Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры



Скачать 189.47 Kb.
Дата28.04.2016
Размер189.47 Kb.
ТипПояснительная записка

Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет —
Высшая школа экономики»

Факультет психологии

Научно-исследовательский семинар кафедры психологии личности


Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра

Автор: Е.Б. Станковская, stankovskaya@hse.ru,

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


факультета психологии психологии личности
Председатель Штроо В.А. Зав. кафедрой Старовойтенко Е.Б.

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 20 г. «____»_____________________ 20 г

Утверждена УС факультета

психологии
Ученый секретарь Старовойтенко Е.Б.

_________________________________

« ____» ___________________20 г.

Москва - 2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторы программы

преподаватель Станковская Елена Борисовна, stankovskaya@hse.ru


Требования к студентам (пререквизиты)

Для эффективной работы на семинаре и успешного освоения содержания научно-исследовательского семинара студенты должны иметь хорошую базу общешкольных знаний, демонстрировать общую культурную осведомленность, иметь базовые представления о функциях и направлениях науки и научных исследований. Они также должны выражать активную заинтересованность в приобретении новых знаний, как общего, так конкретно-психологического профиля, быть готовыми к интенсивной самостоятельной работе, быть в состоянии занять активную позицию, выражать и отстаивать свою точку зрения.



Аннотация

Настоящий научно-исследовательский семинар призван познакомить студентов с основами психологии личности. Его основными целями являются:



  • формирование у первокурсников представления о сущности науки, этапах научного познания;

  • развитие первичных интеллектуальных операций, необходимых в выполнении научно-исследовательской деятельности, а именно: постановка научной проблемы, формулирование исследовательских вопросов, которые составляют основу для постановки проверяемых гипотез

  • поддержка написания курсовой работы I курса, задача которой состоит в постановке научной проблемы.


Учебные задачи дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать чем научные знания отличаются от всех других форм знания, что является предметом научного познания в целом и предметом психологической науки, в частности, как происходит постановка научной проблемы, выдвижение научной гипотезы, на основе чего строится организация научного исследования и т.д.;

  • понимать разницу между наукой и житейским опытом, научной проблемой и практической задачей, предметом, объектом и субъектом познания и т.д.;

  • уметь сформулировать научную проблему, поставить цель, организовать научное исследование, подобрать адекватные методы исследования, определить необходимый объем выборки, обработать и дать грамотную интерпретацию полученных результатов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Наука как область человеческой практики

8

--

4

4

2

Предмет психологии как науки

12

--

6

6

3

Психология личности

24

--

12

12

4

Формулировка научной проблемы

32

--

14

18

5

Организация научного исследования

32

--

16

16




Итого:

108

--

52

56


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК ИЛИ РИДЕР
Базовый учебник в рамках НИС не предусмотрен, т.к. в рамках курса нет лекционных занятий, и он не предполагает передачи строго определенных знаний учащимся, а строится на свободной дискуссии, в рамках которой преподаватель подводит учащихся к собственным выводам и умозаключениям.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


    • текущий контроль – работа на семинарах;

    • промежуточный контроль – домашние задания (2);

    • итоговый контроль – зачет;

    • итоговая оценка (см. ниже методику формирования).


Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за работу на семинарах Осем, оценка за домашнее задание (1) ОД.З.1, оценка за домашнее задание (2) Од.з.2 и оценка за зачет Озач.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wсем= 0,3; Wд.з.1=0,25; Wд.з.2= 0,25; Wзач = 0,2.

  3. Пример расчета:




Если у студента

Осем= 7

Од.з.1 = 7

Од.з.2= 7

Озач = 7

при коэффициентах

Wсем= 0,3

Wд.з.1= 0,25

Wд.з.2=0,25

Wзач= 0,2

То в результате округленно Орез =

Орез = ОсемWсем + Од.з.1 Wд.з.1+ Од.з.2Wд.з.2+ ОзачWзач= 7*0,3 + 7*0,25 + 7*0,25 +7 *0,2 = 7

  1. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Наука как область человеческой практики
1. Специфика научного способа познания. Отличия научного познания от искусства, религии, философии, обыденно-практического познания. Критерии научности.
2. Краткая история становления науки как особого вида человеческой практики. Вклад Аристотеля, Р. Декарта, Ф. Бэкона, К. Поппера, квантовой физики в формирование современной научной картины мира.
3. Предметы научного познания (природа, общество, индивид) и особенности соответствующих наук, обусловленные спецификой их предмета. Примеры современной классификации наук.
4. Функции и задачи науки. Роль науки в современном образовании и в формировании личности.
Основная литература

  1. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, М.: Центр общегуманитарных исследований, 2001. 560 с. Ч. 1 («Мир науки»). Дополнительно: Ч. 2 Гл. XI («Факт, вера, истина и познание»), Ч. 3 Гл. III («Вероятные выводы обыденного здравого смысла»), Ч. 4 Гл. IX («Причинные законы»).


Дополнительная литература

  1. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. С. 167-222.

  1. Философия науки в вопросах и ответах / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 9-11, 17-27, 37-50.



Тема 2. Предмет психологии как науки
1. Предмет психологии. Место психологии среди других наук, ее связь с естественными и гуманитарными науками.
2. Навыки научного мышления в психологии: индуктивные и дедуктивные рассуждения, экспериментальный факт и его интерпретация. Ценность научного скептицизма, влияние ожиданий экспериментатора на результаты наблюдения.
3. Круг научных проблем и методов психологии. Различные стратегии исследования.
4. Основные проблемы психологии как науки и затруднения, связанные с поиском их решений: психофизическая проблема, проблема соотношения врожденного и приобретенного в психике, индивидуального и социотипического в личности, и др.
5. Структура психологического знания: общие теории, частные теории, модели. Проблемы, связанные с научными понятиями, которые используются в психологии. Образ психологии в массовом сознании и причины его неопределенности.
Основная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. Главы 1, 2.

  2. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, М.: Центр общегуманитарных исследований, 2001. 560 с. Ч. 1 («Мир науки»). Дополнительно: Ч. 2 Гл. XI («Факт, вера, истина и познание»), Ч. 3 Гл. III («Вероятные выводы обыденного здравого смысла»), Ч. 4 Гл. IX («Причинные законы»).

  3. Рубинштейн С.Л. Предмет психологии // Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. С. 281-314.

4. Соколова Е.Е. Общая характеристика психологии как науки // Соколова Е.Е. Введение в психологию. М.: Академия, 2005. С. 10-86.
Дополнительная литература

1. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 385 с.

2. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. С. 73-123, 316-378.

3.Сорос Дж. Мышление и действительность // Сорос Дж. Эпоха ошибок: мир на пороге глобального кризиса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 31-64.

4. Gray P. Psychology. Boston College: Worth Publishers, 1991. P. 1-44.

Тема 3. Психология личности
1. Предмет психологии личности: личность как объект научного познания. Возможности исследования уникальности и индивидуальности человека.
2. Структура, происхождение, система доказательств, объяснительные принципы различных теорий личности.
3. Методы психологии личности: взаимодействие качественных и количественных подходов. Феноменология, герменевтика, рефлексивный метод, метод моделирования, метод интерпретации.
4. Вклад психологии личности в культуру. Диалог теоретической и прикладной психологии личности, применение теоретических знаний в практической жизни. Личность, способная к саморазвитию посредством научных знаний.
4. Личность ученого, индивидуальные способности и навыки. Облик современного исследователя, научная деятельность как форма творчества. Взаимосвязь науки и этики. Личность молодого ученого.
Основная литература

1. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. С. 46-80.

2. Предмет и метод психологии. Антология / под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект : Гаудеамус, 2005. С. 399 – 489.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Психология личности. Третье международное издание. СПб: Питер, 2003. С. 19-104.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Психология личности: сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. 2-ое изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 137-147.

  2. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Психология личности: сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. 2-ое изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С.189-203.

  3. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический Проект : Гаудеамус, 2007. С. 4-24.

  4. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Психология личности: сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. 2-ое изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 148-162.

  5. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. М.: Прайм-Еврознак, 2006. С. 258-340.

  6. Gray P. Psychology. Boston College: Worth Publishers, 1991. P. 561 - 642.


Тема 4. Формулировка научной проблемы
1. Понятие научной проблемы. Проблемы объективные и субъективные. Формулировка исследовательских вопросов в форме заявки на исследование.
2. Формулирование гипотезы и задач исследования. Может ли быть эксперимент в 3 гипотезы.
3. Подбор методик, адекватных задачам исследования. Формулирование выборки.
4. Научная проблематика современных психологических исследований.
Основная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. Главы 1, 2.

  2. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. – М.: Академический Проект, 2001. С. 306 – 443.


Дополнительная литература

1. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 224 с. Гл. 4 («Духовный мир полиса»). Дополнительно: гл. 5, 6.

2. Мамардашвили М.К. Философия и наука // Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб: Азбука, 2000. С. 113-132.

3. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, М.: Центр общегуманитарных исследований, 2001. 560 с. Ч. 1 («Мир науки»). Дополнительно: Ч. 2 Гл. XI («Факт, вера, истина и познание»), Ч. 3 Гл. III («Вероятные выводы обыденного здравого смысла»), Ч. 4 Гл. IX («Причинные законы»).

4. Соколова Е.Е. Общая характеристика психологии как науки // Соколова Е.Е. Введение в психологию. М.: Академия, 2005. С. 10-86.
Тема 5. Организация научного исследования
1. Общая организация научного исследования: определение темы, предмета, целей и задач, гипотез, методологии и методов исследования.
2. Теоретический обзор как необходимый этап исследования. Принципы написания хорошего теоретического обзора. Варианты структурирования теоретического обзора.
3. Библиографический поиск как форма научного познания. Стратегии поиска и отбора литературы для теоретического обзора в рамках курсовой работы.
4. Организация современных научных исследований.
5. Требования к оформлению курсовой работы: определение и последствия плагиата; правильное оформление цитат. Обсуждение успешных и неудачных примеров выполнения курсовых работ, взаимное рецензирование.

Основная литература


  1. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, М.: Центр общегуманитарных исследований, 2001. 560 с.

  2. Соколова Е.Е. Общая характеристика психологии как науки // Соколова Е.Е. Введение в психологию. М.: Академия, 2005. С. 10-86.

  3. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. – М.: Академический Проект, 2001. С. 306 – 443.

  4. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 416 с.


Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 288 с.

2. Мамардашвили М.К. Философия и наука // Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб: Азбука, 2000. С. 113-132.

3. Джеймс У. Прагматистская концепция истины // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. С. 283-299.

4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тематика домашних заданий

Тема 1. Наука как область человеческой практики

В чем заключается отличие научного познания от других форм познания (искусства, религии, философии, обыденно-практического познания)?

Каковы современные критерии научности? Какие особенные черты приобретают науки в зависимости от специфики их предмета?

Какие основные периоды становления науки могут быть выделены? В чем заключался вклад Аристотеля, Р. Декарта, Ф. Бэкона, квантовой физики в формирование современной научной картины мира?

В чем заключаются цели и задачи науки?

Какова роль науки в современном образовании и в формировании личности?



Тема 2. Психология как наука

Можно ли считать психологию наукой?

Что является предметом психологии? В чем заключается цели психологии как науки? Какой круг задач она решает?

Как психология связана с другими науками? Используются ли в теории и практике других наук психологические знания?

В чем состоят различия между бытовым, эмпирическим, теоретическим мышлением?

В чем заключается разница между индуктивными и дедуктивными рассуждениями в психологическом исследовании?

Как происходит интерпретация эмпирических (экспериментальных) фактов?

Всегда ли правомерна экстраполяция имеющихся данных в психологической науке?

В чем заключается сущность экспериментального метода? Чем эксперимент отличается от корреляционных и описательных исследований?

Что вы думаете об основных проблемах психологии как науки и затруднениях, связанных с поиском их решений:



Какова структура психологического знания? Как соотносятся общие теории, частные теории, модели?

Каков образ психологии в массовом сознании? Каковы причины его неопределенности?


Тема 3. Психология личности

Что является предметом психологии личности?

Каковы возможности и ограничения исследовании уникальности и индивидуальности человека?

Что включает в себя структура теории личности?

Какие системы доказательств и объяснительные принципы используются в различных теориях личности?

Что представляют собой количественные и качественные методы? Как эти два подхода используются в психологических исследованиях личности?

Какова специфика феноменологеского метода, метода герменевтики, метода моделирования и метода интерпретации?

Какой вклад вносит психология личности в культуру?

Как соотносится теоретическая и прикладная психология личности?

В чем заключается, с вашей точки зрения, потенциал психологии личности для конкретного человека и его индивидуальной жизни?

Какие индивидуальные способности и навыки необходимы современному ученому?

Какие этические задачи и проблемы стоят перед современным ученым?



Тема 4. Формулировка научной проблемы

Что представляет собой научная проблема? Как происходит формулировка исследовательских вопросов?

При наличии достаточного времени и источников можно ли решить любую задачу только при помощи алгоритмов?

Может ли быть эксперимент без гипотезы?

Продуктивно ли проводить эксперимент, если в этой области уже были проведены исследования?

Как осуществляется подбор методик, адекватных задачам исследования?

Как определяется выборка?

Обсуждение проблематики современных психологических исследований (на примере преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов факультета психологии).

Каковы движущие силы, побуждающие человека к жизни (действию)?

Что означает выражение «человек – субъект деятельности»?

Является ли человек источником преображения мира и творцом собственного жизненного пути?

В чем различие «психологии поведения» и «психологии деятельности»?

Человеческие чувства – что это?

Что лежит за надписью на колонне храма в Дельфах: «Познай самого себя»?

Можно ли познать человека? Возможности и ограничения.

В чем заключается богатство человеческой Души?

Предположим, что некоторое повреждение мозга приводит к полной невозможности активного сознания, но при этом бессознательные мысли и действия остаются нетронутыми. Как вы могли бы определить, что человек страдает таким расстройством? Смог бы такой человек сказать вам об этом?

Как бы вы ответили на вопрос о том, обладает ли компьютер сознанием?

Мораль и нравственность: условности, ограничивающие свободу или квинтэссенция человеческого духа?

Что первично – внешний мир и мир внутренней жизни человека?


Тема 5. Организация научного исследования

Как формулируется тема научного исследования? Является ли она тождественной цели исследования?

Как определяется предмет и объект исследования?

Что должны отражать цели и задачи исследования?

Как может помочь теоретический обзор в постановке научной проблемы?

Каковы принципы написания хорошего теоретического обзора и варианты его структурирования?

Может ли библиографический поиск рассматриваться как форма научного познания?

Какие могут быть стратегии поиска и отбора литературы для теоретического обзора в рамках курсовой работы?

Примеры организации современных научных исследований.

Что отличает успешную научную работу от неудачной и бесполезной?



Каковы темы ваших курсовых работ? Как могут быть развернуты данные темы?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. В чем заключается отличие науки от всех остальных видов человеческого познания и практики?

  2. Каковы цели и задачи научного познания?

  3. В чем заключается научное мировоззрение, и как оно формировалось?

  4. Что может выступать предметом научного познания?

  5. Что является предметом психологии?

  6. Можно ли считать психологию наукой?

  7. Каково соотношение объекта познания и субъекта познания в психологии?

  8. Как используются психологические знания в современном обществе?

  9. Как психология связана с другими науками?

  10. Используются ли в теории и практике других наук психологические знания?

  11. В чем заключаются цели психологии, как науки? Каков круг её задач?

  12. Каково соотношение научной, прикладной и практической психологии?

  13. В чем заключается психофизическая проблема в психологии?

  14. В чем заключается проблема соотношения врожденного и приобретенного в психике?

  15. В чем заключается проблема индивидуального и социотипического в личности?

  16. Какова структура психологического знания? Как соотносятся общие теории, частные теории и конкретные модели?

  17. Что представляет собой образ психологии в массовом сознании?

  18. Что представляет собой научная проблема?

  19. Как происходит формулировка исследовательских задач?

  20. Может ли быть эксперимент без гипотезы?

  21. Продуктивно ли проводить эксперимент, если в этой области уже были проведены исследования?

  22. Как осуществляется подбор методик, адекватных задачам исследования?

  23. Как определяется выборка?

  24. Каковы движущие силы, побуждающие человека к жизни (действию)?

  25. Человеческие чувства – что это?

  26. Что лежит за надписью на колонне храма в Дельфах: «Познай самого себя»?

  27. Можно ли познать человека?

  28. Как бы вы ответили на вопрос о том, обладает ли компьютер сознанием?

  29. Мораль и нравственность: условности, ограничивающие свободу или квинтэссенция человеческого духа?

  30. Что первично – внешний мир и мир внутренней жизни человека?

  31. Как соотносится общая психология и психология личности (различные точки зрения)?

  32. Может ли личность человека быть исследована только с помощью количественных методов?

  33. Каковы преимущества и ограничения качественных методов психологического исследования личности?

  34. Возможно ли, на ваш взгляд, создание интегративной модели личности?

  35. Какой вклад вносит персонология в современную культуру?

  36. Как формулируется тема научного исследования?

  37. Является ли тема исследования тождественной цели исследования?

  38. Как определяется предмет и объект исследования?

  39. Что должны отражать цели и задачи исследования?

  40. Как может помочь теоретический обзор в постановке научной проблемы?

  41. Каковы принципы написания хорошего теоретического обзора и варианты его структурирования?

  42. Может ли библиографический поиск рассматриваться как форма научного познания?

  43. Какие могут быть стратегии поиска и отбора литературы для теоретического обзора в рамках курсовой работы?

  44. Примеры организации современных научных исследований (с привлечением преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов факультета психологии).

  45. Что отличает успешную научную работу от неудачной и бесполезной?

  46. Каковы темы ваших курсовых работ? Как могут быть развернуты данные темы?

  47. В чем состоят различия между бытовым, эмпирическим, теоретическим мышлением?

  48. В чем заключается разница между индуктивными и дедуктивными рассуждениями в психологическом исследовании?

  49. Как происходит интерпретация эмпирических (экспериментальных) фактов?

  50. Всегда ли правомерна экстраполяция имеющихся данных в психологической науке?

  51. Важна ли роль воображения и творчества в научной деятельности?

Автор программы: ________________________/Станковская Е.Б. /




Каталог: data -> 2010
2010 -> Введение о чем эта книга
2010 -> Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология
2010 -> В. Д. Шадриков 14 апреля 2000г. Номер государственной регистрации
2010 -> Психология и педагогика
2010 -> Программа дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии для направления 030300 «Психология»
2010 -> Программа дисциплины Философия и методология науки для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
2010 -> Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2010 -> Александр Дмитриев По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы
2010 -> Программа обновление гуманитарного образования в россии
2010 -> Назад в будущее. "Послезавтра" в экономике


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница