптанта Иванова Имя Арина Школа №57

Класс 10-А (физико-математический) Дата 12.01.2017

Цель консультации: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.

Консультант предложила Арине пройти несколько тестов, которые помогут выявить наиболее развитые способности, а так же направленность на профессии определенной группы по предмету труда.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница