Рекомендательный указатель Преподаватель в XXI веке: рек указ. [2000-2010 гг.] / сост.: О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф



страница1/8
Дата14.02.2016
Размер1.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Преподаватель в XXI веке

(Рекомендательный указатель)

Преподаватель в XXI веке: рек. указ. [2000–2010 гг.] / сост.: О.П. Шрейн,

Е.А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2010. – 147 с.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная система высшего образования предъявляет новые требования к профессии преподавателя высшей школы в связи с переходом к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса; активизацией инновационных процессов в сфере образования; диверсификацией образовательных программ высшей школы; повышением технологического оснащения образовательного процесса; усилением междисциплинарной интеграции и нарастанием интеграционных процессов в сфере образования; изменением запросов рынка интеллектуального труда; необходимостью адаптации вузов к рыночной среде; повышением ролевой активности преподавателя высшей школы.¹

Профессия преподавателя высшей школы имеет свои особенности: высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда; повышенную степень профессиональной ответственности; сопряжение функций педагога, исследователя и менеджера; потребность (осознанную необходимость) непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований; зависимость эффективности образовательной деятельности как от обучающего, так и от обучаемого.

Основными ценностными установками преподавателя высшей школы являются склонность к познанию окружающего мира и систематизации знаний; стремление к творческому самовыражению через педагогическую и научную деятельность; профессиональное признание равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному профессиональному росту. Компетенции преподавателя определяются наличием педагогических умений формулировать цели изучения учебной дисциплины (при отборе и описании целей важно соблюсти принцип их достижимости); измерять уровень достижения цели адекватными методами педагогического контроля; оценивать учебный процесс и определять направления его совершенствования; формировать качественно новые взаимоотношения между преподавателем и студентом; проводить занятия с максимальной мотивацией к познавательной деятельности. Преподаватель также должен владеть основами научно–методической и учебно–методической работы в высшей школе; методами и приемами устного и письменного изложения учебного материала, современными образовательными технологиями; активными методами обучения, основами применения информационных технологий в учебном процессе; методами формирования навыков самостоятельной работы студентов.

Преподаватель должен уметь анализировать деятельность студентов и их психологические cостояния, а также владеть навыками педагогического общения. К профессионально важным качествам личности преподавателя относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к педагогическому труду, педагогические и организаторские способности, артистизм, адекватные профессии черты характера (требовательность, справедливость, доброжелательность). Современный преподаватель высшей школы должен быть един в четырех лицах:

• обучающий (передающий знания, стимулирующий активность студентов, формирующий навыки и умения);

• воспитатель (заботящийся о всестороннем развитии личности студентов, формирующий профессиональные и психологические качества);

• ученый (занимающийся научными исследованиями в области преподаваемой дисциплины); • менеджер (организующий аудиторные занятия, стимулирующий и контролирующий самостоятельную работу студентов).

Указатель носит рекомендательный характер и предназначен широкому кругу читателй. Освещает вопросы о деятельности современного преподавателя высшей школы, его профессиональном мастерстве, компетентности и компетенциях, а также особенностях личности преподавателя. В указатель включены материалы, опубликованные на русском языке в 2000–2010 гг. Представлены все виды отдельных изданий, статьи из сборников, журналов.


РАЗДЕЛ I. Образовательное законодательство. Правовое регулирование преподавательской деятельности

Глава 1. Официальные материалы
1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» [Текст]: требования от 08.05.2001 [Минобразования России] // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 17. – С. 71–80.

2. Должностная инструкция преподавателя вуза [Текст] // Официальные документы в образовании. – 2005. – № 15 (май). – С. 52–57. 3. Новое в высшем профессиональном образовании [Текст]: [документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по образованию, 2004–2005 гг.] / Ком. по науке и высш. шк. Санкт–Петербурга, Совет ректоров вузов Санкт–Петербурга, С.–Петерб. межрегион. ассоц. доп. образования; [сост.: И.А. Правкина, А.Л. Кряквин]. – СПб. : С.–Петерб. межрегион. ассоц. доп. образования, 2005. – 200, [10] с. – (Образование: 100 вопросов – 100 ответов; Вып. № 5).

4. О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» [Электронный ресурс]: приказ Минобразования России от 24.01.2002 № 180. Документ опубликован не был // Кодекс: информационная система. Доступ из локальной сети Научной б–ки ЮУрГУ (дата обращения 21.05.2010).

5. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. №807 (Об установлении окладов за звания и

доплат за ученые степени) [Текст]: приказ Минобразования РФ от 10 февраля 2003 г. № 445 // Бюл. Министерства образования и науки РФ. – 2003. – № 4. – С. 64.

6. О выплатах офицерам–преподавателям военных кафедр (факультетов) высших учебных заведений, подведомственных Рособразованию [Текст]: письмо Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ от 11 апреля 2005 г., № 10–55–1316/10–03 // Бюл. Министерства образования и науки РФ. – 2005. – № 5. – С. 61.

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 22.08.1996 № 125–ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009). В данном виде документ опубликован не был // КонсультантПлюс: справ.–правовая система. Доступ из локальной сети Научной б–ки ЮУрГУ (дата обращения 21.05.2010).

8. О государственном заказе на подготовку специалистов педагогического профиля в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, подведомственных 7 Рособразованию, и проблемах его реализации [Текст]: информация подготовлена к заседанию коллегии Рособразования 14 октября 20014 октября 2008 г. // Официальные документы в образовании. – 2008. – № 30. – С. 53–67.

9. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации (вместе с «Положением о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской

Федерации», «Положением о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации») [Текст]: постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 18. – Ст. 1686.

10. О плане мероприятий Законодательного Собрания Челябинской области по проведению Года учителя в Челябинской области в 2010 году [Текст]: постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.01.2010 № 2131 // Южноуральская панорама. – 2010. – 26 фев. (№ 45). Спецвыпуск № 13. – С. 3.

11. О порядке приема лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций [Текст]: постановление Правительства РФ от 18.06.2008 № 463 // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 25. – Ст. 2992.

12. [О прекращении трудового договора с работниками профессорско–преподавательского состава вузов в связи с возрастом] [Текст]: определение от 11. 07. 2006 № 213–О // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 30. – С. 53–62.

13. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников [Текст]: постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 14. –Ст. 1289.

14. О работе по повышению квалификации профессорско–преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования [Текст]: приказ от 30. 12. 2005 № 1705 // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 2. – С. 89–91.

15. О развитии системы высшего профессионального образования в Российской Федерации [Текст]: протокол по итогам рабочей встречи Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова с ректорами высших учебных заведений от 14.09.2005 № МФ–П44–41пр // Официальные документы в образовании. – 2005. – № 28. – С. 28–31. 8

16. О создании системы повышения квалификации профессорско–преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, в сфере иноязычной подготовки [Текст]: приказ от 21.12.2006 г. № 1592 // Администратор образования. – 2007. – № 5. – С. 42–44.

17. О федеральной целевой программе «Научные и научно–педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы [Текст]: постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 568 // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 31. – Ст. 3739.

18. О штатах профессорско–преподавательского состава учреждений высшего и среднего профессионального образования [Текст]: распоряжение Минобразования РФ от 8 января 2003 г. № 6–24 // Бюл. Министерства образования и науки РФ. – 2003. – № 3. – С. 40.

19. Об организации в высших учебных заведениях, находящихся в ведении Минобразования России, структурных подразделений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и об утверждении контрольных цифр приема слушателей в государственные образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, находящиеся в ведении Минобразования России, на 2004 год [Электронный ресурс]: приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1302. Документ опубликован не был // Кодекс: информационная система. Доступ из локальной сети Научной б–ки ЮУрГУ (дата обращения 21.05.2010).

20. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений [Текст]: приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 23. – С. 54–55.

21. Об уровне оплаты труда и пенсиях профессорско–преподавательского состава и научных сотрудников высших учебных заведений Российской Федерации в 2002 г. [Текст]: справка к VII съезду Рос. союза ректоров // Официальные документы в образовании. – 2003. – № 1. – С. 47–48. Статья представляет собой справку, подготовленную к VII съезду Российского союза ректоров. В ней содержится информация о ставках работников вуза, пенсиях. Представлен зарубежный опыт по определению окладов работникам университетов.

22. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 788 // КонсультантПлюс: справ.–правовая система. Доступ из локальной сети Научной б–ки ЮУрГУ (дата обращения 21.05.2010).

23. Об утверждении Перечня должностей, по которым устанавливается ежемесячная выплата к должностным окладам в размере разницы между надбавками за ученую степень кандидата или доктора наук, установленными законодательством Российской Федерации для работников, замещающих штатные должности в федеральных государственных научных организациях и высших учебных заведениях, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. № 343 [Электронный ресурс]: приказ ФСКН РФ от 04.05.2007 № 134 // КонсультантПлюс: справ.–правовая система. Доступ из локальной сети Научной б–ки ЮУрГУ (дата обращения 21.05.2010).

24. Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно–педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минобразования РФ от 26.11.2002

№ 4114 // КонсультантПлюс: справ.–правовая система. Доступ из локальной сети Научной б–ки ЮУрГУ (дата обращения 21.05.2010).

25. Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий [Текст]: постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 14. – Ст. 1302.

26. Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования [Текст]: приказ от 05.05.2008 № 217н: зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., рег. № 11725 // Официальные документы в образовании. – 2008. – № 16. – С. 63–66.

27. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) [Текст]: постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 8. – Ст.731.

28. Положение о порядке замещения должностей научно–педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации [Текст]: утверждено приказом Минобразования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 // Бюл. Министерства образования и науки РФ. – 2003. – № 3. – С. 35–39.

29. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений [Текст]: приложение к приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 23. – С. 55–64.

30. Примерные формы срочного трудового договора с преподавателями и научными работниками вузов [Текст]: [разосланы письмом Минобразования РФ от 30 декабря 2002 г. №25–171 ин/25–22] // Бюл. Министерства образования и науки РФ. – 2003. – № 4. – С. 55–63. 10


Глава 2. Практика правового регулирования преподавательской деятельности
31. Агапова, Л.И. О некоторых проблемах в порядке замещения должностей профессорско–преподавательского состава в высших учебных заведениях [Текст] / Л.И. Агапова // Право и образование. – 2004. – № 4. – С. 73–76.

32. Архипов, В.В. Доплаты преподавателям вузов: правовые основы [Текст] / В.В. Архипов // Право и образование. – 2007. – № 5. – С. 90-100.

33. Асеева, А.А. Конкурсный отбор преподавателей высшей школы: некоторые практические аспекты и предложения [Текст] / А.А. Асеева // Образование и наука. – Екатеринбург, 2004. – № 2 (26). – С. 110–116.

34. Галактионов, В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций [Текст] / В. Галактионов // Высш. образование в России. – 2004. – № 2. – С. 28–40. Рассматривая вопросы возрастающего процесса интеграции в области образования, автор говорит о необходимости выработки соответствующих соглашений о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней и приводит примеры из международной практики.

35. Горожанкина, М.А. Правовое регулирование труда профессорско–преподавательского состава государственных вузов [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Горожанкина Марина Анатольевна. – Томск, 2006. – 205 c.

36. Завгородний, А.В. Замещение должностей заведующего кафедрой и декана факультета в вузе [Текст] / А.В. Завгородний // Трудовые споры. – 2006. – № 2. – С. 8–16.

37. Завгородний, А.В. Конкурсный порядок замещения научно–педагогических должностей в вузе [Текст] / А.В. Завгородний // Российский ежегодник трудового права. – 2006. – № 1. – С. 324–347.

38. Завгородний, А.В. Порядок замещения руководящих и преподавательских должностей в вузе [Текст] / А.В. Завгородний // Трудовые споры. – 2007. – № 9. – С. 48–57.

39. Завгородний, А.В. Практика замещения должностей научно–педагогических работников в порядке конкурса в вузах: необходимость теоретического осмысления [Текст] / А.В. Завгородний // Правоведение. – 2004. – № 5. – С. 88–106.

40. Ивашковская, А.В. Конкурс на замещение должности преподавателя: некоторые правовые аспекты [Текст] / А.В. Ивашковская // Юридические записки молодых ученых и аспирантов ЯрГУ: сб. ст. – ЯросЯрославль: Изд–во Яросл. ун–та. – 2003. – Вып. 2. – С. 45–47. 11

41. Мищенко, М.С. Особенности правового регулирования трудовых отношений работников учреждений образования [Текст] / М.С. Мищенко // Отдел кадров. – 2005. – № 2. – С. 31–36. Специфика трудовых отношений педагогических работников; замещение должностей профессорско–преподавательского состава.

42. Пономаренко, И.В. Контроль деятельности преподавателей вуза при организационных изменениях [Текст] / И.В. Пономаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 2. – С. 60–63.

43. Пучков, А.И. Правовой статус преподавателей вузов России [Текст] / А.И. Пучков, А.Ю. Лазарев // Право и образование. – 2000. – № 3. – С. 85–86.

44. Резер, Т.М. Новая система оплаты труда преподавателя [Текст] / Т.М. Резер // Право и образование. – 2009. – № 6. – С. 45–54.

45. Репринцев, Д.Д. Правовое регулирование порядка замещения должностей профессорско–преподавательского состава [Текст] / Д.Д. Репринцев // Право и образование. – 2004. – № 2. – С. 4–16.

46. Репринцев, Д.Д. Преподаватель вуза как субъект правоотношений в сфере труда [Текст] / Д.Д. Репринцев // Трудовое право. – 2003. – № 7. – С. 21–22.

47. Репринцев, Д.Д. Проблемы правового регулирования труда преподавателей вузов [Текст] / Д.Д. Репринцев // Право и образование. – 2009. – № 9. – С. 35–44.

48. Силенко, В.Н. Нормативные и справочные материалы для преподавателей ВУЗов [Текст]: метод. разработка / В.Н. Силенко; под ред. Ю.Г. Спицына; Санкт–Петербург. гос. техн. ун–т; Санкт–Петербург. гос. техн. ун–т. – СПб.: Изд–во СПбГТУ, 2000. – 36 с.

49. Субботина, И.Г. Преподаватель высшей школы как субъект реализации публичных и частных интересов в образовательной политике РФ [Текст] / И.Г. Субботина // Вопросы педагогики высш. шк. – Иркутск, 2001. – Вып. 2. – С. 8–12.

50. Трошина, С.М. Правовое регулирование оплаты труда работника высшего учебного заведения, занимающего должность доцента [Текст] / С.М. Трошина // Право и образование. – 2007. – № 5. – С. 44-48.

51. Федотова, А.В. Новое в правовом регулировании заработной платы в связи с изменениями в Трудовой кодекс РФ и вопросы оплаты труда преподавателей вузов [Текст] / А.В. Федотова // Сб. аспирантских науч. работ юрид. ф–та КГУ. – Казань: Изд–во Казан. ун-та, 2008. – Вып. 8. - С. 300-311.

52. Черных, Н.В. Как теперь будут платить преподавателям? [Текст] / Н.В. Черных // Высш. образование сегодня. – 2008. – № 10. – С. 12–13. С 1 декабря 2008 года вводится новая система оплаты труда работников федеральных государственных образовательных учреждений, включая высшие учебные заведения. Правовой комментарий дает начальник юридического отдела Федерального агентства по образованию Надежда Вячеславовна Черных. 12

53. Черных, Н.В. Проведение конкурса на замещение должностей научно–педагогических работников [Текст] / Н.В. Черных // Трудовые споры. – 2008. – № 3. – С. 60–64.

54. Чертков, А.Н. О путях реализации инициатив Президента России по вопросу изменения порядка замещения должностей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации [Текст] / А.Н. Чертков // Право и политика. – 2004. – № 11. – С. 51–55.


РАЗДЕЛ II. Актуальные вопросы современного университетского образования.
55. Актуальные вопросы современного университетского образования [Текст]: материалы IX рос.–амер. науч.–практ. конф., 15–17 мая 2006 г. / [редкол: Г.А. Бордовский (отв. ред.) и др.]. – СПб.: Изд–во РГПУ, 2006. – 633 с.: ил.

56. Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения [Текст]: межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун–т им. А.И. Герцена; [редкол.: к.п.н., доц. Смирнов и др.]. – СПб. : Изд–во РГПУ, 2005. – 469 с.: ил., табл.

57. Антонова, К.Н. Высшее образование в России. XXI век: проблемы и перспективы / К.Н. Антонова, Н.И. Башмакова; [Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Гос. поляр. акад., Каф. англ. яз. и лит.]. – СПб. : ГПА, 2005. – 174 с.: ил., табл. – (Библиотека кафедры английского языка и литературы ГПА). – Библиогр.: с. 156–164 (144 назв.), в конце гл. и в подстроч. прим.

58. Богомолов, А. Профессиональный портрет преподавателя в системе ДО [Текст] / А. Богомолов // Высш. образование в России. – 2007. – № 9. – С. 106–110. В данной статье сформулирована точка зрения на ряд теоретическихвопросов, связанных с деятельностью преподавателя в системе ДО. Поскольку автор является преподавателем русского языка в иностранной аудитории и имеет значительный опыт организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному (РКИ), в профессиональном портрете преподавателя ДО естественным образом превалирует специфика именно этой предметной области.

59. Вербицкий, А.А. Реформирование образования в России и Болонский процесс [Текст] / А.А. Вербицкий // Высш. образование сегодня. – 2008. – № 11. – С. 51–55. Статья подготовлена на основе доклада на VI ежегодной сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшего на Родосе в

60. Гусева, Н.Д. Акмеологическая деятельность преподавателя высшей школы [Текст]: науч.–метод. изд. / Н.Д. Гусева. – СПб; М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. – 311 c.: ил. 61. Дулина, Н.В. Социальное образование и педагогическая импровизация преподавателя высшей школы [Текст] / Н.В. Дулина // Изв. Волгоградского гос. техн. ун–та. – 2005. – № 4. – С. 13–15.

62. Железникова, А.В. Профессионализм преподавателя (по страницам «Социологического вестника» УГГУ) [Текст] / А.В. Железникова // Изв. Уральского гос. ун–та. – 2006. – № 40. – С. 229–233. Обзор материалов, опубликованных в «Социологическом вестнике» Уральского государственного горного университета за 15 лет (1990–2004 гг.).

63. Журавлева, Л.В. Преподаватель в XXI веке [Текст] / Л.В. Журавлева // Высш. образование сегодня. – 2009. – № 2. – С. 14–15.

64. Занина, Л.В. Профессионализм преподавателя как условие обеспечения качества образования в инновационном вузе [Текст] / Л.В. Занина // Изв. Южного федер. ун–та. Филол. науки. – Ростов н/Д, 2008. – № 1. – С. 178–188.

65. Касьян, А.А. Мировоззренческая позиция преподавателя [Текст] / А.А. Касьян // Высш. образование сегодня. – 2008. – № 12. – С. 48–51.

66. Кипина, О.А. Профессиональная мобильность педагога [Текст] / О.А. Кипина // Пед. образование и наука. – 2009. – № 1. – С. 81–84.

67. Клюкина, И.В. Теоретические основы расчета голосовой нагрузки преподавателя [Текст] / И.В. Клюкина // Изв. Петербургского ун–та путей сообщения. – 2007. – № 3. – С. 154–166.

68. Ларионова, М.А. Профессионально важные качества в портрете вузовского преподавателя [Текст] / М.А. Ларионова // Пед. образование и наука. – 2008. – № 8. – С. 40–43.

69. Лебедева, М.Б. Модель преподавателя информационных технологий: содержание и структура деятельности [Текст] / М.Б. Лебедева // Человек и образование. – 2005. – № 1. – С. 53–55.

70. Милькова, Е.В. Практико–методическое ориентирование преподавателя педагогического вуза на досуговую деятельность [Текст] / Е.В. Милькова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – Кемерово, 2007. – Вып. 4. – С. 39–44.

71. Молчановский, В.В. Преподаватель русского языка как иностранного [Текст]: введение в специальность / В.В. Молчановский, Л. Шипелевич. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002. – 317 с.

72. Монако, Т.П. О профессионализме преподавателей [Текст] / Т.П. Монако // Изв. вузов. Сев.–Кавказ. регион. Сер.: Общественные науки. – 2003. – № 9. – С. 81–87.


Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница