Рекомендации по повышению эффективности процесса получения современных образовательных результатов в процессе изучения старшеклассниками учебного предмета «Социально-экономическая география»



Скачать 46.31 Kb.
страница1/2
Дата09.07.2018
Размер46.31 Kb.
ТипУчебник
  1   2


2.3 Рекомендации по повышению эффективности процесса получения современных образовательных результатов в процессе изучения старшеклассниками учебного предмета «Социально-экономическая география»

Анализ учебника, по социально-экономической географии мира, подтвердил необходимость разработки рекомендаций по повышению эффективности процесса получения современных образовательных результатов, а именно метапредметных и личностных, так как данные результаты являются приоритетными в современных реалиях, и влияют на формирование человеческого капитала.

Сформированность метапредметных и личностных результатов обучения гарантирует выпускнику адаптацию в социуме в соответствии с его возможностями.

Если в обучении предмету преобладает трансляция учителем материала параграфа, а от учеников только требуется пересказ материала, то формирование личностных и метапредметных результатов невозможно, даже если организация на уроке организована методически грамотно. Педагогу необходима предварительная работа, направленная на осмысление предметного содержания, структуры, ранжирования, а также подбор оптимальных и эффективных методов подачи.

При работе над формированием личностных и метапредметных результатов большое значение имеет не только содержание учебного материала, но и организация занятий. Достиже­ние положительного результата возможно только при сформированной продуктивной мыслительной деятельности. Организованная самостоятельная продуктивная мыслительная деятельность учащихся является одним из эффективных средств при развитии данного умения. 

Для продуктивной мыслительной деятельности необходимым условием является создание оптимальных условий для создания ситуаций, в которых требуется продуктивная мыслительная деятельность.
Учителю, при рассматривании содержания материала к уроку необходимо предусмотреть моменты для создания учебной ситуации, которая будет работать на развитие самостоятельного мышления учащихся.
На любом этапе учебного процесса возможно создание учебных ситуаций, ориентированных на развитие самостоятельного мышления учащихся, но наиболее эффективным, с этой точки зрения, является этап знакомство с новым материалом. Учи­тель, объясняя материал, создает, используя специальные вопросы и за­дания большое количество ситуаций, когда ученик, используя имеющийся запас знаний и минимальную дополнительную информацию, самостоятельно приходит к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия. При такой организации учебного процесса на этапе отработки, обобщения и контроля материала необходимо использовать специально подобранные задания, различающиеся по направлениям деятельности, масштабу, месту (на уроках, дома, на практике и т. д.) и продолжительности выполнения, работающие на формирование самостоятельного продуктивного мышления. Отличительной особенностью такого задания является продукт в словесной или знаково-символи­ческой форме, который неоткуда списать.  Рефераты, исследовательские работы, доклады, презентации, активно используемые в традиционной школе не всегда можно считать продуктом продуктивного мышления, так как чаще всего они представляют информацию, взятую из Интернета. Для того, чтобы продукт отвечал критериям, выдвигаемым к продуктивному мышлению, он должен быть не только грамотно отобран, структурирован, понятен для окружающих, но и осмыслен учащимся, создавать возможность ученику “продвинуться” в предмете, улучшить регулятивные умения и т. д.

Для формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий необходимо,  во-первых, обеспечить осознание учащимися значимости выполняемой работы.

Чаще всего ученик не задумывается над целесообразностью выполнения того или иного задания конкретно для его личностного развития. Задание необходимо выполнить, потому, что его предлагает учитель.

Репродуктивный уровень усвоения материала допускает такой подход, но при работе над формированием личностных и метапредметных учебных навыков необходимо учителю и учащемуся четко осознавать, для чего выполняется задание, чем оно способно пополнить запас знаний и как повлияет на личностный рост конкретного ребёнка.

Для того, чтобы учащийся осознал значимость выполняемой работы, учителю необходимо грамотное инициирование деятельности.  Следует не просто давать задание, но и убедиться, что все правильно поняли, что собой представляет предстоящая работа. Кроме того, ученик должен иметь представление, что за продукт должен получить в итоге, знать чёткие параметры и критерии оценивания, уметь оформлять продукт в виде изделия, текстового материала, презентации.

Для организации продуктивной деятельности учащихся не целесообразно использовать фронтальную работу. Так как во время такой формы работы достаточно сложно обеспечить продуктивную деятельность каждого учащегося, обычно работают несколько человек, отвечая на вопросы, а основная масса ребят класса отсиживается. При использовании индивидуальной, парной, групповой необходимо добиваться, чтобы каждый ученик был задействован в работе, понимал значение и нёс ответственность за результат работы. Для отслеживания работы учителю необходимо научить детей пользоваться черновиком, где визуалирует этапы своей работы, просматривает различные вариант. При оценивании работы учителю достаточно проверить черновик, чтобы определить вклад каждого.

Для продуктивной работы на уроке необходима чётко налаженная система обеспечения деятельности учащихся. Система включает в себя учебно-дидактическое и материальное обеспечение. Традиционный учебник почти не предлагает продуктивных заданий, необходимо обеспечить наличие справочной и дополнительной литературы. Учащийся должен научиться отбирать материал по предлагаемым параметрам. Материальное обеспечение включает в себя наличие соответствующей аппаратуры. 
Большое значение имеет и педагогическое сопровождение процесса. Учитель должен уметь оказать помощь каждому персонально, чтобы вывести из тупика, но при этом не подсказать, сохранить ситуацию самостоятельного мышления - одна из важных компетенций учителя.

Следующим важным этапом формирования личностных и метапредметных учебных действия является организация обсуждения предлагаемых учащимися способов решения проблемы. Предлагаемые варианты необходимо фиксировать на доске, ватмане. Учителю необходимо быстро уловить суть ответа, оценить его с точки зрения правильности - не­правильности, целесообразности - нецелесообразности, корректности - не­корректности. Если что-то не подходит, необходимо аргументировать свою позицию, выслушать ребёнка, почему он предлагает такое решение проблемы, а затем принимать решение о правильности или неверности подхода. При этом важно не обидеть ученика, найти возможность искренне похвалить его за что-либо.

Как уже говорилось выше, для формирования личностных и метапредметных учебных навыков необходимо, чтобы школьник осознавал собственный личностный рост.

На этапе рефлексии ученики фиксируют, что же конкретно они узнали, чему научились, чего не знали и не умели до начала занятия. Если проводить данную работу систематически, то сформируется навык подведения итогов работы и умение фиксировать результат.

Использование современной методики, методического подхода и технологии на уроках географии способствует формированию личностных и метапредметных навыков.



  1. Проектная деятельность является эффективным средством формирования метапредметных умений и навыков.
    Во-первых, она работает на успешную социализацию выпускника с учётом того, что создаётся адекватная информационная среда, формируется умение самостоятельного ориентирования в этой среде. Метод формирует личность, обладающую информационной культурой в целом.
    Во-вторых, для исследования отбираются актуальные темы, у школьников появляется возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию, что мотивирует процесс познания, поддерживая наличие деятельностного подхода к обучению на всех его этапах. Идёт активное развитие творческих способностей обучающихся.
    В-третьих, обучающиеся учатся планировать свою деятельность, выполняя задания проекта.
    В-четвертых, работая над проблемой исследования или решением конкретной задачи внутри группы, обучающиеся учатся реально оценивать свои возможности, нести ответственность за качество общей работы. При работе в группе, решая общую проблему, у школьника идёт личностное развитие, он учится коллективному целеполаганию и планированию. Формируется умение распределять задачи и роли между участниками группы, быть лидером и исполнителем, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, нести ответственность за правильное выполнение не только своей части, а всего задания.   

Таким образом, проектная деятельность на уроках географии способна сформировать метапредметные умения и навыки. У школьников формируется умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Проявляются в полной мере и закрепляются коммуникационные навыки, взаимодействие и сотрудничество, толерантность.
Вызывает большой интерес использование на уроках географии интерактивной методики, т.е. обучению через опыт. Использование методики необходимо строить, опираясь на три этапа. Первый этап: обучающийся осмысливает полученный опыт, затем идёт этап обобщения и последним выступает этап практического использования.

Методика выступает как средство самопознания и познания других людей, работает на формирование мировоззрения, оказывает влияние на личностное развитие, приводит к пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, идёт формирование коммуникативной компетентности, столь необходимой в современном обществе.

Личностноориентированные технологии обучения способствуют формированию личностных и метапредметных умений.
Под личностно ориентированным обучением понимают обучение, где учащиеся выступают как субъекты обучения и собственного развития. Ориентирует на получение практического опыта. Школьники получают опыт в решении проблем, общении, жизнедеятельности, применении полученных теоретических знаний в своей повседневной жизни.
Метод создаёт необходимые условия для проявления индивидуальности, раскрывает и развивает личность каждого ребенка, его самобытные индивидуальные особенности.
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. 

Интегрированные уроки способствуют формированию умения анализировать факты и явления, активному познанию действительности, учащиеся учатся находить причинно-следственные связи. Обучающиеся учатся сопоставлению явлений и фактов, умению выделять в тексте главное. У них формируется умение синтезировать отдельные элементы в целую картину, формулировать общую проблему, умения формулировать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

  1. Интегрированные уроки формируют у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
    1.  использовать различные источники для получения нужной информации;
    2.  продумывать план работы;
    3.  использовать тезисы, подбирать цитаты;
    4.  составлять таблицу, схему, график.
    Идёт формирование необходимых коммуникативно-речевых метапредметных умений:

  1. составлять связные устные высказывания;

  2. пользоваться орфоэпическими и грамматическими нормами.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках различного типа представлено в таблице 1.


Таблица 1

Формирование универсальных учебных действий школьника на различных этапах урока географии

Тип урока

Формируемые УУД


метапредметные результаты


личностные результаты


Урок постановки учебной задачи


Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание.

Коммуникативные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание


Урок решения учебной задачи


Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.



Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок моделирования и преобразования модели


Познавательные: знаково-символические.

Коммуникативные

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия


Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Коммуникативные

Познавательные


Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание


Урок контроля и оценки


Регулятивные: контроль, оценка.

Начальные формы познавательной рефлексии.

Самоопределение

Начальные формы личностной рефлексии.



Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей: анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов; выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;  выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников); проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).
Для того чтобы успешно работать в этом направлении и внедрять ФГОС, необходимо уметь планировать и анализировать свою деятельность.
Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник - одно из важнейших средств обучения. Правила экспертизы учебников остаются прежними - чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать стандарту, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако поскольку стандарт не описывает подробно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданны стандартом.
Учебник должен быть не только источником знаний, но и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление учащихся.
Учебник – это инструмент организации учебной деятельности на уроке. Методический аппарат учебника должен дать возможность учителю организовать различные виды деятельности на уроке. Смена видов деятельности: чтение текста, анализ документов, работа с иллюстрациями, картами, обсуждение различных точек зрения, выдвижение своей позиции и ее аргументация – все это содействует высокой активности детей на уроке.
И так, рассмотрены некоторые способы достижения метапредметных результатов благодаря грамотной работе с предметным содержанием и орга­низации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащих­ся. Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпи­зодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов способствует повышению качества обучения.

Конечным результатом образования, является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница