Регуляция действий и самоконтроль. Общее представление об эмоциональных процессах. Классификация эмоциональных процессов



Скачать 213.27 Kb.
Дата25.04.2016
Размер213.27 Kb.
ТипЛекция
Лекция 5. Эмоционально-волевая сфера личности.

План:

  1. РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И САМОКОНТРОЛЬ.

  2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.

  3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

  4. Теории эмоций.

  5. Понятие воли.




  1. РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И САМОКОНТРОЛЬ

Внесение изменений, направленных на уменьшение рассогласования между задуманным (или требуемым) и фактически складывающимся ходом действий, называется их регулированием.

Человек, мастерски владеющий действием (трудовым, спортивным), отличается от новичка не тем, что просто затвердил это действие, а тем, что умеет тонко регулировать свое поведение. Регулирование действий обычно идет по следующей схеме (рис. 26.6).





Рис. 26.6. Регулирование действий в процессе деятельности

Различают внутренние и внешние условия осуществления действий и операций.

К внутренним условиям относятся все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению цели. Это состояние здоровья человека (телесного и нервно-психического), его опыт (знания, навыки, умения, уровень образования), устойчивые личные качества (трудолюбие или лень; исполнительность или самоволие; внимательность или рассеянность); временные психические состояния (утомление, заинтересованность, скука); убеждения.

К внешним условиям относят все предметы и действия сторонних людей, способствующие или противодействующие достижению цели. Предметные условия: объекты действия (вещественные предметы, ин формация, живые существа, в том числе люди) и орудия действия (вещественные и функциональные). Социальные условия (социальные нормы) — это требования общества к поведению человека, а также особенности корпоративной культуры; социально-коммуникативные — требования к социально-психологическому климату в коллективе (рис. 26.7).





Рис. 26.7. Условия успешного выполнения действий

2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Эмоции есть выражение отношения человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей. Эмоции имеют две стороны — объективную (человек, испытывающий эмоции, может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную — внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий (рис. 13.1).



Рис. 13.1. формы проявления эмоций

Наиболее древние по происхождению и простейшие по механизму эмоции:

удовольствие при удовлетворении органических потребностей (насыщение при голоде, питье при жажде и пр.);

неудовольствие, связанное с невозможностью удовлетворения органических потребностей или повреждением организма.

Таким образом, мы можем дать следующее определение эмоциям.

Эмоции — психические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакций.

С. Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» выделял три уровня эмоциональных переживаний, отличающиеся как по сложности, так и доле социального и интеллектуального компонента (рис. 13.2).

Ill уровень

Обобщенные чувства, выражающие устойчивые мировоззренческие установки личности (чувство возвышенного, трагического, чувство юмора)





II уровень

Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Эти чувства отражают осознанное отношение человека к окружающему миру и самому себе. К ним относят эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства





I уровень

Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Этот уровень имеется не только у человека, но и у высших животных. Сюда относятся "элементарные» эмоции, связанные с процессом удовлетворения органических потребностей

(удовольствия, неудовольствия, страха, ярости, интереса и т. д.)


Рис. 13.2. Уровни филогенетического развития эмоциональных процессов

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Эмоции возникли в процессе эволюции у высших животных, обладающих развитой психикой. Их основная задача — помочь организму в удовлетворении актуальных потребностей, и эта главная функция проявляется в нескольких направлениях, что отражено в рис. 13.3 и табл. 13.1.





Рис. 13,3. Основные функции эмоций
Таблица 13.1. Содержание функций эмоций

Функция эмоций

Ее содержание

Оценочная

Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событии

Подкрепляющая

Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти

Коммуникативная

Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции

Мобилизующая

Эмоции мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина, активации симпатической системы и т. д.)

Запуск стереотипных реакций

В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх — бегство, ярость — борьба)

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Все эмоции можно условно разделить на определенные виды (рис. 13.4) по следующим критериям: по знаку и по интенсивности и длительности.

1. По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых — страх, гнев, ярость.

2. По интенсивности и длительности. Настроение — устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.





Рис. 13.4. Виды эмоций

В отличие от чувств, на строения не имеют явной направленности на какой-то объект. Особенности настроений как особых эмоциональных переживаний показаны на рис. 13.5.





Особенности настроений
Значительная длительность (часы, дни, недели)




Низкая интенсивность




Неясность происхождения




Диффузный характер, окрашивающий в определенный тон все стороны психической деятельности человека


Рис. 13.5. Особенности настроений

Эмоция (в узком смысле слова) — переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности. Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении. Основные различия чувств и эмоций отражены в табл. 13.2.
Таблица 13.2. Различия чувств и эмоций

Эмоции

Чувства

Более широкое понятие

Более узкое понятие

Напрямую связаны с потребностями

Опосредованно связаны с потребностями

Могут не иметь предметного характера

Всегда носят предметный характер

Способны предвосхищать ситуацию

Сопровождают ситуацию

Имеют универсальный характер для всех людей

Носят исторический характер, отличаясь у разных народов в разные времена

Достаточно быстро исчезают или меняют свой знак

Длительные, устойчивые образовании

Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине).

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и без образного, возвышенного и низменного и т. д. Страстьчисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Аффектинтенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека (рис. 13.6). Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

3. По степени мобилизации организма. Эмоции по воздействию па организм делят на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.


Особенности аффектов




Очень бурное внешнее проявление эмоций




Короткое явление (секунды, минуты)




Отсутствие сознательного волевого контроля за своим поведением




Частичная или полная потеря контакта с реальностью




Генерализованный характер эмоционального переживания, которое охватывает всего человека


Рис. 13.6. Особенности аффектов

4. По специфическому содержанию (модальности).

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страхотрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или вообра жаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представ лениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

Таблица 13.3. Социальные страхи личности

Разновидность социального страха

Его описание

Страх перед начальником

Страх перед начальником, командиром, учителем и т. д. является типичной разновидностью социальных страхов, Человеческое общество носит иерархический характер: кто-то командует, а кто-то вынужден подчиняться. Степень власти начальника постепенно менялась в процессе истории, и сейчас начальник не может казнить раба, как это было в эпоху античности, и не имеет права применять телесные наказания, но он может лишить премии, уволить или просто накричать на подчиненного

Страх ответственности

Он может принимать форму страха ответственности за порученное дело, организацию, спортивную команду, семью, своих подчиненных. Медицинские исследования показывают, что страх ответственности оказывает существенное влияние на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Страх ответственности практически не имеет под собой биологических корней, а обусловливается почти исключительно социальными механизмами

Страх неудачи

Этот страх связан с опасением претерпеть неудачу па каком-то поприще: карьера, бизнес, учеба или личная жизнь. К этой группе относится широко распространенный среди студентов страх перед экзаменами, страх получить отказ, страх бедности и пр.

Страх успеха

Этот страх свойственен для не вполне уверенных в себе людей, которые примирились со своим положением и в глубине души боятся, что в случае успеха им придется брать па себя новую ответственность, прилагать дополнительные усилия И удерживать завоеванные позиции

Страх одиночества

Страх одиночества особенно остро испытывают люди, которым психологически трудно быть одним. Сюда же относится страх потери близкого человека. Подобные страхи характерны для личностей, которые изначально стремятся к самоотдаче, доверительным близким контактам, и у которых присутствует страстное желание любить и быть любимым. Страх одиночества, понимаемый в глобальном плане, может Принимать различные формы: страха критиковать другого человека, боязни конфликтов, страха проявления своих чувств, страха перед разводом и т. д.

Страх слияния с другим человеком

Противоположной формой социального страха является опасение слишком близко «впустить» в себя другого. Некоторые люди, находящиеся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности, будут испытывать страх перед открытостью и самоотдачей. Жизнь таких людей связана с повышенным стремлением к самостоятельности, что приводит к их изоляции от окружающих. Их страх перед близостью будет усиливаться при необходимости приблизиться к другим или при приближении других. Фриц Римап называет таких личностей «шизоидами» и пишет, что для защиты от страха перед близостью они стремятся достичь максимально возможной независимости. Они старательно уклоняются от эмоциональных контактов со своим окружением, что приводит к усилению эгоцентризма и все большей и большей изоляции

Страх негативной оценки

Одним из вариантов поведения, сопряженного со страхом перед оценкой другими людьми, является застенчивость. В какой-то мере застенчивость можно отнести к предыдущим страхам перед социальными контактами, по для такого человека его оценка со стороны окружающих играет важнейшую роль. Застенчивость следует, с одной стороны, отделять от скромности, а с другой — от замкнутости. Близка к этому страху боязнь осуждения со стороны окружающих, где на первый план в сознании выходит не конечный результат деятельности, а реакция ближайшего социального окружения

Страх невнимания со стороны других людей

Этот вид страха характерен для демонстративных, истерических личностей, которые расстраиваются, если на них не обращают внимание. Им неважно, каким будет повод - главное, чтобы о них говорили, на ниx смотрели, ими восхищались или по крайней мере — их ненавидели. Их кредо — привлечь внимание любой ценой!

Экзистенциальные страхи личности также можно разделить на четыре группы, каждая из которых состоит из нескольких видов сходных эмоциональных переживаний (рис. 13.9).

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. В крайнем случае, эти страхи могут принимать характер навязчивости и превращаться в фобии (клаустрофобию или агорафобию).


Рис. 13.9. Разновидности экзистенциальных страхов

Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.

Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Страх перед собой может принимать различные формы: непонимания себя, своих подсознательных мыслей, страха перед своими возможными поступками или страха потерять контроль над собой, сойти с ума.

4. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Первыми теориями эмоций были субъективные теории. Согласно им органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Так, Иоганн Гербард считал, что эмоции - есть отражение взаимодействия различных представлений, а Вильгельм Вундт полагал, что эмоции отражают влияние психологических чувств и переживаний на течение представлений.

Первой попыткой объективного подхода к изучению эмоций была эволюционная теория эмоций Чарльза Дарвина, которую он изложил в книге «Выражение эмоций у человека и животных». В ней представлен эволюционный принцип рассмотрения развития психики и показана связь эмоциональных реакций антропоидов и слепорожденных детей. Согласно мнению этого ученого телесные проявления эмоций — суть рудименты прежних эволюционно оправданных приспособительных реакций (страх приводил к увеличению мощности мышечных реакций за счет выделения адреналина). Кроме того, в процессе эволюции, эмоции развивались как механизмы адаптации к общественной жизни — улучшая коммуникацию.

Периферическая теория эмоций была разработана (независимо друг от друга) двумя учеными — Уильямом Джеймсом и Георгом Ланге, Первый в работе «Что такое эмоция?» утверждал, что телесные изменения — первопричина психических переживаний. Согласно положению периферической теории эмоций процесс развивается по цепочке:

□ сначала организм воспринимает какой-то угрожающий сигнал из внешней среды;

□ затем реагирует на него специфическим образом (напряжение мышц, потоотделение, учащенный пульс);

□ потом мозг оценивает эти телесные изменения как проявления страха — и человек пугается по-настоящему (рис. 13.10).





Рис. 13.10. Модель возникновения эмоций Джеймса —Ланге

Джеймс утверждал: «Нам плохо потому, что мы плачем, нам хорошо потому, что мы улыбаемся», и эта парадоксальная формула абсурдна только на первый взгляд. На этой, казалось бы, «ошибочной» теории построены многие методы психотерапии. Знаменитая формула американцев кеер smiling (держи улыбку) также основывается на том факте, что улыбающийся человек не способен испытывать отрицательные эмоции.



Центральные теории эмоций утверждают, что первопричиной эмоций являются не телесные изменения, а активность определенных отделов головного мозга. С точки зрения этих теорий процесс развивается по цепочке.

По поводу расположения эмоциональных центров мозга у различных ученых были свои предположения. Уильям. Кеннон считал, что эмоциональные центры находятся в таламусе, Питер Бард полагал, что эмоциональный центр находится в гипоталамусе и лимбической системе, а Гарднер Линдсей и Дональд Хебб считали, что главную роль в возникновении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга (рис 13.11).


Рис. 13.11. Модель центрального возникновения эмоций Кеннона — Барда

Центральная теория эмоций была подтверждена в экспериментах Джеймса Олдса и Хозе Дельгадо. Сначала Олдс в опытах на крысах показал, что электрическое стимулирование гипоталамуса приводит к возникновению у них выраженных эмоций (центры «ада» и «рая»), а Хозе Дельгадо доказал, что подобные механизмы эмоциональных переживании имеются не только у крыс, но у высших приматов и человека.

Когнитивные теории эмоций связывают эмоции с сознанием и мышлением.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера утверждает, что эмоции являются следствием диссонанса — противоречия между ожидаемой и получаемой информацией об объекте. Положительные эмоции возникают, если ожидания оправдываются (имеет место консонанс), а негативные — если возникает диссонанс (расхождение между ожиданиями и реальностью). Для уменьшения отрицательных эмоций применимы два вида стратегий: внести коррекцию в свои представления о мире (изменить свои ожидания) или попытаться получить новые сведения, которые бы больше соответствовали старым представлениям.



Когнитивно-физиологическая теория Стенли Шехтера утверждает, что эмоции формируются под действием трех групп факторов:

1) объективных воздействий на организм;

2) физиологических реакций;

3) когнитивных факторов.

Эта теория базируется на опытах с введением фармакологических веществ, которые сопровождались соответствующими инструкциями (испытуемым говорили, что они будут испытывать гнев или эйфорию). Схематически ее основные положения изображены на рис. 13.12,

В отечественной психологии информационную теорию эмоций разрабатывал известный психофизиолог П. В. Симонов, который считал, что эмоция определяется двумя факторами:

1) интенсивностью актуальной потребности;

2) субъективной оценкой вероятности ее удовлетворения.



Рис. 13.12. Сущность когнитивно-физиологической теории С. Шехтера

Он вывел, формулу эмоций, согласно которой сила эмоций прямо пропорциональна силе актуальной потребности и разнице между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности, и имеющейся в распоряжении человека информации.

Чем сильнее уровень актуальной потребности и чем больше рассогласование между имеющейся и необходимой информацией, тем сильнее эмоция. Там, где потребность низкая или результат заранее известен, эмоции не возникают. Если вероятность удовлетворения потребности высокая — эмоция положительна, если же вероятность удовлетворения низка, то эмоция отрицательна.




  1. Понятие воли.

Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизвольным действиям относятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В отличие от них, произвольные действия осуществляются под контролем сознания. Для их выполнения требуется та или иная степень волевого контроля.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий.

Воля может проявляться различным образом: для умножения усилий по пробиванию препятствия (1), для устранения препятствия (2), для удержания выбранного направления (3), в случае отклонения от выбранной цели (рис. 16.1),


Рис. 16.1. Схема действия воли


Воля может проявляться различным образом: для умножения усилий по пробиванию препятствия, для устранения препятствия, для удержания выбранного направления в случае отклонения от выбранной Цели.

Действие воли проявляется не мгновенно, а занимает определенный период, за время которого в сознании человека происходит ряд событий. Цепочка внутренних процессов, происходящих в это время, называется волевым актом (рис. 16.2).



Рис. 16.2. Структура волевого акта (дана в сокращении)


Его структура состоит из следующих звеньев:

□ побуждение к совершению действия;

□ оценка выгод и потерь различных вариантов действий;

□ борьба мотивов;

□ принятие решения действовать;

□ волевое усилие;

□ преодоление препятствий на пути к цели;

□ достижение результата;

□ положительное эмоциональное подкрепление волевых усилий. Цепочка внутренних процессов, происходящих в это время, называется волевым актом.

Способность человека регулировать свое поведение (особенно при наличии трудностей и препятствий на пути к поставленной цели) определяется наличием или отсутствием у него так называемых волевых качеств (табл. 16.1).



Таблица 16.1. Волевые качества личности

Качество

Описание качества

Положительные волевые качества

Сила воли

Интегральное свойство личности, которое проявляется во всем волевом процессе: в появлении стремлений, в скорости принятия решении, и решимости, в самообладании или других волевых качествах

Решимость

Отсутствие излишних колебании и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений

Самообладание

Умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действии, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманные действия, а также воздерживаться от того, что хочется делать, по что представляется неразумным или неправильным

Смелость

Сила воли, проявляющаяся и преодолении опасных для благополучия и жизни человека препятствий

Настойчивость

Умение совершать неоднократно волевые акты в течение длительного времени и для достижения определенной цели, а также стремление человека к достижению поставленной цели даже в самых сложных условиях

Отрицательные волевые качества

Упрямство

Неадекватная настойчивость в выполнении решений, принятых без достаточных оснований

Импульсивность

Торопливость в принятии решений, необдуманность поступков

Податливость

Легкость изменения решения под влиянием других лиц или случайных обстоятельств

Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Одни качества отражают в основном побудительную функцию воли, стимулирующую человека к сознательной активной деятельности (решимость), другие — тормозную (самообладание).


Каталог: company -> personal -> user -> 11436 -> files -> lib -> %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> %D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> План: понятие конфликта и его социальная роль
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> Лекция Высшие психические функции
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> Тема 3: Познавательные процессы
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Темы рефератов по учебной дисциплине Психология и педагогика наименование дисциплины
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Психология как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи, функции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница