Региональная интернет-журналистика: современное состояние и перспективы развития (на материале контент-анализа тверских интернет-ресурсов) 10. 01. 10 журналистика



Скачать 297.84 Kb.
Дата25.04.2016
Размер297.84 Kb.
На правах рукописи

ЭКГАРДТ Любовь Владимировна




РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ТВЕРСКИХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ)

10.01.10 – журналистика (филологические науки)




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь – 2012

Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет».
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Брызгалова Елена Николаевна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Никишов Юрий Михайлович (ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»);


кандидат филологических наук,

Мосесова Карина Юрьевна (ФГБОУ ВПО


«Дагестанский государственный университет»).

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится ____________2012 года в на заседании диссертационного совета Д 212.263.05 при Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33, ауд. 52.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, д. 44а.
Отзывы можно направлять по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет, ученому секретарю.
Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК

http: //www.vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « » февраля 2012 года

Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Л. В. Никифорова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Реферируемая диссертация посвящена изучению современного состояния и перспектив развития региональной Интернет-журналистики. Для анализа контента виртуальных масс-медиа использованы Интернет-СМИ Тверской области.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена попыткой осмысления и анализа особенностей региональной Интернет-журналистики, ее отличий от федеральной, осмыслению специфики работы корреспондентов в региональных он-лайновых СМИ.

Анализ работ, посвященных особенностям Интернет-журналистики, показывает, что развитие сетевых СМИ в России, особенно в регионах, существенно отстает от уровня развития западного сетевого медиа-бизнеса, в том числе и потому, что в нашу страну Интернет пришел значительно позднее, чем в США и Европу. Только в ХХI веке в России стали бурно развиваться сотовая связь и компьютерные сети, Интернет действительно стал массовым, общедоступным. Он пришел и в российские регионы. Вслед за аудиторией в сеть вышла журналистика. Традиционные виды СМИ (телевидение, печать, радио) создают виртуальные версии своих изданий. Сегодня практически не осталось газет и телеканалов, у которых не было бы своих сайтов в Интернете. В Тверской области виртуальная версия есть практически у всех газет и телеканалов вне зависимости от статуса (регионального или муниципального) масс-медиа. Появляются и исконно сетевые медиа, такие, например, как «Газета.Ру» – http://www.gazeta.ru/, http://www.newsru.com/ – федеральные Интернет-СМИ; Тверское Информационное Агентство – региональное сетевое медиа. Интернет требует трансформации привычных форм и содержания журналистики, причем эти изменения происходят постоянно. Появляются новые возможности для развития СМИ в сети, а значит, возникают новые требования к созданию текстов и к взаимоотношениям между журналистом и аудиторией. Этим требованиям стремятся соответствовать крупные федеральные порталы, которые создают максимально оперативные и интерактивные ресурсы. В регионах же, в частности в Тверской области, картина развития виртуальной журналистики иная, чем в столице: нехватка квалифицированных кадров, технических и материальных ресурсов задают свой темп развития региональной он-лайновой журналистике.

Сегодня еще рано говорить, что основные формирование нового вида СМИ завершено – сетевые медиа слишком молоды, процесс их становления продолжается. Но основы уже заложены, виртуальные СМИ в столицах и регионах приобрели свои уникальные черты, им и будет посвящено настоящее исследование.

Сегодня можно говорить о новом этапе единения мира посредством коммуникационных технологий, в первую очередь – всемирной сети Интернет. Российское государство в ХХI веке вступает в это единое пространство, а потому важно изучить его внутренние процессы становления. Журналисты в силу своей профессии делают информацию доступной для самой широкой аудитории, Интернет-журналистика стирает пространственные границы. Тверская область – один из регионов России, который также участвует в обмене информацией со всей страной и миром. Интернет-журналистика здесь постепенно набирает обороты, отвоевывает свое место в медиа-пространстве.

С одной стороны, Тверская область обладает типичными для региональной Интернет-журналистики чертами, поэтому изучение ее бытования позволяет установить общие закономерности ее развития. С другой стороны, Тверская область – особый регион. Географическое положение (нахождение между двух столиц), огромная площадь (один из крупнейших субъектов РФ) и политические особенности (активное продвижение инноваций) – все это накладывает свой отпечаток на развитии Интернет-технологий в журналистике и позволяет остановить выбор для изучения данного явления именно на Тверской области.

Развитию Интернет-журналистики в целом, ее становлению как самостоятельного вида журналистики, выявлению особенностей этого нового вида СМИ, а также своеобразию региональной Интернет-журналистики на примере виртуальных СМИ Тверской области посвящено данное исследование.



Объектом исследования являются региональные Интернет-сайты: виртуальные версии традиционных региональных СМИ (областных и районных газет), изначально сетевые региональные масс-медиа.

Предмет исследования – региональная Интернет-журналистика, изученная на материале контент-анализа он-лайновых ресурсов Тверской области.

Исходя из этого была поставлена цель исследования – провести системный анализ Интернет-ресурсов Тверской области и выявить причины возникновения специфических особенностей региональной он-лайновой журналистики.

Для достижения поставленной цели в диссертации было необходимо решить ряд задач, которые носят комплексный характер, так как затрагивают проблемы Интернет-журналистики в целом и виртуальных региональных ресурсов в частности, а именно:

определить место Интернет-журналистики в современной системе масс-медиа;

проанализировать особенности и главные преимущества виртуальных СМИ: оперативность, интерактивность, гипертекстуальность, а также проследить пути их реализации на площадках тверских региональных ресурсов;

определить особенности монетизации Интернет-журналистики и посмотреть, как Интернет-СМИ Тверской области используют возможности рекламного бизнеса в сети;

выявить специфику контента региональных виртуальных СМИ, изучить жанровое своеобразие он-лайновых ресурсов;

изучить трансформацию взаимоотношений «автор-читатель», рассмотреть новые роли журналиста и читателя в виртуальной среде на материале анализа такого взаимодействия в тверских Интернет-СМИ;

рассмотреть отличительные особенности региональной и федеральной Интернет-журналистики, выявить их сходства и отличия, проанализировать причину их возникновения.


Научная новизна определяется, прежде всего, самим объектом исследования и предпринятой попыткой комплексного, по возможности полного исследования тверских региональных Интернет-изданий и развития Интернета в Тверской области, а также особенностей работы региональных редакций виртуальных медиа. Работа носит концептуальный характер, связанный с осознанием новых методов и подходов в работе журналистов виртуальных изданий

Для решения поставленных в исследовании задач использовалось несколько научно-исследовательских методов: теоретический и эмпирический анализ, системный анализ Интернет-коммуникации и места в нем виртуальной журналистики, вторичный анализ статистических данных и опросов, статистический метод, мониторинг Интернет-СМИ, контент-анализ Интернет-СМИ и анализ эмоциональной и мыслительной деятельности пользователей Интернет-ресурсов, количественный метод, наблюдение (интроспекция, экстероспекция) за развитием и особенностями медиа-проектов тверского региона.



Теоретическая база исследования

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области журналистики: М. К. Раскладкиной, А. А. Шилова, А. А. Калмыкова, Л. А. Кохановой, А. И. Акопова, А. А. Амзина, Г. Г. Почепцова, Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчика. В изучении особенностей рекламы в Интернет-СМИ мы опирались на труды В. В. Гатова, А. А. Романова, И. Ю. Черепановой, А. А. Ходырева, В. В. Ученовой. Принятая в работе классификация жанров журналистских текстов в виртуальных СМИ продолжает традицию, данную в трудах А. А. Тертычного, Г. В. Лазутиной. В изучении специфики информационного общества и его влияния на СМИ мы опирались на работы Я. Н. Засурского. Исследования А. А. Лебедева и А. Б. Носика сыграли значимую роль в изучении особенностей региональных виртуальных масс-медиа.



Материалом для исследования послужили Интернет-ресурсы федерального и регионального значения – более 20 Интернет-порталов. Так, для анализа были использованы такие крупнейшие федеральные медиа-проекты, как www.newsru.com, «Газета.Ру», «Слон.Ру», «Спортс.Ру», Российское информационное агентство «Новости», РБК, «Лента.Ру», Информационные агентства «ИТАР-ТАСС» и «Интерфакс», сайт газеты «Комсомольская правда». Специфика региональной виртуальной журналистики изучена на основе анализа крупнейших областных виртуальных СМИ – Тверского Информационного Агентства, сайтов газет «Комсомольская правда – Тверь», «Тверская жизнь», а также типичных муниципальных представителей сетевых изданий – сайты газет «Кимры сегодня», «Сандовские вести», «Звезда», сайт деревни Дубровка, сайта тверского городского форума, калязинского районного форума. Для формирования общей картины специфики развития Интернет-журналистики в Тверской области проанализированы также такие тверские сайты, как «Е-Тверь», сайт газеты «Афанасий биржа» сайт http://tverigrad.ru/, сайт молодежного Интернет-телевидения «НЕТВ». Для изучения особенностей интерактивности в Интернет-медиа использовались социальные сети «Живой журнал», «Твиттер».

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

- обширным эмпирическим материалом;

- применением научной методики и методологии;

- использованием различных информационных источников;

- непосредственным участием в развитии Интернет-журналистики – работой в виртуальном масс-медиа – «Тверском Информационном Агентстве».



Положения, выносимые на защиту:

  1. Тверская региональная Интернет-журналистика качественно отличается от федеральных виртуальных масс-медиа. Основные причины этого – недостаточная развитость Интернета в Тверской области по сравнению со столицей России, нехватка финансовых, кадровых и технических ресурсов;

  2. Тверская региональная Интернет-журналистика – это зачастую он-лайновые версии традиционных изданий, дублирующие их, а не самостоятельные Интернет-СМИ. Виртуальная журналистика в регионе в 2009-2011гг. только начала развиваться;

  3. Журналистские тексты в региональных Интернет-ресурсах по-прежнему создаются по принципам традиционной журналистики. Сжатые заголовки с глаголами, цифры и факты в лиде, краткие, максимально информативные тексты с аналитическим анализом в федеральных Интернет-ресурсах противопоставлены образным заголовкам, малоинформативным лидам, авторским отступлениям и размышлениям в тверских региональных он-лайновых медиа;

  4. Тверские виртуальные медиа, в отличие от аналогичных федеральных ресурсов, недостаточно оперативны в подаче информации. Многие сайты муниципальных газет Тверской области сегодня по-прежнему обновляются 1-3 раза в неделю. Для сравнения: федеральные Интернет-порталы, например, РИА «Новости», «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс», «Лента.Ру» работают круглосуточно и без выходных, они публикуют свежую информацию каждые 5-30 минут;

  5. Как в федеральных, так и в тверских региональных Интернет-СМИ иной стала схема взаимодействия «автор - читатель». Если в традиционных СМИ редакция общалась с аудиторией монологически, то теперь за счет такой особенности интернет-ресурсов, как интерактивность, читатели и авторы-журналисты ведут полноценный, равноправный диалог;

  6. Эволюция профессии журналиста в Интернет-СМИ, развитие технологий требуют иной подготовки специалистов для работы в виртуальных средствах массовой информации. Студенты-журналисты должны приобретать навыки написания текстов для Интернет-СМИ, получать знания о взаимодействии с Интернет-аудиторией, обучаться работе со специализированными программами, которые используются для создания журналистского материала в сети: программы для монтажа видео-файлов, для обработки фотографий и другие.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней выявлены особые свойства Интернет-журналистики в целом и специфические черты региональных Интернет-СМИ как подсистемы виртуальных медиа. Диссертант показал, что в регионе виртуальные масс-медиа развиваются иначе, нежели в столице. Региональные Интернет-СМИ значительно отстают от федеральных в оперативности подачи информации и посещаемости ресурсов. В работе дан анализ региональных Интернет-порталов, определены основные виды региональных сайтов, изучена специфика их развития.

Кроме того, изучена трансформация профессии журналиста, а также взаимоотношений «читатель – автор». В процессе анализа этих изменений, была сформирована схема новых ролей журналиста (журналист, блогер, колумнист) и читателя виртуальных СМИ (читатель, блогер, комментатор, тролль, народный корреспондент). Результаты и выводы данного исследования вносят определенный вклад в общую теорию Интернет-коммуникации.



Практическая значимость исследования

Результаты анализа особенностей Интернет-журналистики в целом и отличий федеральных от региональных виртуальных СМИ могут быть использованы в научных и образовательных целях – при подготовке общих и специальных курсов по Интернет-журналистике, например, таких, как: «Интернет-журналистика в системе СМИ», «Специфика региональной журналистики», «Трансформация профессии журналиста в виртуальных масс-медиа», «Особенности рекламного бизнеса в Интернет-медиа». Данная работа может быть использована для подготовки будущих специалистов для работы в редакции Интернет-СМИ.



Апробация научных результатов

Основные методики и подходы, лежащие в основе данного исследования, были апробированы в процессе преподавания на филологическом факультете ТвГУ (специальность «Журналистика»). Отдельные фрагменты работы в виде тезисов, докладов и статей обсуждались на конференциях в Москве (2010), Санкт-Петербурге (2010), Твери (2010, 2011), публиковались в сборнике материалов международной научной конференции Астраханского государственного университета, в «Вестнике Тверского государственного университета», в альманахе «Слово» (2008, 2009, 2010), в «Вестнике Челябинского государственного университета», в «Вестнике Воронежского государственного университета», в альманахе «Масс-медиа» (2009, 2011), в сборнике материалов межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию РУДН «Проблемы современной журналистики», в сборнике ТвГУ «Современный литературный процесс: традиции, поиски, открытия», в сборнике «СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира: Материалы 1 Международной научно-практической конференции» (Тверь, 2011).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается обоснование темы исследования: формулируется научная проблема, оценивается степень ее изученности и актуальность. Здесь же определяются объект, предмет и цель исследования, систематизируются задачи, способствующие ее достижению. Характеризуется научная новизна и методологическая основа диссертации, выявляется ее научно-практическая ценность, описывается структура и апробация положений и выводов исследования.



Первая глава «Процессы информационно-коммуникационной модернизации регионального медиапространства» посвящена рассмотрению Интернет-журналистики как нового вида СМИ, анализу теоретического материала по специфике данного вида журналистики, а также изучению монетизации виртуальных СМИ.

Параграф 1.1. «Интернет-СМИ в информационном обществе» посвящен изучению понятия «информационного общества» и места Интернет-журналистики в нем.

Анализируя состояние информационного общества в России, мы пришли к выводу, что журналистика в информационном обществе переживает процесс дигитализации СМИ, то есть перевода на цифровую основу. Уже сегодня Интернет объединил на своей площадке все виды традиционных СМИ. Практически все газеты имеют Интернет-версию, телевидение выкладывает на своих Интернет-порталах программы, радио вещает он-лайн во всемирной паутине. Происходит объединение СМИ через компьютер, который дает возможность получать информацию из самых разных источников, объединяет новые и традиционные СМИ в единое целое. В России создание «информационного общества» стало задачей государственного масштаба, причем в основу этого процесса поставлен именно Интернет, его развитие не только в центре и крупных городах, но и в регионах.

Также в параграфе анализируются основные особенности Интернет-журналистики, которые отличают ее от традиционной и дают ей право называться новым, самостоятельным видом. Оперативность, интерактивность и гипертекстуальность – основные черты, которые характеризуют средства массовой информации нового информационного общества – Интернет-журналистику.

Оперативность, характерная для Интернет-СМИ, в корне изменила работу журналиста. Сегодня с момента, когда произошло событие, и до момента, когда информация о нем появилась на странице новостного сайта, проходит всего несколько минут. Такую скорость с минимумом затрат могут позволить только Интернет-издания. При этом крайне важно первым сообщить в сети о важном событии. Скорость позволяет увеличить посещаемость ресурса, а значит, и рейтинг издания. Эта особенность Интернет-изданий существенно трансформирует работу корреспондента. Нередко для журналиста, работающего в таком СМИ, отсутствует понятие рабочего стола. Тексты создаются, а фотографии обрабатываются в любых, самых экстремальных, условиях. Федеральные Интернет-ресурсы – такие, как РИА «Новости», Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Лента.ру, сегодня работают круглосуточно, без выходных и публикуют свежие новости каждые несколько минут. Региональная журналистика в этом значительно отстает от федеральной. В Тверской области на 2011 год не появилось ни одного Интернет-ресурса, который бы обновлялся 7 дней в неделю и 24 часа в сутки. Кроме того, сайты муниципальных газет обновляются 1-3 раза в неделю, то есть не выдерживают требований оперативности. На самом посещаемом по статистике тверском Интернет-ресурсе «Тверское Информационное Агентство» (http://www.liveinternet.ru) в среднем в день появляется 30 новостей, тогда как крупнейшие федеральные новостные порталы в сутки обновляются около 200 раз.

Интерактивность существенно изменила систему взаимодействия «редакция – читатель». В виртуальных СМИ читатели общаются между собой, с редакцией, участвуют в создании контента. Журналисты включены в общение с аудиторией и с отдельно взятыми пользователями новостного ресурса. Интерактивность была присуща СМИ всегда. Так, например, в советской периодике традиционной была рубрика «письма в редакцию», что правомерно рассматривать как проявление газетной интерактивности. Звонки зрителей и слушателей на радио и теле эфиры – также примеры интерактивности. Но только в Интернет-журналистике интерактивность развилась и стала главной особенностью нового вида СМИ. В тверских Интернет-ресурсах интерактивное общение с аудиторией используется не менее активно, чем в федеральных. Так, на портале Тверского Информационного Агентства www.tvernews.ru некоторые новостные заметки сопровождаются 500-800 комментариями читателей, что говорит об активности читателей данного портала. Возможность комментировать журналистские тексты есть в большинстве региональных Интернет-ресурсов, например, такое право своим читателям дают сайт еженедельника «Афанасий биржа» (www.afanasy.biz), сайт газеты «Тверская жизнь» (www.tverlife.ru), информационный портал (tverigrad.ru) и другие. Кроме того, например, аудитория ТИА ведет на сайте данного агентства собственные блоги, аналогичные блогам Живого Журнала. Рубрика «народные новости», присутствующая на тверском региональном сайте www.tvernews.ru, еще раз подтверждает наше мнение о том, что интерактивность в региональной Интернет-журналистике развивается. Причем принадлежность портала к небольшой по площади территории – Тверской области – не только не мешает развитию интерактивности, но помогает. Проблемы, освещаемые региональными журналистами, ближе к читателю, а потому вызывают более живой интерес.

Гипертекстуальность изменяет привычное книжное восприятие текста, и поэтому он перестает быть линейным. Кроме того, множественность авторов всех составляющих гипертекста в итоге обезличивает автора исходной статьи. В Интернет-журналистике гипертекстуальность используется прежде всего для того, чтобы дополнить текст. Автор к своему материалу добавляет гиперссылки, отправляющие читателя к другим статьям, которые, например, могут уточнить описываемое в исходной статье событие или рассказать его предысторию. Также гиперссылки в Интернет-журналистике используются для соблюдения авторского права. Если журналист копирует в свой материал какие-либо данные из другого Интернет-источника, то он должен гиперссылкой указать, откуда он заимствовал данную информацию.



В параграфе 1.2 «Рекламный контент в региональных интернет-СМИ» произведен анализ особенностей монетизации Интернет-СМИ и специфики рекламы в виртуальных изданиях. В современном медиа-бизнесе объемы Интернет-рекламы растут стремительными темпами. Рекламодатели все чаще предпочитают размещать информацию о своем продукте на популярном новостном сайте, а не в бумажных СМИ. Первенство в объемах рекламы по-прежнему у телевидения, но Интернет набирает обороты. По данным специализированного портала «Руметрика» (rumetrika.rambler.ru), в 2010 году 11% всех рекламных денег в России приходился именно на виртуальные СМИ, причем рост Интернет-рекламы в этом году оказался самым значительным и составил 33 %.

Кроме того, в параграфе проведен анализ основных видов Интернет-рекламы: контентной (текстовой), баннерной и игровой, где последний вид зачастую объединяет в себе первый и второй и добавляет что-то новое. Несмотря на качественное отставание региональной виртуальной журналистики от федеральной, Интернет-реклама в Тверской области развивается. В 2011 году на региональных Интернет-ресурсах были представлены все виды Интернет-рекламы, сегодня тверские виртуальные СМИ особенно активно используют баннерную и текстовую рекламу. Так, в декабре 2011 года на тверском региональном портале http://tverigrad.ru/ был размещен баннер интернет-магазина http://ice-tver.ru, на сайте еженедельника «Афанасий биржа» www.afanasy.biz – баннер «Тверьуниверсалбанка», на сайте Тверского Информационного Агентства www.tvernews.ru было размещено 9 баннеров, то есть были заняты все баннерные места, предусмотренные версткой сайта. Причем среди рекламодателей Тверского Информационного Агентства – крупные компании, которые ведут свой бизнес на тверском рынке уже не один год, например, три автосалона «Норд-авто», «Румос-авто» и «Техмаркет», меховой салон «Лана», энергетическая компания «МРСК Тверьэнерго» и другие. Анализируя активность рекламодателей в тверских интернет-изданиях, диссертант приходит к выводу, что интернет-реклама в Тверской области в 2011 году не только активно развивалась, но уже заняла важное место на рекламном рынке.



Во второй главе «Самопрезентация журналиста в веб-тексте» исследована трансформация профессии журналиста в новых виртуальных медиа. Уделено внимание изменениям во взаимоотношениях между редакцией и аудиторией – тому, как в СМИ работает принцип интерактивности. Изучена особенность текстов и заголовков Интернет-изданий. Выстроена система новых ролей, которые играют журналисты и читатели в Интернет-издании: журналист-автор, журналист-блогер, журналист-колумнист, журналист-читатель; читатель-блогер, читатель-комментатор, читатель-тролль, читатель-народный корреспондент.

В параграфе 2.1 «Журналист в системе Интернет-журналистики. Блогерство как явление гражданской журналистики» анализируются особенности профессии журналиста в Интернет-издании, специфика работы редакций виртуальных СМИ. С приходом в систему медиа виртуальных СМИ в корне меняются профессиональные требования как к журналисту, так и к оборудованию редакции, обновляется и ее состав. В редакции Интернет-издания уже сегодня востребованы такие должности, как режиссер, «общатель» (термин В. В. Гатова), торговец контентом, организатор социальной активности, востребованными в Интернет-СМИ должны стать и маркетологи. В Интернет-СМИ в обязанности режиссера входит рациональное размещение материалов на странице сайта. Роль «общателя» – поддерживать живой диалог с аудиторией ресурса, возбуждать дискуссию. Торговцы контентом – это специалисты, которые, говоря телевизионным языком, будут продавать прайм-тайм в Интернете, то есть рекламу рядом с наиболее интересными материалами. Организатор социальной активности должен отслеживать зарегистрированных на сайте читателей и отправлять на их почту сообщения с какой-либо информацией, оповещением и т.п. Все эти специальности необходимы крупному Интернет-изданию, но в региональной виртуальной журналистике такие должности в редакциях на современном этапе отсутствуют. Это происходит прежде всего потому, что объем обрабатываемой информации и состав редакции в региональных редакциях в десятки, а то и сотни раз меньше, чем в федеральных.

Требования увеличиваются вместе со скоростью подачи информации. Интернет-журналисту необходимо следить за новинками техники и уметь применять их на практике. Ему следует объединять в себе навыки теле-радио-газетного специалиста, а в идеале он должен обладать профессиональными умениями монтажера, видеооператора, фотографа. Крупнейшие представители федеральной Интернет-журналистики активно используют все возможности Интернета. Региональная Интернет-журналистика пока еще значительно отстает от федеральной как по технической оснащенности, так и по профессиональному мастерству журналистов, а значит, и качеству материалов.

В параграфе уделено внимание такому явлению Интернета, как блогерство. Изучив это явление и сопоставив его с профессиональной Интернет-журналистикой, мы пришли к выводу, что блогерство и Интернет-журналистика – понятия не идентичные, но близкие и дополняющие друг друга. Блогерство дает журналисту возможность показать свою личность, высказать свое мнение и эмоции. В свою очередь журналистика, профессиональные журналистские тексты – это бесконечные поводы для обсуждения в блогерских постах, возможность узнавать экспертные мнения. Блогерство активно развивается, пользователей социальной сети «Живой Журнал» становится все больше, а значит, у людей есть необходимость в таком виртуальном выражении мнений и чувств. Исходя из последних тенденций, мы предположили, что блогерство вольется в журналистику и станет одним из ярких проявлений интерактивности в Интернет-СМИ, как это уже и происходит. Повинуясь времени и требованиям аудитории, сегодня некоторые интернет-СМИ уже дают своим читателям возможность вести блоги на новостном сайте. Так читатель участвует в создании средства массовой информации. Он, как автор блога, имеет возможность полемизировать с такими же, как он сам, читателями новостного Интернет-СМИ, обсуждать проблемы, которые он сам поднимает в постах собственного блога. Блоги активно используются в федеральных Интернет-СМИ, но пока остаются редкостью в региональных Интернет-медиа. В Тверской области блогерство развивается на сайте Тверского Информационного Агентства, на сайте газеты «Тверская жизнь», на сайте http://tverigrad.ru/, появившемся в 2011 году. На муниципальных сайтах блогерство – редкое явление, причина – отсутствие такой возможности на портале из-за технической скудости ресурса, отсутствие активных пользователей, желающих вести блоги.

В параграфе 2.2. «Интернет-аудитория: читатели и комментаторы» исследован один из главных субъектов виртуальной коммуникации в Интернет-СМИ – пользователь, читатель. Трансформация, произошедшая с читателем, вышедшим в сеть, одна из самых значительных в виртуальных медиа. Если журналист, как и в традиционных СМИ, остался прежде всего производителем текста, поставщиком информации, то читатель перестал быть только ее потребителем. В этом главную роль сыграло такое отличие Интернет-медиа, как интерактивность. Если раньше речь журналиста была монологом, то теперь это активный диалог с читателем, причем, что важно, диалог на равных. В зависимости от степени активности пользователя в виртуальном СМИ мы выделили и изучили 5 видов читателей: читатель, комментатор, тролль, народный корреспондент, блогер. В региональной, как и в федеральной Интернет-журналистике, присутствуют все 5 видов читателей, причем читатели – «народные корреспонденты» наиболее характерны для региональных СМИ, так как медиа-ресурсы субъекта ближе к конкретному читателю и сообщают о более близких конкретному населению проблемах, чем федеральные, тем самым вызывая у аудитории желание принять участие в освещении этих проблем.

В параграфе 2.3. «Профессиональные специализации в Интернет-журналистике» рассматриваем еще одно достаточно новое явление интернет-журналистики – колумнизм. Колумнист – журналист, редактор, ведущий постоянную колонку в каком либо печатном издании. В современных Интернет-медиа наличие колонок колумнистов стало своеобразным признаком хорошего тона. Появление авторских колонок в Интернет-СМИ, их популяризация создали новую профессиональную разновидность журналистики, так как подобные колонки могут вести только опытные журналисты, владеющие приемами аналитики, а не репортеры новостной журналистики. В тверской региональной журналистке это явление пока не развито из-за нехватки кадров соответствующей квалификации. Рубрика «Колумнисты» есть только на сайте регионального еженедельника «Афанасий биржа», но ее наполнение скудное и не отвечает существующим требованиям.

Параграф 2.4. «Система жанров в Интернет-журналистике. Функции заголовочного комплекса» посвящен изучению жанровой специфики веб-текстов и особенностей заголовков в виртуальных медиа. Заголовки в Интернет-изданиях качественно отличаются от тех, что долгие годы возглавляли материалы советских журналистов. Теперь к заголовкам предъявляются такие требования, как информативность и краткость. В заголовках материалов Интернет-СМИ обязательно должен быть глагол, который передает основное действие, изложенное в статье. Непонятные, образные заглавия не прижились в виртуальных ресурсах. Анализируя заголовки в тверских региональных виртуальных масс-медиа, диссертант отметил, что требованиям Интернет-заголовков соответствуют заглавия материалов в тверских исконно виртуальных СМИ, например, на сайте Тверского Информационного Агентства. В виртуальных версиях газет все чаще встречаются прежние – образные и неинформативные заголовки.

В текстах, как и в заголовках, приоритет отдается краткости. А потому и основным жанром Интернет-журналистики стал информационный, хотя материалы аналитической и художественно-публицистической журналистики также присутствуют в он-лайновых медиа. Но специфика чтения Интернет-изданий (с компьютера), своеобразие Интернет-аудитории отдали предпочтение кратким материалам с множеством фотографий информационному жанру. Именно новостные заметки, репортажи способны в краткий текст вместить фактуру и оперативно передать ее аудитории. Жанровые, заголовочные особенности Интернет-журналистики по большей мере определила аудитория, крупнейшие федеральные СМИ подчинились этим требованиям и подают информацию, основываясь на них. В региональных Интернет-СМИ (особенно это характерно для виртуальных версий газет) по-прежнему часто встречаются объемные материалы с продолжительными рассуждениями журналиста. Но в региональных Интернет-СМИ, которые создаются как изначально виртуальные, приоритет отдается коротким заметкам, новостям – то есть информационному жанру.

В параграфе 2.5. «Этические аспекты деятельности Интернет-журналиста» изучено отношение аудитории к новому виду медиа. Развитие Сети в России, активность пользователей в сети, востребованность, популярность новостных ресурсов говорят о том, что Интернет постепенно завоевывает доверие населения, так как сегодня Интернет-пространство менее всего (в сравнении с традиционными видами СМИ) подконтрольно власти, а потому имеет возможность объективно обсуждать конфликтные политические события, что усиливает доверие аудитории. Ее привлекает также и возможность высказать свое мнение и услышать мнение таких же простых граждан, других читателей ресурса.


В третей главе «Формирование региональной информационной политики в сети Интернет» изучен уровень развития Интернета и особенности появления информационных сайтов в конкретном регионе России – Тверской области.

В параграфе 3.1. «Взаимодействие власти и общества в Тверской области посредством сети Интернет» исследовано развитие Интернета в регионе. Тверская область – один из крупнейших субъектов Российской Федерации с численностью населения примерно 1 миллион 350 тысяч человек. По данным исследований компании «Yandex», примерно 513 тысяч жителей Тверской области в 2011 году пользовались Интернетом. В Тверской области, как и в других регионах, еще пока рано говорить о высоком уровне и качестве информации, которую производят и выкладывают в сеть виртуальные ресурсы местного значения. Но в 2011 году всемирная паутина затронула даже отдаленные районы региона: в тверской глубинке появилось несколько собственных сайтов, и местные традиционные СМИ вышли в сеть. Население небольших городов, сел и поселков осваивает он-лайн информацию. В 2011 году во всех 36 районах Тверской области появились свои Интернет-ресурсы. Первоначально страничку в Интернете создавала Администрация того или иного района, затем вышли в сеть местные газеты, следом появились страницы районных центров. Наиболее активно развивается Интернет и Интернет-сообщество в столице области – городе Твери. К он-лайн информированию в тверской области приобщились и такие ранее закрытые для нововведений структуры, как УМВД по Тверской области, УГИБДД по Тверской области. Региональные странички федеральных ведомств активно функционируют, причем есть реальная, а не номинальная обратная связь – интерактив.

В параграфе 3.2. «Популярные Интернет-ресурсы тверского региона. Анализ посещаемости и контента» проведен анализ наполнения, посещаемости, интерактивности трех ведущих Интернет-изданий региона – виртуальной версии газеты «Комсомольская правда – Тверь», портала Тверского Информационного Агентства, он-лайн версии газеты «Тверская жизнь». Три издания выбраны как наиболее популярные в регионе согласно независимой статистике сайта www.liveinternet.ru. Из этих трех изданий только www.tvernews.ru изначально виртуальное, не имеющее бумажного прародителя. Тверское Информационное Агентство – единственное в Тверской области исконно виртуальное интернет-СМИ, отвечающее требованиям современной Интернет-журналистики. Посещаемость данного ресурса, согласно статистике http://www.liveinternet.ru, около 30 000 уникальных посетителей в неделю. Оперативность, интерактивность, гипертекстуальность – эти три характеристики сетевых медиа присущи данному региональному ресурсу. (Рис.1 Основные показатели посещаемости тверского Интернет-ресурса http://www.tvernews.ru/ – январь-февраль 2012 года, статистика http://www.liveinternet.ru)

c:\users\любовь\desktop\2t6mde.png

Рис.1


Кроме того, диссертант уделил внимание информационному порталу http://tverigrad.ru/, который появился только в 2011 году, но стремительно развивается, набирает обороты. Кратко проанализирована активность виртуальной версии газеты «Афанасий биржа», сайта молодежного телевидения «НЕТВ». Появление новых региональных Интернет-СМИ и развитие уже существующих говорит о росте региональной Интернет-журналистики в целом. Небольшое число посетителей, недостаточная оперативность, практически полное отсутствие на региональных порталах такого явления, как «колумнизм», свидетельство того, что региональная виртуальная журналистика значительно отстает пока от федеральной.

В параграфе 3.3. «Тверская муниципальная Интернет-журналистика» показан уровень развития Интернета в районах Тверской области. Отдельное внимание здесь уделено тому, как приобщаются к сети районные газеты, которые живут по принципам и канонам советской журналистики и финансируются исключительно из местного, муниципального бюджета.

Сегодня во всех районах Тверской области есть свои муниципальные газеты. Практически все они к 2011 году разработали Интернет-версии печатного издания. Особенностью всех этих сайтов районных газет является похожесть друг на друга. Как районные газеты в целом имеют схожее содержание, так и сайты районных газет похожи друг на друга. Кроме того, все сайты районного значения малобюджетные, а потому лишены возможности авторского дизайна и креативности. Диссертантом проанализированы такие сайты муниципальных газет, как http://www.sandvest.ru/ – сайт газеты «Сандовские вести», сайт газеты Кимрского района – http://kimrypress.ru/, сайт газеты Пеновского района «Звезда» – www.peno-zvezda.narod.ru.

Сайты районных СМИ – это стандартный набор рубрик, которые зачастую передают содержание бумажной версии газеты. Тем не менее, выход районов, маленьких городов и даже деревень в Интернет – это значительный шаг в создании и развитии информационного общества в российских регионах. В параграфе изучено явление региональных форумов, которые тоже играют определенную роль в Интернет-общении и информировании населения и являются своеобразными информаторами для профессиональных журналистов. Диссертант проанализировал такие форумы, как тверской городской форум http://forum.tvercity.ru/, форум Калязинского района Тверской области www.pospelov.org. В основе обоих региональных форумов лежит интерактивное общение, обсуждение интересных аудитории тем и новостей.

Уникальное явление в региональном Интернете – сайты-визитки глухих деревень, расположенных в труднодоступных местах. Подобный сайт есть, например, у деревни Сухолом Кашинского района http://suholom.ru/index.html, у деревни Дубровка Селижаровского района – http://dubrovki.ucoz.ru/. Эти сайты нельзя назвать информационными в полной мере, тем не менее, они обозначают небольшой населенный пункт Тверской области на просторах всемирной паутины – сообщают пользователям всемирной сети о существовании этих населенных пунктов.

Анализируя виртуальное пространство Тверской области, мы выяснили, что в 2011 году Интернет дал реальную возможность прямого общения между структурами различных ветвей власти и населения. Сайты с интерактивными рубриками появились у правоохранительных органов и других всевозможных государственных структур. На примере Тверской области мы убедились, что региональной Интернет-журналистике предстоит преодолеть еще много препятствий, многому научиться, чтобы приблизиться к федеральному уровню. Тверской Интернет-журналистике не хватает профессиональных кадров, а это значит, что вузам необходимо сделать акцент на обучении профессионалов для этого вида СМИ. Медиапрогноз «за Интернетом будущее» – это реальность. А потому журналистам в регионах придется догонять своих федеральных конкурентов быстрыми темпами, чтобы не остаться за бортом Интернет-медиабизнеса.


В Заключении подведены общие итоги изучения специфики Интернет-журналистики в целом в России и в Тверском регионе в частности.

Диссертант в своем исследовании показал, что тверская региональная Интернет-журналистика качественно отличается от федеральной в силу недостаточного развития инфраструктуры и нехватки квалифицированных кадров. Автор диссертации пришел к выводу, что для развития Интернет-журналистики в Тверской области необходимо, прежде всего, развитие Интернет-технологий, что создаст для развития виртуальной журналистики прочную платформу. Той же цели способствовало бы введение в Тверском государственном университете – главном вузе Тверской области – специализации по Интернет-журналистике. Рассуждая о перспективах развития тверской региональной Интернет-журналистики, хочется надеяться, что высокоскоростной Интернет придет не только в крупные города Тверского края, но и в поселки и деревни, а региональная Интернет-журналистика станет достойным конкурентом федеральной в оперативности освещения событий, в активизации общения с аудиторией, в профессионализме журналистов, работающих на региональных порталах.



Основные положения диссертационного исследования отражены в одиннадцати публикациях общим объемом 3 п. л.:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Экгардт Л. В. Блогерство – гражданская журналистика или слухи? [Текст] / Л. В. Экгардт // Вестник Воронежского госуниверситета. Сер.: «Филология. Журналистика». – Воронеж: изд-во ВГУ, 2010. – №2. – С. 220-223. (0, 25 п.л.).

  2. Экгардт Л. В. Особенности региональной Интернет-журналистики (на примере Интернет-СМИ Тверской области) [Текст] / Л. В. Экгардт // Вестник Челябинского госуниверситета. Сер.: «Филология. Искусствоведение». – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2010. – № 34. – С. 137 – 141. (0,31 п.л.).

Прочие издания:

  1. Экгардт Л. В. Тверское Информационное Агентство: опыт работы региональной Интернет-журналистики [Текст] / Л. В. Экгардт // СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира: Материалы 1 Международной научно-практической конференции. – Тверь: изд-во ТвГУ, 2011. – С. 150 – 156. (0,44 п.л.).

  2. Экгардт Л. В. Гипертекст в Интернете – переход в постгутенберговскую эпоху [Текст] / Л. В. Экгардт // Вестник ТвГУ. Сер.: «Филология». – Тверь: изд-во ТвГУ, 2010. – № 21. – С. 200 – 204. (0,31 п.л.).

  3. Экгардт Л. В. ON-LINE журналистика в регионах, особенности развития (на примере Интернет-журналистики в Тверской области) [Текст] / Л. В. Экгардт // Актуальные проблемы региональной журналистики: материалы международной заочной научной конференции. – Астрахань: Изд. дом Астраханский ун-т., 2011. – С. 177 – 180. (0,25 п.л.).

  4. Экгардт Л. В. Интерактивная Интернет-журналистика – гладиаторские бои в медиа-бизнесе [Текст] / Л. В. Экгардт // Слово: сб. научных работ студентов и аспирантов. – Тверь: изд-во ТвГУ, 2010. – Вып. 8. – С. 184 – 187. (0,25 п.л.).

  5. Экгардт Л. В. Интернет-журналистика борется за лидерство в системе средств массовой информации. Можно ли доверять всемирной паутине? [Текст] / Л. В. Экгардт // Mass-media. Действительность. Литература. – Тверь: изд-во ТвГУ, 2011. – Вып. 11. – С. 58 – 62. (0,31 п.л.).

  6. Экгардт Л. В. Качество и оперативность в Интернет-журналистике. «Журналистика – фаст-фуд» [Текст] / Л. В. Экгардт // Современный литературный процесс: традиции, поиски, открытия. – Тверь, изд-во ТвГУ, 2010. – С. 172 – 176. (0,31 п.л.).

  7. Экгардт Л. В. Проблема доверия в журналистике. Интернет-журналистика [Текст] / Л. В. Экгардт // Проблемы современной журналистики: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию РУДН. – М.: изд-во РУДН, 2010. – С. 146 – 149. (0,25 п.л.).

  8. Экгардт Л. В. Интернет и СМИ. Заголовки в Интернет-СМИ [Текст] / Л. В. Экгардт // Слово: сб. научных работ студентов и аспирантов – Тверь: изд-во ТвГУ, 2009. – Вып. 7. – С. 158 – 162. (0.31 п.л.).

  9. Экгардт Л. В. Киберкультура. Интернет как феномен культуры [Текст] / Л. В. Экгардт // Mass-media. Действительность. Литература. – Тверь: изд-во ТвГУ, 2009. - Вып. 10. – С. 95 – 97. (0, 18 п.л.).

Технический редактор А.В. Жильцов

Подписано в печать 13.02.2012. Формат 60x84 1/16.

Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ № 62.

Тверской государственный университет

Редакционно-издательское управление



Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33.

Тел. РИУ: (4822) 35-60-63


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница