Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики



Скачать 294.92 Kb.
Дата07.06.2016
Размер294.92 Kb.
ТипАвтореферат



На правах рукописи


Халиуллина Маргарита Сагиндыковна


РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ:
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
И ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Специальность 10.01.10 – Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Челябинск – 2014
Работа выполнена на кафедре журналистики филологического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Скибина Ольга Михайловна

Официальные оппоненты:

Коханая Ольга Евгеньевна

доктор культурологии, профессор,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»


Жилавская Ирина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный

гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова»


Ведущая организация: Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова


Защита состоится «02» июня 2014 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.296.05 на базе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (ЧелГУ) по адресу: 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, ауд. 346.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и на сайте www.csu.ru
Автореферат разослан «___» _________ 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

С.И. Симакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Глобальная трансформация всего российского общества, произошедшая за последние двадцать лет и затронувшая все сферы жизнедеятельности человека, привела
к существенному изменению системы отечественных СМИ. Перемены коснулись и детско-юношеской самодеятельной печати (ДЮСП), которая вот уже на протяжении двух столетий прочно и уверенно занимает определенную нишу в отечественной периодике. За прошедшие два десятилетия данный вид прессы, невзирая на конкуренцию, трудности экономического и иного характера, получил широкое распространение и даже приобрел общественную поддержку.

Самостоятельность, а зачастую и подчеркнутая независимость этой периодики не означают ее самоизоляцию. Актуальная тематика, жанровое разнообразие, продуктивные и креативные приемы редакционной работы и другие наработки профессиональных журналистов активно перенимаются юными публицистами и в различных вариациях воспроизводятся в своих газетах и журналах. Для современных детей и подростков детско-юношеская самодеятельная печать – это не только возможность вступить в диалог со старшими и друг с другом, но и результат этого диалога.

Масштабный и необратимый характер процессов трансформации российской медиасистемы и ее практик по-своему сказался и на структуре детско-юношеской самодеятельной печати. Усложнение быстро меняющегося мира, глобализация, развитие информационных технологий ознаменовали появление новых тенденций, актуализирующих рекомбинацию внутренних и внешних элементов самодеятельной печати. И в этой связи особый интерес представляют системные преобразования в детско-юношеских самодеятельных СМИ: характер их целостности, структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики изданий, выражающих сущность и качество такого опосредованного общения в постсоветский период.

Объект исследования – детско-юношеская самодеятельная печать субъекта федерации в постсоветский период.

Предмет исследования – трансформация системы детско-юношеских самодеятельных изданий региона в постсоветский период на примере Оренбургской области.

Цель исследования – выявление характера трансформации системы региональной самодеятельной детско-юношеской печати в постсоветский период в условиях глобализации и глокализации массового информационного процесса в российских СМИ на примере изданий Оренбургской области.

Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:

1) изучить характер трансформации структурно-функциональной и жанрово-тематической модели детско-юношеской самодеятельной прессы;

2) выявить возрастные, психологические и социальные особенности формирования жанровой компетенции и тематических предпочтений подрастающего поколения;

3) охарактеризовать условия функционирования детско-юношеских самодеятельных изданий Оренбургской области;

4) исследовать тематический и жанровый контент современных детско-юношеских самодеятельных изданий и сопоставить с другими временными периодами;

5) охарактеризовать историю развития детско-юношеской самодеятельной прессы в Оренбургской области.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем: система детско-юношеской самодеятельной печати отдельного субъекта федерации постсоветского периода обладает определенным структурно-функциональным и жанрово-тематическим своеобразием, которое обусловлено процессами становления информационного общества, глобализацией и глокализацией, преобразованиями в сферах экономики, политики и культуры российского общества. Процессы регионализации отечественных СМИ способствуют актуализации многих их функций, в том числе направленных на более активное участие детско-юношеских самодеятельных изданий в процессах социализации юношества, в медиаобразовании подрастающего поколения. С развитием Интернета усиливаются процессы конвергенции и мультимедийности СМИ этого типа, развивается структура этих СМИ и их жанрово-тематическое своеобразие.

Положения, выносимые на защиту:

1. Количественные и качественные изменения, произошедшие в стране за последние двадцать лет, привели к формированию отличного от предыдущей эпохи медиапространства, образованию горизонтальных конфигураций на региональных рынках СМИ. В субъектах федерации стали складываться собственные информационные подсистемы, интегрирующие результаты деятельности локальных СМИ. Активность постсоветской самодеятельной периодики обусловлена: отсутствием / неэффективностью на местном рынке специально предназначенной юным читателям местной периодики; низкой покупательской способностью населения; появлением новых детских и молодежных сообществ, поощряющих творческую самодеятельность своих представителей и стремящихся к популяризации своей деятельности; снижением влияния на аудиторию медиапрофессионалов.

2. Детско-юношеская самодеятельная печать в рамках общей системы СМИ представляет собой целостное образование, которое находится в постоянном контакте с социумом. Характер этого взаимодействия прямо или косвенно проецируется на различные подсистемы ДЮСП (технологическая, экономическая, информационная и аудиторная). На современную же структуру существенное влияние оказывают как общероссийские тенденции, так и непосредственная социально-экономическая и политическая ситуация в субъекте РФ.

3. По аналогии с профессиональными местными СМИ модель ДЮСП является экономически убыточной, зависимой от финансовой поддержки со стороны (власти, спонсоров, издателей, благотворителей). Это обуславливает ее кратковременный, нелегитимный характер деятельности редакций и изданий (отсутствие регистрации СМИ и юридического лица), авторский и кадровый составы. Вместе с тем, обилие и разнообразие детско-юношеской самодеятельной периодики в регионе (в частности, в Оренбургской области) позволяют успешно функционировать и удовлетворять медиазапросы молодой аудитории.

4. Цифровая революция ознаменовала появление новых тенденций, актуализирующих рекомбинацию элементов ДЮСП. Эти «драйверы» развития модифицируют информационные, экономические, структурно-функциональные и организационные модели печати. Такое воздействие может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В числе положительных моментов следуют назвать расширение возможностей самодеятельной прессы, а среди негативных – это вытеснение традиционных стратегий межличностной и массовой коммуникации. В настоящий момент виртуальный самиздат находится в переходном состоянии, поскольку наблюдается тенденция сохранения существенных черт, присущих печатным самодеятельным изданиям.

5. Типоформирующими факторами ДЮСП являются: регион распространения, целевое назначение, структура редакции, авторский состав, характер информации, характер аудитории, легитимность, издательские характеристики. Их интроспекция позволяет выявить системные закономерности такой печати и реальные условия функционирования. В свою очередь, типологическая принадлежность региональной самодеятельной периодики определяет и ее жанрово-тематические характеристики. Специфика детско-юношеской самодеятельной прессы определяет особенности жанрового ряда, который автор данной работы рассматривает с позиции хронологии возникновения и становления постсоветского общества и возраста начинающих журналистов.

6. Формирование у ребенка жанровой компетенции происходит в результате сложного, но обусловленного психическими и физиологическими особенностями развития человека процесса. Владение медиажанрами помогает не только понимать то, что подрастающему поколению приходится слышать, видеть или читать в СМИ, но и воспроизводить эти модели в собственной письменной и устной речи. Начинающие журналисты за счет тематического и жанрового разнообразия своих изданий создают в сознании своих читателей медиакартину мира, которая максимально приближена к действительности. Таким образом, юнкоры способствуют лучшей ориентации и адаптации своих ровесников в социуме. Кроме того, набор жанров в зависимости от эпохи, социально-политической обстановки в стране и множества других факторов периодически обновляется.

Теоретические основы исследования и степень изученности темы.

В данной работе учтены взгляды как дореволюционных авторов на детско-юношескую самодеятельную прессу (С. Ларионов, В. Мурзаев,


С.П. Незлобин, А.Н. Неустроев, Н.Рыбников, М.П. Самарина, С.И. Симонов, С.Скворцова, С.Г.Смирнов, Г.А. Янчевецкий), так и советских
(М.И. Алексеева, В.И. Глоцер, Н. Долдунова, Л. Зазнобина, Э.П. Зиннер,
Н.И. Крайнева, В. Колосов, Л.Л. Муравьева, Л.А. Преображенская,
М. Рославлев, Л.М. Сигал, М.И. Холмов).

Среди работ современных авторов особое для нас значение имели публикации, посвященные детской и молодежной прессе, М.Е. Аникиной, Ю.Б. Балашовой, Е.В. Вологиной, Л.А. Вяткиной, Д.Н. Данилова,


И.В. Жилавской, И.Г. Катковой, А.Г. Когатько, Н.Л. Кулаковой,
М.Ф. Поповой, И.А. Руденко, Н.Е. Самсоновой, А.В. Третьякова,
С.Б. Цымбаленко, А. Шарикова, А.Я. Школьника; а также результаты исследований по этой тематике зарубежных авторов: Ж. Гонне, А. Давре,
Я. Корчака, Д. Кэлси, К. Лего, Х. Морриса, П. Фемери, С. Френе, О. Шенве.

Кроме того, мы опирались на труды лингвистов, психолингвистов, литературоведов: Н.Д. Арутюновой, Г.И. Богина, А. Вежбицкой,


А.Н. Веселовского, ван Т.А. Дейка, К.А. Долинина, В.М. Жирмунского,
М.С. Кагана, И.В. Карасика, В.Б. Касевича, Н.Л. Лейдермана, Л.Г. Лузиной, А.И. Новикова, Б. Полтриджа, Г.Н. Поспелова, К.Ф. Седова, Б.В.Томашевского, Ю.Н.Тынянова, Т.В. Шмелевой, В.Б. Шкловского,
В.Е. Хализева, Б.М. Эйхенбаума, Р.О. Якобсона и других. Основополагающими для нас стали выводы о жанре отечественного филолога и философа М.М. Бахтина.

Мы ознакомились с современными воззрениями на жанр в массово-информационном аспекте Л.Р. Дускаевой, М.Н. Кима, А.В. Колесниченко, Л.Е. Кройчика, Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, З.С. Смелковой,


А.А. Тертычного, М.И. Шостак и др.

В диссертации мы обращались к трудам ученых А.Н. Алексеева,


А.И. Акопова, В.М. Горохова, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, Э.А. Лазаревича, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова, М.В. Шкондина, посвященным системным исследованием СМИ.

Несмотря на то, что число научных исследований, рассматривающих особенности самодеятельной прессы детей и молодежи, значительно, исследованию системы региональных детских самодеятельных СМИ, их трансформации в постсоветский период пока не уделялось должного внимания. Работы Л.А. Вяткиной, М.Ф. Поповой на примере детской и юношеской самодеятельной печати уральского региона прослеживают становление и развитие такого вида прессы в досоветский и советский период. Е.В. Вологина и Н.Л. Кулакова отчасти касаются вопроса прессы детей для детей в условиях трансформации издательской модели и образования медиахолдингов современного периода.

Публикаций, посвященных изучению изменений, произошедших за последние двадцать лет в структуре региональных изданий данного типа, пока нет.

Научная новизна. В диссертации впервые осуществлено системное исследование региональной детско-юношеской самодеятельной печати постсоветского периода на примере детско-юношеской периодики Оренбургской области. Выявлен характер ее целостности, даны системные характеристики ее основных компонентов (редакционной, информационной, жанрово-стилевой, аудиторной подсистем), функциональной, структурной и организационной моделей. В качестве эмпирического материала рассмотрено большое количество малоисследованных и неисследованных источников оренбургской детско-юношеской самодеятельной печати.

Эмпирической базой исследования послужили материалы Государственного архива Оренбургской области, образцы детско-юношеской самодеятельной прессы Оренбургской области 1908-2010 годов.

В диссертации рассмотрены следующие группы изданий:

1. Досоветские и советские издания: ученический журнал Оренбургского казачьего юнкерского училища «Юнкер – казак» (1908), периодический сборник «Труды досуга» учащихся Оренбургского реального училища (1913–1914), ученический журнал «Молодые побеги» 2-й Оренбургской городской женской гимназии(1916), печатный орган детских домов и коммун города Оренбурга журнал «Творческий путь» (1922), газета «Сталинские внучата» (1935–1938).

2. Современные издания: детская областная газета «ДОГ», журнал Оренбургского президентского кадетского училища «Паруса», студенческий журнал «Горчичка», студенческий журнал «Априори».

3. Интернет-издания: молодежный ежемесячный журнал «Твоя Территория» и молодежная газета «Зеленка», Интернет-журнал «Антривал», информационные проекты в «Вконтакте», «Тем временем…», «Информкафе».

Достоверность исследования была обеспечена результатами сравнительного, количественного и типологического анализов, а также анализа контента, опроса и анкетирования. Автор данной диссертации с 2000 по 2008 годы сотрудничал с детской областной газетой «ДОГ», неоднократно принимал участие в организации и проведении областного фестиваля начинающих журналистов «ТуЖурка», что позволило ему в течение длительного времени вести включенное наблюдение за деятельностью региональных самодеятельных детско-юношеских редакций.



Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет углубить понимание как самого явления ДЮСП, так и выявить характер трансформации структуры, функций и контента данного вида печати в постсоветский период. Исследование поможет обрести теоретическим воззрениям практическое применение, в том числе и в работе руководителей творческих журналистских объединений и, наоборот, практическим наработкам дать научное обоснование. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и семинаров по детской журналистике, медиаобразованию в вузах, школах и учреждениях дополнительного образования.

Внедрение результатов исследования и апробация работы:

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире», «Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере», «Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации», «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия»; IV Всероссийской научно-практической конференции «Жанровые метаморфозы в российской журналистике» (Самара, 2010); IV Международной научно-практической конференции «Мультимедийная журналистика Евразии-2010: национально-информационные рынки и региональный Интернет в эпоху глобальных изменений» (Казань, 2010); Межвузовской конференции «Дни молодежной науки» - «Молодые ученые – науке XXI века: Актуальные проблемы филологии и лингвистики» (Оренбург, 2011); Международной научно-практической конференции «Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире» (Саратов, 2010); V Всероссийской научно-практической конференции «Жанры СМИ: история, теория, практика» (Самара, 2011); IX Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2012); VI Всероссийской научно-практической конференции «Жанры СМИ: история, теория, практика» (Самара, 2012); Международной научно-практической конференции «Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы» (Ставрополь, 2012); X Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2013); IX международной научно-практической конференции «Восточное партнерство» (Пшемысль, 2013).

Теоретические положения и практические рекомендации исследования легли в основу спецкурсов «Детско-юношеская печать» (бакалавриат) и «Молодежь и СМИ» (магистратура) филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета.

Структура исследования. Диссертация объемом 232 страницы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, пяти приложений. Список литературы содержит 215 источников.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются актуальность и новизна избранной темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретико-методологические основы и принципы работы, формулируются гипотеза и положения, выносимые на защиту, а также анализируется степень научной изученности проблемы и различные подходы к ее решению.

В первой главе «Региональная детско-юношеская самодеятельная печать как системный объект» рассматриваются сущность и научные подходы в изучении такого феномена, как участие детей и молодежи в информационной деятельности, описываются типологические особенности региональной самодеятельной печати, а также поднимаются вопросы зарождения и условия ее существования.

О степени изученности самостоятельного звена детской и молодежной прессы говорится в первом параграфе «Феномен детско-юношеской самодеятельной печати и научные подходы в её изучении».

В мировой и отечественной журналистской практике известен феномен детско-юношеской самодеятельной прессы, однозначное отношение к которому у теоретиков СМИ до сих пор не выработано. Сторонники классических взглядов на периодику справедливо отмечают эфемерную природу самиздата, стихийность его возникновения и краткосрочность существования изданий. На этом основании они заключают, что редакционно-издательская деятельность подрастающего поколения не более чем игра, хобби и подражательство взрослым.

Напротив, сторонники самодеятельной прессы заявляют, что повсеместное и независимое друг от друга инициирование выпуска таких изданий свидетельствует о включенности детей и молодежи в информационные и общественные процессы. Они также приводят множество примеров, когда такая печать получила широкий общественный резонанс и доказала свою эффективность. По мнению защитников самиздата, самодеятельная печать, несмотря на неформальность, поступательно развивается, на протяжении почти трехсотлетней истории действенно выполняет свои функциональные обязанности, и имеет больше схожих черт, чем различий с профессиональной прессой.

В научной литературе закрепилось несколько наименований этого феномена, указывающих на ту или иную характерную черту данного вида прессы. В работах дореволюционных авторов чаще всего мы встречаем такие словосочетания, как «ученический журнал», «самостоятельный рукописный журнал», «школьные периодические издания». Акцент здесь сделан на типе издания, социально-возрастной группе авторов, способе и условиях создания / распространения такой периодики, а также на ярко выраженном стремлении молодежи к независимости.

«Юнкоровская пресса», «деткоровское/пикоровское движение», «стенная / световая / живая газета» – это семантика 20-х годов XX века. Она подчеркивает, какой размах и направление получила пресса детей в этот период времени, а также свидетельствует о появлении новых форм и типов изданий.

В настоящее время широко используется термин «самодеятельная пресса», предложенный Л.А. Вяткиной. Исследователь фокусирует свое внимание на принципиально важном для нас моменте: участие подрастающего поколения в выпуске и распространении среди сверстников своих изданий (независимо от чьего-либо вмешательства и на равных правах) позволяет ему не только самореализоваться, но и включиться в воспроизводство социальных процессов.

Вместе с тем, литературно-творческая активность детей и молодежи становится информационной деятельностью лишь в том случае, когда она приобретает осмысленный и социально направленный характер на получение и распространение каких-либо сведений, знаний, данных. Возникновение и популярность самодеятельной печати непосредственно обусловлено стремлением ребят подражать миру взрослых. Именно эта юнкоровская деятельность позволяет подрастающему поколению осваивать социальный опыт, приобщаться к культурным ценностям и готовиться к вступлению во взрослую жизнь.



Во втором параграфе «Детско-юношеская самодеятельная печать как особая типологическая группа в системе СМИ региона» через типологические характеристики системы СМИ автор выявляет специфику изданий периферии и условия функционирования такой печати.

В настоящее время детско-юношеская самодеятельная печать располагает:

- технологической подсистемой, характеризующейся состоянием материально-технической базы. С развитием техники и информационных технологий данная подсистема приобретает все большее значение;

- экономической подсистемой, характеризующейся различными способами и формами экономических отношений между участниками массового информационного процесса (подписка, розничная продажа, бесплатное распространение). Основными источниками финансирования являются средства спонсоров, грантовая деятельность, средства учредителя (издателя);

- информационной и аудиторной подсистемами. Формируемая ДЮСП информационная подсистема в какой-то мере обеспечивает благоприятные условия для идейного единства и консолидации подрастающего поколения, взаимодействия с другими членами общества. Но не следует самодеятельную печать воспринимать в качестве прямого конкурента профессиональной прессы, поскольку для полноценного и всестороннего развития юной личности необходимо существование и той, и другой периодики.

Под влиянием общероссийской тенденции к регионализации распространение получили периферийные самодеятельные издания: в большей степени – школьная печать, затем – городская, районная и областная. Смена вертикальной структуры СМИ на горизонтальную, утрата инструктивного влияния коммунистической партии (пионерской и комсомольской организаций), снижение покупательской способности населения, вынужденного делать выбор в пользу одного – двух изданий (и, как правило, не детско-юношеских), а также становление новых детских и молодежных сообществ способствовали интенсификации деятельности самодеятельной периодики. Отсутствие (неэффективность) на информационном рынке субъектов РФ специально предназначенной подрастающему поколению местной прессы привело к тому, что юноши и девушки за неимением (недоверием) официальных источников информации, вынуждены были обращаться к альтернативным, например, самодеятельным СМИ.

В третьем параграфе «Генезис региональной детско-юношеской самодеятельной печати» автор, опираясь на научную литературу и архивные документы, устанавливает, что уже в 1878 году в Оренбургской губернии выпускались рукописные журналы. Во второй половине XIX века Оренбургский край становится одним из центров ученической периодики на Урале. Всплески газетно-журнальной активности юных оренбуржцев совпадают с подъемами в деятельности отечественных СМИ, которые легко соотносятся с общественно-политическими процессами в стране и области (губернии).

Вторая глава «Жанрово-тематические характеристики детско-юношеской самодеятельной печати» содержит четыре параграфа. В первом «Особенности медиакартины мира детско-юношеской самодеятельной печати» автор уточняет роль журналистской деятельности детей и подростков в освоении мира через формирование его медиакартины. Отношение к миру детства и общественно-политические условия, в которых происходит формирование личности ребенка, с течением времени меняются. И детско-юношеская самодеятельная печать, будучи гибким социальным образованием, незамедлительно реагирует на это. Следовательно, подрастающее поколение не только испытывает на себе влияние общества, но и само активно на него воздействует.

Понимание психолого-возрастных особенностей и социального положения детей и юношества как нельзя лучше раскрывает природу детско-юношеской самодеятельной печати, ее специфику и назначение. В основе всех материалов и самой журналистской деятельности юнкоров лежат идеи взрослого мира, которые были творчески осмыслены и интерпретированы. Тематические предпочтения обусловлены уровнем интеллектуального и психического развития, а также реальных запросов юной личности на информацию. Активное воспроизводство такого социального поведения, как журналистская деятельность, позволяет подрастающему поколению удовлетворять свои потребности и успешно преодолевать социально-биологические противоречия. В то же время отсутствие опыта и глубоких знаний начинающих журналистов объясняют нестабильность выхода этих изданий и зачастую поверхностность содержания.



Второй параграф «Жанр в массово-информационном и массово-коммуникативном аспекте» послужил теоретическим обоснованием классификации жанров детско-юношеской самодеятельной прессы, а также выявлению специфики жанрового ряда. В отечественной журналистике жанр является также одной из часто употребляемых и наиболее спорных категорий. Безусловно, переоценка советской концепции жанра была вызвана произошедшими кардинальными переменами в социально-политической жизни страны, повлекшими за собой тектонические сдвиги медиаструктуры и дивергенцию жанров, в частности.

В третьем параграфе «Особенности процесса создания и восприятия текстов детско-юношеской самодеятельной печати» выявляются возрастные, психологические и социальные особенности формирования жанровой компетенции подрастающего поколения.

Успех взаимодействия с миром посредством средства массовой информации во многом зависит от жанровой компетенции автора и его читателей. Исследования психо- и онтолингвистов показали, что жанровая компетенция формируется у человека с младенчества и предвосхищает даже формирование языковой структуры. По мере роста сознания происходит усложнение и расширение жанрового диапазона, индивид начинает овладевать и вторичными (письменными) речевыми жанрами. Большое влияние на формирование жанрового репертуара оказывает знакомство ребенка с устным народным творчеством (фольклор), художественной литературой и периодикой. Образовательная программа в школе способствует развитию как читательских, так и писательских литературных способностей. Поэтому вполне закономерно желание некоторых ребят после знакомства с художественным, а позднее и публицистическим произведением попытаться повторить творческий опыт особенно понравившихся им авторов. Но с доскональной точностью копировать ребенку не интересно, да и невозможно. Повторяя, он создает нечто свое. В целом, через подражательство осуществляется преемственность поколений и дальнейшее развитие общества.

Освоение жанров журналистики происходит по мере расширения социального опыта ребенка. Использование школьником в своей социальной практике медиажанров свидетельствует о его желании и готовности исполнять определенные социальные роли. Возможность отработать эти специфические речевые навыки дает, безусловно, чтение периодики, но более эффективным является участие в редакционной деятельности.

Кроме того, в условиях редакции (творческого объединения) освоение новых знаний, жанров, и в частности журналистских, происходит успешнее и быстрее. Вот поэтому курс «Медиаобразование» обязательно должен включать изучение журналистских жанров и начинать это приобщение следует знакомством с лучшими образцами реализации темы в жанре.



В четвертом параграфе «Особенности трансформации жанрово-тематических характеристик изданий в различные периоды отечественной истории» выявляется степень влияния внешних факторов на динамику обновления жанровой палитры начинающих журналистов детско-юношеской самодеятельной печати.

Тематика и жанровое разнообразие детско-юношеской самодеятельной прессы находится в прямой зависимости от социальной и культурной среды. В переходные периоды общества происходит заметное обновление контента и форм взаимодействия юнкора с читателем, именно в эти годы усиливается «мерцание» жанров.

В годы перестройки самодеятельная печать для подрастающего поколения становится «рупором новой жизни». Дух свободы и гласности окрыляет молодых людей – свою позицию они выражают прямо и открыто. Недовольство существующим положением дел и жажда преобразований находят выражение в эссе, полемических статьях, открытых письмах. В постперестроечной периодике нарастает неудовлетворенность и некоторая растерянность подрастающего поколения. Становится все больше публикаций, свидетельствующих о тяжелой экономической и духовной ситуации в стране.

Современный период мы можем охарактеризовать как стремление к жанровому и тематическому разнообразию, заметна ориентация на успешные, позитивные примеры и образы, усиливается пропаганда активной гражданской и жизненной позиции.



Третья глава «Системные характеристики современной детско-юношеской самодеятельной печати Оренбургской области» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Модели детско-юношеских самодеятельных изданий в условиях современного медиапространства» выявляются объективные процессы, оказавшие воздействие на оренбургскую самодеятельную периодику в постреформенные годы.

Как правило, самодеятельные редакции не имеют самостоятельного правового статуса. Они существуют на балансе образовательных учреждений, общественных объединений или профессиональных редакций. Серьезным недостатком ДЮСП Оренбургской области является тот факт, что в качестве руководителей творческих журналистских объединений и самодеятельных изданий (порой на основе ангажированности, без учета профессионального уровня, знания специфики детской и подростковой аудитории, духовно-нравственных качеств) привлекаются не специалисты.

Финансовая зависимость ведет к регуляции редакционной деятельности, уточнению руководящего состава. Высокие затраты на печать, продвижение ИТК-проектов в сферу образования, наличие подготовленных кадров ведет к тому, что все больше редакций отдают предпочтение сетевым изданиям.

Несмотря на технологическую и экономическую трансформацию системы ДЮСП, назначение самодеятельных СМИ остается прежним – удовлетворение насущных потребностей подрастающего поколения, осуществление взаимодействия подрастающего поколения с обществом и культурной средой. ДЮСП региона характеризуется способностью к самоорганизации и саморегуляции. Самодеятельная печать региона имеет целостный и непрерывный характер развития. Она способствует формированию оптимального медиапространства, где на основе взаимодействия молодые люди включаются в жизнь общества.



Во втором параграфе «Особенности литературно-творческой деятельности юных журналистов в самодеятельных изданиях Оренбургской области» анализируется арсенал художественных приемов и средств, используемых авторами постреформенной региональной самодеятельной печати. Как правило, замысел уже на начальном этапе формируется в рамках тематической рубрики и жанровой формы. Разумеется, все формы и способы работы заимствованы у взрослых, но существенно преобразованы под возможности и потребности юных авторов и их читателей.

Юные корреспонденты стремятся воплотить задуманное в форме, наиболее приемлемой для читательского восприятия, а соответственно, представить более убедительно свою позицию. При этом они использует все более расширяющийся набор выразительных средств. Таким образом, юные публицисты учатся вести довольно успешный диалог с читателем, а значит, достигают «понимающего овладения» действительностью. Детство, как известно, это время активного роста и формирования человека, поэтому качество исполнения текстов самодеятельных изданий достаточно редко бывает на высоком уровне. Но тем четче проявляются художественные приемы и принципы создания журналистских текстов, однозначно общие и однозначно заимствованные у профессиональных журналистов.



В третьем параграфе «Жанрово-тематическая палитра детско-юношеской самодеятельной печати на современном этапе развития» проводится сопоставительный анализ жанрово-тематической палитры детско-юношеской самодеятельной прессы за период 1990–2010 годы на примере детской областной газеты «ДОГ», который показал влияние социального окружения на выбор юными авторами проблематики публикаций. С другой стороны, такие темы, как любовь, дружба, взаимоотношения с окружающими людьми и другие, несмотря все на перемены в жизни общества, занимают незыблемые позиции. Эти «вечные» вопросы сопряжены с возрастными, биологическими и психологическими особенностями подрастающего поколения.

Основной массив текстов детско-юношеской самодеятельной прессы можно распределить по жанровым группам. Это позволяет нам заключить, что влияние медийной среды на сознание молодого человека велико, он буквально «врастает» в ее жанровую систему. Участие подрастающего поколения в редакционной деятельности обеспечивает необходимые условия для осуществления социальной роли, которая принята в обществе и пользуется уважением. Изначально ребята принимают жанр в свою речь как данность, и только становясь старше, они осознанно начинают использовать медиажанры. Опыт детской областной газеты «ДОГ» показал, что в благоприятной культурно-образовательной обстановке ребята младших возрастов достаточно быстро осваивают журналистские жанры (они учатся не только понимать смысл высказывания, но и готовы его воспроизвести). Тем самым повышается их жанровая и коммуникационная компетентность. Добавим также, что за последние годы жанровая палитра ДЮСП значительно расширилась и в целом соответствует жанровому диапазону современных СМИ. Растет число жанров аналитической и исследовательской направленности. Вместе с тем можно встретить немало текстов с невыраженными жанровыми чертами - своеобразный симбиоз жанров. Это свидетельствует как о неполном владении формой и пониманием структуры сложных жанров, так и о поступательном развитии речевых (письменных) навыков юного автора, ставящего перед собой все более трудные творческие задачи. Обычно юный автор, сталкиваясь с трудностями реализации замысла в рамках сложного для него жанра, прибегает к приемам более простого и ранее освоенного им жанра. Вот почему новостная заметка периодически обретает черты сказки, а репортаж или портретный очерк зачастую сводится к простому пересказу.

Анализ контента сетевых изданий «Твоя территория» и «Зеленка» показал, что пока Интернет-издания тяготеют к традициям печатной периодики. Набор жанров также максимально приближен к газетной и журнальной публицистике. Но полагаем, что это временное явление. Все больше виртуальные издания будут использовать мультимедийные возможности и все чаще организовывать конвергентные редакции.

В Заключении изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования. Автор подчеркивает, что осмысление в настоящей диссертационной работе внутренних и внешних механизмов, сформировавших современный облик детско-юношеской самодеятельной печати, позволяет не только выявить структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики изданий постсоветского периода, но и сделать прогноз о дальнейших путях развития юнкоровской прессы.



Публикации по теме диссертации. Основные положения диссертации и полученные научные результаты содержатся в 25 публикациях общим объемом 8,4 п. л.

Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК:

1. Халиуллина, М.С. Влияние Интернета на жанрово-тематическую палитру молодежных самодеятельных изданий / М.С.Халиуллина // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2011. – С. 284–286. – 0,3 п.л.

2. Халиуллина, М.С. Жанровые и тематические особенности современной детско-юношеской самодеятельной прессы / М.С.Халиуллина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. – Пенза: Изд-во Пензен. гос. ун-та, 2011. – С. 265–270. – 0,5 п.л.

3. Халиуллина, М.С. Жанровая компетентность начинающих журналистов детско-юношеских самодеятельных изданий (на материале Оренбургской области) / М.С.Халиуллина // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманитарные науки и образование. Вып. 8. Тольятти, 2011. С. 228–232. – 0,4 п.л.



Научные публикации в других изданиях:

4. Халиуллина, М.С. Особенности трансформации региональных молодежных изданий / М.С.Халиуллина // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: сб. материалов междунар. науч.-практич. конференции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – С. 384–385.– 0,1 п.л.

5. Халиуллина, М.С. Жанры детской самодеятельной прессы [Электронный ресурс] / М.С.Халиуллина // Ломоносов – 2010: материалы междунар. молодеж. науч. форума. – М.: МАКС Пресс, 2010. – Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/09.htm. – С. 1–2. – 0,1 п.л.

6. Халиуллина, М.С. Молодежные самодеятельные СМИ в интернет-пространстве / М.С.Халиуллина // Мультимедийная журналистика Евразии – 2010: национально-информационные рамки и региональный Интернет в эпоху глобальных изменений; сб. мат-лов и науч. статей IV Междунар. науч.-практ. конф. Казань. 2-3 дек. 2010 г. / науч. ред. проф. Дорощук Е.С. Казань: Казан. ун-т, 2010. – С. 344–347. – 0,2 п.л.

7. Халиуллина, М.С. Особенности виртуальных молодежных самодеятельных изданий в Оренбургской области / М.С.Халиуллина // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сб. материалов Международной науч.-практич. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. –
С. 391–392. – 0,1 п.л.

8. Халиуллина, М.С. Функции и социальные роли детско-юношеской самодеятельной прессы / М.С.Халиуллина // Аспирант, или молодое поколение ученых о…: науч.-практич. альманах аспирантского сообщества. –Изд-во ОГПУ, 2011. – С. 26–30. – 0,5 п.л.

9. Халиуллина, М.С. Молодежные самодеятельные СМИ в интернет-пространстве / М.С.Халиуллина // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире. - Cб. трудов Междунар. науч.-практ. конф.  Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.
С. 128
129. 0,2 п.л.

10. Халиуллина, М.С. Жанровые предпочтения авторов детско-юношеской самодеятельной прессы [Электронный ресурс] /


М.С.Халиуллина // Ломоносов – 2011: материалы междунар. молодеж. науч. форума. – М.: МАКС Пресс, 2011. – Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1220/26182_b299.pdf. – С. 1–2. – 0,2 п.л.

11. Халиуллина, М.С. Особенности выбора тем опросов в детской самодеятельной прессе / М.С.Халиуллина // Жанры СМИ: история, теория, практика: тез. IV и V всерос. науч.-практич. конф. – Самара: Порто-принт, 2012. – С. 199–205. – 0,3 п.л.

12. Халиуллина, М.С. Специфика авторской колонки в детско-юношеской самодеятельной прессе (на примере «Колонки редактора и коллегии» детско-юношеской областной газеты «ДОГ») / М.С.Халиуллина // Аспирант, или молодое поколение ученых о…: науч.-практич. альманах аспирантского сообщества. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. – С.46–50. – 0,4 п.л.

13. Халиуллина, М.С. Ценностные ориентиры подрастающего поколения в детских и молодежных самодеятельных изданиях / М.С.Халиуллина // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – С. 367–368. – 0,1 п.л.

14. Халиуллина, М.С. Влияние общественно-политических процессов на тематическое и жанровое наполнение дореволюционных детско-юношеских самодеятельных изданий (на материале Оренбургской губернии 1908-1916 гг.) / М.С.Халиуллина // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть III. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2012. –
С. 276–285. – 0,5 п.л.

15. Халиуллина, М.С. Молодежная самодеятельная пресса Оренбуржья: сравнительно-исторический аспект [Электронный ресурс] / М.С.Халиуллина // Ломоносов – 2012: материалы междунар. молодеж. науч. форума. –


М.: МАКС Пресс, 2012. – Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1752/26182_26fa.pdf. – С. 1–2.– 0,1 п.л.

16. Халиуллина, М.С. Функциональные особенности детско-юношеской самодеятельной прессы / М.С.Халиуллина // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы: сб. материалов Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2012. – С. 368–371. – 0,5 п.л.

17. Халиуллина, М.С. История развития и условия функционирования детско-юношеских самодеятельных изданий Оренбургского края (1878–2011) / М.С.Халиуллина // Вопрос теории и практики журналистики. – Иркутск: ИПО БГУЭП, 2012. – С. 199–205. – 0,6 п.л.

18. Халиуллина, М.С. Социальная роль оренбургской самодеятельной прессы 1920-х годов в воспитании подрастающего поколения /


М.С.Халиуллина // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. Сб. материалов Международной науч.-практич. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – С. 139–140. – 0,1 п.л.

19. Халиуллина, М.С. Детские и юношеские самодеятельные издания Оренбуржья / М.С.Халиуллина // Современная пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник 2012. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – С. 340–351. – 0,6 п.л.

20. Халиуллина, М.С. Типологические особенности детско-юношеской самодеятельной прессы / М.С.Халиуллина /// Аспирант, или Молодое поколение ученых о…: научно-практический альманах аспирантского сообщества – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – С. 61–70. – 0,8 п.л.

21. Халиуллина, М.С. Детско-юношеская самодеятельная пресса как показатель включенности подрастающего поколения в информационные процессы общества [Электронный ресурс] / М.С.Халиуллина // Ломоносов – 2013: материалы междунар. молодеж. науч. форума. – М.: МАКС Пресс, 2013. Режим доступа:



http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2147/26182_e329.pdf. – С. 1–2. – 0,1 п.л.

22. Халиуллина, М.С. Динамические изменения тематики и жанровых форм региональной самодеятельной детско-юношеской прессы (на материале периодики Оренбургской области 1908-2013) / М.С.Халиуллина // Материалы IX международной научно-практической конференции «Восточное партнерство» Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji “Wschodnie partnerstwo – 2013”// Volume 17. Filologiczne nauki.// Przemysl/ Nauka i studia. – С. 13–19. – 0,4 п.л.

23. Халиуллина, М.С. Пушкинская тема на страницах детско-юношеской самодеятельной прессы Оренбургской области 1920–1930-х гг. /
М.С.Халиуллина // Четвертые Измайловские чтения, посвященные 180-летию поездки А.С. Пушкина в Оренбург. Международная науч.-практич. конференция. Оренбург, 26–28 сентября 2013 г.: сб. статей. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – C. 269–272. – 0,3 п.л.

24. Халиуллина, М.С. Типологические особенности детско-юношеской самодеятельной прессы / М.С.Халиуллина // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть IV. – Тольятти: Волжский университет


им. В.Н. Татищева, 2013. – С. 227–239. – 0,6 п.л.

25. Халиуллина, М.С. Социальная миссия и практика оренбургских детско-юношеских самодеятельных изданий 20-30-х годов ХХ века /


М.С.Халиуллина // Вопросы теории и практики журналистики. – Иркутск: ИПО БГУЭП, 2013. – С. 65–70. – 0,4 п.л.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница