Регулятивную функцию



Скачать 27.77 Kb.
Дата06.04.2016
Размер27.77 Kb.
ТипЛекция
Лекция 2

ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.

План:

1.Определение психики.



2.Функции психики.

3. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.

4. Структура психики.

5. Соотношение сознания и бессознательного.

6. Мозг и психика человека.

1. Определение психики.

от греч. psychikos – душевный – форма активного отображения индивидом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении деятельности регулятивную функцию. 

2.Функции психики.

Можно выделить 3 основные функции психики:


  • отражение воздействий окружающего мира

  • осознание человеком своего места в окружающем мире

  • регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Этафункция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.



3. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Р. п. реализуется в форме филогенеза и онтогенеза  
Филогенез  (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом  Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений).  Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

4. Структура психики.

В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы


2) психические состояния
3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.



5. Соотношение сознания и бессознательного

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. 
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. 
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. 
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. 
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. 
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. 
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1. 
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен. 
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. 
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
6.Мозг и психика

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.


Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки, или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рис. 1). Нейрон состоит из тела клеткидендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами.

Центральная и периферическая нервная система

По расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.


Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом, который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозгмозжечок, еще выше – промежуточный мозг. Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг. В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта. В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.

Кора больших полушарий

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3 – 4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга имеет 7 слоев и состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.


Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют   лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр, представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи, осуществляются экспрессивные функции речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод и т.д.). Здесь же находится центр музыкального понимания. Затылочные доли осуществляют анализ зрительной информации (свет, цвет).

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.



Начало формы
Каталог: fulltext -> UMK -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%95%20%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%95 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 5 Психология личности. Межличностные отношения
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Основные психические процессы
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> План: Эмоции и чувства
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 7 Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Управление образовательными системами
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> Темы рефератов Мозг и психика человека
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> Семинарское занятие №1 Тема: Психология как наука (2 часа)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница