Рекомендации по составлению резюме и самопрезентации



Скачать 141.47 Kb.
Дата22.02.2016
Размер141.47 Kb.
Рекомендации по составлению резюме и самопрезентации

 

Прежде чем начать поиск работы, четко определите свои сильные и слабые стороны, постарайтесь как можно более объективно оценить свой профессиональный уровень, четко для себя сформулируйте цель своего поиска.



Чтобы заявить о своем желании работать в той или иной компании, необходимо предоставить краткие сведения о себе (резюме). Цель резюме - привлечь к себе интерес, как к стоящему сотруднику.

 

Виды и структура резюме

Существует три стандартных типа резюме: хронологический, функциональный и комбинированный. Каждый имеет свои достоинства и недостатки.

В хронологическом резюме в обратном порядке (т.е. начиная с последнего) перечисляются все места работы и обязанности, которые Вы выполняли. Выбирайте его, если в Вашей карьере отмечается устойчивый и последовательный рост. В этом случае хронологическое резюме наглядно продемонстрирует Вашу успешность и прогресс в трудовых свершениях.

В некоторых случаях указание конкретных дат и мест работы нецелесообразно:

1. Вы за короткий срок поменяли очень много мест работы – у работодателя может сложиться впечатление о Вашей непоследовательности и несерьезности.

2. В Вашем трудовом стаже есть много «провалов» — значительных периодов времени, когда Вы не работали, или работали на «непрестижных» должностях.

3. Тем более не стоит использовать хронологическое резюме, если в Вашей биографии есть кое-что, о чем Вы не хотели бы сообщать работодателю, хотя бы на первых порах, чтобы не отпугнуть его раньше времени.

4. Вы собираетесь изменить свою карьеру и Ваша прошлая трудовая деятельность никак не связана с той работой, которой Вы хотите посвятить себя в дальнейшем.

5. Вы в первый раз ищете работу и у Вас отсутствует профессиональный опыт.

6. Наконец, в наше время далеко не вся работа, которую мы выполняем, находит свое отражение в трудовых книжках.

В вышеперечисленных случаях лучше использовать резюме функционального типа.

С помощью функционального резюме Вы сконцентрируете внимание работодателя на трудовых достижениях и квалификации. Где и сколько Вы работали либо умалчивается, либо описывается в самых общих чертах. Это позволяет скрыть многие недостатки трудовой биографии кандидата. Плохо только одно. Об этом прекрасно знают и работодатели, поэтому часто относятся к функциональным резюме с большим предубеждением. Обычно их очень интересует, где и сколько Вы занимали тот или иной пост. Отсутствие хронологической информации вызывает подозрения.

Лучше всего использовать резюме комбинированного типа. Помимо описания Ваших достижений, оно включает и основные этапы трудовой биографии.

 

Составление резюме

Если вы хотите пополнить ряды «перспективных» при составлении резюме, руководствуйтесь следующими правилами.

Ваше резюме должно сочетать в себе 4 основных принципа:

1. Краткость (оптимальный размер резюме 1 страница формата А4);

2. Конкретность (точное обозначение дат, наименований организаций и других необходимых сведений);

3. Правдивость (помните: «все тайное становится явным»);

4. Избирательность (стоит включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую Вы претендуете).

Резюме оценивается по 2 параметрам:

а) Содержанию резюме;

б) Форме резюме (оформлению).

Форма резюме

- слово «резюме» НЕ пишется;

- шрифт – Times New Roman;

- цвет шрифта – черный;

- размер – 12-й кегль (самой крупной записью (14-й кегль) должна быть Ваша фамилия, имя, отчество, указанные по центру, в верхней части листа);

- поля – верхнее, нижнее, правое – 2 см.; левое – 1 см;

- интервал – одинарный (в целом интервал между строками должен соответствовать структуре подачи материала);

- выделять лучше жирным, а не курсивом или подчеркиванием;

- резюме разбивается на короткие абзацы;

- рамки и символы желательно не использовать.

- стиль изложения информации – деловой.

Обычно резюме состоит из 5 тематических блоков:

1. Личные данные;

2. Цель;


3. Образование;

4. Опыт работы;

5. Дополнительные сведения.

Размер резюме не должен превышать 1 лист А4. Это связано с особенностями человеческого восприятия. На рассмотрение одного резюме обычно тратится 15-20 секунд. За это время у человека сформируется первое впечатление о Вас, которое в большинстве случаев окажется и последним. Вы будете отнесены либо к категории «перспективных», либо к «совершенно неподходящим». Поэтому у Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. За 15-20 секунд менеджер, просматривающий Ваше резюме, должен получить конкретную информацию, демонстрирующую обоснованность Ваших претензий на рабочее место.

Специальные исследования показали, что в первую очередь работодатели обращают внимание на предыдущее место работы кандидата, во вторую – на его практический опыт (трудовой стаж), в третью – на его квалификацию. С предоставления этих данных и должно начинаться Ваше резюме.

Позаботьтесь о том, чтобы информация, которую в первую очередь будет искать работодатель, содержалась в начале Вашего резюме. Чем быстрее он найдет то, что ищет, тем выше шансы, что Ваше резюме успешно преодолеет этап первичного отбора и Вы получите приглашение на собеседование. Поэтому рекомендуется подготовить, по возможности, несколько вариантов резюме.

Для этого сохраните базовый вариант в виде компьютерного файла и, по мере необходимости, вносите в него необходимые коррективы. Например, изменяйте порядок следования отдельных пунктов в списке Ваших умений и навыков, смещайте акценты и изменяйте степень детализации, – в зависимости от того, что требуется конкретному работодателю. Так, если Вы технический специалист, но хотите получить руководящую должность, акцентируйте внимание на управленческом опыте в Вашей трудовой биографии. Если Вы ищете рабочее место, которое в целом соответствует Вашей прошлой профессиональной деятельности, подготовьте резюме с акцентом на своих профессиональных достижениях и опыте. Если же Вы хотите устроиться на работу, которая не очень-то соответствует Вашей специальности, сместите акценты в сторону личных качеств и навыков, имеющих отношение к будущим служебным обязанностям.

Если Вы студент  или выпускник учебного заведения и пока не имеете профессионального опыта – не отчаивайтесь. Вспомните свои учебные работы (диплом, курсовые работы, производственная практика, общественные проекты, в которых Вы принимали участие и т.д.). Не забудьте указать, какую именно работу Вы выполняли во время обучения. Побольше конкретной информации.  Постарайтесь показать себя человеком, который уже имеет опыт и свои наработки.

Используйте глаголы действия, характеризуя свой опыт: «устроил», «организовал», «наладил» и проч. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями. Употребляя при необходимости специфические технические термины, позаботьтесь, чтобы они были понятны неспециалистам.

Не доверяйте компьютерному редактору. Обязательно перечитайте его текст вслух после написания, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и двусмысленностей.  Помните, что неразборчивое резюме чаще всего остается непрочитанным.

Не перегружайте его данными личного характера, а именно: сведениями о родственниках, вашем весе, росте, здоровье.

Работодатели отлично понимают, что если они затребуют рекомендации, то вы их предоставите. Поэтому не пишите в конце резюме: «Рекомендации прилагаются».

Резюме не имеет строго шаблона, тем не менее, рассмотрим основные блоки информации, часто используемые в резюме.

Когда Вы позвоните по интересующему Вас объявлению или в компанию, как правило, Вас попросят передать резюме по почте, факсу или e-mail. Выберите любой возможный для Вас способ, не навязывая личной встречи, не ссылаясь на то, что по почте долго, что у Вас нет ни факса, ни    e-mail (эти услуги можно получить на центральном почтамте практически в любом городе). На собеседование Вас обязательно пригласят, как только будет необходимо, а к нему наниматель должен подготовиться.

 

Особенности составления резюме соискателем без опыта работы

Для недавних выпускников учебных заведений вполне нормально отсутствие официального опыта работы (т.е. без внесения записи в трудовую книжку).

Чтобы составить резюме без опыта работы, необходимо пройти несколько подготовительных этапов. Возьмите лист бумаги и приготовьтесь записывать.

Для начала вспомните все, чем Вы занимались во время обучения. Например: кружки, увлечения, хобби, есть ли у Вас какие либо награды за участие в конкурсах - грамоты, дипломы и пр.

Также не забывайте про каникулы – вспомните, например: посещаемые секции, поездки, общение с друзьями и т.д.

Теперь попробуйте описать свои увлечения (хобби). Например: рыбалка, спорт, знакомства, компьютер.

Подумайте, какими личными качествами Вы обладаете, какие навыки имеете.

Посмотрите на получившийся список и выберите из него все, что, с Вашей точки зрения, полезно указать в резюме для выбранной вакансии.

Главное, о чем кандидату стоит помнить – сильное искажение фактов делу не поможет, особенно, если их захотят проверить.

 

Фактически предложение на рынке труда многократно превышает спрос, конкурс претендентов на открытую вакансию очень велик. Однако, несмотря на насыщенность рынка труда, спрос на хороших специалистов в период восстановления экономики очень высок.



В этой ситуации основной задачей соискателя становится привлечение внимания именно к своей кандидатуре. Поэтому возникает вопрос о представлении себя с профессиональной точки зрения. А инструментом достижения успеха является ваше резюме, составленное по эффективной методике «резюме под вакансию».

Успешное резюме – это уникальное резюме. И главный секрет его уникальности в том, что оно уникально не само по себе, а составлено под конкретную компанию и вакансию. Главным вопросом является не что написать в нем, а как.

Одни и те же сведения, представленные с применением эффективных стратегий составления резюме и без использования таковых, дают диаметрально противоположные результаты.

 

При поиске работы можно воспользоваться следующими советами:



  1. Используйте все способы, которые только знаете для поиска и ищете новые пути - активно размещайте свое мини-резюме в Интернете, размешайте свое резюме в СМИ, расскажите всем своим знакомым, что ищете работу.

  2. Будьте всегда готовы быстро и четко отвечать на вопросы по телефону, от них может зависеть пригласят Вас на собеседование или нет. Заранее подготовьте вопросы о фирме, которые Вам необходимо выяснить прежде, чем принять предложение придти на собеседование.

  3. Подготовьтесь к собеседованию (постарайтесь, как можно больше узнать о компании, в которую идете; подготовьте весь комплект официальных документов; подготовьте вопросы, которые Вы бы хотели задать).

  4. Многие волнуются на собеседовании, и поэтому возникают ошибки. Чтобы избежать волнения можно заранее продумать ответы на общепринятые вопросы.

  5. Предложите поработать в компании несколько часов или дней, чтобы продемонстрировать свои навыки и умения.



Образец резюме


ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО
Возраст:
Адрес:
Телефоны (дом., моб., раб.), е-mail:


Цель

Получение должности: (кем хотели бы работать).

Желаемый уровень зарплаты – от …

Другие требования (страховка, оформление, командировки и тп.)


Опыт работы

Начиная с последнего места работы (при наличии).

Дата

Должность

Предприятие, город.

Основные обязанности:



Образование


Даты поступления и окончания ОУ. Последнее законченное учебное заведение (или то место, где Вы еще учитесь на данный момент).

Формат:

Дата

Учебное заведение

Факультет, специальность

Дополнительное

Образование

Тренинги, курсы, семинары и т.д.

 Даты, названия и номера сертификатов, если таковые имеются.



Личные данные

Дата рождения. 

Семейное положение:

Состав семьи. Муж, жена, дети


Дополнительная

Информация

Личные качества

владение ПК  (перечисление программ);

наличие водительского удостоверения, наличие личного автотранспорта;

опыт работы с оргтехникой и спецтехникой;

знание языков.

Ответственность, коммуникабельность, и тд.


Подготовка к собеседованию

Собеседование при устройстве на работу — это значительный этап при устройстве на работу, где большую роль играет подготовка к собеседованию.

1. Сначала подготовьте документы, которые могут понадобиться на собеседовании: - резюме в двух экземплярах; - паспорт; - диплом об образовании с вкладышем; - дипломы о дополнительном образовании, сертификаты об окончании курсов, удостоверения и т.п.

2. Узнайте, как можно больше об организации, куда идѐте на собеседование и о предстоящей работе (какую продукцию, или какие услуги предлагает предприятие? где и кому реализуется продукция? сколько лет существует предприятие?)

3. Внешний вид на собеседовании играет огромную роль и неважно, мужчина вы или женщина, опрятный современный деловой костюм — лучший способ произвести хорошее впечатление.

4. Время собеседования на работу обычно бывает известно заранее. Опоздания на встречу недопустимы.

5. Подготовка к собеседованию на работу, включает и подготовку ответов на наиболее вероятные профессиональные и личностные вопросы.

Самопрезентация на собеседовании

Умение презентовать стало сейчас востребованной компетенцией. Работодателями ценится навык самопрезентации. Внешний вид. Собираясь на собеседование, изучите корпоративный стиль компании. Узнайте, в какой одежде принято ходить ее сотрудникам. Рассказ о себе. Лучше простроить свой рассказ в следующем порядке. Начать желательно с образования. Расскажите, какой университет вы закончили, почему выбрали именно эту специальность и постарайтесь показать ее связь с той должностью, на которую претендуете. Язык жестов. Ровная осанка, открытый взгляд, направленный на собеседника, улыбка – все это скажет о вашем положительном настрое, уверенности в себе и заинтересованности в общении.


Восемь простых правил позволят справиться с волнением и почувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.

1. Правило «семи секунд» — первое впечатление.

Оценка кандидата начинается с первой секунды встречи. После приглашения необходимо войти в кабинет. Важное значение имеет осанка: нельзя сутулиться. Поза должна соответствовать виду победителя — поднятая голова, расправленные плечи. Рукопожатие должно быть крепким и уверенным, ладони сухими.

2. Правило «тридцати секунд» — располагаем в себе интервьюера.

При подборе одежды обратите внимание на принятый в организации дресс-код. Стоит отдать предпочтение деловому стилю без лишних аксессуаров (допускается надеть обручальное кольцо и неброские серьги). Опрятный внешний вид располагает к общению (одежда и обувь должны быть чистыми, дыхание свежим). Поработайте над тембром голоса. Уверенное приветствие и последующее общение продемонстрируют готовность вести конструктивный диалог.

3. Рассказ о себе—демонстрация профессионализма.

Составленный на основе резюме и заранее проработанный краткий пересказ достижений и навыков, поможет за короткое время донести важные сведения до интервьюера. Нужно использовать даты, цифры, играть с процентами и обращать внимание на результаты, которых удалось достичь на той или иной должности. Следует упомянуть и о личных достижениях. Стоит использовать глаголы совершенного вида (разработал, внедрил, улучшил и т.п.), они подчеркнут законченность указанных действий, их результативную ценность. Итогом рассказа должно стать представление о соискателе, как о незаменимом специалисте, без которого компании сложно будет обойтись.

4. Немые «враги» — важность невербальных средств.

Общаясь с интервьюером, следует контролировать язык тела. Никаких скрещенных на груди рук или ног, чрезмерной жестикуляции или ерзания на стуле — все это признаки закрытости и нежелания вести диалог. Скептицизм и вялое безучастное поведение недопустимы. Прямая осанка ' и уверенный взгляд в глаза, уместная улыбка. Необходимо продемонстрировать, что ситуация не вызывает дискомфорта, а разговор интересен.

5. Ответный интерес — налаживаем контакт.

Не стоит зацикливаться только на себе, собеседование — это диалог. Вопросы о компании помогут наладить необходимый уровень доверия и узнать дополнительную информацию. Подробности о вакантной должности сформируют представление о круге обязанностей и возможных перспективах.

Не стоит бояться спрашивать: соискатель не выпрашивает рабочее место, он продает свой труд и услуги.

6. Грамотные ответы на задаваемые вопросы.

Для подтверждения указанной в резюме информации стоит взять на собеседование необходимые документы (паспорт, аттестаты, свидетельства, трудовую книжку). Это позволит избежать голословности. На вопросы следует

отвечать четко, не вдаваясь в подробности. Если будет нужно, рекрутер уточнит. Стоит уделить особое внимание ответам на вопросы, которые затрагивают профессиональную сферу, на их основе строится мнение о соискателе, как о специалисте.

7. Конструктивность и подготовленность.

Желательно чтобы у кандидата на встрече были блокнот и ручка для записи важных моментов, касающихся будущей должности. Использование электронных средств допустимо при условии их уместности. Не стоит на столе перед собой раскладывать все имеющиеся устройства (телефоны, планшеты и т. п.) — это нарушает правила делового этикета и принижает уровень профессионализма. Собранность, логичность действий и последовательность изложения — неоценимые качества, на которых следует сделать акцент. Соискатель должен продемонстрировать заинтересованность в открытой вакансии и, соответственно, работе в компании.

8. Завершение встречи.



На заключительном этапе можно поинтересоваться, когда ждать звонка с решением относительно вакансии. Если соискатель предложил перезвонить в определенное время, то обязательно стоит звонить именно в указанный день и час. После этого уместно сказать несколько общих фраз и, поблагодарив собеседника за уделенное время, уйти. Теперь остается только ждать решения работодателя. Возможно, назначат еще одно собеседование или сразу сообщат ответ.

Хорошим примером презентации себя на собеседовании может послужить обычная реклама. Претендент должен не только представить свои конкурентоспособные качества и достижения, но и проанализировать общий фон компании (деятельность, пути развития, перспективы на рынке). Это позволит ему свободно ориентироваться в потребностях предполагаемого работодателя, выяснить его слабые стороны. Другими словами, реальная оценка компании даст возможность кандидату уверенно чувствовать себя на собеседовании и компетентно отвечать на задаваемые вопросы.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница