Реорганизация факультета: новый декан фпп



Скачать 208,81 Kb.
Дата16.02.2016
Размер208,81 Kb.


Кафедра психологии развития 2010 – 2013 гг.

Реорганизация факультета: новый декан ФПП – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии развития

В 2010 – 2013 гг. начинается новый этап в развитии кафедры, что связано со структурными изменениями на факультете.

В 2013 г. преподаватель кафедры, профессор Т.Н Сахарова стала и.о. декана факультета педагогики и психологии. Зам. декана по учебной работе стала ст. преподаватель кафедры И.А. Журавлева.

Приказом ректора МПГУ академика В.Л. Матросова 1 января 2010 года на основании решения Ученого совета МПГУ на факультете педагогики и психологии открываются новые кафедры.

Из кафедры психологии развития выделяется кафедра психологии образования, которую возглавил ученик В.С. Мухиной, зам. зав. кафедрой психологии развития по научной работе, профессор А.С. Обухов. На кафедру психологии образования перешли ряд других сотрудников кафедры психологии развития. Среди них: ученица В.С. Мухиной, зав. зав. кафедрой по учебной работе, профессор З.И. Айгумова, профессор О.П. Елеесеев, доцент Н.М. Мякишева, доцент А.М. Федосеева, доцент М.Н. Швецова (станет зам. зав. кафедрой психологии образования) и др.

Кафедра психологии образования развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в ее приложении к проблемам психологии образования, продолжая научные идеи и традиции кафедры психологии развития в своей научной области.

Новыми заместителями заведующего кафедрой психологии развития, академика РАО, д. психол. н., профессора В.С. Мухиной становятся: зам. зав. по учебной работе – к. психол. н., доцент Е.Г. Уманская; зам. зав. по научной работе – к. психол. н., доцент С. В. Мелков.

ФГОС ВПО-3

С 2010 г. кафедра участвует в подготовке бакалавров и магистров по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО – 3):



1 – подготовка бакалавров по направлениям:

  • 030300.62 «Психология»;

  • 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»;

  • 040400.62 «Социальная работа»;

2 – подготовка магистров по направлению 030300.68 «Психология» по программам:

  • «Психология развития и личностно-ориентированное консультирование»;

  • «Психологическое консультирование».

В 2012 г. выпущен сборник магистерских программ ФГОС ВПО-3 по направлению 030300.68 «Психология» сотрудников кафедры.

В рамках реализации практики магистрантов кафедрой ведется сотрудничество со следующими организациями:

1. Министерство образования Иркутской области;

2. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве;

3. Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних “Дети улиц”»;

4. Автономная некоммерческая организация развития личности «Центр социальной терапии».

При кафедре имеется аспирантура и докторантура по специальностям:


  • 19.00.01 – «Общая психология. Психология личности. История психологии»;

  • 19.00.13 – «Психология развития. Акмеология».

Постоянно ведется работа аспирантского объединения и объединения молодых ученых.

Специально для аспирантов были созданы следующие программы, по которым ежегодно осуществляется обучение:

I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). Авторы: В.С. Мухина, А.А. Хвостов.

II – Методология психологического исследования. Авторы: В.С. Мухина, А.А. Хвостов.

III – Акмеология научного творчества. Авторы: В.С. Мухина, А.А. Хвостов.

IV – Психология в образовании. Авторы: В.С. Мухина, с участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова.

V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX XXI вв. Автор В.С. Мухина.

Программы вышли малым тиражом в 2009 году, однако были опубликованы в журнале «Развитие личности» в 2010 году, тираж которого 1000 экз., что дает возможность каждому аспиранту иметь эти программы для систематической работы.

За последние 25 лет на кафедре защитилось 102 аспиранта и докторанта, из которых: 14 докторантов и 88 аспирантов.

Под руководством В.С. Мухиной на кафедре в 2010 – 2013 гг. защитились 2 докторских и 3 кандидатских диссертации.



Докторские:

1. Низовских Нина Аркадьевна (г. Киров) «Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека». Докторская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 20.12.2011.

2. Дугерова Туяна Цыреновна (г. Улан Уде). «Этническое самосознание бурят, проживающих на территориях сопряженных государств (на материале исследования бурят России, Монголии и Китая)». Докторская диссертация. Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Защита 04.04.2011.

Кандидатские:

1. Ткаченко Софья Болеславовна «Особенности перцептивных действий у детей 5 – 7 лет в условиях дидактических и компьютерных игр». Кандидатская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 07.06.2010.

2. Канжунго Ожвалду Жозе (Ангола) «Особенности этнического самосознания африканцев в контексте родовых традиций и современных тенденций интеграции культур (на материале изучения ментальности ангольцев)». Кандидатская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 13.02.2012.

3. Велев Владислав Петрович «Особенности самосознания и поведения девиантных подростков». Кандидатская диссертация. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защита 17.02.2012.

К регионам и странам, где работают защитившиеся на кафедре специалисты можно добавить Кировскую область РФ и Анголу.

При кафедре действует диссертационный совет Д.212.154.12 по психологическим наукам по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальностям: 19.00.01 – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13 – «Психология развития. Акмеология». Совет возглавляет В.С. Мухина.


Научная школа «Феноменология развития и бытия личности»: доклад в президиуме РАО

Кафедра психологии развития продолжает сущностно развиваться в рамках научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной, которая основана вместе с кафедрой.

15 апреля 2009 г. В.С. Мухина выступала на Отделении психологии и возрастной физиологии РАО, а так же 21 октября 2009 г. на расширенном заседании Президиума РАО с докладом «Концепция феноменологии личности», являющейся одной из немногих современных продуктивных в теоретическом и практическом плане теорий личности. Концепция легла в основу построения многих книг: монографий, учебников, а так же в основу практической работы по оказанию практической помощи в экстремальных ситуациях. На этих заседаниях шла речь о научной школе В.С. Мухиной.

Концепция была одобрена как продуктивная и получила официальное признание академического сообщества.

Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» – живое, активно действующее направление современной психологии личности. Ядро научной группы – ориентированные на поиск истины о феноменологии развития и бытия личности ученые, которые дорожат своей репутацией и стремятся следовать заповеди: «Честность в науке важнее всего».

Отношения в рамках научной школы строятся на паритетных началах. При равенстве каждого члена сообщества провозглашаются ценностные ориентиры: свобода, дисциплина, самостояние, ответственность за себя, ответственность за каждого члена школы.

Основные направления исследований

В соответствии с планом научно-исследовательской работы на кафедре психологии развития ведутся исследования по традиционной теме: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». Так же с 2010 г. В качестве самостоятельно темы выделена вторая тема кафедры «Психология этнического самосознания», что связано с накоплением богатого теоретического и эмпирического материала по этой проблеме.

Кафедра ориентирована на фундаментальные и поисковые научные исследования:


  • феноменология развития и бытия личности;

  • развитие личности на всех этапах жизненного пути;

  • методология психологических исследований;

  • акмеология научного творчества;

  • моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

  • создание условий воспитания и развития личности;

  • личность в экстремальных условиях;

  • личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

  • личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций.

Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики.

Помимо общих направлений исследований, сотрудники кафедры разрабатывают свои научные проблемы в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».



Ф.И.О.

Научная проблематика и направления исследований

Мухина Валерия Сергеевна

д. психол. н., профессор



Феноменология развития и бытия личности

Беловол Елена Владимировна

к. психол. н., доцент



Когнитивно-стилевая организация личности (интеллект: психометрический подход; неакадемические виды интеллекта)

Сахарова Татьяна Николаевна

к. психол. н., доцент



Смысложизненные ориентации личности на разных этапах онтогенеза

Цветкова Наталья Афанасьевна

к. психол.н., к.физ-мат.н., доцент



Психологические особенности современной семьи и семейного воспитания

Зырянова Елена Васильевна

к. психол. н.



Типология проблем семейных отношений

Мелков Сергей Викторович

к. психол.н.



Феноменология гендерной идентификации личности


Проценко Леонид Михайлович

к. психол. н.



Феноменология ценностных ориентаций молодежи

Уманская Елена Геннадьевна

к. психол.н.



Типология эмоциональной сферы личности

Лопатина Ирина Александровна

к. психол. н.



Типология эмоциональных проявлений детей в разных социальных условиях

Стебакова Дарья Александровна

к. психол.н.



Особенности самореализации личности (норма и патология)

Чурилова Екатерина

Евгеньевна

к. психол. н.



Нарративный подход в исследовании внутреннего плана развития личности

Гусев Сергей Алексеевич

Переживание событий в кризисных ситуациях

Журавлева Инна

Александровна

Особенности самопрезентации личности

Детская личность




Программы, выполненные за 2010 – 2013 гг.

  1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН (ФСИН до 2013 г.) Минюста РФ, 2001 – 2013 гг. (руководитель Мухина В.С.).

  2. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточной окраины России: научные экспедиции (Острова Курильской гряды), 2007 – 2010 гг.; Байкал, Бурятия, 2011 – 2012 гг.; Хантымансийский национ. округ, 2011 – 2013 гг. (руководитель Мухина В.С.).

  3. Научная программа исследования: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010 – 2011 гг. (руководитель Мухина В.С.).

  4. Научная программа исследования: «Ментальные особенности представителей родовых культур». Ангола, 2010 – 2012 гг.; Хаты, Россия, 2012 г. (руководитель Мухина В.С.).

  5. Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития». 2011 – 2013 гг. (руководитель Мухина В.С.).

  6. Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования иркутской области, Иркутск 2011 г. (руководитель Мухина В.С.).

  7. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения. 2011 г. (руководитель Мухина В.С.).

  8. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства: 2012 – 2013 гг. (Руководители: В.С. Мухина и Министр образования Иркутской обл., докторант В.С. Басюк).

  9. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013 г. (руководитель В.С. Мухина).

  10. Грант Евросоюза «Повышение эффективности работы женщин-социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций», TACIS, Фонд «Европейский Дом» (The European House), Дания и Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», июль 2008 – апрель 2010 (Осухова Н.Г.).

  11. Проект Евросоюза ТЕМПУС: Бакалаврская программа «Социальная работа» («Bachelor Curriculum for Social Work»), 2009 – 2012 гг. (Зырянова Е.В.).

  12. Международная программа «Молодежная республика» при поддержке Минспорттуризма РФ, 2006 – 2013 гг. Участники: подростки и молодежь Москвы, Берлина и Лондона. Характер результатов: создание условий для межкультурного неформального сотрудничества между молодежью и подростками разных стран (Проценко Л.М.).

  13. Реализация программы развития финансовой грамотности молодежи при поддержке ФСФР России, 2009 – 2013 гг. (Проценко Л.М.).

  14. Проект «Модели системной интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в систему национального образования России» с 2009 по 2010 год. (Сахарова Т.Н.) – создание на базе ГОУ ВПО «МПГУ» межвузовского центра интеграции отечественных и зарубежных педагогических инноваций для повышения экспортного потенциала национальной системы образования России и его мониторинга.

  15. Грант РГНФ «Педагогическая технология формирования конкурентоспособности сельских учащихся-удмуртов» (в т.ч. научные семинары для учителей), 2008 – 2010 (Троянская А.И.).

  16. Грант РГНФ «Исследование результативности и условий поликультурного образования студентов вузов Удмуртской Республики», 2011 гг. (при участии Троянской А.И.).

  17. Программа по повышению квалификации школьных психологов Казахстана совместно с Министерством образования и науки Казахстана и Института Семейного Воспитания: г. Астана, 2011 – 2013 гг. (соисполнитель Цветкова Н.А.).


Выездные акции за 2010 – 2013 гг.

  1. Исследование личности в условиях пожизненного заключения. Колония строго режима. Пос. Явас, Республика Мордовия, 2010 – 2013 гг. (Мухина В.С., Проценко Л.М.).

  2. Исследование особенностей самосознания бурят: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма». Улан-Удэ, Республика Бурятия, июль 2010 (Мухина В.С.).

  3. Научные экспедиции «Исследование ментальных особенностей жителей восточных регионов России»: Байкал, 2011 г. (руководитель Мухина В.С., участники – Мелков С.В., Осухова Н.Г., Проценко Л.М.); Хантымансийский национ. округ, 2011 г. (руководитель Мухина В.С., участник Проценко Л.М.).

  4. Курсы повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования иркутской области, Иркутск, 2011 г. (руководитель Мухина В.С.; участники – Мелков С.В., Осухова Н.Г., Проценко Л.М.).

  5. Курсы повышенич квалификации школьных психологов Казахстана совместно с Министерством образования и науки Казахстана и Института Семейного Воспитания: г. Астана, 2011 – 2013 гг. (соисполнитель Цветкова Н.А.).

  6. Международный мастер-класс «Консультирование бинациональных семей» в рамках Научно-практической конференции университета «Сапиенца»: Рим, Италия, 23 – 28 июня 2013 г. (соведущий Зырянова Е.В.).

  7. Практические семинары «Как стать успешной личностью во всех сферах: в супружестве, родительсве, карьере»: Ростов-на-Дону, Тренинговый Центр B.I.D., 2012 – 2013 гг. (ведущий Цветкова Н.А.).

  8. Международный практический семинар «Как стать счастливым родителем»: Австрия, Вена, июль 2013 г. (организатор, ведущий Цветкова Н.А.).

  9. Международный мастер-класс «Как понять себя и партнера, обсуждая фотографию по выбору» в рамках III Научно-практической конференции Восточно-Европейской ассоциации арт-терапии «Арт-терапия в системе образования – возможности и перспективы»: Болгария, г. Обзор, август 2013 г. (ведущий Цветкова Н.А.).

  10. Тренинг-семинары в рамках обучающей программы «Системный подход в семейной терапии»: г. Тамбов; январь, сентябрь 2013 г. (ведущий Цветкова Н.А.).

  11. Кинотерапевтические семинары по фильмам Ф. Филлини: Италия, Калабрия, октябрь 2013 г. (организатор и ведущий Е.В. Зырянова; ассистент – аспирант кафедры В.И. Журавлева; участники – студенты ФПП).


Представленность кафедры в СМИ

Открытая лекция «Мы все конформисты» по заказу проекта «Сноб», 17.03.2010, http://www.snob.ru/selected/entry/15051 (Мухина В.С.).

Съемки ремейка документального фильма «Я и другие» по заказу «ТВ 3», киностудия «Голос-ТВ», июнь – июль 2010 (Научный консультант – Мухина В.С., ведущий – Проценко Л.М., участник подставной группы – Мелков С.В.).

Съемки телепередачи «Картина маслом», тема: «Я и другие. Конформизм или соглашательство», «5 канал», эфир 18.07.2010 (Мухина В.С., Мелков С.В., Проценко Л.М.).

Съемки экспериментов на агрессию по заказу «ТВ 3», сентябрь 2010 (Проценко Л.М.).

Программа «Academia» на телеканале «Россия К»: запись двух лекций В.С. Мухиной, 2012.



Дискуссии на тему «Радикальное воспитание» на съемках программы «Открытый показ»: РИА Новости, Центр документального кино DOC, март 2013 г. (эксперт Лопатина И.А.).
Основные учебники, учебные пособия, монографии и книги преподавателей кафедры психологии развития, вышедшие в 2010 – 2013 гг.

Учебники и учебные пособия

  1. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих: Учебное пособие. – М.: Издательство МПГУ, 2011;

  2. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Учебное пособие. – Иркутск: Издательство ОГАОУ ДПО ИРО, 2011;

  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 6 изд., стер. / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2011;

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высших учебных заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2010 (12-е изд., перераб. и доп); 2011 (13-е изд., перераб. и доп); 2012 (14-е изд., перераб. и доп.);

  5. Евдокимова С.Л., Цветкова Н.А. Семейное воспитание дошкольников: Методическое пособие для психологов, педагогов, воспитателей детских дошкольных Учреждений. – Астана, Издательство «Гласир», 2012;

  6. Беловол Е.В., Рушина М.А. Профориентационная диагностика школьников: аналитические записки по результатам апробации: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство МБА», 2012;

  7. Организация и проведение обследования на психологическую устойчивость персонала ядерно- и радиационно-опасных объектов Министерства обороны Российской Федерации: Учебное пособие / Е.В. Беловол и др. / Под ред. Е.Ю. Чеботаревой. – М.: РУДН, 2012;

  8. Сборник рабочих программ базовых учебных дисциплин по направлению подготовки 030300.68 «Психология»: Магистерские программы / Под ред. д. психол. наук, проф. В.С. Мухиной. – М.: Издательство МПГУ, 2013;

  9. Гусев С.А. Переживание событий в ситуации потери и поиска работы. Определение. Диагностика. Помощь в преодолении: Учебное пособие. – М., 2014 (рукопись, готовится к печати).

Монографии

  1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): Монография. – М.: Прометей, 2010 (2-е изд., испр. и доп.); – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 (3-е изд., испр. и доп.);

  2. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: Монография. 2-е изд. – Сергиев Посад: Издательство «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 2010;

  3. Цветкова Н.А. Реконструкция семейной истории как эффективный инструмент в психокоррекционной работе. IDEAL-метод Тойча: Монография. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2010;

  4. Сахарова Т.Н. Эмоционально-нравственная сфера личности на поздних этапах онтогенеза: Монография. – М.: Издательство МПГУ, 2011;

  5. Беловол Е.В., Юрьева О.Н. Поведение сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях: психологический анализ и особенности консультирования: Монография. – LAP Lambert Academic Publishing, GmbH&co.KG, Germany, 2011;

  6. Беловол Е.В. Колотилова И.В. Психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр: сущность, причины, методы диагностики: Монография. – LAP Lambert Academic Publishing, GmbH&co.KG, Germany, 2011;

  7. Мелков С.В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью: Монография. – М.: Издательство МПГУ, 2011;

  8. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к проступку и преступлению: Монография. – М.: Прометей, 2012;

  9. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации: Монография. – М.: Издательство МПГУ, 2013;

  10. Чурилова Е.Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек. – М.: Издательство МПГУ, 2013 (в печати);

  11. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение: Обыденная жизнь человеческая: Монография. – М.: Прометей, 2014 (в печати).


Журнал «Развитие личности»

Кафедра продолжает нести ответственность за концепцию журнала «Развитие личности». Основатель журнала и бессменный главный редактор B.C. Мухина.

Журналу исполняется 20 лет, он основан в 1993 году. Выходит 4 раза в год.

Журнал предназначен для профессионалов науки и практики, для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности: философам, психологам, педагогам, психиатрам, психотерапевтам, филологам, историкам, социологам, этнологам, культурологам, теологам, правоведам, политологам, медикам, юристам и др.

В научном мире за журналом «Развитие личности» прочно закрепилась репутация серьезного, высокопрофессионального издания по проблемам психологии личности.

Журнал входит в Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.


НОЦ экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях

На кафедре специальное внимание уделяется организации и проведению практик обучающихся как важнейшей части профессиональной подготовки психолога. На базе кафедры закладываются основы Учебно-научного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, который ориентирован на создание дополнительных условий эффективного обучения специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов.

В рамках научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной накоплен обширный опыт по оказанию психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф, разработаны уникальные методы работы и средства диагностики.

Создание Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф необходимо для сохранения и развития концепции и практических разработок научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» по оказанию психологической помощи личности в трудных жизненных ситуациях. НОЦ создает дополнительные условия для эффективного обучения студентов, аспирантов и докторантов.



Цель деятельности Центра – организация, обеспечение и развитие на кафедре психологии развития МПГУ профильных образовательных программ, организация работы магистратуры, аспирантуры и докторантуры, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по оказанию экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф.
Школа Юного Педагога-Психолога

Школа юного педагога-психолога на факультете педагогики и психологии МПГУ создана и функционирует с 2011 года под руководством доцента кафедры психологии развития И.А. Лопатиной.

Цель ШЮПП – подготовка мотивированных к обучению на факультете педагогики и психологии МПГУ абитуриентов.

ШЮПП имеет два приоритетных направления:

1 – работа со школьниками (старшеклассниками);

2 – работа со студентами (лаборатория ШЮПП).

Первое направление решает задачи, связанные с приобретением старшеклассниками общих представлений о психологии и педагогике как науке и практике, профессиональным самоопределением школьников, их личностным развитием. На занятиях школьники получают новые знания, анализируют их на основе своего личного опыта, общения с другими людьми, возможностей саморазвития. Занятия проводятся в дискуссионно-игровой и тренинговой форме. Это позволяет ребятам подойти как теоретически, так и практически к рассмотрению нового вопроса, апробировать появившиеся идеи. А время между занятиями позволяет еще раз взглянуть на проявление изучаемого аспекта в обыденной жизни, в общении, в собственном поведении.

В процессе обучения в ШЮПП незнакомые ребята разных возрастов находят общий язык, новых друзей, лучше узнают себя.

Второе направление ШЮПП является кузницей профессиональных навыков студентов факультета педагогики и психологии. Занятия в школе проводятся активными и способными студентами факультета педагогики и психологии МПГУ. Для этого проводится отбор и обучение инициативных, заинтересованных, ответственных, готовых к такой деятельности будущих специалистов, бакалавров, магистрантов.

ШЮПП дает возможность студентам приобрести опыт самоуправления, проявить свои организаторские, педагогические и психологические способности, получить обратную связь, как от учеников, так и от курирующих занятие опытных педагогов, обеспечивает профессиональных рост будущих выпускников ВУЗа.

Молодые учителя порой всего на два-три года старше своих учеников и совсем недавно так же переживали переход из общеобразовательной школы в профессиональное обучение, и как никто могут понять и поддержать старшеклассников на этом очень жизненно-важном и волнующем этапе профессионального самоопределения. Школьники в свою очередь поддерживают молодым педагогов-психологов в их профессиональном становлении. Все это создает теплую дружескую атмосферу на занятиях, комфортное обучение, как для школьников, так и для их молодых учителей.
Профессиональные ориентиры, цели и задачи кафедры, устремленные в будущее

Сегодня кафедра ориентирована на генеральную линию целееполагания МПГУ: активно содействовать формированию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала науки.

Согласно традициям высшей школы, а ныне – университета, существует сложившаяся система мероприятий по следующим направлениям.

I. Научно-методическое сопровождение современного содержания и технологий высшего профессионального образования в целях обеспечения качества подготовки кадров, соответствующего лучшим мировым стандартам.

II. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям психологии.

III. Подготовка российских и иностранных специалистов по востребованным образовательным программам. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для образования и науки.

Кафедра ратует за обеспечение качества подготовки кадров, ориентируясь на лучшие мировые стандарты, инновации и выбирая свой собственный уникальный путь, исходя из глубинных целей развития научного направления, образования и воспитания обучающихся.

Кафедра ратует за развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере общей психологии, психологии личности, возрастной психологии, акмеологии, этнопсихологии личности и других отраслей знаний, заинтересованных в изучении человека как социальной единицы и уникальной личности.

Подготовка российских и иностранных специалистов – одна из сущностных целей кафедры. На кафедре с первых лет ее образования действует объединение молодых ученых (аспирантское объединение), в котором систематически проходят семинары, лекции по фундаментальным проблемам психологии, а также обсуждаются принципы теоретического анализа, построения структуры и логики диссертационного исследования. Ежеквартально аспиранты делают сообщения о результатах своих достижений в работе над диссертациями, сдают научные рефераты по избранным проблемам, постоянно учатся способам научного мышления.

Кафедра психологии развития ориентирована на подготовку профессионалов для работы:

1 – в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей;

2 – в сфере науки по специальностям: 19.00.01. – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13. – «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии.

Силами руководителя кафедры В.С. Мухиной был создан диссертационный совет Д 212 154 12 при МПГУ. Совет выпускает кандидатские и докторские диссертации;

3 – в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза.

Цель кафедры – формирование представлений у обучающихся о многообразии составляющих психического развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке. Научная и гражданская позиция кафедры: быть личностью – значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество, все человечество. Быть личностью – значит понимать ценность послушания и дисциплинированности. Быть личностью – значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания, в мире социальных отношений.

Сверхзадачи кафедры:

I. Для бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов

1 – дать обучающимся представление о предтечах исторического движения человека к пониманию себя как личности; о разнообразии возможных путей развития человека как личности в разных цивилизациях, в разных социальных условиях; о феноменологической глубинной потребности человека быть личностью, возникающей при многообразии существующих идеологий (философии, науках, религиях), но не во всех цивилизациях;

2 – создать у обучающихся установку на усвоение знаний и их перенос не только в базис профессии на собственную научную и практическую деятельность, но и на сущностные ориентиры для развития собственной личности;

3 – сформировать у обучающихся потребность в непрерывном развитии себя как профессионального психолога, как ученого и как личности, готовой отвечать за себя, за других и за мир в целом.



II. Для сотрудников кафедры

1 – названные выше задачи на глубинном уровне научной и личностной рефлексии;

2 – ставить в основу каждого базового курса методологические ориентиры, выстроенные в истории отечественной философии и науки;

3 – при построении исследования исходить из методологических основ, обоснованных в теоретической части конкретной работы;

4 – вступая в профессиональное общение (вопросы по содержанию доклада, статьи, монографии), необходимо уметь формулировать сущностные интеллектуальные посылы, соответствующие обсуждаемой проблеме;

5 – вступая в профессиональное общение, необходимо уметь включать позитивные эмоциональные посылы для установления деловых, продуктивных форм общения.



Кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и докторантов, а так же самих сотрудников кафедры, видя в этом свою главную миссию.
Каталог: uploads -> all
all -> Название кафедры
all -> Тематика выпускных квалификационных работ Наименование кафедры Научная
all -> Особенности коннотации успешности при разном порядке рождения (на примере представлений подростков) 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
all -> Итогового государственного экзамена (игэ) и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ооп впо «Психология управления образованием» по направлению «Психология»
all -> Статья М. Развитие личности 2012 №1, С. 16  35 1000 2 вак
all -> Статья М. Развитие личности 2011 1000 1,5 вак вне плана Хвостов А. А
all -> Подсекция «Психология развития» «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты»
all -> Отчет о проведении Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы мпгу за 2013 год на факультете педагогики и психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница