Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки»



Скачать 263.5 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер263.5 Kb.
  1   2   3
Омское областное общественное объединение «Содружество» София»


Рекомендации по применению программы
«Социокультурные истоки»
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.

Омск
2011

Печатается в рамках работы по проекту «Педагоги Омска – за нравственный город»
Составитель: Т.В Савицкая.

Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Омск: 2011. - 52 с.

В пособии представлены методические рекомендации и комментарии к программе «Социокультурные истоки» стержневой основой, которой является учебный курс «Истоки» и программа «Воспитание на социокультурном опыте».

Издание обращено к педагогам, воспитателям, методистам дошкольных и средних образовательных учреждений. Подготовленный материал может лечь в основу проведения занятий с детьми, бесед с родителями по теме духовно-нравственного и патриотического воспитания.


Омское областное общественное

объединение «Содружество «София», 2011

Содержание


1. О полном соответствии программы «Социокультурные истоки»

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования………………………………...…6

2. Примерный вариант развития программы «Истоки» в региональной части базисного учебного плана………………………...…………………………...13

3. Основные положения программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в контексте федерального государственного Образовательного стандарта общего образования. Нормативно-правовая база……………………………..……………………..17

4. Программа «Социокультурные Истоки»…………………………….………21

5. Программа «Социокультурные истоки» как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста

и их родителей…………………………………………………………….…....31

6. Конспект проведения занятия с детьми II младшей группы (3-4 года)

Тема - «Доброе слово»………………………………………………….…....41

7. Конспект занятия с детьми 5-6 и 6-7 лет по проекту «Защитники земли русской»…………………………………………………………………...........46

8. Литература……………………………………………………………………....51

1. О полном соответствии программы «Социокультурные истоки» требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1.1. Стратегические цели

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность <...> общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В связи с этим в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. В этой Концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) еще 15 лет назад были убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление.

Главной стратегической целью программы «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№ 3,5-707 от 20.07.98 г.).

Программа «Истоки» способствует решению ряда важнейших задач:


  • развитию духовно-нравственных основ образования;

  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

  • укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Легко заметить, что стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта и программы «Социокультурные истоки» практически совпадают.
1.2. Воспитательный идеал

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На воспитание именно такого гражданина России ориентирована программа «Истоки», нацеленная на создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, и привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается прежде всего как служение Отечеству в широком смысле этого слова).
1.3. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Формирование социокультурной идентичности личности

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в Федеральном государственном образовательном стандарте определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования должно осуществляться в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:



  • Семейной жизни;

  • Культурно-регионального сообщества;

  • Культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

  • Российской гражданской нации;

  • Мирового сообщества.

Авторы Концепции исходили из того, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики.

Более высокой ступенью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по своему происхождению и начальной социализации.

И наконец ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к программам духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемым и реализуемым общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, определенные требования. Эти программы должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

В программе «Истоки» сердцевину ее содержания составляют универсалии культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти универсалии представлены на различных уровнях, практически соответствующих ступеням духовно-нравственного развития личности, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом. Приведем пример обращения к таким универсалиям, как «семья» и «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя семья, род. Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям на уровне Отечества и цивилизации: что значит семья для Отечества, для цивилизации. Эти 4 уровня — от индивидуального до цивилизационного восприятия — представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта определены следующие базовые национальные ценности:



  • Патриотизм;

  • Социальная солидарность;

  • Гражданственность;

  • Семья; .

  • Труд и творчество;

  • Наука;

  • Традиционные российские религии;

  • Искусство и литература;

  • Природа;

  • Человечество.

Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы «Истоки» для общеобразовательной школы.
1.4. Организация воспитательного пространства

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традици-

онных российских религиозных конфессий. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитательного пространства. Это реализуется по трем основным направлениям:



  • Социокультурный подход к истокам в образовании, направленный на развитие личности ребенка, на становление в нем духовно-нравственного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нраственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием;

  • Введение учебного курса «Истоки», призванного привнести в содержание современного образования систему категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера;

  • Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте», предполагающей активное взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания.

Кроме того, Истоковедение соединяет дошкольное образование, где применяется пропедевтическая программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте в ДОУ», начальную, основную и профессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет школу и семью в активном воспитании.
1.5. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания

Среди основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом, следует обратить внимание на принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школь ника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Данный принцип успешно реализуется в программе «Социокультурные истоки», ориентированной на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре ее — феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Социокультурный системный подход к истокам в образовании, который является методологической основой Истоковедения, позволяет:


  • Объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

  • Обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

  • Развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

  • Использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

  • Развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Система Истоковедения имеет фундаментальные научные основания.

Универсальность Истоковедения состоит в том, что оно может быть представлено и в урочной, и во внеурочной деятельности, причем как в виде целостной системы, так и в виде ее отдельных компонентов.

В процессе многолетней практической реализации программы создан и продолжает пополняться и развиваться учебно-методический комплекс «Социокультурные истоки», включающий в себя концепции, программное обеспечение, учебные пособия, методические разработки, педагогические технологии, рабочие тетради, книги для развития, необходимую нормативную базу. Кроме того, продуман и апробирован системный вариант организационного развития на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных образовательных учреждений.

Все это создает необходимые условия для внедрения программы «Социокультурные истоки» в Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.

Сегодня программа «Истоки» успешно реализуется в 59 субъектах РФ и за рубежом. Система Истоковедения успешно развивается уже в течение 16 лет, что бесспорно является показателем ее эффективности.
2. Примерный вариант развития программы «Истоки»

в региональной части базисного учебного плана
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план), является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:


  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • формируются универсальные учебные действия;

  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей учебную деятельность и внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:



  • формирование гражданской идентичности обучающихся;

  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому и родному языку, литературному чтению, родной литературе, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В данную часть входит и внеурочная деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного

процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ должна сопровождаться тьюторской поддержкой.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) 4 родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1-4 классы), осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 10 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

в 1 классе — 35 минут; во 2-4 классах — 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).


В части, формируемой участниками образовательного процесса один час из трех рекомендуется выделить для образовательного курса «Истоки». Два часа могут быть распределены в соответствии с пожеланиями субъектов образовательного процесса. Рекомендуется выбор предметов «экономика», «физическая культура», «технология», «окружающий мир». Выбранные предметы должны иметь программно-методическое обеспечение. Программы должны быть сертифицированы.


И.А. Кузьмин, А.В. Камкин

Каталог: sites -> default -> files -> img
img -> Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
img -> Методические рекомендации по подготовке программ патриотического воспитания обучающихся
img -> Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура»
img -> Сборник материалов и документов Москва 2012 Русская православная Церковь
img -> Основные проблемы современного образования
img -> Программа курса «основы православной культуры»
img -> Принципы православной педагогики
img -> Сурова Л. В. Какой может быть воскресная школа сегодня


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница