Рекомендации по работе с активом школьников общественных управляющих



страница1/4
Дата16.02.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АКТИВОМ ШКОЛЬНИКОВ - ОБЩЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Предлагаемые рекомендации адресованы специалистам (вожатые, тьюторы, педагоги) системы образования, включенных в практику (программы, проекты) подготовки (сопровождения) актива школьников - общественных управляющих города Москвы.

В данных рекомендациях нашли отражение следующие вопросы:


  • цели и задачи работы с активом школьников - общественных управляющих,

  • особенности учащихся как субъектов программы подготовки и сопровождения актива школьных управляющих:

  • особенности позиции школьника – общественного управляющего, отношений школьников - общественных управляющих с «взрослыми» членами совета,

  • отбор учащихся в программы подготовки и сопровождения школьников-общественных управляющих,

  • анализ стартового уровня готовности учащихся, ожиданий от программы,

  • основные блоки содержания работы с активом школьников - общественных управляющих,

  • актуализация и использование персонального опыта работы учащихся в управляющих советах,

  • организация практической и самостоятельной работы школьников - общественных управляющих

В рекомендации также включены в качестве приложений:



  • упражнения для использования в работе с работы с активом школьников - общественных управляющих,

  • примерный сценарий проведения занятия,

  • рекомендации по организации практических активных форм работы со школьниками-общественными управляющими

Цели и задачи работы с активом школьников - общественных управляющих

Цель - формирование мотивации, социально-психологической готовности, знаний и компетенций школьников, необходимых для работы в управляющем совете и с ученическим сообществом.

Задачи:

  • Освоение знаний (о школе как объекте управления, об управляющем совете, о правах и обязанностях школьного управляющего и др.),

  • Формирование представлений (о возможностях, предоставляемых членством в Совете, о потенциальных трудностях работы в качестве члена управляющего совета, и др.),

  • Повышение психологической готовности к работе в совете (формирование уверенности в возможностях равноправного и продуктивного участия в работе в управляющем совете),

  • Развитие навыков, необходимых для работы в управляющем совете и с ученическим сообществом (в качестве представителя управляющего совета),

  • Формирование мотивации к саморазвитию, совершенствованию навыков и повышению компетентности, необходимых для работы в совете и с ученическим сообществом.

В результате участия в программах подготовки и сопровождения школьники-общественные управляющие:

  • будут понимать цели и принципы работы школьных управляющих, возможности, которые предоставляет работа в качестве школьного управляющего и пути их эффективного использования;

  • освоят умения, необходимые для работы в качестве школьных управляющих: подготовка, обсуждение и принятие решений; организация публичных выступлений; эффективная коммуникация с другими членами совета, администрацией, педагогами, родителями, ученическим сообществом;

- смогут представлять интересы ученического сообщества в совете, эффективно работать в совете в интересах школы, сообщества и собственного развития, информировать ученическое сообщество о работе совета, формировать вокруг себя команду учащихся-единомышленников и помощников.

Работа с активом школьников - общественных управляющих значима не только в контексте развития потенциала школьников, подготовки лидеров, но также и повышения качества деятельности управляющих советов Москвы.

В столице давно и плодотворно развивается направление работы с ученическим активом, лидерами школьного самоуправления. Несомненно накопленные опыт и методические разработки в этом направлении должны использоваться и в работе с активом школьников - общественных управляющих. Вместе с тем позиция школьника - общественного управляющего имеет ряд существенных отличий от позиции лидера ученического самоуправления, что определяет отличия в задачах и содержании работы.

Для конкретизации задач и определения содержания и методик работы с активом школьников-общественных управляющих важно иметь представление об этих особенностях.

В управляющем Совете школьник выступает представителем интересов и инициатив ученического сообщества. Безусловно, это повышает его авторитет в ученической среде. Но одновременно и определяет ответственность. Ведь представление интересов сообщества в Совете предполагает не только их «озвучивание», но и убедительное обоснование, предложение путей осуществления и, возможно, самое главное, готовность непосредственно включаться в процесс реализации. Будучи выбранным представителем ученического сообщества, школьник-управляющий обладает ресурсом влияния на него, имеет возможность способствовать реализации тех решений Совета, которые затрагивают интересы учащихся и (или) предполагают использование ресурса поддержки ученического сообщества. Школьник-управляющий становится проводником идей и решений Совета в школьном сообществе, посредником в разрешении конфликтов взрослых детей (педагогов и учащихся), обеспечивает формирование нового типа отношений между ними – отношений доверия и сотрудничества.

Таким образом, совет для школьника-управляющего – это не только трибуна, но в буквальном смысле «рабочее место». И особая сторона ответственности заключается в том, что качество работы школьника-управляющего в совете будет определять представления о принципиальных возможностях и эффективности участия детей в общественном управлении.

Можно указать на некоторые возрастные особенности учащихся старших классов, сильное проявление которых в деятельности школьного управляющего не способствует ее эффективности:


  • юношеский максимализм;

  • эгоцентризм (неумение «слышать» других и принимать во внимание их интересы и мнения);

  • повышенная эмоциональность импульсивность;

  • защитные реакции в ответ на критику;

  • ригидность (неумение проявлять гибкость);

  • болезненное самолюбие.

Школьнику-управляющему важно знать особенности своего стиля общения, стратегии поведения в сложных и конфликтных ситуациях и др.

При этом возраст школьника-управляющего характеризуется и рядом преимуществ, ценных для работы совета, например, – инициативность, креативность, энтузиазм, свобода от многочисленных стереотипов и шаблонов, характеризующих мышление «взрослых» и др.

Управляющий совет и школа в целом выигрывает от участия школьников в управлении, поскольку дает последнему ряд преимуществ, например:

получение наиболее полной информации о потребностях, проблемах и достижениях школьников «из первых рук»,

возможность обеспечить качественную обратную связь со школьниками в отношении принятых решений, планов изменений и т.п..

Специально следует выделить особенности отношений школьников-управляющих с «взрослыми» членами совета.

Будет замечательно, если взрослые управляющие примут школьника-управляющего как «равного», выдадут «кредит доверия» и окажут необходимую поддержку. Однако велика вероятность, что в отношениях с взрослыми будет иметь место период скептического отношения, иронии и снисходительности.

Есть риск столкнуться и с такими реакциями взрослых членов Совета на участие школьника-учащегося в работе Совета, как: непринятие в качестве равноправного участника обсуждений, игнорирование, прямое указание на некомпетентность и даже подавление.

Данные реакции могут оказаться весьма болезненными для самооценки старшеклассников и их уверенности в себе. Вероятность их проявлений и длительность периода адаптации зависит как от культуры взрослых членов совета, так и от самого учащихся.

Школьнику-управляющему следует понимать и объективно оценивать возможные риски и трудности, с которыми он может столкнуться и приложить усилия, как для повышения своей компетентности, так и для формирования готовности действовать в подобных ситуациях.

При этом нужно понимать, что школьник-управляющий – отнюдь не единственный, кто испытывает дефицит знаний. В совете есть и взрослые члены, которым не знакомы многие аспекты школьной жизни. Более того, в ряде аспектов школьник может оказаться более просвещенным, чем представитель общественности.

Чего действительно не хватает школьникам-управляющим – это жизненного опыта взрослых членов Совета. Опыта, который говорит, например, что:



  • мир не окрашен только в два цвета: «черный» и «белый»;

  • своевременное признание своей неправоты и поддержка иной точки зрения может принести больше удовлетворения, чем «проведение» любой ценой решения, которое окажется неверным;

  • разумный компромисс не означает отказа от собственных убеждений или «предательства» интересов сообщества;

  • у решений есть не только результат, но и последствия, которые могут его обесценить.

Признание большей компетентности и опыта взрослых членов совета и проявление уважения к нему не должно превращаться в конформизм, приспособленчество, вести к отказу от личных ценностей, выражения собственного мнения. Также и опасения продемонстрировать некомпетентность не должны ограничивать активность и инициативность старшеклассников в совете. Школьникам–управляющим необходимо учиться культуре формулирования и отстаивания позиции.

В качестве субъектов программы подготовки и сопровождения школьники - общественные управляющие обладают следующими характеристиками, значимыми для отбора форм и содержания работы:



  • Ориентация на активные, групповые формы работы,

  • Затруднения в восприятии наукообразной информации, потребность в адаптации терминологии или ее разъяснении,

  • Неприятие менторского, «воспитывающего» стиля взаимодействия (преподавания),

  • Готовность и интерес к самостоятельной работе с источниками в сети Интернет,

  • Интерес к участию в формате «равный-равному» (в роли помощника или ведущего занятий).

К сожалению, пока среди школьников-общественных управляющих можно встретить часть, тех, кто формально включен в совет, реально не вовлечен в его работу и не мотивирован на расширение своих знаний и развитие компетенций. Поскольку работа с активом общественных управляющих предполагает опору на мотивацию и интерес, то необходимым условием является проведение процедур отбора учащихся в программы подготовки и сопровождения школьников-общественных управляющих.

В качестве процедур отбора могут быть использованы следующие:


  • рекомендации кураторов (вожатых),

  • рекомендации педагогов, директора школы,

  • анализ портфолио,

  • конкурсы школьников общественных управляющих (в т.ч. заочные/дистанционные),

  • организация набора на программы работы с активом на конкурсной основе (предложение преференций – загородный лагерь и т.п.) с возможностью предварительного собеседования или тестирования/эссе.

На начальном этапе необходимо важно провести анализ аудитории для оценки стартового уровня готовности учащихся, ожиданий от программы. Эта задача может быть решена в процессе формирования группы (заполнение анкет). Если же данная стадия отсутствовала, то целесообразно выполнить эту работу.

Надо иметь ввиду, что часть школьников-общественных управляющих проходила подготовку по программам работы с ученическим активом, лидерами самоуправления. Эти программы имеют ряд общих задач и содержательных элементов с программой подготовки школьников общественных управляющих.

Для данной группы учащихся особенно важно проработать вопросы различий между ученическим и управляющим советом, и, соответственно позициями лидера ученического самоуправления и школьного управляющего. Представителей данной группы, демонстрирующих знакомство с некоторыми из используемых методов проведения занятий, можно также использовать в качестве помощников, организаторов групповой работы.

Важно оценить, как участники программы распределяются по «стажу» работы в совете. Продолжительность работы, безусловно, имеет значение для отбора содержания и форм работы, а также для использования опыта школьников при организации занятий.



Можно выделить следующие основные блоки содержания работы с активом школьников - общественных управляющих являются следующие:

  • Блок самоопределения и мотивации,

  • Блок социально-психологической готовности,

  • Блок социально-психологической готовности

Рассмотрим основные вопросы, формирующие содержание каждого из них.

Блок самоопределения и мотивации

  • Представление о необходимости вхождения учащихся в состав управляющего совета: «Почему школьники должны входить в состав управляющего совета?», «Что выигрывает управляющий совет от участия в нем школьников?».

  • Персональные мотивы вхождения учащихся в состав управляющего совета: «Почему я стал школьным управляющим?». «Почему для меня важно быть школьным управляющим?».

  • Субъективные ожидания учащихся от членства (работы) в управляющем совете: «Что я ожидаю получить от членства (работы) в управляющем совете?».

  • Объективные возможности, которые предоставляет учащемуся членство в управляющем совете. Способы их оптимального использования: «Какие возможности предоставляет школьнику работа в управляющем совете?». «Как оптимально использовать эти возможности?».

  • Особенности позиции школьника-члена управляющего совета, обусловленные его возрастом и социальным статусом. Преимущества и ограничения.

Блок социально-психологической готовности

  • Риски и потенциальные трудности для учащегося – школьного управляющего. Способы, позволяющие минимизировать риски и успешно справиться с трудностями.

  • Взаимодействие школьника – управляющего с ученическим сообществом.

  • Отношения школьника-управляющего с членами управляющего совет, администрацией, педагогами. «Деликатные» темы. Проблемные ситуации.

  • Качества и умения, необходимые для успешной работы в управляющем совете: «Как повысить свою компетентность для работы в управляющем совете?»

Блок предметной компетентости:

  • Устройство и организация функционирования современной школы.

  • Управление современной школой. 

  • Модернизация школы.

  • Управляющий совет как орган стратегического управления Возможности управляющего совета в улучшении школы. Основные полномочия управляющего совета.

  • Состав управляющего совета. Права и обязанности общественных управляющих.

  • Организация деятельности управляющего совета.  Регламент работы управляющего совета.

  • Этика взаимоотношений в совете.

  • Управляющий совет и программа развития школы.

  • Управляющий совет и образовательная программа школы.

  • Участие общественности в мониторинге деятельности школы, оценке и контроле качества образования.

  • Управляющий совет и школьные финансы.

  • Комитеты и комиссии управляющего совета.

  • Роль и основные обязанности председателя в управляющем совете школы.

  • Роль и основные обязанности секретаря управляющего совета.

  • Самоанализ и оценка эффективности деятельности управляющего совета

На сегодняшний день накоплен незначительный практический материал, иллюстрирующий работу школьников в управляющих советах. Поэтому особое значение приобретает актуализация и использование персонального опыта участия школьников в деятельности советов.

При освоении программы следует систематически задавать школьникам вопросы об опыте столкновения с теми или иными ситуациями в работе совета, формирования отношений с другими членами совета, взаимодействии с ученическим сообществом и т.п.

Это имеет важное значение еще и в связи с тем, что, в настоящее время реальная практика управляющих советов может заметно отличаться от нормативных представлений о содержании их работы. Выявление расхождений между теорией и практикой (законом и реальностью), с одной стороны, осложняет разворачивание содержания занятий, но с другой стороны, имеет вполне понятную практическую ценность.

Работа с активом школьников – общественных управляющих может осуществляться в следующих организационных форматах:

серия дискретных занятий (на одной или нескольких базах),

трех или пяти – дневные непрерывные семинары (как правило, рекомендуется проводить их на выезде, могут представлять собой занятия по разным темам, а могут проводиться как единая деловая игра),

профильная смена (7, 12, 15, 21 день) в школьном или загородном лагере.

Эффективность работы с активом повысится, если обеспечить коммуникацию участников программы между занятиями с использованием социальных сетей или специально созданного сообщества на специализированном сайте. Там могут быть выложены материалы в помощь участникам программы, размещаться новости и фототчеты о прошедших мероприятиях, анонсы планируемых, проводиться консультации и дискуссии.



Практический компонент является главным в работе с активом школьников общественных – управляющих. Она не должна ни в коем случае превращаться в череду лекций.

В работе с активом школьников-общественных управляющих можно использовать следующие виды заданий для практической и самостоятельной работы:



Работа с нормативными документами и локальными актами

Данный вид работы предусматривает изучение законодательных, нормативных правовых актов, локальных актов школы, регулирующих деятельность школы, работу управляющего совета.

Примерный алгоритм анализа документов выглядит следующим образом:


  • изучение документа;

  • обсуждение документа;

  • формулирование вопросов к преподавателю по содержанию документа;

  • экспертиза документа по заданным критериям;

  • формулирование критических вопросов и замечаний к документу;

  • сравнение документов (например, Положений различных школ);

  • подготовка (написание) комментария к документу;

  • разработка проекта документа (предложений в проект документа) образовательного учреждения.

Примерный перечень документов, который рекомендуется использовать в работе с активом:



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

  • Приказ от 25 января 2013 года «Об утверждении примерного положения об управляющем совете образовательного учреждения, подведомственного Департаменту образования города Москвы (№13)»,

  • Письмо Департамента образования города Москвы No01-08-1385/13 от 28 мая 2013 года,

  • Разъяснения о порядке назначения на должность руководителя образовательного учреждения (в соответствии с письмом Департамента образования города Москвы No01-08-1385/13 от 28 мая 2013 года),

  • Устав школы,

  • Программа развития школы,

  • Образовательная программа школы,

  • Отчёт о самообследовании,

  • Локальные акты школы, регулирующие деятельность школы (Правила внутреннего распорядка, Правила проведения обучающихся, Положение о стимулирующих выплатах, Порядок оказания платных образовательных услуг),

  • Локальные акты школы, регулирующее работу Совета (Положение об управляющем Совете, Положение о комитетах и комиссиях управляющего совета и др.).

Анализу документации управляющего совета

Для знакомства актива школьников – общественных управляющих с вопросами организации работы совета, делопроизводства целесообразно обратиться к таким документам управляющего совета как:



  • план работы Совета,

  • протоколы заседаний Совета, комиссий совета,

  • повестки заседаний,

  • проект решения Совета,

  • отчет о работе управляющего совета за год.

Изучение информационных ресурсов

Перспективным видом практических занятий, отвечающим интересам школьников являются интернет-ресурсы, содержащие полезную информацию (по вопросам регулирования и управления школой, организации работы управляющих советов).

Это могут быть сайты органов, осуществляющих управление в сфере образования (educom.ru, mon.gov.ru), специализированные порталы (gouo.ru), сайты общеобразовательных организаций.

Так, например, в последнем случае может быть предложен анализ школьных сайтов на предмет оценки полноты и характера представленности на них информации об управляющем совете. Интересным вариантом работы может стать анализ ученических и родительских форумов по вопросам школьного образования, позволяющих выявить основные запросы, проблемы, увидеть различия в этом двух указанных групп.

Современная педагогика уделяет особое внимание использованию в работе с учащимися старших классов исследовательских и проектных форм работы.

Тематика государственно-общественного управления предоставляет благоприятные возможности для этого.



Можно рекомендовать следующие исследовательские формы:

  • проведение опросов обучающихся: по определённым аспектам развития школы (удовлетворенность, необходимые изменения и т.п.), по вопросам отношения к управляющему совету, информированности о его работе, приоритетах работы, эффектах работы, оптимальных формах коммуникации ученика – школьного управляющего с ученическим сообществом;

  • организация интервью с администрацией, педагогами (в т.ч. видео) по вопросам организации работы школы, взаимодействия с учредителем, управляющим советом, общественностью,

  • проведение интервью с администрацией, педагогами, родителями (в т.ч. видео): по вопросам отношения к управляющему совету, информированности о его работе, приоритетах работы, эффектах работы,

  • организация интервью с председателем, секретарем, членами управляющего совета по вопросам организации работы совета, комиссий (рабочих групп) совета.

В качестве форм проектной работы могут быть использованы следующие:

  • разработка программы (плана) работы учащегося – школьного управляющего с ученическим сообществом,

  • разработка сценария беседы (переговоров) с директором, председателем управляющего совета, учителями для предварительного обсуждения инициативы школьников или позиции, представляемой на заседании совета,

  • разработка проекта раздела (страницы) управляющего совета на сайте школы,

  • разработка проекта страницы школьного управляющего на сайте школы, в социальной сети,

  • подготовка презентации и тезисов выступления по конкретному вопросу, выносимому на обсуждение управляющего совета,

  • подготовка презентации и тезисов выступления перед учащимися.

Особое значение имеют практические задания, ориентированные на самоанализ и проектирование деятельности школьника - общественного управляющего, планирование ими работы по самообразованию и саморазвитию. К их числу можно отнести следующие:

  • Разработка индивидуального плана работы в качестве общественного управляющего,

  • Разработка индивидуального плана самообразования,

  • Разработка проекта самоанализа (самооценки) деятельности управляющего совета,

    • Разработка плана саморазвития школьника – общественного управляющего,

    • Эссе на тему «Мои успехи (достижения) и трудности в управляющем совете»

Надо отметить, что эссе может быть рекомендовано для широкого использования в работе с активом школьников-общественных управляющих. Помимо названной темы, можно также предложить следующие:

  • Почему я решил стать (согласился быть избранным) школьным управляющим?

  • Каким мне видится моя школа в будущем, и что для этого может сделать управляющий совет?

  • Какой мне видится оптимальная организация работы управляющего совета (идеальный управляющий совет)?

  • Как усилить влияние школьников в управляющем совете?

Кейс-метод

Ценность данного метода при подготовке учащихся крайне высока. Учащиеся испытывают потребность в иллюстрации общих суждений и абстрактных утверждений конкретными примерами из практики управляющих советов. Особенную важность имеют примеры ситуаций, с которыми сталкиваются школьники. В настоящее время накоплен некоторый объем материала (кейсов, интервью и др.), отражающих общее восприятие учащимися своей работы в управляющих советах и особенно конкретных ситуаций, примеров из практики работы.

Для проведения занятий со школьниками общественными управляющими используется традиционный инвентарь:


  • Флип-чарт,

  • Проектор, экран или интерактивная доска,

  • Ватман,

  • Скотч,

  • Маркеры

При проведении деловых и ролевых игр, очевидно, что арсенал вспомогательных средств должен быть расширен.

В аудитории для занятий желательно иметь компьютер (ноуббук) и доступ к сети Интернет.



После завершения занятий и программы работы в целом с учащимися следует обсудить в беседе или посредством анкетирования следующие вопросы:

Какие изменения произошли в ходе занятия (при освоении программы): в их восприятии своей работы в совете, мотивации к участию, знании и понимании задач и характера работы совета?

Оправдались ли ожидания от участия в занятии (программе)?

Какие темы, формы работы вызвали наибольший интерес, показались наиболее полезными\наименьший интерес, оказались наименее полезными?

Чем может быть дополнена программа работы с активом?

Возможным вариантом является написание итогового эссе по совокупности указанных вопросов или интегрированной теме. При отсутствии времени можно использовать заранее заготовленные листки с мини-опросом, которые могут содержать результаты стартовой диагностики.

Для проверки сформированного объема знаний пот тематике государственно-общественного управления может быть использовано тестирование с вопросами в открытой или закрытой форме.

Перспективной формой является также защита школьником итогового исследования или проекта, например исследование нормативного регулирования значимой для учащихся области работы школы или разработка программы работы с ученическим сообществом.




Рекомендованная литература:
Рекомендации по организации практических активных форм работы со школьниками-общественными управляющими
Метод мозгового штурма

Каталог: news
news -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
news -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
news -> Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года
news -> План работы конференции
news -> «Становление культуры обучения на протяжении всей жизни»
news -> Сборник статей по материалам Межвузовской научно-практической конференции 24-25 сентября 2014 г. Воронеж 2014 +378
news -> Программа «сравнительная социальная работа в россии и за рубежом»
news -> Образовательно-производственные кластеры создаются для комплексного кадрового обеспечения развития перспективных экономических кластеров, зон опережающего развития, реализации программ и проектов
news -> Секция «Развитие личности» 3 к вопросу о функциональном значении рефлексивности 3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница