Рекомендации по проведению уроков музейного типа



Скачать 21,91 Kb.
страница1/3
Дата08.10.2019
Размер21,91 Kb.
ТипУрок
  1   2   3

Рекомендации по проведению уроков музейного типа


Скурихина С. Н.,

заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 69
В принятом в декабре 2013 года «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен: <…> 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся…».

Само понятие «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980-90-е годы, тогда как понятие одной из форм проведения различного вида музейных занятий – «музейных уроков», появилось совсем недавно. Большинство авторов монографий, учебных пособий, статей рассматривают только такие виды музейных занятий как экскурсии, ролевые игры, лекции и т.п. Но, в частности, экскурсия – это не одно и то же, что музейный урок. Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать именно музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.



Музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории и природы родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным.

На музейных уроках используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Эти методы соответствуют возрастным особенностям учеников начальных классов.

Музейная и школьная сферы образования различны, но могут рассматриваться по принципу взаимодополнения, т.е.:

- школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование;

- по сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;

- в школе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, музей же не только компенсирует избыток вербальности, но и предоставляет школе редчайшую возможность - учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;

- образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней;

- в отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии.

Проведение музейных уроков осуществляется в несколько этапов.

1-й этап проводится учителем-предметником или учителем начальных классов. С учащимися предполагается освоение теоретического материала и терминологии. Объявляется тема такого урока и дата его проведения. Учащимся дается домашнее задание: подготовить свой материал, выучить стихи, найти какие-либо примеры, биографии героев и т.п.

2-й этап проводится непосредственно в музее руководителем музея совместно с учителем-предметником, учителем начальных классов, если нужно, то привлекаются члены Совета музея, старшеклассники, которые также получают задания (подготовить электронные презентации, рассказ о том или ином историческом событии). Зачастую приглашаются и ветерана войны и труда, военной службы.

3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам. Например, написание сочинений, эссе, подготовка рисунков и презентаций, чтение выученных стихов, выступление со своими исследованиями. Учащиеся в обязательном порядке высказывают свое личное мнение о музейном уроке.

Проведение музейных уроков позволяет установить равноправные партнерские отношения между учителем и руководителем музея. Учитель может сам проводить уроки-занятия с использованием музейных экспозиций, а также инициировать разработку музеем различных совместных музейно-образовательных программ и проектов.

Применяя разнообразные визуальные и тактильные стимулы, предлагая ребенку участие в творческих заданиях и конкурсах непосредственно в экспозиции, а также, обеспечивая его право на свободный доступ к информации, тем самым можно вовлечь учащихся в активную деятельность, в которой они САМИ действуют, думают, сопереживают. В этой обстановке педагог как бы отодвигается на второй план, становясь не руководителем-интерпретатором, а лишь помощником главных действующих лиц, в роли которых и выступают дети.

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница