Рекомендуется реализация ООП по общему профилю подготовки
Требования к результатам освоения основной образовательной
программы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);
использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
практическая деятельность:
способностью и готовностью к:
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
Научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью к:
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
Педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к:
преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
(ПК-19);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
Организационно-управленческая деятельность:
способностью и готовностью к:
анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);
проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки бакалавра по направлению 030300 "_Психология_"
Квалификация - бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п
|
Наименование дисциплин (в том числе практик)
|
Зачетные единицы
|
Часы
|
Примерное распределение по семестрам
|
Трудоемкость по ФГОС
|
Трудоемкость
|
1-й семестр
|
2-й семестр
|
3-й семестр
|
4-й семестр
|
5-й семестр
|
6-й семестр
|
7-й семестр
|
8-й семестр
|
Форма промежуточной
аттестации
|
количество недель
|
18
|
16
|
18
|
16
|
18
|
16
|
18
|
16
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
42
|
1512
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть
|
32
|
1152
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
История
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Философия
|
3
|
108
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Иностранный язык
|
9
|
324
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Педагогика
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Социология
|
2
|
72
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Правоведение
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Культурология
|
2
|
72
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Логика
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональная этика
|
2
|
72
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Религиоведение
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Экономика
|
2
|
72
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Риторика
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента
|
10
|
360
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл
|
24
|
864
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть
|
14
|
504
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математическая статистика
|
4
|
144
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анатомия ЦНС
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нейрофизиология
|
4
|
144
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Современные концепции естествознания
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационные технологии в психологии
|
2
|
72
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента
|
10
|
360
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.3
|
Профессиональный цикл
|
145
|
5220
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовая (общепрофессиональная часть)
|
94
|
3384
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая психология
|
15
|
540
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
История психологии
|
3
|
108
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
Методологические основы психологии
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Зоопсихология и сравнительная психология
|
2
|
72
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психология личности
|
4
|
144
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Социальная психология
|
4
|
144
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Психология труда, инженерная психология, эргономика
|
4
|
144
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Организационная психология
|
3
|
108
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Психология развития и возрастная психология
|
4
|
144
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Педагогическая психология
|
4
|
144
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Введение в клиническую психологию
|
2
|
72
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Основы нейропсихологии
|
2
|
72
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Основы патопсихологии
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Психофизиология
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Основы психогенетики
|
2
|
72
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Этнопсихология
|
2
|
72
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Экспериментальная психология
|
3
|
108
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Общий психологический практикум
|
12
|
432
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Психодиагностика
|
4
|
144
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Практикум по психодиагностике
|
4
|
144
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Математические методы в психологии
|
3
|
108
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Дифференциальная психология
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Безопасность жизнедеятельности
|
3
|
108
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Методика преподавания психологии
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Введение в профессию
|
2
|
72
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основы консультативной психологии
|
2
|
72
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента
|
51
|
1836
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.4
|
Физическая культура
|
2
|
400
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Б.5
|
Учебная и производственная практики (разделом учебной практики может быть НИР обучающегося)
|
17
|
612
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Б.6.
|
Итоговая государственная аттестация
|
10
|
360
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
(указывается в соответствии с ФГОС)
|
240
|
8640
(+328)*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерная программа
Наименование дисциплины «Анатомия ЦНС»
Рекомендуется для направления подготовки
030300 Психология
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике. Научить студентов использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма. Помочь студенту выработать осознанное понятие об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур. Сформировать у студентов понимание естественного происхождения психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма. Строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма
Уметь: пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга; самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями
Владеть: системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.
4. Структура и содержание дисциплины «Анатомия ЦНС».
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетные единицы _ 72_ часа.
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Семинар
|
Лаборат.
Практич
|
Самост. раб.
|
1
|
Тема 1.
Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
2
|
Тема 2.
Методы анатомии центральной нервной системы. Клеточная теория строения нервной системы, нейрогенез.
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
Тема 3.
Общее строение нервной системы. Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы. Глиальные клетки.
|
1
|
|
4
|
2
|
|
|
|
4
|
Тема 4.
Эволюция строения нервной системы. Эмбриогенез нервной системы человека. Этапы развития нервной системы.
|
1
|
|
4
|
|
|
2
|
|
5
|
Тема 5.
Общее строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга.
|
1
|
|
2
|
2
|
|
|
Контрольная работа
|
6
|
Тема 6.
Основные отделы головного мозга. Строение белого вещества головного мозга. Серое вещество головного мозга.
|
1
|
|
2
|
2
|
|
2
|
|
7
|
Тема 7.
Продолговатый мозг. Серое вещество продолговатого мозга. Белое вещество и проводящие пути продолговатого мозга.
|
1
|
|
2
|
2
|
|
2
|
|
8
|
Тема 8.
Основные отделы заднего мозга. Мост. Серое и белое вещество моста. Мозжечок. Серое вещество мозжечка. Белое вещество, проводящие пути мозжечка.
|
1
|
|
2
|
2
|
|
2
|
|
9
|
Тема 9.
Основные отделы среднего мозга. Серое вещество среднего мозга. Белое вещество среднего мозга, его проводящие пути.
|
1
|
|
2
|
2
|
|
2
|
Контрольная работа
|
10
|
Тема 10.
Основные структуры промежуточного мозга. Таламус. Гипоталамус, его составные части. Эпиталамус, эпифиз.
|
1
|
|
2
|
2
|
|
2
|
|
11
|
Тема 11.
Структуры конечного мозга. Борозды и извилины долей полушарий. Классификация слоев коры.
|
1
|
|
4
|
2
|
|
2
|
|
12
|
Тема 12.
Цитоархитектонические карты коры больших полушарий. Базальные ганглии. Проводящие пути конечного мозга. Черепные нервы.
|
1
|
|
4
|
2
|
|
2
|
Контрольная работа
|
13
|
Тема 13.
Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.
|
1
|
|
2
|
|
|
2
|
|
14
|
Тема 14.
Ретикулярная формация и лимбическая система мозга.
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
36
|
18
|
|
18
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |