Редством иностранного языка



Скачать 92,21 Kb.
Дата05.01.2021
Размер92,21 Kb.
#84073
ТипГосударственный образовательный стандарт

Государственный Комитет Российской Федерации
по высшему образованию

Согласовано: Утверждаю:


Первый заместитель Заместитель
Министра образования Председателя Комитета
В.А.Болотов В.Д.Шадриков
26.06.95 03.07.95

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные требования


к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 021700-ФИЛОЛОГИЯ

квалификация - УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


(Третий уровень высшего профессионального образования)

Вводятся в действие
с момента утверждения

Москва,1995 г.


- 2 -

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 - ФИЛОЛОГИЯ


1.1. Специальность утверждена приказом Государственного коми-


тета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994
года N 180.
1.2. Нормативная длительность обучения по специальности по
очной форме обучения - 5 лет. Основная квалификация - "Учитель
иностранного языка".
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности спе-
циалиста.
Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и
воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса пос-
редством иностранного языка.
Сферами деятельности специалиста являются:
- преподавательская;
- научно-методическая;
- социально-педагогическая;
- культурно-просветительская.
1.4. Специалист подготовлен для работы в образовательных уч-
реждениях, реализующих программы общего среднего образования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ


ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 - ФИЛОЛОГИЯ

2.1. Общие требования к образованности специалиста


Специалист:
- осознает личностную и социальную значимость своей профессии;
обладает целостным представлением об образовании как особой
сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (тран-
сляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как
контекст становления личности;
- обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные
закономерности развития природы и общества;
- владеет системой знаний и представлений о человеке как сущес-
тве духовном, как личности и индивидуальности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и пра-

- 3 -

вовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окру-
жающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных про-
ектов;
- владеет системой знаний о закономерностях и принципах образова-
тельного процесса и умеет использовать их в своей профессио-
нальной деятельности;
- владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психическо-
го и социального здоровья человека и общества;
- знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет
различными способами познания и освоения окружающего мира; по-
нимает роль науки в развитии общества;
- владеет профессиональным языком предметной области знания,
умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать поло-
жения предметной области знания;
- знает концептуальные основы и принципы экологического образова-
ния, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности;
- владеет современными методами поиска, обработки и использова-
ния информации, умеет интерпретировать и адаптировать информа-
цию для адресата;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и
методов работы;
- обладает организационно-деятельностными умениями, необходимыми
для самоанализа, развития своих творческих способностей и повы-
шения квалификации;
- умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать
и реализовывать управленческие решения в своей профессио-
нальной деятельности;
- обладает культурой мышления, речи, общения;
- способен к проектной деятельности на основе системного подхода;
- психологически и методически подготовлен к работе в поли - и
междисциплинарных областях знаний;
- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по
охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
- знает государственный язык Российской Федерации - русский; сво-
бодно владеет языком, на котором ведется преподавание;
- свободно владеет иностранным языком.
- 4 -

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам


2.2.1. Требования по дисциплинам общекультурной подготовки


Специалист:
- имеет представление о природе и структуре человеческого знания,
соотношении знания и веры, об особенностях функционирования
знания в современном обществе;
- имеет представление о научной, философской, религиозной, худо-
жественной, языковой картинах мироздания и месте человека в нем;
- владеет системой знаний о современных концепциях естествозна-
ния, имеет представление о биологическом многообразии и сохра-
нении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды,
экосистемах,принципах охраны природы и рационального природо-
пользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли;
- обладает знаниями об информационных процессах в природе и об-
ществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных
технологий в сфере культуры и образования;
- владеет современными представлениями о социальных явлениях и
процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества,
проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культу-
ры, общества и личности;
- имеет представление об историческом многообразии культур и ци-
вилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни, о мес-
те отечественной цивилизации в мировом историко-культурном про-
цессе;
- имеет представление о роли этнических и национальных факторов в
эволюции культуры и цивилизации, знает специфику полиэтничес-
кой среды, особенности межэтнической коммуникации;
- знает основные закономерности экономической жизни современного
общества, проблемы функционирования экономических систем, цен-
ностные основы хозяйственной и трудовой деятельности, умеет
анализировать основные экономические события;
- обладает развитым правосознанием, знает права и свободы личнос-
ти и гражданина,основы российской правовой системы и законода-
тельства;
- имеет представление о политических отношениях и процессах, по-
нимает роль и значение политических систем в жизни общества,
умеет анализировать современную политическую ситуацию;

- 5 -

- имеет представление о различных этических системах и эстетичес-
ких ценностях, умеет ориентироваться в них;
- имеет представление о языке, символике и образности искусства,
о вершинных явлениях мировой художественной культуры,ис-
пользует накопленный опыт для развития творческих способностей
личности;
- имеет представление о целостности мирового литературного про-
цесса, владеет критериями оценки явлений современной литератур-
ной жизни;
- знает основы математики;
- знает условия и формы речевой коммуникации, владеет техникой
речевой деятельности;
- имеет ценностные представления о физической культуре, владеет
системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепле-
ние здоровья,развитие и совершенствование психо-физических спо-
собностей, самоопределение в физической культуре;
- знает основные этапы развития литературы страны изучаемого язы-
ка и творчество писателей, определивших тенденции развития на-
циональной и мировой литературы;
- знает основы латинской грамматики и лексики, умеет переводить
образцы римской классической литературы;
- имеет представление о взаимосвязях языка и мышления,языка и
сознания, о языковых категориях, о языке как системе знаков.

2.2.2. Требования по дисциплинам медико-биологической подготовки


Специалист владеет:
- знаниями о биологической природе и целостности организма чело-
века;
- знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих принци-
пах;
- знаниями о наиболее распространенных заболеваниях, являющихся
главной причиной ранней инвалидности и смертности населения, об
их факторах риска и основных методах профилактики в различные
периоды жизни человек;
- знаниями об анатомо-физиологических особенностях детей и под-
ростков, развитии их организма, о функциональных нарушениях и
их коррекции в разные периоды детства;
- знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб

- 6 -

здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды;
- знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания
природного, техногенного и социального происхождения;
- знаниями о правовых, нормативно-технических и организационных
основах безопасности жизнедеятельности;
- знаниями о структуре гражданской обороны, ее предназначении и
задачах;
- навыками оказания первой медицинской помощи детям и взрослым.

2.2.3. Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки


Специалист:
- владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержа-
нии и структуре образовательных процессов;
- владеет системой знаний об истории и современных тенденциях
развития психолого-педагогических концепций и предметных мето-
дик;
- владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательно-
го процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, со-
циальных факторах развития;
- владеет системой знаний о закономерностях психического разви-
тия; факторах, способствующих личностному росту; направляет са-
моразвитие и самовоспитание личности;
- знает особенности детей с отклонениями в развитии;
- владеет системой знаний о закономерностях общения и способах
управления индивидом и группой; умениями педагогического обще-
ния;
- соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать со-
циальную помощь и поддержку учащимся;
- обладает системой знаний о закономерностях целостного педагоги-
ческого процесса, о современных психолого-педагогических техно-
логиях; владеет технологиями развивающего обучения;
- умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;
- владеет основными психолого-педагогическими критериями примене-
ния компьютерной техники в образовательном процессе;
- умеет организовывать образовательный процесс в различных социо-
культурных условиях;
- владеет умениями психолого-педагогической диагностики;
- владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и кор-

- 7 -

рекции образовательного процесса;
- владеет основами разработки учебно-программной документации и
умеет использовать их для формирования содержания обучения;
- знает систему образовательных учреждений и основы управления
ими;
- знает основы организации опытно-экспериментальной и исследова-
тельской работы в сфере образования;
- владеет знаниями о системе обучения иностранному языку, исто-
рии ее становления;
- умеет применять на практике современные методы, приемы, формы и
средства обучения иностранному языку; анализировать и обобщать
передовой педагогический опыт.

2.2.4. Требования по дисциплинам предметной подготовки


Специалист:
- владеет знаниями о системе и структуре иностранного языка, воз-
можностях их реализации; о социологических, исторических и ти-
пологических характеристиках иностранного языка в сравнении с
родным;основных этапах развития иностранного языка;о роли инос-
транных языков в современном обществе;
- владеет знаниями о языковом строе в целом и отдельных языковых
уровнях: фонетической системе, грамматической системе, словар-
ном составе, стилистических особенностях;
- имеет представление о современных направлениях в науке о языке;
- владеет знаниями о литературной форме языка и диалектном раз-
нообразии языка, его вариантах;
- владеет знаниями о географии,истории, политическом устройстве,
экономике, культурных традициях страны изучаемого языка;
- умеет фонетически, грамматически, лексически, стилистически
правильно, психологически раскованно излагать свои мысли на
иностранном языке в письменной и устной форме, вести беседу на
иностранном языке, владеет языковыми средствами,направленными
на привлечение внимания слушающих, на обеспечение обратной свя-
зи;
- умеет адаптировать свою речь к условиям,связанным со специфи-
кой аудитории;
- понимает на слух аутентичную монологическую и диалогическую
речь;

- 8 -

- умеет читать оригинальную художественную,научную и обществен-
но-политическую литературу, владеет навыками интерпретации тек-
ста;
- владеет навыками выразительного чтения;
- обладает системой знаний о переводе как особом виде речевой
деятельности,о видах перевода,об основных лексических и грамма-
тических проблемах перевода;
- умеет вступать в дискуссию по текущим проблемам культурной,
научной, общественно-политической жизни общества на иностран-
ном языке.

Требования по дисциплинам специализации устанавливаются ву-


зом (факультетом).
Требования по дисциплинам дополнительной специализации опре-
деляются вузом (факультетом) с учетом требований Государственного
образовательного стандарта по соответствующей специальности.

3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 - ФИЛОЛОГИЯ
----------------------------------------------------------------------
Индекс Наименование дисциплин Всего часов
и их основные разделы на освоение
уч.материала
----------------------------------------------------------------------
ОК 00 Дисциплины общекультурной подготовки 1800
ОК 01 История мировых цивилизаций:
Понятие цивилизации, соотношение цивилизации и
культуры, историческое разнообразие культур. Ти-
пология цивилизаций, основные теории цивилизаци-
онного развития. Основные факторы исторического
развития цивилизаций, накопление изменений в про-
цессе развития человеческих обществ. Этапы исто-
рии древних цивилизаций, цивилизаций Востока, ев-
ропейской цивилизации, ее западнохристианской и
восточнохристианской ветвей. Основные концепции
истории российской цивилизации, ее специфика и
основные этапы цивилизационного развития России.
Менталитет человека,его эволюция и особенности в

- 9 -

Западной Европе, России и других регионах мира.
Глобализация цивилизационного процесса.
ОК 02 Философия:
Задачи философского знания. Исторические типы фи-
лософии. Представление об абсолютном и уни-
версальном, проблема истины в философии. Основные
области философского знания (онтология, гносеоло-
гия, антропология, аксиология). Природа человека
и смысл его существования. Философия и религия,
философия и наука. Философия и мировоззрение, фи-
лософская картина мира. Важнейшие философские
системы, история философских идей.
ОК 03 Концепции современного естествознания:
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Исто-
рия естествознания. Панорама современного естест-
вознания, тенденции развития. Корпускулярная и
континуальная концепции описания природы. Порядок
и беспорядок в природе.Структурные уровни органи-
зации материи. Пространство, время.Принципы отно-
сительности, симметрии. Законы сохранения. Взаи-
модействие. Состояние. Принципы суперпозиции,не-
определенности, дополнительности. Динамические и
статистические закономерности в природе. Принцип
возрастания энтропии.
Химические системы, энергетика химических процес-
сов, реакционная способность веществ.
Особенности биологического уровня организации ма-
терии. Принципы эволюции, воспроизводства и раз-
вития живых систем. Многообразие живых организ-
мов-основа организации и устойчивости биосферы.
Генетика и эволюция.
Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчест-
во,работоспособность. Биоэтика. Человек, биосфера
и космические циклы. Ноосфера.Необратимость вре-
мени.
Самоорганизация в живой и неживой природе.Принци-
пы универсального эволюционизма.Путь к единой
культуре.

- 10 -

ОК 04 Логика*:
Предмет логики, ее теоретическое и прикладное
значение. Логика и язык. Логика и философия, ло-
гика и психология. Понятие, суждение, основные
принципы логического мышления, умозаключение. Ло-
гика высказываний; логическая структура аргумен-
тации, оценка аргументации реципиентом. Дискуссия
как форма обмена мнениями. Логика и процесс обу-
чения, развитие навыков логического мышления.
ОК 05 Этика*:
Предмет этики, ее основные категории и понятия.
Соотношение морали и нравственности. Этика и ре-
лигия, этика и право. История этических учений.
Этические проблемы в художественной литературе и
искусстве. Нравственная культура личности и ее
формирование. Профессиональная этика, этика педа-
гогической деятельности. Этикет и его социокуль-
турные функции.
ОК 06 Эстетика*:
Предмет эстетики, специфика эстетического, основ-
ные этапы развития эстетической мысли. Эстетика и
этика, эстетика и искусствознание. Система эсте-
тических категорий и понятий; искусство как пред-
мет эстетической науки, специфика творческого ху-
дожественного процесса. Материал, форма и содер-
жание в искусстве, морфология искусства. Проблемы
художественного восприятия. Эстетическая культура
личности и проблемы ее формирования.
ОК 07 Социология*:
Предмет и задачи социологии. Основные направления
социологической теории. Общество социокультурная
как система, его структурирование. Общество и
государство. Понятие социальной группы, индивид и
первичные социальные группы.Социальное поведение.
Социальное расслоение и социальная стратификация.
Социальные институты и социальные организации.
Массовое сознание и массовые действия.Социальные
движения.

- 11 -

Понятие образа жизни, социальные структуры, куль-
турная и природная среда как условия жизнедея-
тельности человека. Уровень жизни, качество жиз-
ни. Методы и методики социологического исследова-
ния.
Социология управления. Социология образования.
ОК 08 Культурология:
Культура как предмет научного исследования, его
особенности. Науки о культуре (философия культу-
ры, социология культуры, история культуры, куль-
турная и социальная антропология) и специфика
трактовки феномена культуры в каждой из них. Раз-
личие культурного и социального. Феноменология
культуры, формы культуры, проблемы типологии
культуры. Единство и многообразие культур, проб-
лемы преемственности и инновации в культуре. Ис-
тория культурологических учений.
ОК 09 Этнология:
Предмет и задачи этнологии, ее основные понятия и
концепции; этнология и социология, этнология и
культурная антропология. Этнос как социокультур-
ная единица. Антропогенез и этногенез, этнолинг-
вистическая классификация народов. Этническая
культура, ее составляющие, многообразие и равно-
ценность этнических культур; этническое самосоз-
нание, основания этнической идентичности. Тради-
ционная культура, ее основные элементы и механиз-
мы воспроизведения; народное искусство и фоль-
клор. Этнический компонент обыденной культуры.
Особенности межэтнической коммуникации, этнокуль-
турное влияние и ассимиляция. Этнические конфлик-
ты и принципы их разрешения.
ОК 10 История религии*:
Религия и ее социокультурные функции, особенности
религиозного сознания; мирское и трансцедентное,
природа сакрального. Религия и философия, религия
и наука, религия и искусство, религия и право,
религия и политика. Типология религий, эзотери-

- 12 -

ческие культы; ранние формы религии, история и
институциональные формы национальных религий
(синто, даосизм, иудаизм и др.), мировых религий
(буддизм, ислам). Происхождение христианства,
библейская история и формирование Церкви; христи-
анство и отечественная культура. Современные
христианские секты, неортодоксальные движения.
Экуменическое движение.
ОК 11 Мировая художественная культура:
Содержание понятия "мировая художественная куль-
тура", стили и направления в мировой художествен-
ной культуре. Основные этапы истории мировой ху-
дожественной культуры, дифференциация древнейшего
художественного синкретизма и становление совре-
менной системы искусств. Историческая морфология
мировой художественной культуры, синтез искусств
в художественной культуре ХХ в.
История отечественной художественной культуры и
ее выдающиеся достижения, их связь с мировым ху-
дожественным процессом.
Разграничение понятий "всемирная", "национальная"
и "мировая" литература. Мировая литература как
диалог вершинных достижений национальных литера-
тур в аспекте их мирового значения. Методы выяв-
ления диалогических связей национальных литера-
тур. Основные этапы истории мировой литературы,
проблемы современного литературного процесса и
перспективы мировой литературы.
ОК 12 Экономика:
Предмет экономической науки. Основные понятия
собственности. Введение в макроэкономику. Деньги,
денежное обращение и денежная политика. Нацио-
нальный доход, совокупные расходы, спрос, предло-
жение, ценовой уровень, фискальная политика. Мак-
роэкономические проблемы инфляции и безработицы.
Мировая экономика и экономический рост. Спрос,
потребительский выбор,издержки и предложение.
Фирма и формы конкуренции. Структура бизнеса, ре-

- 13 -

гулирование и дерегулирование.
Сравнительные экономические системы.
Экономические отношения в сфере образования и
культуры.
ОК 13 Политология:
Предмет и задачи политологии. Власть и властные
отношения, их исторические формы. Политическая
жизнь, ее основные характеристики. Политика и
экономика, политика и право. Субъекты политики,
институциональные аспекты политики. Политическая
система как механизм социального взаимодействия,
политические партии. Политическая культура. Поли-
тические идеологии, взаимосвязь политической жиз-
ни с социокультурными ценностями, нормами, тради-
циями. Связь политики с религиозными идеологиями.
Формирование политической культуры личности.
Политический процесс в России.
ОК 14 Право:
Понятие права, правовой нормы и правоотношений.
Функции права и сферы его применения. Право как
нормативная форма культуры, взаимосвязь права и
социального порядка. Конституционные основы пра-
вовой системы и ее структура. Субъекты права.
Правовая политика. Формирование правосознания,
его связь с системой социокультурных ценностей.
Исторические формы права, его связь с экономичес-
кой и политической сферами.
Право в сфере образовательной деятельности и
культуры. Закон Российской Федерации "Об образо-
вании". Права ребенка. Конвенция о правах ребен-
ка. Международные правовые нормы в сфере образо-
вания и культуры. Правовые основы деятельности
учителя, механизмы реализации и защиты его прав.
ОК 15 Математика и информатика:
Аксиоматический метод. Математические доказа-
тельства. Элементы, множества, отношения, отобра-
жения,числа. Комбинаторика. Конечные и бесконеч-
ные множества. Основные идеи математического ана-

- 14 -

лиза. Математика случайного. Элементы теории ве-
роятностей. Роль математики в гуманитарных нау-
ках.
Теоретические представления об информационных
процессах в природе и обществе. Понятие информа-
ции, процессы ее порождения, поиска, передачи и
приема, интерпретация сообщения; социальная ин-
формация и ее особенности. Информационные процес-
сы в культуре, культурная коммуникация. Информа-
тизация общества и информационная культура лич-
ности, информационные системы и средства массовой
информации.
Аппаратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации.
Компьютерные технологии и возможности новых
электронных технологий в сфере культуры и образо-
вания.
ОК 16 Культура речи:
Правильность, стилистическая целесообразность,
выразительность речи. Социальные и собственно
языковые причины языковых изменений.
Нормы акцентологические, произносительные, морфо-
логические, синтаксические, лексические. Вариант-
ность нормы и принципы, ее обусловливающие. Сти-
листическая дифференциация языковых средств. Нор-
мы устной и письменной речи. Типичные ошибки сов-
ременной речи.Словари и справочники,
Требования, предъявляемые к речи педагога.
ОК 17 Экология:
Основные законы и принципы экологии. Экосистемы.
Структура. Принципы функционирования. Устойчи-
вость экосистем.Биосфера - глобальная экосистема.
Круговороты вещества и энергии. Человек и окружа-
ющая среда. Антропогенное воздействие на природу.
Экологические проблемы современности: изменение
природных процессов, уменьшение биологического
разнообразия, загрязнение окружающей среды, де-
мографические проблемы. Экология человека. Биосо-

- 15 -

циальная сущность человека. Факторы экологическо-
го риска.Возможности адаптации организма к изме-
няющимся условиям окружающей среды. Экологическая
напряженность и генофонд человека. Экологические
основы рационального природопользования. Концеп-
ция устойчивого развития.
Педагогическая экология. Концептуальные основы и
принципы экологического образования.
ОК 18 Физическая культура: 406
Физическая культура в общекультурной и профессио-
нальной подготовке.Социально-биологические основы
физической культуры. Оздоровительные системы и
спорт (теория, методика,практика). Профессиональ-
но-прикладная физическая подготовка.
ОК 19 Русский язык:
Структура языка и основные его функции. Современ-
ные языковые процессы. Письменность, ее становле-
ние и функционирование. Графика, орфография и
пунктуация. Лексикография. Фразеология. Словооб-
разование.Морфология. Синтаксис. Стилистика лите-
ратурного языка, научный стиль речи.
ОК 20 Латинский язык:
Классические языки, их историческая соотнесен-
ность и функционирование.Письменность,фонетичес-
кий строй, грамматика и лексика латинского язы-
ка.Корпус текстов на латинском языке. Роль ла-
тинского языка в истории современных языков.
ОК 21 Языкознание:
Язык,речь и речевая деятельность. Язык как знако-
вая система.Система языка и единицы языка.Лексика
и семантика.Фразеология. Фонетика. Грамматика,
словообразование. Язык как динамическая систе-
ма. Языковая картина мира. Взаимодействие языков.
Социолингвистика.Происхождение языка и его функ-
ционирование в различные исторические эпохи.
Письменность,графические системы.
ОК 22 Литература страны изучаемого языка:
Литература в контексте гражданской истории и об-

- 16 -

щей истории культуры страны.Основные этапы разви-
тия литературы.Важнейшие литературные течения и
школы.Мировое значение творчества писателей стра-
ны.
ОК 20 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 180
вузом (факультетом)

МБ 00 Дисциплины медико-биологической подготовки 360


МБ 01 Основы анатомии, физиологии и гигиены
детей и подростков:
Человек как целостная биологическая система.
Основные закономерности роста и развития организ-
ма человека. Анатомо-физиологические особенности
организма детей и подростков, психо-физиологи-
ческие функции на разных этапах его развития. Фи-
зическая и умственная работоспособность в различ-
ные периоды развития организма ребенка. Психо-фи-
зиологические проявления сексуальности детей и
подростков. Адаптация.Понятие об адекватности фи-
зических и психических нагрузок функциональным
возможностям организма ребенка и подростка. Био-
ритмы и биоритмология. Понятие о функциональных
нарушениях у детей и подростков и их коррекция.
Гигиена детей и подростков.
МБ 02 Основы здорового образа жизни и профи-
лактика болезней:
Понятие "здоровье" и "образ жизни". Микро- и мак-
росоциальные и психологические факторы, определя-
ющие образ жизни людей в процессе эволюции об-
щества. Здоровье в иерархии потребностей. Мотива-
ция здоровья и здорового образа жизни. Понятие
нормы.
Концепции здорового образа жизни. Основные
составляющие здорового образа жизни. Сознание и
здоровье.Движение и здоровье. Питание и здоровье.
Информация и здоровье. Труд и здоровье.Экология и
здоровье. Культура и здоровье. Возраст и здо-
ровье. Вредные привычки, их профилактика и кор-

- 17 -

рекция.
Система самооздоровления и самосовершенствова-
ния. Традиционные и нетрадиционные методы оздо-
ровления. Лекарства для здоровых. Девочка-под-
росток и здоровье будущих поколений. Сексуальная
культура детей и подростков.
Хронические неинфекционные заболевания как глав-
ная причина ранней инвалидности и смертности на-
селения. Основные факторы риска, их причины,
распространенность среди различных возрастных
групп населения России и других стран, связь с
образом жизни.
Школьные формы патологии: нарушение осанки, ско-
лиоз, близорукость, нервные расстройства и др.
Профилактика наркомании и токсикомании. Значение
и преимущества профилактики факторов риска в
детстве.
Инфекционные болезни в современном обществе. Ме-
ханизмы развития инфекционных заболеваний. Эпиде-
мии. Основные принципы профилактики. Спид и его
профилактика. Венерические болезни и их профилак-
тика.
МБ 03 Безопасность и защита человека в чрезвы-
чайных ситуациях:
Опасные и вредные факторы среды обитания, их ха-
рактеристика,закономерности появления и способы
защиты от их последствий.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального происхождения. Правовые, норматив-
но-технические и организационные основы обеспече-
ния безопасности жизнедеятельности.
Защита учащихся и персонала от последствий чрез-
вычайных ситуаций военного и мирного времени.
Организация и проведение "Дня защиты детей" в об-
щеобразовательных учебных заведениях.
МБ 04 Первая медицинская помощь:
Методы и средства оказания первой неотложной ме-
дицинской помощи при ранах, кровотечениях, трав-

- 18 -

мах, ожогах, обмороках и других острых нарушениях
кровообращения, укусах насекомых и животных, бо-
лях в животе, отравлениях, судорогах, попадании
инородных тел в дыхательные пути, в конъюктиву и
уши, при утоплении, изнасиловании, при остановке
сердца и дыхания, электротравме, ударе молнии,
солнечном ударе.
МБ 05 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 36
вузом (факультетом)

ПП 00 Дисциплины психолого-педагогической подготовки 1000


ПП 01 Введение в педагогическую профессию:
Профессия педагога. Спектр педагогических специ-
альностей. Перспективы педагогической профессии.
Педагогическая деятельность. Гуманистическая при-
рода педагогической деятельности. Личность ребен-
ка. Педагогическая культура.
Профессионально значимые личностные качества пе-
дагога.Педагогические способности. Педагогическая
позиция. Профессиональные знания и умения. Пути
овладения профессией. Педагогические учебные за-
ведения.
Содержание,структура, формы и методы освоения
профессии педагога. Индивидуальные образователь-
но-профессиональные программы. Способы саморазви-
тия. Педагогическая карьера.
ПП 02 Психология человека:
Человек. Обыденная и научная психология. История
научной психологии. Структурализм и функциона-
лизм. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихоло-
гия. Когнитивная психология. Гуманистическая пси-
хология. Методы психологии. Онтология и психоло-
гия жизни человека. Организм, индивид, личность,
субъект. Деятельность человека.
Общение. Человек как индивид. Пол и возраст. Тем-
перамент. Характер. Способности.
Человек как субъект. Желания (воля), чувства, ра-
зум. Потребности, мотивы, цели. Эмоции, настрое-

- 19 -

ния, аффекты, страсти. Роль, статус, позиция.
Восприятие, память, мышление, воображение, внима-
ние. Сознание. Структура сознания. Самосознание.
Духовная жизнь человека. Человек как личность и
индивидуальность.
ПП 03 Возрастная психология:
Предмет и история психологии развития человека.
Категория развития. Теории психического развития.
Концепция усвоения общественного опыта.Образова-
ние и развитие. Предпосылки, условия и движущие
силы развития. Периодизация психического разви-
тия. Категория возраста. Развитие как процесс и
деятельность. Социальная ситуация развития, веду-
щий вид деятельности, основные новообразования.
Основные ступени развития человека. Родовой кри-
зис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комп-
лекс оживления. Раннее детство. Предметная дея-
тельность. Символизм. Кризис трех лет. Дошкольное
детство. Игра. Сознание и самосознание дошкольни-
ка. Кризис детства. Психологическая готовность к
школе. Отрочество. Учебная деятельность. Теорети-
ческое мышление. Развитие личности. Кризис отро-
чества. Подросток и взрослые. Самосознание под-
ростков. Потребность в самоутверждении. Юность.
Осознание себя как личности. Мировоззрение. Само-
определение. Кризис юности. Определение смысла
жизни. Молодость. Авторство собственного образа
жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости.Кризис
взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.
ПП 04 Социальная психология:
Теоретические и прикладные задачи социальной пси-
хологии. Психология общения. Содержание, цели и
средства общения. Виды и уровни общения. Основные
закономерности общения. Приемы и техники управле-
ния партнером в процессе общения. Группа как со-
циально-психологический феномен. Виды групп. Фор-
мальная и неформальная структура группы. Норма-
тивно-ролевые феномены малой группы. Лидерство.

- 20 -

Групповая совместимость. Проблема групповой спло-
ченности. Проблема эффективности групповой дея-
тельности. Феномены межгруппового взаимодействия.
Механизмы развития группы. Эффективные способы
управления малой группой. Феномены больших соци-
альных групп. Проблема группового сознания. Соци-
ально-психологические аспекты этнопсихологии.
Психология массовидных явлений. Личность и об-
щество. Понятие социализации. Содержание процесса
социализации. Формирование и изменение социальных
установок личности. Проблема прогнозирования со-
циального поведения человека.
ПП 05 Педагогическая психология:
Концепции педагогического процесса и их психоло-
гические основания. Проблемы профессиональной
подготовки и личностного развития учителя. Мотивы
педагогической деятельности. Педагогические спо-
собности. Стили педагогического руководства. Пе-
дагогическое общение. Индивидуальные стили педа-
гогической деятельности. Психология педагогичес-
кого коллектива.
Структура педагогической деятельности. Психология
педагогического воздействия. Приемы и техника уп-
равления учащимися на уроке. Основные понятия
психологии воспитания.
Психологические механизмы формирования личности.
Психологические аспекты воспитательных техноло-
гий.
Основные понятия психологии обучения. Концепции
обучения и их психологические основания. Учебная
деятельность. Мотивы учения. Психологические ос-
новы развивающего обучения. Соотношение обучения
и воспитания. Проблемы дифференциации и индивиду-
ализации обучения. Психологические аспекты компь-
ютеризации обучения.
ПП 06 Педагогические теории, системы, техноло-
гии:
Объект,предмет, методология и структура педагоги-

- 21 -

ческой науки. Системный, личностный, деятельност-
ный подходы. Категории педагогики. Функции педа-
гогического процесса: информатизация, развитие,
социализация личности.
Личность ребенка - объект и субъект воспитания и
обучения. Целостность педагогического процесса.
Закономерности, противоречия, принципы целостного
педагогического процесса.
Воспитание в структуре целостного педагогического
процесса: характерные особенности, движущие силы.
Воспитание как система. Сущность системного под-
хода в воспитании. Структурные элементы процесса
воспитания и их взаимосвязь. Цель воспитания и е„
место в воспитательном процессе.Содержание и ис-
точники воспитания. Система методов воспита-
ния.Воспитательная система школы. Авторские вос-
питательные системы. Современные концепции воспи-
тания.
Основы социальной педагогики. Организация внеу-
чебной деятельности учащихся.Взаимодействие с со-
циумом.
Обучение в структуре целостного педагогического
процесса. Цели обучения. Содержание образования.
Информационный, операционный, аксеологический
компоненты содержания. Учебные планы, программы,
учебно-методические комплекты. Гуманитаризация
обучения. Методы и средства обучения. Многомерные
классификации методов. Формы организации обуче-
ния.
Основные технологии: сущностные и описательные;
репродуктивные, продуктивные, алгоритмические;
дифференциация и интеграция; суггестотехнологии,
техника игры.
Новые информационные технологии (НИТ) в образова-
нии. Психолого-педагогические основы использова-
ния средств НИТ в образовании. Педагогические
программные средства (ППС). Типология ППС.
Инструментальные системы для разработки ППС.

- 22 -

Мультимедиатехнологии. Учебные телекоммуникацион-
ные проекты. Банки данных педагогической информа-
ции. Автоматизированные рабочие места.
Диагностический, предупреждающий, текущий, итого-
вый и поститоговый контроль. Характеристика ре-
зультатов обучения. Государственный образователь-
ный стандарт. Педагогическое мастерство и педаго-
гические технологии. Технологии педагогической
диагностики, педагогического прогнозирования,
взаимодействия, саморазвития, коррекции. Педаго-
гическое общение. Индивидуальный стиль деятель-
ности педагога.
ПП 07 Специальная психология и коррекционная
педагогика:
Норма и отклонения в физическом, психическом, мо-
торном, интеллектуальном развитии человека. Пер-
вичный и вторичный дефект. Комбинированные нару-
шения. Их причины, единство биологических и соци-
альных факторов.Категории и классификации наруше-
ний,отклонения в развитии человека. Мировая ста-
тистика отклонений,нарушений развития человека.
Цели и задачи, основные категории специальной
психологии. Компенсация,коррекция, адаптация,
развитие в специальной психологии.Зона актуально-
го и ближайшего развития. Развитие, аномальное
развитие, коррекционное развитие.
Коррекционная (специальная) педагогика: цели, за-
дачи, принципы, категории, основные научные тео-
рии. Аксиологическая концепция гуманизма как фи-
лософская и нравственно-этическая основа теории и
практики коррекционной педагогики.
Сегрегация и интеграция в коррекционной педагоги-
ке. Современные педагогические теории и системы
воспитания,обучения и социальной интеграции лиц с
проблемами. Основные ступени развития и социали-
зации человека при наличии его отклонений,задер-
жек развития (медико-биологическая, психологичес-
кая, социально - психологическая, педагогическая

- 23 -

характеристики).
Система социальных институтов для оказания детям,
подросткам, молодежи консультативно-диагностичес-
кой, коррекционно-педагогической, психологичес-
кой, реабилитационной и другой специализированной
помощи.
ПП 08 Философия и история образования:
Социальная природа образования, его общечелове-
ческий конкретно-исторический характер. Общечело-
веческое, национальное и индивидуальное в образо-
вании и воспитании. Непрерывность воспитания и
образования. Индивид, личность, индивидуальность.
Биологическое и социальное в личности, природные
и социальные предпосылки и факторы развития лич-
ности.
Социально-деятельностная сущность личности и ее
отношение с окружающим миром. Философские аспекты
целеполагания в образовании.
История образования и педагогических учений.
Культурно-исторический характер воспитания. За-
рождение идей о всестороннем развитии человека.
Концепция свободного воспитания. Идея развивающе-
го и воспитывающего обучения. Выделение педагоги-
ки в самостоятельную отрасль знания. Реформа-
торская педагогика Х1Х-начала ХХ века. Современ-
ная зарубежная школа.
Развитие педагогики в России: характерные черты
воспитания и обучения детей в период перехода к
феодализму. Влияние христианства на развитие об-
разования и педагогической мысли. Просвети-
тельские реформы нач.ХV111 века. Создание госу-
дарственной системы начального, среднего и высше-
го образования. Развитие революционно-демократи-
ческих педагогических идей. Развитие педагогики
как науки и искусства. Школа и педагогика в
России Х1Х-нач.ХХ века.
Советская школа и педагогика: основные принципы
единой и трудовой школы. Обновление содержания,

- 24 -

организационных форм и методов обучения. Введение
единой системы народного образования в СССР. Раз-
работка теории и практики воспитания в коллекти-
ве. Педология и ее влияние на развитие педагоги-
ки. Осуществление всеобщего среднего образова-
ния. Педагогика сотрудничества. Реформа 1984 г. -
истоки и итоги ее реализации. Российская школа и
педагогика в новой социально-экономической ситуа-
ции.
ПП 09 Основы управления педагогическими систе-
мами:
Социально-педагогические системы, понятие и ви-
ды. Система образования. Образовательные учрежде-
ния как система. Система образования в РФ, зару-
бежных странах.
Основные понятия научного управления. Эволюция
управленческой мысли. Системный и ситуационный
подходы как методология управления. Управление
функционированием и развитием.
Основы управления социальным коллективом. Педаго-
гический коллектив и его развитие. Основные функ-
ции педагогического управления. Управление нефор-
мальными организациями. Показатели качества уп-
равления. Особенности управления образовательными
учреждениями. Управление развитием образования в
образовательном учреждении.
Новые информационные технологии в управлении об-
разованием.
Аттестация педагогических кадров.
ПП 10 Методика преподавания иностранного языка:
Роль и место иностранных языков в системе школь-
ного образования. Возможности учебного предмета
"Иностранный язык" для развития личности учащего-
ся, его способностей к самопознанию и самоучению.
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого
языка на уроках и во внеурочное время.
Теоретические основы методики обучения иностран-
ному языку. Система обучения иностранному языку в

- 25 -

средней школе. Цели, содержание, принципы, методы
и средства обучения иностранному языку в разных
типах учебных заведений.
Концептуальные основы учебника иностранного язы-
ка. Урок как основная единица учебного процесса.
Типы, виды уроков, технология их проведения. Сис-
тема упражнений.
Обучение основным видам иноязычной речевой дея-
тельности. Система формирования фонетических,
грамматических и лексических навыков.
Контроль в обучении иностранному языку. Текущий,
рубежный, итоговый контроль. Функции и формы
контроля.
Анализ и обобщение педагогического опыта.
Основные направления в теории и практике обучения
иностранному языку в истории отечественной и за-
рубежной школы.
Современные технологии обучения иностранному язы-
ку.
ПП 11 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 200
вузом (факультетом)

ПР 00 Дисциплины предметной подготовки 4224


ПР 01 Теоретическая фонетика:
Предмет фонетики как науки, фонетика и фонология,
фонетические членения речи, фонема как единица
языка, звук как единица речи, фонологические шко-
лы, система фонем изучаемого языка, изменения фо-
нем в потоке речи, особенности звуковых измене-
ний, интонация и ее основные компоненты.
ПР 02 Лексикология:
Предмет лексикологии; слово как единица языка,
значение и форма слова, типы значений слова, по-
лисемия и омонимия, лексема и лексико-семантичес-
кие варианты, словарный состав языка, пути изме-
нения словарного состава, социальная и территори-
альная дифференциация словарного состава, слово-
образование, фразеология, лексикография, коммуни-

- 26 -

кативно-прагматические потенции словарного соста-
ва.
ПР 03 Теоретическая грамматика:
Предмет грамматики как науки; грамматический
строй языка, грамматическая форма и грамматичес-
кое значение, грамматические категории, морфоло-
гия и синтаксис, основные единицы морфологии и
синтаксиса, виды морфем, морфемный состав слова,
части речи и их морфологические категории, пред-
ложение в его отношении к языку и речи, типы
предложений, структура предложения, члены предло-
жения, порядок слов, грамматика текста.
ПР 04 Стилистика. Интерпретация текста:
Предмет стилистики как науки; социолингвистичес-
кие и прагматические аспекты стилистики; класси-
фикация стилей и виды стилистических значений;
языковые и стилистические нормы; проблемы выбора
слова; стилистически дифференцированная лексика;
стилистическая характеристика устойчивых словосо-
четаний; морфология, синтаксис и словообразование
в стилистическом аспекте; фоностилистика, микро-
и макростилистика.
Смысловая и стилистическая интерпретация худо-
жественного текста.
ПР 05 История языка:
Предмет истории языка; основные законы историчес-
кого развития языка, сравнительно-исторический
метод изучения языков, основные этапы историчес-
кого развития изучаемого языка, становление наци-
онального литературного языка в связи со станов-
лением нации, формирование системы изучаемого
языка в различные исторические периоды его разви-
тия (фонетика, грамматика, лексика, графика), ли-
тературный язык и диалекты.
ПР 06 Теория перевода:
Перевод как особый вид речевой деятельности, и
общая трансляционная модель, виды перевода, ос-
новные виды переводческих приемов, лексические и

- 27 -

грамматические аспекты перевода.
ПР 07 Сравнительная типология родного и ино-
странного языков*:
Понятие о сопоставительной и контрастивной линг-
вистике. Сопосталение родного и иностранного язы-
ков на разных уровнях языковой культуры: сходства
и различия.
ПР 08 Страноведение:
География, основные этапы истории, политическая
культура и искусство страны изучаемого языка.
Нравы и обычаи, речевой этикет носителей языка.
Лингвострановедение.
ПР 09 Практический курс иностранного
языка:
Фонетический и лексико-грамматический материал,
необходимый для общения в наиболее распространен-
ных ситуациях в официальной и неофициальной сфе-
рах. Виды речевой деятельности (аудирование, го-
ворение, чтение и письмо, перевод с иностранного
языка на родной).
ПР 10 Дисциплины специализации (включают вопросы 500
организации внеучебной деятельности с детьми, обу-
чения с учетом конкретных возрастных периодов раз-
вития личности, а также связанные с психофизичес-
кими и социальными факторами, например, девиантное
поведение и др.).
ПР 11 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 350
вузом (факультетом)

ДС 00 Дисциплины дополнительной специальности, 1000


устанавливаемые вузом (факультетом) с учетом требо-
ваний Государственного образовательного стандарта
по соответствующей специальности

Ф 00 Факультативные дисциплины 50


___________
Всего часов: 8434
- 28 -

П 00 Практика 20 нед.


П 01 Практика по основной специальности
П 02 Практика по дополнительной специальности

И 00 Итоговая государственная аттестация 5 нед.


* по решению Совета вуза данная дисциплина может не


изучаться.
Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:

Теоретическое обучение 156 недель


Практика 20 недель
Экзаменационные сессии 27 недель
Каникулы 38 недель
Итоговая государственная аттестация 5 недель
Отпуск после окончания вуза 4 недели
Резерв времени 5 недель
Общий бюджет времени 255 недель

Примечания:


1. Вуз (факультет) имеет право:


1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного ма-
териала, для циклов дисциплин в пределах 5% без превышения макси-
мального объема недельной нагрузки студента и при условии выполне-
ния требований к уровню подготовленности выпускников.
1.2. Распределять объем часов между дисциплинами внутри цик-
лов и видами практики.
1.3. Осуществлять преподавание в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практи-
ческих занятий, заданий и семинаров по программам, учитывающим ре-
гиональную, национально-этническую, профессиональную специфику,
научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые
обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Определять требования к знаниям и умениям по дисципли-
нам специализации, а также их содержание.

- 29 -

1.5. Определять перечень и содержание курсов по выбору.
1.6. Осуществлять за счет дисциплин дополнительной спе-
циальности подготовку учителей по одной из специальностей, вклю-
ченных в Классификатор и близких по профилю к основной спе-
циальности.
1.7. Использовать часы, отводимые на дисциплины специализа-
ции, на освоение дополнительной специальности.
1.8. Осуществлять подготовку специалистов без дополнительной
специальности, соответствующий объем часов используется для углуб-
ления предметной подготовки по основной специальности.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все
виды аудиторной и внеаудиторной работы, не должен превышать 54 ча-
сов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не
должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27
часов в неделю.При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по факульта-
тивным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени в учебном
году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2 не-
дель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным пла-
ном вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изуче-
ние.
5. Наименование дополнительных специальностей и квалификаций
к ним устанавливается Министерством образования Российской Федера-
ции. Открытие дополнительных специализаций в вузе производится по
согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
6. Студентам, освоившим требования к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по дополнительной специальности (на-
ряду с основной), присваивается квалификация с указанием в димло-
ме, например, "Учитель иностранного языка. Социальный педагог" и
др.
7. Итоговая государственная аттестация осуществляется соглас-
но Положению об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по
высшему образованию от 25.05.94 г. N 3. Формой и содержанием ито-

- 30 -



говой государственной аттестации специалиста должен обеспечи-
ваться контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, за-
вершивших обучение.
Каталог: archivegosvpo -> downloads
downloads -> Вводится в действие с момента переутверждения вместо ранее утвержденного
downloads -> Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью
downloads -> 1. общая характеристика направления
downloads -> Заместитель Председателя
downloads -> В. Д. Шадриков «14» марта 2000 г
downloads -> Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц
downloads -> 1. общая характеристика специальности 031100. 00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью
downloads -> 1. общая характеристика специальности 030100
downloads -> Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса
downloads -> Бакалавра по направлению "Проектирование и технология электронных средств" 4 года

Скачать 92,21 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница